А3 ГИА 9 ср-ва выраз.ppt
- Количество слайдов: 38
Упражнения для выполнения задания А 3
Вспомним теорию
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННОИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА (ТРОПЫ). В число этих средств включают эпитет, сравнение, метафору, олицетворение, метонимию, синекдоху, перифраз, гиперболу, литоту.
Сравнение • СРАВНЕНИЕ - это художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим. Сравнение отличается от других художественных сопоставлений, например, уподоблений, тем, что всегда имеет строгий формальный признак: сравнительную конструкцию или оборот со сравнительными союзами как, будто, словно, точно, как будто и подобными. Выражения типа он был похож на… нельзя считать сравнением в качестве тропа.
Эпитет • ЭПИТЕТ (греч. Epitheton, приложенное) - это один из тропов, являющийся художественным, образным определением. В качестве эпитета могут выступать: прилагательные: кроткий лик (С. Есенин); эти бедные селенья, эта скудная природа…(Ф. ютчев); прозрачная дева (А. Блок); причастия: край заброшенный (С. Есен. Тин); исступленный дракон (А. Блок); взлет осиянный (М. Цветаева); существительные, иногда вместе с окружающим их контекстом: Вот он, вождь без дружин (М. Цветаева); Молодость моя! Моя голубка смуглая! (М. Цветаева).
Метафора • МЕТАФОРА (греч. Metaphora, перенос) - вид так называемого сложного тропа, речевой оборот, при котором свойства одного явления (предмета, понятия) переносятся на другое. Метафора содержит скрытое сравнение, образное уподобление явлений с помощью использования переносного значения слов, то, с чем сравнивается предмет, лишь подразумевается автором. Недаром Аристотель говорил, что "слагать хорошие метафоры - значит подмечать сходство".
МЕТОНИМИЯ - перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности. Смежность может быть проявлением связи: 1) между содержанием и содержащим: Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый! 2) между автором и произведением: Бранил Гомера, Феокрита, / Зато читал Адама Смита. 3) между действием и орудием этого действия: Их села и нивы за буйный набег/ Обрек он мечам и пожарам.
4) между предметом и материалом, из которого предмет сделан: Янтарь на трубках Цареграда, Фарфор и бронза на столе, И, чувств изнеженных отрада, Духи в граненом хрустале. 5) между местом и людьми, находящимися на этом месте: И едва ли кто в городе спал: Ночью пушечный гром грохотал. Не до сна! Вся столица молилась, Чтоб Нева в берега воротилась. Метонимические замены позволяют сделать мысль более яркой, лаконичной, выразительной, придают изображаемому предметную наглядность.
СИНЕКДОХА - разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Обычно в синекдохе употребляется единственное число вместо множественного: К нему и птица не летит, И зверь нейдет. Ученики часто путают метонимию с метафорой: например, рассматривая оборот «гуляло все село» , они резонно говорят, что здесь неживой предмет «село» олицетворяется, следовательно, перед нами пример метафоры.
Есть достаточно надежное и простое правило, позволяющее отличить два этих приема: метафора легко переводится в сравнение при помощи слов «как бы» , «словно» , «вроде» и т. д. , а метонимию трансформировать в сравнение нельзя. Сравните два выражения: «спит усталый ветер» и «спит усталый город» . Мы можем сказать: «ветер спит подобно человеку» (ветер соотносится по действию с живым существом), попытка подобным образом записать второе выражение приводит к логической несуразице: ясно, что в городе спят находящиеся в домах люди.
Упражнение № 1. Объясните, на чем основывается метонимический перенос в следующих выражениях: а) его ожидали скипетр и золотая мантия; б) он снял с полки Бунина; в) лисья шуба взвизгнула тонко и пронзительно; г) весь зал оглушительно захлопал; д) перо кипело страстью; е) истину нельзя добыть кулаком; ж) вернулся он старым, измученным человеком и бросил якорь у крутого океанского берега, где мирно дремала тихая деревушка.
Упражнение № 2. Выделите в метонимию. Определите художественные функции. тексте ее Просторечие - разговорная речь преимущественно городского населения: части дворянства, мелкого и среднего чиновничества, духовенства, разночинной интеллигенции, мещанства. Оно сильно отличалось и от архаизированного книжного языка, и от офранцуженной речи светского круга. Образцом просторечия Пушкин считал язык московских улиц, живое слово шумных торговых рядов.
ПЕРИФРАЗ - оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. (Мы часто говорим: «автор «Героя нашего времени» вместо «М. Ю. Лермонтов» ). Перифраз особенно был характерен для классицистической поэзии, поскольку позволял «оборачивать» изображаемое явление кружевами высокой, торжественной образности: «Колумб российский через воды/ Спешит в неведомы народы» ; «Смиритель стран Казанских» . Перифраз позволяет придать тексту торжественное, возвышенное звучание. Он может быть также использован для создания комического эффекта. Очень часто перифраз позволяет избежать неоправданных повторов и служит для связи предложений.
Упражнение № 1. Найдите соответствия. 1) спаситель Капитолия а) муза 2) блистающая сталь 3) солнце русской поэзии б) зима в) Прометей 4) весна человеческой жизни г) швед 5) седая чародейка д) сабля 6) пермесская богиня 7) потомок викингов отважных е) гусь ж) Пушкин 8) волшебный прибор Левенгука 9) прикованный к скале Титан 3) Гомер и) микроскоп 10) бессмертный творец «Илиады» к)юность
ГИПЕРБОЛА и ЛИТОТА. Гипербола - образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. Литота -выражение, содержащее, в противоположность гиперболе, непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо явления: Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить (Н. Некрасов). Использование гиперболы и литоты позволяет писателю усилить выразительность образа, выделить мысль, придать ей необычную форму и яркую эмоциональную окраску. Так, Некрасов заканчивает стихотворение, посвященное Николаю Добролюбову, следующими строчками: Природа-мать! Когда б таких людей Ты иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни. . .
Гиперболизация основана не на переносе значения, а на демонстративно-преувеличенном изображении каких-либо качеств, свойств, признаков явления. Например, можно сказать: «Мужчина крикнул громко» . А вот иной вариант сообщения о том же самом явлении: «Он так кричал, что в соседних домах стекла повылетали» . Содержание фразы как будто бы осталось прежним: нам сообщили о мужчине, который издал очень громкий крик, но использование преувеличения позволило, вопервых, придать ей образность, во-вторых, сообщение приобрело явную эмоциональность
Художественный эффект гиперболы (как и литоты) основывается на удивительном парадоксе: она самым очевидным образом противоречит законам объективной действительности, формальной логике, эмпирическому опыту. Но при этом она воспринимается не как обман, а как факт художественной реальности, как особая форма существования истины, сила которой не в соответствии здравому рассудку, а в ее эмоциональной убедительности.
Упражнение № 1. Создайте гиперболы и литоты. Чтобы вы могли понять, какой нос был у Ландоцкого, представьте Она узнала о его смерти на следующий день, и с тех пор солнце больше_____________. Он схватил пудовый котел с кашей, которой хватило бы, чтобы досыта_________дюжих молодцов, и______________ '. Руки у нее были тоньше _________. Таких глаз не было___________ . Стало так тихо, что можно было услышать, как на другом конце Земли ______________
A 3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. • 1) – Вам чего? – грубо спросил Санька с тем выражением, с каким в деревне все разговаривают с побирушками. • 2) – Возьми-кась, – проговорил Санька, ощущая, как растѐт в нѐм ехидная злость, и сознание превосходства, и непонятное презрение к этим троим. • 3) Детдомовские, все втроѐм, двинулись на него – Санька приготовился к драке. • 4) Санька кинулся было в избу, но столкнулся на пороге с матерью, которая держала в руках чугунок.
А 3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. • 1) Проходя по коридорам, он поднимал плечи и наклонял голову: ему казалось, что так он выглядит гораздо старше. • 2) Загорелся спор, и неожиданно студенты поняли, что прав Ландау! • 3) Благодаря этой книге он понял, что для человека нет ничего недостижимого! • 4) Добиваясь больших успехов, он при этом избегал громких слов и ненавидел хвастовство.
А 3. Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является метафора. • 1) Да, он был очень странным, этот высокий, нескладный в движениях лейтенант. • 2) Очевидно, после ужина он бродил где-то по лесным опушкам, потому что к голенищам его сапог прилипли осенние листья. • 3) Яровой поднял голову, и лѐтчики увидели его глаза… • 4) В больших глазах ребѐнка застыло удивление перед громадным, ещѐ не понятным ему миром.
А 3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет. • 1)От крыльца до сарая тянется дорожка, по которой я сделал первые в жизни шаги. • 2) Мы обедали на кухне, как вдруг что-то тяжёлое ударилось о землю и стало светло. • 3) Тень бросает ясень, свесивший свою могучую раскидистую крону на забор и сарай. • 4) Когда-то тут была большая рябина, но она подгнила и упала.
А 3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. • 1) Я её такой за всю войну не видел (предложение 6). • 2) Она заслуженная артистка республики, ленинградская балерина, попавшая к нам в эвакуацию (предложение 2). • 3) Расхаживала по комнате, разводила руками, напевала какие-то мелодии и рассказывала, как давно, в молодости, на каникулы их повезли в Ленинград и там повели в театр, на балет (предложение 7). • 4) Пусть побудет ещё немного в своей отдалённой памяти, в золочёном дворце, где показывают балет (предложение 32).
А 3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет. • 1) Что я почувствовал, вновь переступив знакомый порог? • 2) Солнце брело по крышам, тени становились длиннее, и моя душа осязала прозрачность воздуха и даже, кажется, невидимую дугу – след ласточки, размашистый её полёт в покое и сладкозвучной тишине. • 3) Будто я что-то потерял и знаю, что потерял без возврата, навеки. • 4) Я стоял, как тогда, до войны, у самого порога, и было на душе у меня пусто, будто я ночью иду по пустой дороге.
А 3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет. • 1) Я тоже когда-то собирал, мы приносили их домой целыми сотнями. • 2) Особенно много их всегда было под большим диваном. • 3) Вспоминается наша улица – бульвар с могучими каштанами, которые разрослись, образовав свод. • 4) На них много пыли, её сметают только перед Новым годом, Первым мая и мамиными именинами двадцать четвёртого
А 3. Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является метафора. • 1) Я верил каждой клеточкой тела, каждой волосинкой ощущал, что другого пути у меня в жизни не будет, только в цирк! • 2) И всю свою жизнь, начиная с восьми лет, я целенаправленно готовил себя к профессии клоуна. • 3) Случилось это в Англии. Я должен был там выступать, но переправить туда своих четвероногих без карантина не мог. • 4) Я смастерил массу игрушек, и с британскими кошками мы повторили все трюки, которые выполняли их московские «коллеги» , и даже сумели создать много нового и интересного.
А 3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. • 1) От льна, цветов, яблок в пушкинских комнатах всегда пахнет солнцем, чистотой. • 2) Когда приступал к работе в музее новый экскурсовод или молодой студент-практикант – все они обязательно просили тётю Шуру послушать их экскурсию и сказать своё слово. • 3) Бывало, проходишь с гостями по музею и слышишь: «А ведь она у вас совсем как Арина Родионовна!» • 4) В комнате няни она обычно читала наизусть письма Арины • Родионовны, которые няня писала Пушкину из Михайловского, и в устах рассказчицы они звучали особенно задушевно. •
А 3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. • 1) Замечательный человек, встретившийся мне, был Игнатий Дмитриевич Рождественский, сибирский поэт. • 2) Послушав, без церемоний бросал, сердито сверкая толстыми линзами очков: «Недоросль! Под потолок вымахал, а читаешь по слогам!» • 3) Я хорошо запомнил, что на том уроке в классе никто не только не баловался, но и не шевелился. • 4) Очень полюбили мы самостоятельную работу – не изложения писать, не зубрить наизусть длинные стихи и прозу, а сочинять, творить самим.
23. 1. 12
23. 1. 12
23. 1. 12
23. 1. 12
23. 1. 12
23. 1. 12
23. 1. 12
23. 1. 12