Тема 12 Материальная культура 20 века.pptx
- Количество слайдов: 72
УО «Барановичский государственный университет» История материальной культуры Тема 12 Материальная культура 20 века Разработал: преподаватель кафедры технологии и изобразительного искусства Лукашевич Татьяна Михайловна
Тематический план: v Модернистские художественные направления; v Новые направления в дизайне; v Декоративно-прикладное искусство 20 века; v Европейский костюм начала 20 века; v Ведущие модельеры западно - европейского костюма, их роль в развитии моды 20 века
Рекомендуемая литература 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Арутюнов, С. А. Современный быт японцев / С. А. Арутюнов. - Москва, 1968. Беловинский, Л. В. История русской национальной культуры / Л. В. Беловинский. – Москва, 1995. Бромлей, Ю. В. , Подольный, Р. Г. Создано человечеством / Ю. В. Бромлей, Р. Г. Подольный. - Москва, 1984. Буровик, К. А. Родословная вещей / К. А Буровик. – Москва, 1991. Гранин, Д. Сад камней / Д. Гранин. – Москва, 1972. Гуревич, А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников / А. Я. Гуревич. – Москва, 1989. Каминская, Н. М. История костюма / Н. М. Каменская. – Москва, 1986. Ковешникова, Н. А. Дизайн: история и теория / Н. А. Ковешникова. – Москва, 2006. Романюк, М. Ф. Белорусская народная одежда / М. Ф. Романюк. – Минск, 1981.
Дополнительная литература 1. Блохина, И. В. Всемирная история костюма, моды и стиля / И. В. Блохина. – 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Минск, 2007. Градова, К. , Гутин, Е. Театральный костюм / К. Градова, Е. Гутин. – Москва, 1987. Забелин, И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях / И. Е. Забелин. – Москва, 1990. Захаржевская, Р. В. История костюма / Р. В. Захаржевская. – Москва, 2007. Кес, Д. Стили мебели / Д. Кес. - Будапешт, 1981. Кондаков, И. В. Введение в историю русской культуры (теоретический очерк) / И. В. Кондаков. – Москва, 1994. Мерцалова, М. Н. Костюм разных времён и народов / М. Н. Мерцалова. – Москва, 1993. Рабинович, М. Г. Очерки материальной культуры русского феодального города / М. Г. Рабинович. – Москва, 1988. Сыромятникова, И. С. История причёски / И. С. Сыромятникова. – Москва, 1983.
Модерни зм (итал. modernismo — «современное течение» ; от лат. modernus — «современный, недавний» ) — направление в искусстве XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля
Модернизм — совокупность художественных направлений в искусстве второй половины 19— середины 20 столетия. Наиболее значительными модернистскими тенденциями были: Импрессионизм; Модерн; Экспрессионизм; Нео- и постимпрессионизм; Фовизм; Кубизм; Футуризм. А также более поздние течения — абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм.
В узком смысле модернизм рассматривается как ранняя ступень авангардизма, начало пересмотра классических традиций. В широком смысле модернизм — «другое искусство» , главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка.
Аванга рд (фр. Avant-garde — «передовой отряд» ) — обобщающее название течений в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков, выраженное в полемически-боевой форме Авангард характеризуется экспериментальным подходом к художественному творчеству, выходящим за рамки классической эстетики, с использованием оригинальных, новаторских средств выражения, подчёркнутым символизмом художественных образов.
Авангардийские направления: Кубизм; Экспрессионизм; Футуризм; Сюрреализм; Дадаизм
Куби зм (фр. Cubisme) — авангардистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы. Возникновение кубизма традиционно датируют 1906— 1907 г. и связывают с творчеством Пабло Пикассо и Жоржа Брака. Термин «кубизм» появился в 1908 г.
Пабло Пикассо «Авиньонские девицы»
Пабло Пикассо «Завтрак слепого»
Пабло Пикассо «Герника»
Жорж Брак «Замок Ла-Рош-Гюйон»
Жорж Брак «Черные рыбы. 1942 »
Экспрессиони зм (от лат. expressio, «выражение» ) — течение в европейском искусстве, получившее развитие примерно в начале 1905— 1920 годов, характеризующееся тенденцией к выражению эмоциональной характеристики образов (обычно человека или группы людей) или эмоционального состояния самого художника. Подчеркивается субъективность творческого акта. Используются мотивы боли, крика, так что принцип выражения стал преобладать над изображением
Энсор Джеймс
«АВТОПОРТРЕТ В ШЛЯПЕ С ЦВЕТАМИ 1883 г. »
"Опасные повара", 1896.
Футури зм (лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910 -х — начала 1920 -х годов, прежде всего в Италии и России Футуризм провозглашал революцию формы, независимой от содержания, абсолютную свободу поэтического слова. Футуристы отказывались от литературных традиций.
Умберто Боччони — Улица входит в дом. 1911
«АВТОПОРТРЕТ 1908 »
«Состояния души III. Те, кто остаются» (1911).
«Состояние души»
Сюрреали зм (фр. surréalisme — сверхреализм) — направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920 -х во Франции. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. Одними из величайших представителей сюрреализма в живописи стали Сальвадор Дали, Макс Эрнст и Рене Магритт.
Сальвадор Дали Автопортрет с рафаэлевской шеей
Сальвадор Дали «Предчувствие гражданской войны 1936 г. »
"Тереза Солбес"
Дадаи зм, или дада — модернистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино. Зародилось во время Первой мировой войны в нейтральной Швейцарии, в Цюрихе (Кабаре Вольтер). Существовало с 1916 по 1922 г. Главной идеей дадаизма было последовательное разрушение какой бы то ни было эстетики.
Макс Эрнст «Пейзаж с прорастающим зерном. 1936 г»
«Слон Целебес»
"Око безмолвия"
Новые направления в дизайне: Конструктивизм; Функционализм; Постмодернизм
Конструктиви зм — советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 — первой половине 1930 годов. Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. Конструктивизм в дизайне характеризуется функциональностью и простотой, обилием солнечного света и простора, естественностью и натуральностью. Жилые и общественные пространства создаются без чёткого разделения на зоны, с прямыми линиями и строгой геометричностью, повторяя квадратные, треугольные и прямоугольные фигуры. Создавая стиль Конструктивизм в интерьере, используют простые цвета, без каких либо оттенков и игры света. Лидирующим считается белый, но красный, синий и жёлтый также уместны.
Функционализм — направление в архитектуре XX века, требующее строгого соответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам (функциям). Функционализму свойственны простые, мобильные, многофункциональные формы: кресло-кровать, диванкровать, уголок, столик на роликах. В интерьере преобладают чистые и лаконичные формы, большая роль отводится текстурам и фактурам отделочных материалов. Функционализм сформировал ряд норм, вошедших в понятие под названием Евростандарт.
Постмодерни зм (фр. postmodernisme ) — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века
Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro — украшаю) — раздел декоративного искусства (область пластических искусств): создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение.
Основные виды декоративно-прикладного искусства: Ба тик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов; Свободная роспись; «Шибори» — так называемый складной батик. Результат достигается также путем перевязывания и окрашивания, но более предсказуем, так как ткань складывается определенным образом; Гобелен (фр. gobelin) — один из видов декоративноприкладного искусства, стенной безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. ; Резьба по дереву и др. ;
Основными факторами, определившими развитие европейского костюма в начале XX в. , были мощный технический подъем, повсеместное господство промышленного массового производства, новые условия и новый образ жизни (развитие транспорта, использование женского труда на производстве), влияние спорта и войны 1914— 1918 гг. Мода все больше становится предметом купли-продажи, изменения ее происходят все чаще.
Во Франции, законодательнице мировой моды, создаются первые Дома моды, появляется профессия кутюрье — художникамодельера одежды. Именно кутюрье впервые начинают создавать рациональный стиль костюма, отличающийся сдержанной простотой, отсутствием лишних деталей, дорогой отделки.
В начале XX в. стиль модерн, утвердившийся в женском костюме еще в XIX в. , продолжает оказывать большое влияние на силуэт, использование тканей, декоративное решение костюма. Наиболее интересен силуэт в профиль, который создается с помощью корсета s-образной формы.
Костюм 1900— 1914 годов. Расцвет стиля модерн в женском костюме
Дорогие текучие ткани модерна орнаментировались стилизованными формами вьющихся, экзотических, болотных растений, водорослей, раковин, медуз, внутренним строением цветов и листьев. Узор располагался асимметрично
Цветовая гамма строилась на умеренных приглушенных тонах: глубокий гранатовый, темно-зеленый, табачный, бронзовый, многочисленные оттенки серого, нежно-голубого и розового. Декоративное решение костюма осуществляется путем сопоставления фактур материалов (бархата, атласа, шифона, дорогого меха), изысканных цветовых сочетаний (синего с зеленым, желтого с зеленым, серого с розовым), широкого применения кружев и вышивки крупного рисунка шелком, бисером, драгоценными камнями. Крой юбок — в основном клеш. Костюм дополняют шляпы огромных размеров, украшенные цветами, бантами, перьями, а также пышные прически
Развитие женского костюма в 1915— 1925 годах
В напряженной обстановке первой мировой войны общественная значимость женщин резко возрастает. Это создание практичной, не стесняющей движений одежды, упразднение корсетов, укорочение длины юбок. Уже в первый год войны длина женских платьев доходит до щиколотки, затем до середины икры. Одежда характеризуется мягкими линиями силуэта, умеренными объемами. Появляются новые удобные и практичные виды одежды: широкие и свободные пальто, жакеты, деловые костюмы разнообразных форм, рабочая и производственная одежда.
Главной чертой моды этих лет становится свобода формы. Свободно висят на плечах блузки, рукава, пелерины. Их характеризуют силуэт — «бочонок» , фантастическая отделка: широкие оборки, баски, пояса, не прилегающие к фигуре, неровные края низа юбок. Мягкие ткани маскируют естественные очертания фигуры. Обувь разнообразна по назначению: ботинки на шнуровке и пуговицах, закрытые и открытые туфли на невысоком плотном каблуке для повседневного ношения и на тонком высоком и изогнутом — для торжественных случаев.
Современные стили в костюме Классический Деловой Ретро "casual" Милитари Кантри Спортивный Романтический Фольклорный «Шанель» Джинсовый и др.
Классический стиль одежды не терпит излишнего декора и нарочитой экстравагантности. Он признает строгость, скромность, простоту и минимализм во всем.
Одежда этого стиля предназначена для офисной работы и должна быть удобной. Приталенные классические силуэты здесь сменились на объемные, свободные и расклешенные. Многие детали заимствованы из спортивного стиля, например, рукав реглан, кнопки и молнии в качестве застежки. Офисной одежде необязательно быть элегантной: она должна подчеркивать солидность, статус, вызывать доверие.
Полная противоположность классическому и ретро стилям одежды - стиль casual (с англ. –повседневный, легкомысленный). В стиле casual часто используются винтажные и hand made–вещи, наряды «из бабушкиного сундука» и из магазинов подземных переходов.
Гораздо более дружелюбен фольклорный, или кантри стиль одежды. В качестве повседневного он не подойдет - одеться в деревенской стилистике можно для прогулки на природе, поездки на дачу или в загородный дом. Его силуэты свободные и спокойные – платья, сарафаны, блузы и длинные юбки широкого покроя, юбка-брюки, свободные вязаные свитера и кардиганы.
Одежда спортивного стиля – самая комфортная и неприхотливая в носке, поэтому из формы для занятий спортом она постепенно переквалифицировалась в повседневную. Практически из каждого вида спорта наш гардероб заимствовал какой-нибудь фасон: из тенниса – шорты, короткие трикотажные юбки и платья, из футбола – футболки и гетры, из верховой езды – леггинсы и т. д.
Шанель — это не только духи и одежда, это еще и стиль Шанель. К нему относят нарядно–деловые костюмы. Именно Шанель подарила женщинам женские брюки. Она предложила отказаться от корсета, освободила тело и раскрепостила душу. Знаменитые 30 -е годы усыпанные блестками платья и маленькие черные платья для коктейля также принадлежат Шанель. Самое характерное для костюма Шанель — это карманы, пуговицы и кайма.
Ведущие модельеры западно европейского костюма, их роль в развитии моды 20 века
Многие считают, что мода начала XX века – это Париж. В начале XX века известный французский модельер Поль Пуаре (Paul Poiret) упразднил корсеты. Корсеты несколько столетий были непременной принадлежностью женской одежды. Избавившись от корсетов, женские платья стали гораздо удобнее еще и потому, что Поль Пуаре укоротил их. Это немедленно отразилось на длине волос. В моду вошли короткие стрижки, которые подчеркивались легкими кудряшками или «волнами» . Но ещё более значительно его достижение в кардинальном изменении формы женского платья. Прямое платье, платье – рубашка, удлинённый силуэт, брюки – шаровары и узкие юбки обязаны своим появлением на авансцене Моды Пуаре. Он впервые продемонстрировал женские блейзеры и экзотические платья – кимоно. В 1912 году он сделал первое модное шоу. Разъезжал с моделями по стране, открывал бутики, много и активно пропагандировал моду.
В 20 -е годы, знаменитая Габриэль Шанель внедрила в женский гардероб исконно мужские предметы одежды – пиджак, брюки, строгие рубашки с галстуками, в корне изменив тем самым стиль женской одежды. Несмотря на то, что Шанель ввела моду на женские брюки, сама она их носила редко. Костюм, кокетливая шляпка, закрывающая пол-лица, высокий каблук - образ элегантной, уверенной и себе сексуальной дамы без возраста. Она предложила свое знаменитое "маленькое черное платье" из муслина с длинной нитью искусственного жемчуга, в прошлом униформу парижских продавщиц, без которого теперь гардероб любой модницы считается неполным.
В 1920 году Мадлен Вионне (Madeleine Vionnet) ввела в моду платье с косым подолом. К концу 20 -х годов линия талии снижается и устанавливается где-то в районе бедер, длинные юбки перестают быть такими популярными, а в моду входит длина миди. Настоящими хитами в те годы стали объемные пальтокимоно с шалевыми воротниками. Они вполне удовлетворялись страсть к экзотике и в то же время были теплыми и комфортными
В 30 -е годы мода вернулась к приталенным формам, которые гораздо больше соответствовали естественным пропорциям женской фигуры и в какой-то степени возвращали привычный женский образ. В это время Марлен Дитрих (Marlene Dietrich) ввела в женскую моду смокинги. Эталоном красоты стала романтическая женщина с кукольным лицом, маленьким, пухлым, ярким ртом, с мелкой завивкой. И по-прежнему в моде высокая, худощавая фигура с довольно широкими плечами, тонкой талией и узкими бедрами. Именно такой стала идеальная фигура манекенщицы, такой она остается и теперь. Тридцатые годы стали эпохой голливудских кинозвезд, которые диктовали правила во всем – от стандартов фигуры до модных силуэтов. Они кутались в пелерины, палантины, боа и пышные горжетки из песца, лисы и норки, которые идеально сочетались с платьями из натурального шелка, парчи и атласа.
В 1947 году Кристиан Диор (Christian Dior) показал свою первую коллекцию под названием "New look". Он представил публике абсолютно новый, революционный женский образ с узкой талией, подчеркнутой высоким бюстом, округлыми, аккуратными плечами и полными бедрами. А в 1949 году он получил лицензию на производство нейлоновых чулок. Появились нижние юбки и прозрачные капроновые блузки. Женщины опять начали проявлять интерес к декоративной косметике. Особое внимание они уделяли глазам. Верхние веки подводили цветными тенями. В моду входят объемные прически (начесы).
Эскиз европейского костюма 20 века
Тема 12 Материальная культура 20 века.pptx