Тема 2.2 Структура и функции семьи.pptx
- Количество слайдов: 16
УНКЦИИ ТУРА И Ф СТРУК СЕМЬИ РЫ ПП И СПД ОДАВАТЕЛЬ КАФЕД ЕП ПОДГОТОВИЛА: ПР ФУФАЕВА Ю. Ю.
ПЛАН: 1. ПОНЯТИЕ СТРУКТУРЫ СЕМЬИ. 2. СЕМЕЙНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В ОБЩЕСТВАХ РАЗЛИЧНОГО-КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ТИПА.
• СТРУКТУРА СЕМЬИ – ЭТО РАЗМЕР, СОСТАВ СЕМЬИ. СТРУКТУРА СЕМЬИ ЗАВИСИТ ОТ СПОСОБА ОРГАНИЗАЦИИ, ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ЕЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ, РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛОВОЗРЕЛЫХ РОЛЕЙ В СЕМЬЕ.
ТРАДИЦИОННО ВЫДЕЛЯЮТ ДВА ТИПА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ: • АВТОРИТАРНЫЙ – ЛИДЕРСТВО (РУКОВОДСТВО СОСРЕДОТОЧЕНО В РУКАХ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА), НАПРИМЕР, ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ ТИП СЕМЬИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ; • ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ – ПАРТНЕРСТВО (ПРЕДПОЛАГАЕТ РАВНОЕ УЧАСТИЕ В РЕШЕНИИ СЕМЕЙНЫХ ПРОБЛЕМ).
АМЕРИКАНСКИЙ УЧЕНЫЙ ХЕРБТСТ ВЫДЕЛЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ТИПЫ СЕМЕЙ: • АВТОНОМНЫЙ – У МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ РАВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ И РАВНЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ ПОЗИЦИИ, РЕШЕНИЕ В СЕМЬЕ ПРИНИМАЮТСЯ СООБЩА И НОСЯТ КОМПРОМИССНЫЙ ХАРАКТЕР; • ГОСПОДСТВУЮЩУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ МУЖ. ОСОБЕННОСТИ ЕГО ХАРАКТЕРА – ЕГО МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНИ ЯВЛЯЕТСЯ ОПРЕДЕЛЯЮЩИМ ДЛЯ ВСЕХ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ. • РЕШАЮЩУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ ЖЕНА, НО РОЛЬ МУЖА ВЫСОКА. РЕШЕНИЯ ПРИНИМАЮТСЯ НА ОСНОВЕ ПРИЗНАНИЯ ПРАВА КАЖДОГО СУПРУГА НА САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ.
ТИПОЛОГИИ СТРУКТУРЫ СЕМЬИ: 1) ПО КОЛИЧЕСТВУ ПОКОЛЕНИЙ: • - СУПРУЖЕСКАЯ СЕМЬЯ (1 ПОКОЛЕНИЕ) • - НУКЛЕАРНАЯ СЕМЬЯ (2 ПОКОЛЕНИЯ) • - РАСШИРЕННАЯ СЕМЬЯ (БОЛЕЕ 2 -Х ПОКОЛЕНИЙ) 2) ПО КОЛИЧЕСТВУ ДЕТЕЙ: • - БЕЗДЕТНЫЕ, • - МАЛОДЕТНЫЕ, • - СРЕДНЕДЕТНЫЕ (2 ДЕТЕЙ), • - МНОГОДЕТНЫЕ (3 И БОЛЕЕ ДЕТЕЙ);
3) ПО КАЧЕСТВЕННОМУ ПРИЗНАКУ - В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВЛАСТИ И ОБЯЗАННОСТЕЙ В СЕМЬЕ: • • ТРАДИЦИОННАЯ СЕМЬЯ - МУЖ МАТЕРИАЛЬНО ОБЕСПЕЧИВАЕТ СЕМЬЮ, ОН ПРИНИМАЕТ ОСНОВНЫЕ РЕШЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ЕЕ ЧЛЕНОВ. ЖЕНА НЕ РАБОТАЕТ ИЛИ ПРЕСТИЖ ЕЕ РАБОТЫ И ЗАРАБОТОК НИЖЕ, ЧЕМ У МУЖА. ОНА ВЫПОЛНЯЕТ БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ ДОМАШНИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ, ВОСПИТЫВАЕТ ДЕТЕЙ. МНЕНИЕ ДЕТЕЙ УЧИТЫВАЕТСЯ МАЛО ИЛИ ИМЕЕТ ПОДЧИНЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ; ЭГАЛИТАРНАЯ СЕМЬЯ - ОБА ПАРТНЕРА РАБОТАЮТ, ВЛАСТЬ И ОБЯЗАННОСТИ ДЕЛЯТСЯ СУПРУГАМИ НА РАВНЫХ ИЛИ ПО ИНТЕРЕСАМ. ОСНОВНЫЕ РЕШЕНИЯ ПРИНИМАЮТСЯ СОВМЕСТНО. К ДЕТЯМ ОТНОСЯТСЯ КАК К ЛИЧНОСТЯМ, ПО МЕРЕ ВЗРОСЛЕНИЯ ИХ МНЕНИЕ УЧИТЫВАЕТСЯ.
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СЕМЬИ: • РОСТ ДОЛИ ВНЕБРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ; • РОСТ МАЛОДЕТНЫХ И ОДНОДЕТНЫХ СЕМЕЙ, • УВЕЛИЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА СЕМЕЙ, ГДЕ МОЛОДЫЕ СЕМЬИ ЖИВУТ С РОДИТЕЛЯМИ, • РОСТ СОЦИОСМЕШАННЫХ СЕМЕЙ ЗА СЧЕТ ОСЛАБЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ И ЭТИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ, • СНИЖЕНИЕ СТАБИЛЬНОСТИ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ, РОСТ ДОЛИ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ В РЕЗУЛЬТАТЕ РАЗВОДОВ, СМЕРТИ ОДНОГО ИЗ СУПРУГОВ, РОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ОДИНОКИМИ МАТЕРЯМИ, • СНИЖЕНИЕ ИНТЕНСИВНОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКОВ, • СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА УВЕЛИЧИВАЕТСЯ: У МУЖЧИН – 25 ЛЕТ, У ЖЕНЩИН – 23 ГОДА.
ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЛИЯНИЕ СТРУКТУРЫ СЕМЬИ НА УКЛАД ЖИЗНИ, ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ СЕМЬЯМИ. • ПРАРОДИТЕЛИ (БАБУШКИ И ДЕДУШКИ) В СИСТЕМЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОКОЛЕНИЙ МОЖНО РАССМАТРИВАТЬ В РАЗЛИЧНЫХ АСПЕКТАХ: 1) КАК ИСТОРИЧЕСКИ И КУЛЬТУРНО ИЗМЕНЧИВОЕ ЯВЛЕНИЕ; 2) КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ; 3) КАК ЛИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПРАРОДИТЕЛЕЙ (БАБУШЕК/ДЕДУШЕК) И ИХ ДЕТЕЙ И ВНУКОВ.
ИСТОРИЧЕСКИ И КУЛЬТУРНО ИЗМЕНЧИВОЕ ЯВЛЕНИЕ • В ТАК НАЗЫВАЕМЫХ ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ БЫЛ ТЕСНО СВЯЗАН С КАТЕГОРИЕЙ ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА, ЕГО ПОСТЕПЕННОГО НАКОПЛЕНИЯ И ПЕРЕДАЧИ МОЛОДЫМ. ОБЫЧАИ, ТРАДИЦИИ, ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, НАСЛЕДИЕ – ВСЕ ЭТИ МЕХАНИЗМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО БЫТИЯ ПРЕДПОЛАГАЮТ УВАЖЕНИЕ К ПРЕДКАМ И ВЫСОКИЙ АВТОРИТЕТ СТАРШИХ. ОДНАКО ХАРАКТЕР ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПОКОЛЕНИЯМИ НЕ ОСТАЕТСЯ НЕИЗМЕННЫМ.
СВЯЗЬ СТАРШИХ И МЛАДШИХ ПОКОЛЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕ И СЕМЬЕ КАК МЕХАНИЗМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДОВАНИЯ. • КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ ОДНИМ ИЗ ПЕРВЫХ ОБРАТИЛСЯ К ИДЕЕ ПОНИМАНИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА КАК ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМОГО ИСТОЧНИКА МУДРОСТИ, НОРМ, ЦЕННОСТЕЙ, ПРАВИЛ. ОН РАССМАТРИВАЛ «КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ» В КАЧЕСТВЕ ОДНОЙ ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ СТРУКТУРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ, КОТОРОЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ХРАНИЛИЩЕ СЛЕДОВ ПАМЯТИ НАШИХ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕДКОВ. «КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ» НАСЛЕДСТВЕННО ПРЕДОПРЕДЕЛЕНО И ОДИНАКОВО ДЛЯ ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, ОНО СОДЕРЖИТ АРХЕТИПЫ – ПЕРВИЧНЫЕ МОДЕЛИ ВОСПРИЯТИЯ И ПОВЕДЕНИЯ.
ЧУВСТВА ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРЕДКАМ: • ГОРДОСТЬ ЗА ВЫДАЮЩИХСЯ ПРЕДКОВ БЕЗ КАКОЙ-ЛИБО НАДЕЖДЫ НА ТО, ЧТОБЫ ПРЕВЗОЙТИ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ; • ИДЕАЛИЗАЦИЯ (РОМАНТИЧЕСКАЯ ИЛИ ПАРАДОКСАЛЬНАЯ, ОРИЕНТИРУЮЩАЯСЯ НА ОДНУ, СВОЕОБРАЗНО ВЫХВАЧЕННУЮ, ЧЕРТУ – «БОДРАЯ СТАРУШКА» ); • СОПЕРНИЧЕСТВО.
2. СЕМЕЙНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В ОБЩЕСТВАХ РАЗЛИЧНОГО-КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ТИПА. • КЛЮЧОМ К ПОНИМАНИЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ ЯВЛЯЕТСЯ КАТЕГОРИЯ «СОЦИАЛЬНОИСТОРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» - ТИПИЧНЫЙ ВИД ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ И ОБЩЕСТВА НА ОПРЕДЕЛЕННОМ ЭТАПЕ ИХ РАЗВИТИЯ.
А. Г. АСМОЛОВ ВЫДЕЛЯЕТ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ «КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ» : 1) КАТЕГОРИЯ «СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» ОТРАЖАЕТ СОЦИАЛЬНОИСТОРИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ДЕТЕРМИНАЦИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ, НЕОТЪЕМЛЕМОСТЬ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОТ ЭВОЛЮЦИОНИРУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА. 2) СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ПРОСТРАНСТВО ВЫБОРА, ОБЪЕКТИВНО ЗАДАННОЕ ПОЯВИВШЕМУСЯ НА СВЕТ В ТОМ ИЛИ ИНОМ ОБЩЕСТВЕ ИНДИВИДУ. УЖЕ ПРИ ПОЯВЛЕНИИ НОВОРОЖДЕННЫЙ СТАНОВИТСЯ ЧЛЕНОМ КОНКРЕТНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ, ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА ЖИЗНИ КОТОРОЙ ВЫСТУПАЮТ КАК ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПО ТОМУ ИЛИ ИНОМУ ЖИЗНЕННОМУ СЦЕНАРИЮ. ПРОСТРАНСТВО ВЫБОРА В СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ РЕГЛАМЕНТИРУЕТСЯ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ЧЕРЕЗ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 3) СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ИМЕЕТ ЦЕННОСТНЫЙ МОТИВООБРАЗУЮЩИЙ ХАРАКТЕР, ВЫРАЖЕННОЙ В СОЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: • ИЗУЧЕНИЕ СИСТЕМЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ.