UML.pptx
- Количество слайдов: 80
Unified Modeling Language (унифицированный язык моделирования) Введение в язык UML
Литература • Буч Г. , Рамбо Д. , Якобсон А. Язык UML. Руководство пользователя. Второе издание. — ДМК, 2006, 496 с. • Фаулер М. UML. Основы. 3 -е издание. — Символ-Плюс, 2005, 192 с. • Буч Г. , Якобсон А. , Рамбо Д. UML. 2 -е издание Классика CS. — Спб. , Питер, 2005, 736 с. • Буч Г. , Якобсон А. , Рамбо Д. Унифицированный процесс разработки программного обеспечения. Питер, 2002, 496 с. • Крэг Л. Применение UML 2. 0 и шаблонов проектирования, 3 -е издание. Вильямс, 2007, 736 с. • Рамбо Д. , Блаха М. UML 2. 0. Объектно-ориентированное моделирование и разработка. Питер, 2007, 540 с.
UML Унифицированный язык моделирования (Unified Modeling Language, UML) является графическим языком для визуализации, специфицирования, конструирования и документирования систем, в которых большая роль принадлежит программному обеспечению.
Введение в процесс моделирования Центральным элементом деятельности, ведущей к созданию первоклассного программного обеспечения, является моделирование. • Модели позволяют наглядно продемонстрировать желаемую структуру и поведение системы. • Модели необходимы для визуализации и управления ее архитектурой. • Модели помогают добиться лучшего понимания создаваемой системы, что зачастую приводит к ее упрощению и возможности повторного использования. • Модели необходимы для минимизации риска.
Моделирование позволяет решить четыре основные задачи • визуализировать систему в ее текущем или желательном для нас состоянии; • определить структуру или поведение системы; • получить шаблон, позволяющий затем сконструировать систему; • документировать принимаемые решения, используя полученные модели.
Принципы моделирования • выбор модели оказывает определяющее влияние на подход к решению проблемы и на то, как будет выглядеть это решение. • каждая модель может быть воплощена с разной степенью абстракции • лучшие модели - те, что ближе к реальности. • нельзя ограничиваться созданием только одной модели. Наилучший подход при разработке любой нетривиальной системы использовать совокупность нескольких моделей, почти независимых друг от друга.
Объектное моделирование При разработке программного обеспечения существует несколько подходов к моделированию. Важнейшие из них - алгоритмический и объектноориентированный. Алгоритмический метод представляет традиционный подход к созданию программного обеспечения. Основным строительным блоком является процедура или функция, а внимание уделяется прежде всего вопросам передачи управления и декомпозиции больших алгоритмов на меньшие. Наиболее современным подходом к разработке программного обеспечения является объектно-ориентированный. Здесь в качестве основного строительного блока выступает объект или класс. В самом общем смысле объект - это сущность, обычно извлекаемая из словаря предметной области или решения, а класс является описанием множества однотипных объектов. Каждый объект обладает идентичностью (его можно поименовать или как-то иначе отличить от прочих объектов), состоянием (обычно с объектом бывают связаны некоторые данные) и поведением (с ним можно что-то делать или он сам может что-то делать с другими объектами).
Введение в язык UML Унифицированный язык моделирования (UML) является стандартным инструментом для создания "чертежей" программного обеспечения. С помощью UML можно визуализировать, специфицировать, конструировать и документировать артефакты программных систем.
Определение UML - это язык для визуализации, специфицирования, конструирования и документирования артефактов программных систем.
Где используется UML Язык UML предназначен прежде всего для разработки программных систем. Его использование особенно эффективно в следующих областях: • • • информационные системы масштаба предприятия; банковские и финансовые услуги; телекоммуникации; транспорт; оборонная промышленность, авиация и космонавтика; розничная торговля; медицинская электроника; наука; распределенные Web-системы.
Концептуальная модель UML Для понимания UML необходимо усвоить его концептуальную модель, которая включает в себя три составные части: • основные строительные блоки языка; • правила сочетания блоков; • некоторые общие для всего языка механизмы.
Пример диаграммы UML
Строительные блоки UML Словарь языка UML включает три вида строительных блоков: • сущности; • отношения; • диаграммы.
Сущности UML Сущности - это абстракции, являющиеся основными элементами модели. Отношения связывают различные сущности; диаграммы группируют представляющие интерес совокупности сущностей. В UML имеется четыре типа сущностей: • • структурные; поведенческие; группирующие; аннотационные. Сущности являются основными объектно-ориентированными блоками языка. С их помощью можно создавать корректные модели.
Структурные сущности - это имена существительные в моделях на языке UML. Как правило, они представляют собой статические части модели, соответствующие концептуальным или физическим элементам системы. Существует семь разновидностей структурных сущностей.
Структурные сущности • • • Объект (object) — сущность, обладающая уникальностью и инкапсулирующая в себе состояние и поведение. Класс (class) — описание множества объектов с общими атрибутами, определяющими состояние, и операциями, определяющими поведение. Интерфейс (interface) — именованное множество операций, определяющее набор услуг, которые могут быть запрошены потребителем и предоставлены поставщиком услуг. Кооперация (collaboration) — совокупность объектов, которые взаимодействуют для достижения некоторой цели. Прецедент (Use Case) - описание последовательности выполняемых системой действий, которая производит наблюдаемый результат, значимый для какого-то определенного актера (Actor). Действующее лицо (actor) — сущность, находящаяся вне моделируемой системы и непосредственно взаимодействующая с ней. 17 Компонент (component) — модульная часть системы с четко определенным набором требуемых и предоставляемых интерфейсов. Артефакт (artifact) — элемент информации, который используется или порождается в процессе разработки программного обеспечения. Другими словами, артефакт — это физическая единица реализации, получаемая из элемента модели (например, класса или компонента). Узел (node) — вычислительный ресурс, на котором размещаются и при необходимости выполняются артефакты.
Нотации основных структурных сущностей
Поведенческие сущности являются динамическими составляющими модели UML. Это глаголы языка: они описывают поведение модели во времени и пространстве. Существует всего два основных типа поведенческих сущностей: • Взаимодействие (Interaction) - это поведение, суть которого заключается в обмене сообщениями (Messages) между объектами в рамках конкретного контекста для достижения определенной цели. С помощью взаимодействия можно описать как отдельную операцию, так и поведение совокупности объектов. • Автомат (State machine) - это алгоритм поведения, определяющий последовательность состояний, через которые объект или взаимодействие проходят на протяжении своего жизненного цикла в ответ на различные события, а также реакции на эти события. С помощью автомата можно описать поведение отдельного класса или кооперации классов.
Группирующие сущности являются организующими частями модели UML. Это блоки, на которые можно разложить модель. Есть только одна первичная группирующая сущность, а именно пакет. Пакеты (Packages) представляют собой универсальный механизм организации элементов в группы. В пакет можно поместить структурные, поведенческие и даже другие группирующие сущности. В отличие от компонентов, существующих во время работы программы, пакеты носят чисто концептуальный характер, то есть существуют только во время разработки.
Аннотационные сущности - пояснительные части модели UML. Это комментарии для дополнительного описания, разъяснения или замечания к любому элементу модели. Имеется только один базовый тип аннотационных элементов - примечание (Note). Примечание - это просто символ для изображения комментариев или ограничений, присоединенных к элементу или группе элементов.
Отношения В языке UML определены четыре типа отношений: • • зависимость; ассоциация; обобщение; реализация.
Зависимость — это наиболее общий тип отношения между двумя сущностями. Отношение зависимости указывает на то, что изменение независимой сущности каким-то образом влияет на зависимую сущность. Графически отношение зависимости изображается в виде пунктирной линии со стрелкой (1), направленной от зависимой сущности (2) к независимой (3):
Ассоциация — это наиболее часто используемый тип отношения между сущностями. Отношение ассоциации имеет место, если одна сущность непосредственно связана с другой (или с другими — ассоциация может быть не только бинарной). Графически ассоциация изображается в виде сплошной линии (1) с различными дополнениями, соединяющей связанные сущности:
Отношение ассоциации • служит для обозначения специфической роли актера в отдельном варианте использования • устанавливает, какую конкретную роль играет актер при взаимодействии с экземпляром варианта использования.
Обобщение — это отношение между двумя сущностями, одна их которых является частным (специализированным) случаем другой. Графически обобщение изображается в виде линии с треугольной незакрашенной стрелкой на конце (1), направленной от частного (2) (подкласса) к общему (3) (суперклассу):
Реализация Отношение реализации указывает, что одна сущность является реализацией другой. Например, класс является реализацией интерфейса. Графически реализация изображается в виде пунктирной линии с треугольной незакрашенной стрелкой на конце (1), направленной от реализующей сущности (2) к реализуемой (3)
Отношения UML
Диаграммы UML - это основная накладываемая на модель структура, которая облегчает создание и использование модели. Диаграмма (diagram) — это графическое представление некоторой части графа модели. Авторы UML определили набор рекомендуемых к использованию типов диаграмм, которые получили название канонических типов диаграмм.
Канонические типы диаграмм UML 1. 0 • • • Диаграмма использования (Use Case diagram); Диаграмма классов (Class diagram); Диаграмма объектов (Object diagram); Диаграмма состояний (State chart diagram); Диаграмма деятельности (Activity diagram); Диаграмма последовательности (Sequence diagram); Диаграмма кооперации (Collaboration diagram); Диаграмма компонентов (Component diagram); Диаграмма размещения (Deployment diagram).
Диаграммы UML 2. 0 • Диаграмма внутренней структуры (Composite Structure diagram); • Диаграмма пакетов (Package diagram); • Диаграмма автомата (State machine diagram); • Диаграмма коммуникации (Communication diagram); • Обзорная диаграмма взаимодействия (Interaction Overview diagram); • Диаграмма синхронизации (Timing diagram).
Диаграммы UML Что делает система? • Диаграмма использования / Use case diagram Из каких частей состоит система? • Диаграмма классов / Class diagram • Диаграмма компонентов / Component diagram • Диаграмма размещения / Deployment diagram • Диаграмма объектов / Object diagram • Диаграмма внутренней структуры / Composite structure diagram Как работает система? • Диаграмма автомата / State machine diagram • Диаграмма деятельности / Activity diagram • Диаграмма коммуникации / Communication diagram • Диаграмма последовательности / Sequence diagram • Обзорная диаграмма взаимодействия / Interaction overview diagram • Диаграмма синхронизации / Timing diagram Как уменьшить сложность модели? • Диаграмма пакетов / Package diagram
Оформление UML диаграмм
Оформление UML диаграмм Типы диаграмм для заголовка:
«Общие» диаграммы UML Все диаграммы UML можно условно разбить на две группы — общие диаграммы и специальные диаграммы. Общие диаграммы практически не зависят от предмета моделирования и могут применяться в любом программном проекте без оглядки на предметную область, область решений и т. д. Специальные диаграммы характеризуются тем, что чаще всего служат для дополнения какойлибо общей диаграммы.
Диаграмма использования (Use Case diagram) Диаграмма использования (use case diagram) — это наиболее общее представление функционального назначения системы. Диаграмма использования призвана ответить на главный вопрос моделирования: что делает система во внешнем мире?
Диаграмма использования На диаграмме использования применяются два типа основных сущностей: варианты использования (1) и действующие лица (2), между которыми устанавливаются следующие основные типы отношений: ассоциация между действующим лицом и вариантом использования (3); • обобщение между действующими лицами (4); • обобщение между вариантами использования (5); • зависимости между вариантами использования (6). На диаграмме использования, как и на любой другой, могут присутствовать примечания (7). •
Диаграмма классов (Class diagram) Диаграмма классов (class diagram) — основной способ описания структуры системы.
Диаграмма классов На диаграмме классов применяется один основной тип сущностей: классы (1), между которыми устанавливаются следующие основные типы отношений: • ассоциация между классами (2) (с множеством дополнительных подробностей); • обобщение между классами (3); • зависимости (различных типов) между классами (4) и между классами и интерфейсами.
Диаграмма состояний / Диаграмма автомата (state machine diagram) или диаграмма состояний в UML 1 (state chart diagram) — это один из способов детального описания поведения в UML. Данная диаграмма представляет собой граф состояний и переходов конечного автомата, нагруженный множеством дополнительных деталей и подробностей.
Диаграмма состояний / Диаграмма автомата На диаграмме автомата применяют один основной тип сущностей — состояния (1), и один тип отношений — переходы (2), но и для тех и для других определено множество разновидностей, специальных случаев и дополнительных обозначений.
Диаграмма деятельности (Activity diagram) Диаграмма деятельности (activity diagram) — еще один способ описания поведения, который визуально напоминает блок-схему алгоритма. Однако за счет модернизированных обозначений, согласованных с объектно-ориентированным подходом, диаграмма деятельности UML является мощных средством для описания поведения системы.
Диаграмма деятельности (Activity diagram) На диаграмме деятельности применяют один основной тип сущностей — действие (1), и один тип отношений — переходы (2) (передачи управления). Также используются такие конструкции как развилки, слияния, соединения, ветвления (3), которые похожи на сущности, но таковыми на самом деле не являются, а представляют собой графический способ изображения некоторых частных случаев дуг в графе.
Диаграмма последовательности (Sequence diagram) Диаграмма последовательности — это запись протокола конкретного сеанса работы системы (или фрагмента такого протокола). В объектно-ориентированном программировании самым существенным во время выполнения является пересылка сообщений между взаимодействующими объектами. Именно последовательность посылок сообщений отображается на данной диаграмме, отсюда и название.
Диаграмма последовательности (Sequence diagram)
Диаграмма последовательности (Sequence diagram) На диаграмме последовательности применяют один основной тип сущностей — экземпляры взаимодействующих классификаторов (1) (в основном классов, компонентов и действующих лиц), и один тип отношений — связи (2), по которым происходит обмен сообщениями (3). Предусмотрено несколько способов посылки сообщений, которые в графической нотации различаются видом стрелки, соответствующей отношению. Важным аспектом диаграммы последовательности является явное отображение течения времени. В отличие от других типов диаграмм, кроме разве что диаграмм синхронизации, на диаграмме последовательности имеет значение не только наличие графических связей между элементами, но и взаимное расположение элементов на диаграмме. А именно, считается, что имеется (невидимая) ось времени, по умолчанию направленная сверху вниз, и то сообщение, которое отправлено позже, нарисовано ниже.
Диаграмма последовательности (Sequence diagram) Для обозначения самих взаимодействующих объектов применяется стандартная нотация — прямоугольник с именем экземпляра классификатора. Пунктирная линия, выходящая из него, называется линией жизни (lifeline) (4). Это не обозначение отношения в модели, а графический комментарий, призванный направить взгляд читателя диаграммы в правильном направлении. Фигуры в виде узких полосок, наложенных на линию жизни, также не являются изображениями моделируемых сущностей. Это графический комментарий, показывающий отрезки времени, в течении которых объект владеет потоком управления (execution occurrence) (5) или другими словами имеет место активация (activation) объекта. Составные шаги взаимодействия (combined fragment) (6) позволяют на диаграмме последовательности, отражать и алгоритмические аспекты протокола взаимодействия.
Диаграмма кооперации / Диаграмма коммуникации (communication diagram) — способ описания поведения, семантически эквивалентный диаграмме последовательности, в котором акцент делается не на времени, а на структуре связей между конкретными экземплярами.
Диаграмма кооперации / Диаграмма коммуникации Для обозначения самих взаимодействующих объектов применяется стандартная нотация — прямоугольник с именем экземпляра классификатора. Взаимное положение элементов на диаграмме кооперации не имеет значения — важны только связи (чаще всего экземпляры ассоциаций), вдоль которых передаются сообщения (3). Для отображения упорядоченности сообщений во времени применяется иерархическая десятичная нумерация.
Диаграмма компонентов (Component diagram) Диаграмма компонентов (component diagram) — показывает взаимосвязи между модулями (логическими или физическими), из которых состоит моделируемая система. Основной тип сущностей на диаграмме компонентов — это сами компоненты (1), а также интерфейсы (2), посредством которых указывается взаимосвязь между компонентами. На диаграмме компонентов применяются следующие отношения: - реализации между компонентами и интерфейсами (компонент реализует интерфейс); зависимости между компонентами и интерфейсами (компонент использует интерфейс) (3).
Диаграмма размещения (Deployment diagram) Диаграмма размещения (deployment diagram) наряду с отображением состава и связей элементов системы показывает, как они физически размещены на вычислительных ресурсах во время выполнения.
Диаграмма размещения (Deployment diagram) На диаграмме размещения, по сравнению с диаграммой компонентов, добавляется два типа сущностей: артефакт (1), который является реализацией компонента (2) и узел (3) (может быть как классификатор, описывающий тип узла, так и конкретный экземпляр), а также отношение ассоциации между узлами (4), показывающее, что узлы физически связаны во время выполнения. Для того чтобы показать, что одна сущность является частью другой, применяется либо отношение зависимости «deploy» (5), либо фигура одной сущности помещается внутрь фигуры другой сущности (6).
«Специальные» диаграммы UML Специальные диаграммы характеризуются тем, что чаще всего служат для дополнения какой-либо общей диаграммы, например, являются ее частным случаем или же просто играют вспомогательную роль, уточняя некоторые детали.
Диаграмма объектов (Object diagram) Диаграмма объектов (object diagram) — является экземпляром диаграммы классов. На диаграмме объектов применяют один основной тип сущностей: объекты (1) (экземпляры классов), между которыми указываются конкретные связи (2) (чаще всего экземпляры ассоциаций).
Диаграмма внутренней структуры (Composite Structure diagram) Диаграмма внутренней структуры (composite structure diagram) используется для более подробного представления структурных классификаторов, прежде всего классов и компонентов.
Диаграмма внутренней структуры (Composite Structure diagram) Структурный классификатор изображается в виде прямоугольника (1), в верхней части которого находится имя классификатора (2). Внутри находятся части (parts) (3). Частей может быть несколько. Части могут взаимодействовать друг с другом. Это обозначается с помощью соединителей (connectors) (4) различных видов. Место на внешней границе части, к которому присоединяется соединитель, называется портом (port) (5). Порты располагаются также на внешней границе структурного классификатора (6).
Обзорная диаграмма взаимодействия (Interaction Overview diagram) Обзорная диаграмма взаимодействия (interaction overview diagram) является разновидностью диаграммы деятельности с расширенным синтаксисом: в качестве элементов обзорной диаграммы взаимодействия могут выступать ссылки на взаимодействия (interaction use) (1), определяемые диаграммами последовательности.
Диаграмма синхронизации (Timing diagram) Диаграмма синхронизации (timing diagram) представляет собой особую форму диаграммы последовательности, на которой особое внимание уделяется изменению состояний (1) различных экземпляров классификаторов и их временной синхронизации (2).
Диаграмма пакетов (Package diagram) Диаграмма пакетов (package diagram) — единственное средство, позволяющее управлять сложностью самой модели. Основные элементы нотации — пакеты (1) и зависимости с различными стереотипами (2). • Пакет – структурная единица для группировки элементов модели, в частности, классов. • Пакет – это способ организации элементов модели в более крупные блоки, которыми впоследствии позволяется манипулировать как единым целым. Хорошо спроектированный пакет группирует семантически близкие элементы, которые имеют тенденцию изменяться совместно.
Классический набор представлений модели • • • Представление использования (Use Case); Представление проектирования (Design View); Представление процессов (Process View); Представление компонентов (Component View); Представление размещения (Deployment View).
Классический набор представлений модели Представление Аспект Диаграмма Использования структурный использования поведенческий Деятельности, состояния, последовательности структурный классов поведенческий Деятельности, состояния, последовательности структурный компонентов поведенческий Деятельности, состояния, последовательности структурный размещения Проектирования Процессов Компонентов Размещения Деятельности, состояния, последовательности
пример Информационная система «Отдел кадров»
Техническое задание Информационная система «Отдел кадров» (ИС ОК) предназначена для ввода, хранения и обработки информации о сотрудниках и движении кадров. Система должна обеспечивать выполнение следующих основных функций. 1. Прием, перевод и увольнение сотрудников. 2. Создание и ликвидация подразделений. 3. Создание вакансий и сокращение должностей.
Представление использования • • Диаграмма использования; Диаграмма деятельности; Диаграмма состояния; Диаграмма последовательности.
Диаграмма использования • Выделить актеров (действующих лиц); • Выявить возможные варианты использования (use case): прием сотрудника, перевод сотрудника, увольнение сотрудника, создание подразделения, ликвидация подразделения, создание вакансии, сокращение должности.
Диаграмма использования • Выявить отношения на диаграмме. Применяются следующие основные типы отношений: ü ассоциация между действующим лицом и вариантом использования; ü обобщение между действующими лицами; ü обобщение между вариантами использования; ü зависимости между вариантами использования.
Диаграмма использования Ассоциация между действующим лицом и вариантами использования:
Диаграмма использования Обобщение между действующими лицами:
Диаграмма использования Обобщение между вариантами использования:
Диаграмма использования Зависимости между вариантами использования:
Диаграмма деятельности Узлы диаграммы деятельности:
Диаграмма деятельности Описание процесса приема сотрудника на работу:
Диаграмма деятельности Описание увольнения сотрудника:
Диаграмма последовательности Диаграммы последовательности предназначены для моделирования поведения путем описания взаимодействия объектов для выполнения некоторой задачи или достижения определенной цели. Взаимодействие происходит путем обмена сообщениями. Сообщение (message) — это передача управления и данных от одного объекта (отправителя) к другому (получателю).
Диаграмма последовательности Описание процесса приема сотрудника на работу.
Диаграмма состояний сотрудника при увольнении
Диаграмма состояний Информационная система должна отслеживать состояние, в котором находятся сотрудники, а именно: в офисе, в отпуске или на больничном. В случае болезни действует следующее правило – если сотрудник заболел в отпуске, то отпуск прерывается, а по выздоровлении возобновляется.
Диаграмма классов Описание класса может включать множество различных элементов, и чтобы они не путались, в языке предусмотрено группирование элементов описания класса по секциям (compartment). Стандартных секций три: • секция имени; • секция атрибутов (поля) — содержит список описаний атрибутов класса; • секция операций (методы) — содержит список описаний операций класса.
Нотации классов
Нотации классов Обобщение (наследование):
Диаграммы классов Каждая структурная единица предприятия (подразделение, должность) должна иметь свое название. При этом необходимо учитывать, что у всех классов различные возможности работы с собственными именами (например, изменение имени сотрудника не выходи в пределы ответственности отдела кадров). Следовательно, операция set. Name(), объявленная в классе Unit переопределена для класса Person. На это указывает дополнение redefines. Переопределение состоит в том, что значение видимости для операции set. Name() изменено с «открытая» на «закрытая» .