Украинское барокко.pptx
- Количество слайдов: 27
УКРАИНСКОЕ (КАЗАЦКОЕ) БАРОККО
АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА
УКРАИНСКОЕ (КАЗАЦКОЕ) БАРОККО — вариация стиля барокко, распространённая на Левобережной и Приднепровской Украине в XVII-XVIII веках. Для укр. барокко свойственно сочетание декоративно-пластических решений западноевропейских барокко и ренессанса с творческой переработкой наследия православного храмового зодчества и древнерусской архитектуры. Возникновение укр. барокко связано с нац. -освободительным подъёмом в среде казачества, что придаёт укр. барокко значение подлинно нац. стиля.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ТРАДИЦИИ Зарождение укр. барокко принято связывать с обновлением киевских и черниговских храмов домонгольского времени при митрополите Петре Могиле и его преемниках. Обрушившиеся или обветшавшие своды храмов зачастую перекладывались, куполам придавалась характерная грушевидная или бутонообразная форма, фасады получали новую отделку. На монументальные крестовокупольные сооружения накладывался дробный барочный декор.
К числу обновлённых таким образом древнерусских памятников принадлежат собор Елецкого монастыря в Чернигове, Софийский собор в Киеве, Успенский собор Киево. Печерского монастыря, соборы Выдубицкого и Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве. Тогда же в древнерусских монастырях Украины впервые появились колокольни. Эти ярусные сооружения строились отдельно от храмов и венчались массивным грушеобразным куполом. Многие обители были обнесены каменной оградой декоративного назначения.
На древние образцы ориентировались и строители соборов в относительно новых монастырях. В соответствии с православным каноном это были храмы крестовокупольные, пятиглавые, четырех- или шестистолпные. Вместе с тем декорированы они были на «польский» (барочный) манер, фасады иногда фланкировали башнями. К памятникам этой группы принадлежат «мазепинские» соборы — Троицкий в Чернигове (1679 -95), Николаевский военный собор (1690 -96), Богоявленский собор в Братском монастыре (1690 -93).
НАРОДНОЕ ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО Приходские храмы, которые строились «всем миром» , а не по государственно-монастырскому заказу, в большей степени ориентировались на образцы казацкого деревянного зодчества. Именно оттуда был позаимствован типичный для укр. барокко план церкви в виде креста с ячейками по углам, равно как и динамичная композиция центрального объема. Строители каменных храмов брали за образец сельские трёх- и пятисрубные деревянные церкви, причём форма срубов, как правило, была восьмигранной.
В трёхсрубных храмах восьмерики обычно выстроены в ряд по продольной оси востокзапад (пример — Николаевская церковь в Глухове, 1693). В пятисрубных храмах восьмерики расположены крестообразно, при этом на углах имеются камеры, подчас весьма развитые, достигающие в высоту двух третей от основного объема храма (Екатерининская церковь в Чернигове). Очень редко встречаются храмы о семи (Крестовоздвиженский собор в Полтаве, 1699— 1709) и даже о девяти верхах (девятибанный Троицкий собор в Новомосковске, 1775 -80).
Каждый сруб венчает купол на гранёном барабане. Для храмов укр. барокко характерна особая грушевидная форма глав, завершенных маленькими главками. Излюбленный прием украинских зодчих — «заломы» , то есть завершение храма в виде нескольких поставленных друг на друга ярусов, каждый из которых прорезает свод предыдущего. Переход от широкого восьмерика к меньшему решался с помощью оригинальной конструкции свода в виде срезанного пирамидального шатра с кровлей плавных очертаний.
«ГЕТМАНСКИЙ» ПЕРИОД УКР. БАРОККО Наиболее продуктивный период в истории укр. барокко связан с гетманствами Самойловича, Мазепы и Апостола. Его нижнюю границу обозначает возведение Николаевского собора в Нежине (1668 -70, один из первых памятников укр. барокко), верхнюю — строительство Апостолом Спасской церкви в Больших Сорочинцах (1733). Все три гетмана поощряли строительство храмов не только на словах, но и финансами. Наибольшее количество храмов было возведено благодаря Ивану Мазепе, что позволяет украинским искусствоведам говорить не столько об укр. барокко, сколько о барокко «мазепинском» .
Вознесенский собор в Переяславе, Богоявленский собор в Братском монастыре, Николаевский военный собор, церковь Всех Святых на Экономических вратах Печерского монастыря, Троицкая и Николаевская церкви в Батурине, Успенский собор в Глухове Мазепинским постройкам свойственны монументальная пышность и вольное расположение частей и деталей сооружений, декоративность орнамента и игра светотени, призванные подчеркнуть преимущества огромной площади каменных церквей.
ХРАМЫ СЛОБОЖАНЩИНЫ Большим своеобразием отличаются храмы Слободской Украины. Пятибашенный Спасо. Преображенский собор в Изюме (1684) принадлежит к типу казацкого полкового собора, в то же время его своды напоминают рубленые. Особенность Покровской церкви в Харькове (1689) — тесно поставленное в ряд трехглавие в местной традиции трехмастной многозаломной церкви. Та же декоративная схема применена при возведении Николаевской церкви Святогорского монастыря (ок. 1684). Принято считать, что все три памятника строились одной артелью мастеров, несомненно, под сильным влиянием местного деревянного зодчества.
Памятники слобожанской архитектуры XVII-XVIII вв. сосредоточены на востоке Украины и в западных областях Российской Федерации: Николаевская церковь в Глухове (1693), Воскресенская церковь в Сумах (1702), Троицкий собор в Белгороде (1707, снесен в советское время); Троицкая церковь Ахтырского монастыря; Покровская церковь в Вильшанах под Харьковом (1769); Воскресенская церковь Хорошевского монастыря (1759), Трехглавый собор в Севске (1718), Свенский монастырь и Белобережская пустынь на Брянщине.
ГРАЖДАНСКОЕ ЗОДЧЕСТВО Наиболее известный пример гражданского зодчества укр. барокко — Черниговский коллегиум (1700 -02). Сохранились также жилые дома казацкой старшины (как, например, палаты гетмана Мазепы под Рыльском) и монастырские трапезные палаты (наиболее ранний пример — в Троице-Ильинском монастыре, 1677 -79). Другие примеры Петропавловская церковь Густынского монастыря (1693) , Николаевская церковь в Глухове (1693), Деревянный Троицкий собор в Новомосковске.
ВЗАИМОВЛИЯНИЕ Правобережная Украина, оставшаяся после восстания Хмельницкого в пределах Речи Посполитой, продолжала развиваться в русле польской архитектурной традиции, где вкусы диктовали заказчики — богатые магнаты и католическая церковь. Соответственно влияние народного деревянного зодчества на каменное зодчество здесь, если и проявляется, то весьма опосредованно.
Укр. барокко оказало значительное влияние на становление барокко московского, многие мастера которого были выходцами с Левобережья. Архитектурным заимствованиям с Украины покровительствовали церковные иерархи, получившие образование в Киево. Могилянской академии. В конце XVII века в Русском государстве вслед за Украиной получают распространение храмы в форме восьмериков, иногда состоящие из трёх выстроенных в ряд объёмов (церковь царевича Иоасафа в Измайлово).
Купола Нового собора в Донском монастыре по украинской традиции ориентированы строго по сторонам света. Казанская церковь в Узком, подобно украинским храмам, — четырёхлепестковая пятибашенная. Сибирские епископские кафедры занимали выходцы с Украины, чем объясняется, повидимому, то, что мастера «сибирского барокко» ориентировались на украинские образцы в не меньшей степени, чем на московские.
В то же время влияние укр. зодчества на русское не было однонаправленным. Возведением Военно-Никольского собора в Киеве руководил московский зодчий О. Д. Старцев, а один из самых характерных храмов украинского барокко, Всехсвятскую церковь Печерского монастыря, строил московский «каменных зданий художник» Д. В. Аксамитов. В середине XVIII века в Украине активно работали представители елизаветинского барокко — московские архитекторы Иван Фёдорович Мичурин (возведение Андреевской церкви по чертежам Растрелли) и Дмитрий Васильевич Ухтомский (Покровский собор в Ахтырке).
НАСЛЕДИЕ На протяжении XVIII века укр. барокко видоизменялось под влиянием западноевропейских и российских архитекторов, работавших на Украине. В Киеве середины века строили мастера иностранного происхождения, такие, как Готфрид Иоганн Шедель (Большая Лаврская колокольня) и Бартоломео Растрелли (Мариинский дворец). Традиции национального зодчества продолжали Степан Демьянович Ковнир (собор в Василькове) и Иван Григорович -Барский (реконструкция Кирилловской церкви).
Последний из гетманов, К. Г. Разумовский, предпочитал местным строительным кадрам архитекторов, выписанных из Санкт. Петербурга. В его поместьях строили такие далёкие от украинской традиции мастера, как Антонио Ринальди и А. В. Квасов. Последний не только увлёкся местным зодчеством, но и смог вписать в него новую страницу, возведя девятикамерный с пятью верхами собор в городе Козельце на Черниговщине.
В правление Екатерины II господствующим направлением в архитектуре становится классицизм. Тем не менее ретроспективное направление оставалось востребованным, и на протяжении всего XIX века в храмовой архитектуре Киева и Левобережья были слышны отголоски казацкого барокко (грушевидная форма куполов). В конце XIX-начале XX века возводились отдельные храмы, сознательно стилизованные под постройки XVII—XVIII вв. (Покровская церковь в Плешивце).
После обретения Украиной независимости (1991) были скрупулёзно восстановлены не только уничтоженные в советское время шедевры украинского барокко (Михайловский Златоверхий монастырь в Киеве), но и развернулось строительство новых церквей в духе осовремененного барокко (Троицкий собор в Киеве, Михайловский собор в Черкассах).
ЖИВОПИСЬ К лучшим образцам живописи в этой стилевой манере принадлежат фрески в Троицкой надвратной церкви Киево. Печерской лавры. В период украинского барокко наблюдалось стремительное развитие гравюрного искусства. Использовалась сложная система символизма, аллегории, геральдические знаки и пышные украшения, растительные и геометрические орнаменты смешаны.
ЛИТЕРАТУРА Первые черты барочного стиля в украинской литературе начали появляться в конце XVI ст. Продолжительное время считалось, что черты барочного стиля характеризуют лишь искусство и литературу Западной Европы. Со временем начали говорить и об украинском барокко. Впрочем, довольно продолжительное время это понятие принято было применять лишь в сферах пластических искусств, т. е. в архитектуре, скульптуре, живописи.
Кроме польских и западноевропейских влияний, украинское барокко имело и собственные источники, национальные: вопервых, древнерусские литературные; вовторых, фольклорные элементы. Литературное барокко стремилось поразить читателя пышным, цветистым стилем, риторическим обрамлением произведения.
В произведениях большее внимание уделялось внешней форме, а не содержанию, странным образом объединялись разногласия: земное и небесное, духовное и светское, античность и христианство. Литературное барокко уделяет большое внимание природе и человеку. Ему присуща потребность движения, напряжение ощущений, и барокко находит напряжение, борьбу, движение в природе.
Барокко синтезирует слова из разных языков, образуя новые. Самый яркий представитель украинского барокко в литературе – Григорий Сковорода – первый украинский философ. Его философия связана с философией Марка Аврелия, Сенеки и Спинозы и не выходит за рамки христианского учения. Главная задача философии по мнению Сковороды – в образовании.
Украинское барокко.pptx