Скачать презентацию Украинские города и развитие культуры в XVI Салимовой Скачать презентацию Украинские города и развитие культуры в XVI Салимовой

Украинские города и развитие культуры в XVI.pptx

  • Количество слайдов: 8

Украинские города и развитие культуры в XVI Салимовой Инны Украинские города и развитие культуры в XVI Салимовой Инны

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗАПОРОЖСКОЙ СЕЧИ Сечь была основана в виде укрепления вначале на островах Хортица, 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗАПОРОЖСКОЙ СЕЧИ Сечь была основана в виде укрепления вначале на островах Хортица, Малая Хортица (территория Каховского водохранилища), затем на о. Темаковка (около современного г. Марганца Днепропетровской облас ти), а затем неоднократно переносилась. Впоследствии термин «ЗС» распространился на все объединенное вокруг Сечи украинское казачество. Основные черты общественного устройства «ЗС» и всего казачества: — отсутствие крепостничества; — формальное равенство между всеми казаками (вправе, пользо ваться землей и другими угодьями, участвовать в радах, где решались общественные дела, избирать старшину и т. п. ); — «ЗС» была одновременно военной организацией; каждый казак был обязан за свой. счет нести военную службу; — как политическая организация ЗС была казацкой 'республикой во главе с выборной войсковой радой, которой руководил кошевой ата ман. В административно территориальном отношении ЗС делилась на паланки (округа) во главе с полковниками. В военном отношении войско состояло из куреней во главе с куренными атаманами. Все руководящие посты в республике были выборными на общем казацком сходе.

ЗНАЧЕНИЕ КАЗАЧЕСТВА Освоило пустынные степные земли; охраняло южные рубежи го сударства; принимало участие в ЗНАЧЕНИЕ КАЗАЧЕСТВА Освоило пустынные степные земли; охраняло южные рубежи го сударства; принимало участие в антифеодальных выступлениях; стало началом новой украинской (казацкой) государственности; внесло глав ный вклад в освобождение Украины от власти Речи Посполитой в ходе войны 1648— 1654 гг.

ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ НА УКРАИНЕ В КОНЦЕ 16 ПЕРВОИ ЧЕТВЕРТИ 17 ВЕКА НАЧАЛО ПОДЪЕМА ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ НА УКРАИНЕ В КОНЦЕ 16 ПЕРВОИ ЧЕТВЕРТИ 17 ВЕКА НАЧАЛО ПОДЪЕМА ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ: В конце 16 в. обострилась классовая борьба на Украине, вызван ная усиленном польского крепостнического, национального и религиоз ного гнета (1569 г. — Люблинская уния, по которой укр. земли попали под власть Польши; 1588 г. — введение крепостного права па Украине (20 летнего срока сыска беглых); 1596 г. — Брестская уния и насиль ственный перевод украинцев под власть католичества и др. ).

КРУПНЕЙШИЕ КАЗАЦКО КРЕСТЬЯНСКИЕ ВОССТАНИЯ КОНЦА 16 ВЕКА Восстание 1591 — 1593 гг. под руководством КРУПНЕЙШИЕ КАЗАЦКО КРЕСТЬЯНСКИЕ ВОССТАНИЯ КОНЦА 16 ВЕКА Восстание 1591 — 1593 гг. под руководством запорожского гетма на Криштофа Косинского — охватило районы Киевщины, Вольши, Жи томира. Поводом послужило насильственное изъятие князем Острожским власти Косинского, полученных им в числе других казаков за заслуги в борьбе с татарами. В ответ Косинский захватил Белую Церковь (резиденцию Острожского), Переяславль и др. города. Кроме казаков его поддержали крестьяне и горожане, начавшие громить имения поль ских магнатов и вводить казацкие порядки на своих землях. Напуган ная шляхта собрала огромное войско, которое после недельной битвы с Косинским, не сумев его разгромить, подписало с ним соглашение о том, что Косинский лишался гетманства, . повстанцы возвращали захваченное оружие, прекращали разбои и исключали из войска всех, кто вступил в него в ходе восстания, за что заслуживали прощение. После соглаше ния Косинский ушел в Запорожье, попросил помощи русского царя (Россия воевала со Швецией, подточу смогла прислать лишь деньги и сукно, пообещать также помощь донских казаков) и организовал но вый поход, в ходе которого Косинский был заманен магнатом Вишневецким на переговоры, где и, был предательски убит (замурован в сте ну монастыря). Восстание закончилось поражением, но

УСИЛЕНИЕ НАРОДНЫХ ДВИЖЕНИЙ В 20 30 гг. 17 ВЕКА Было увеличение польского национального, феодального УСИЛЕНИЕ НАРОДНЫХ ДВИЖЕНИЙ В 20 30 гг. 17 ВЕКА Было увеличение польского национального, феодального и религиозного гнета после окончания Хотиискон войны. Вместо обещанных во время войны послаблении, Речь Посполита расправлялась с села ми, вводившими казацкие порядки, запретила казакам принимать бегле цов, поддерживать связи с иностранными державами, вмешиваться в религиозные дела, поддерживать православную церковь и т. п. 1630 г. — восстание под руководством гетмана нереестрового ка зачества Ивана Федоровича (Трясялы). Собрав 10 тысячный отряд казаков, Трясило захватил Корсунь, расправился со шляхтой, пополнил свою армию крестьянами и горожанами, доведя се численность до 37 тыс. человек. После прибытия карательного отряда польского гетмана в 3 недельной битве, нанес ему большие потери (до 10 тыс. ), почти разгро мил, но под давлением казацкой старшины пошел на подписание договора, по которому реестр увеличивался с 3 до 8 тыс. , казаки признавали свою вину, за что прощались, крестьяне возвращались в своп имения; после чего Трясило возвратился в Запорожье. 1635 — восстание под руководством гетьмана нереестрового казачества Ивана Михайловича Сулимы. Поводом стало строительство крепости Кодак на Днепре, предназначенной для поимки беглецов в Запорожье (крепость находилась на правом берегу Днепра в месте его сужения и охранялась 200 немецкими наемниками, наблюдавшими за Днепром и с помощью конных разъездов — за прилегающей округой). Гулимя, собрав 3 тыс. отряд, незаметно подошел к крепости, провел разведку и ночью за несколько часов захватил ее, уничтожив застигнутых врасплох наемников. Боясь, что захват крепости послужит толчком к народному восстанию, польское правительство послало отряд реестровых казаков, которые схватили Сулиму и его помощников и отправили их в Варшаву на казнь. Восстание было подавлено.

РОЛЬ БРАТСТВ НА УКРАИНЕ Братства — организации православного украинского населения, возникли после принятия Люблинской РОЛЬ БРАТСТВ НА УКРАИНЕ Братства — организации православного украинского населения, возникли после принятия Люблинской унии 1569 г. Первоначально, организованные православной магнатско шляхетской оппозицией в главе с князем Острожским, боролись за культурно религиозную автономию Украины в составе Речи Посполитой, для чего подавали картошку сейму, вели культурно просветительную работу, выступали за восстановление православной церкви после 1596 г. и т. п. На рубеже 16— 17 веков место магнатов в братствах заняли мел кие шляхтичи, зажиточные мещане, казацкая старшина, боровшиеся за национально культурно религиозное возрождение Украины против насилия польских магнатов с их неограниченными правами, в поддержку право славной церкви, за увеличение реестра, жалования казакам и т. п. Использовали кроме легальных 'форм борьбы и казацко крестьянские выступления. Крупнейшие братства находились во Львове, Киеве, Лунке и др. го родах. Сыграли важную роль в" общественно политической ; I; II: !UH Украины. Противостояли наступлению католичества на Украине.

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В обществе росла потребность в образованных людях как для развивающегося производства и РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В обществе росла потребность в образованных людях как для развивающегося производства и торговли, так и для национально освободительного движения — идеологов, способных вести борьбу против насаждения униатства. Поэтому: а) растет число начальных школ, как церковных (православных, униатских, католических, протестантских), обучавших старославянскому языку, арифметике, молитвам, пению и т. п. , так и светских школ (славяно греко латинских), где дополнительно изучались латинский язык (основной язык в западных университетах), диалектика, астрология, геометрия, астрономия и др. Первой, наиболее известной такой школой была Острожская школа, основанная князем Острожским, пригласившим в нее многих известных преподавателей: ректора — Герасима Смотрицкого, ставшего. впоследствии константинопольским патриархом, преподавателя священника Демьяна Наливайко — брата руководителя восстания Северина Наливайко, нескольких преподавателей из греческих университетов и др. б) братские школы открылись вначале при Львовском (1585 г. ), а затем при. Киевском, Луцком, Каменец Подольском и др. братствах, отличаясь от остальных школ: от педагогов требовали любви и одинаково го отношения ко всем детям, независимо от происхождения; воспитывали патриотизм, уважение к родному языку и культуре, к православию; учебная программа была сходной с славяно греко латинской школой. в) в начале XVII ст. в Киеве архимандритом Киево Печерской Лавры Е. Плетенецким был организован кружок литераторов, членами которого являлись 3. Копыстенский, П. Беринда, Т. Земка, Л. Зизаний Тустановский, А. Митура и др. В декабре 1616 г. ими был подготовлен к печати и вышел в свет