Kavunenko_Yana.pptx
- Количество слайдов: 25
Ученика 10 -Б класса Зиновьева Максима
Запоро жская Сечь — название целого ряда последовательно сменявших друга военных и административных центров днепровского низового казачества с XVI по XVIII вв. , называемых «Сечь» по наименованию главного укрепления (военного лагеря) и «Запорожскими» по месту их расположения в низовьях Днепра южнее труднопроходимых днепровских порогов. Сведения о появлении казаков в низовьях Днепра датируются концом XV в. (возможно, это произошло и ранее см. Первые упоминания и происхождение). Первое письменное упоминание (от 1489 г. ) о создании в низовьях Днепра укреплённого казацкого лагеря (Сечи) оставлено польским хронистом Мартином Бельским.
Историко-культурный комплекс «Запорожская Сечь» , нац. заповедника «Хортица» (реконструкция) Курень. Реконструкция в Музее истории запорожского казачества, остров Хортица
Клейнодами назывались у запорожских казаков войсковые знаки, регалии или атрибуты власти, при которых происходили большие и малые рады и которые употреблялись старшинами, в соответствии с занимаемой должностью. Впервые клейноды Войску Запорожскому были пожалованы в XVI веке польским королем Стефаном Баторием. К клейнодам относились булава, знамена, хоругви, бунчуки, печати, перначи и тростины. Всё это отделывалось драгоценными камнями, золотой нитью и представляло значительную ценность.
Список в хронологическом порядке: Дашкевич, Евстафий, (1470− 1536) Подкова Иван, (xxxx− 1578, казнен) Вишневецкий, Дмитрий Иванович, (1516− 1563, казнен) Кошка, Самойло, (1530− 1602, убит) Лобода Григорий, (xxxx− 1596, убит) Наливайко Северин, (1560− 1596, казнен) Неродич-Бородавка, Яков Адамович, (xxxx− 1621, казнен) Сагайдачный, Пётр Кононович, (1570− 1622, скончался от ран) Нечай, Данила, (1612− 1651) Сирко Иван Дмитриевич, (1610− 1680) Сулима, Иван Михайлович, (1615− 1635, казнен) Дорошенко, Пётр Дорофеевич, (1627− 1698) Барабаш, Яков Фёдорович, (xxxx− 1658, казнен) Хмельницкий, Богдан Михайлович, (1595− 1657) Сорочинский, Пётр (укр. )русск. , (1701− 1709)
“Украинское барокко” Стиль Барокко впервые появился в конце XVI века в Италии. В следующем веке этот стиль архитектуры распространился во многих европейских странах. В одних странах его практически полностью копировали, в других перенимали лишь отдельные элементы и особенности. Так и украинское барокко, занесенное сюда из Италии, переняло от европейского стиля некоторые особенности, внеся в этот стиль свои самобытные элементы. Своеобразие украинского барокко заключается в использовании традиций народного искусства переплетающихся с новаторскими композиционными приемами.
Андреевская церковь (Киев) Расположена на крутом правом берегу Днепра, над исторической частью города — Подолом. Вниз от неё идёт Андреевский спуск, соединяющий верхний город с нижним. Была сооружена по приказу императрицы Елизаветы Петровны в 1749— 1754 годах местными зодчими под руководством московского архитектора Ивана Фёдоровича Мичурина
Троицкий собор (Чернигов) Строительство собора началось 30 апреля 1679 года по инициативе архиепископа Лазаря Барановича. Однако строительство практически не велось из-за отсутствия средств. В 1688 году, после избрания на гетманство, Иван Мазепа сам выступил ктитором этого собора. С этой целью гетман Мазепа выделил для строительства собора из личных средств 10000 золотых монет. На входе в собор был нарисован портрет Ивана Мазепы в образе святого Иоанна Предтечи. Собор был освящён 20 июля 1695 года и ему была передана чудотворная икона Ильинской Богоматери.
Собор Святого Юра Святоюрский собор был сооружён в 1744— 1770 гг. , классический образец архитектуры периода барокко. Строительство было начато в 1744 г. по проекту Бернарда Меретина, после смерти которого работами руководил С. Фесингер (до 1764). Отделочные работы закончены в 1772 г. На фасаде находятся скульптуры работы Пинзеля; интерьер украсили скульпторы С. Фесингер и М. Филевич, художники Л. Долинский и Ю. Радивиловский.
В возводимый на протяжении нескольких веков архитектурный комплекс на Святоюрской горе входят несколько объектов, постепенно открывающих гармоничный ансамбль главного храма Греко-Католической церкви Украины. Двойные парадные ворота (1770) архитектора Михаила Филевича ( – 1804) с барочным фронтоном и фигурами святых, первыми встречающие верующих на пути к храмовой площади, являются символом единения в стенах собора двух церквей Собор святого Юра (1744 — 1764) архитекторов Бернарда Меретина и Мартина Урбанека – крестообразное здание в барочном стиле с центральным куполом, опирающимся на четыре пилона, и алтарной частью на западе, к которому ведут двухмаршевая лестница с колонной балюстрадой под покровительством гениев. Владычий сад (1772), созданный Б. Меретином в комплексе с собором святого Юра, парк согласно первоначального плана представлял собой три террасы вокруг Митрополичего дворца, защищенными от обывательского ока.
Мариинский дворец (Киев) Мариинский дворец - церемониальная резиденция Президента Украины. Находится рядом с Верховной Радой Украины, памятник архитектуры XVIII в. Дворец построен в 1744 году по заказу императрицы Елизаветы по образцу дворца, который проектировал Бартоломео Растрелли для графа Разумовского. Мариинский дворец - яркий пример стиля барокко: выразительные объемы, богатая пластика фасадов. В окраске дворца использованы типичные для русского барокко цвета: бирюзовый для стен, светло-желтый для колонн и карнизов, белый для лепки и балюстрад. Все это придает сооружению праздничный и торжественный вид.
Гравюра 17 -18 века
Тарасевич Александр Тарасевич - представитель восточно -словянских художественных традиций - ввел в книжный и естампний графике новую западноевропейскую технику гравюры мидеритив и офорт, поднял профессиональный уровень украинской графики, требуя от граверов знания всех операций - от рисунка к печатным отпечаток; способствовал развитию стиля украинского барокко , воспитал в Вильне и Киеве плеяду мастеров. Преимущественно часть произведений Тарасевича докииського периода: книжные иллюстрации, тезисные листе, барочные композиции, религиозные сюжеты.
Леонтий Тарасевич Леонтий — украинский гравер на меди конца XVII и начала ХVIII в. , ученик братьев Килианов в Аугсбурге, работавший на меди крепкой водкой в манере этих художников. Во время соцарствования на Руси Иоанна и Петра Алексеевичей был вызван «из Черкас» , вместе со своим товарищем И. Щирским, в Москву, где по поручению Шакловитого награвировал, при участии помощников, две доски: одну — с изображением св. мученика Феодора Стратилата (патрона заказчика) в рамке, орнаментированной фигурами двух ангелов и воинскими доспехами, другую — с портретом царевны Софьи Алексеевны в короне, с державой в руках и с расположенными вокруг портрета семью аллегорическими изображениями (в медальонах) добродетелей.
Голицын Василий Васильевич - князь. Начало 1680 -х гг Нестор-летописец. Киев, 1763 г.
Украинская иконопись Праздник Покровы имеет древнюю историю, потому что этот праздник отмечает событие, которое случилось много сотен лет назад – в начале Х столетия в Константинополе во времена Византийской империи. Тогда враги окружили город. Во Влахерском храме, где хранился омофор – главный Покров Богородицы, молились патриархи, император, собралось много жителей города. Все они молились Богу, чтобы Он защитил столицу Византии от врагов. В это время блаженный Андрей Юродивый со своим учеником увидели видение, как от алтаря вышла в окружении многих святых Богородица и свой омофор простерла над теми, кто молился – будто покрыла их. Это был знак того, что Дева– Богородица покрывает своими молитвами и своею милостью всех, кто обращается с молитвой к ее сыну Иисусу Христу. С тех давних времен, этот праздник уже почитался в Киевской Руси.
Святой Николай. Первая половина XVIII ст. «Богородица Одигитрия» , (1698)
"Богоматерь С Младенцем" Спас Вседержитель Конец XVII в
Казак Мамай — один из самых популярных на Украине образов казака-рыцаря, которого называют космогоническим олицетворением украинского народа в целом. Впервые появляется в народном украинском кукольном театре, так называемом вертепе. Картины с образом Казака Мамая появляются с середины XVIII века. Символ стал настолько популярным и метким глубинным образом среди народа, что даже конкурировал с иконами. Сказания о казаке Мамае можно встретить среди народных легенд, переводов, прибауток. Но лучше всего образ воспроизведен в народной живописи: в бархатном жупане, сафьяновых сапогах и синих шароварах; круглая выбритая голова с закрученным за ухо «оселедцем» , длинные усы, черные брови, карие глаза, тонкий нос, румяные щеки — перед вами портрет красавца-молодца, которым он сложился в народном воображении. Казака Мамая на таких картинах всегда рисовали с кобзой, которая является символом певчей души народа. Конь на картине символизировал верность, дуб — силу духа.
Козака Мамая на таких картинах завжди малювали з кобзою, що є символом співучої душі народу. Кінь на картині символізував народну волю, дуб — його могутність. Часто на малюнках ми бачимо зображення списа з прапорцем, козацького штофа і чарки. Це були речі, пов'язані зі смертю козака — спис ставили на місці поховання, штоф і чарку клали в могилу — вони нагадували про скороминущість життя та козацьку долю, в якій загроза смерті в бою була повсякденною реальністю.
«Музыкальная культура» барокко латинства В эпоху барокко, под влиянием идей латинства, на смену партесное одноголосному знаменному пению пришло многоголосное партесное пение , которое поспособствовало развитию мажоро-минорной системы и на основе которого развился стиль духовного концерта.
Кобза рь (укр. кобзар)– украинский народный певец, представитель эпического рь укр. жанра, как правило, аккомпанирующий себе на одном из трех инструментов – кобзе бандуре колесной кобзе, бандуре или колесной лире.
Церковное пение Богослужебное пение - это форма совместной молитвы участвующих в богослужении. В отличие от светского искусства, его задача - не воздействовать на эмоции, а помочь прихожанину присоединить свой голос к общему голосу Церкви. Знаменное пение (крюковое пение) - тип церковного пения, в основании которого положено одногласное хоровое исполнение композиции. Знаменное пение также называют православным каноническим пением в силу его древности и распространенности в Православии времен Византийской империи, а также в виду каноничности его внутреннего устройства.
Kavunenko_Yana.pptx