Учение Платона о государстве и праве.pptx
- Количество слайдов: 12
Учение Платона о государстве и праве Цыренов Даши Дашанимаевич
Эпоха Маленькие города-государства, неспособные к прочному объединению и пребывающие в постоянных междоусобицах; рабство; физический труд презирался; расцвет афинской демократии; войны с Персией; поражение Афин в Пелопонесской войне; начался закат античной Греции; кризис системы привел к расцвету политической мысли
Происхождение государства Вселенная, крупицей которой являются личность и общество (полис), подчинена единому закону, установленному Богом (единый бог — ум-демиург, мировая душа) (подлинное познание — приобщение к мировой душе, требует интеллектуальной и нравственной подготовки). Общество возникает из потребностей, которые люди могут удовлетворять только совместно на основе разделения труда (полис — органическое целое, со своей структурой, функциями и интересами)
Характеристика государства (определение государства) Государство должно служить интересам всего общества, а не отдельной его части. Общее благо не предполагает равенства. Сопоставление человеческого организма и общества. Каждое сословие должно заниматься своим делом. Принадлежность к сословиям определяется происхождением. Осуждение крайности бедности и богатства
Формы государства (идеальное государство) Диалог «Государство» Идеальное общественное устройство (упразднение частной собственности среди первых двух сословий (должны служить общему благу); вся их жизнь должна организовываться на началах общности имуществ и коллективизма; у них нет семей (жены и дети общие); детей воспитывает государство Ограничения не распространяются на третье сословие (но за свободу частной жизни и экономической деятельности они платят бесправием — не участвуют в делах управления). Регламентируются все стороны жизни (социальные и экономические отношения, политический строй, материальные условия, семья, воспитание, культура). Правит сословие философов (два вида аристократии — царская власть (правит один) и аристократия (правят несколько); суждение философов выше закона).
Утрата нравственного совершенства — появление неправильных видов правления сначала тимократия (правят честолюбцы, распространяется частная собственность, свободных людей обращают в рабов); затем олигархия (увеличение богатства частных лиц; установление имущественного ценза для занятия должностей; принцип власти — деньги; усиление раскола на бедных и богатых; народ подавляют армией); переворот и установление демократии (изменчивая и бурная политическая жизнь; плохое управление; недостатки (уравнивание людей разного достоинства, некомпетентность, пренебрежение к знанию, к заслугам, воля случая, применение жребия при замещении должностей); воспользовавшись избытком свободы к власти приходит тиран (худшая форма правления, царят беззаконие, доносительство, уничтожение противников и всех людей, имеющих свое мнение
Диалог «Политик» Форма государственного устройства определяется по 2 критериям 1) по количеству правящих лиц; 2) достигают ли они цели (общее благо)
Диалог «Законы» (менее совершенное политическое устройство; все разрешается жить семьями и иметь в частном владении дом и участок; надел — общая собственность государства (переходит по наследству); сословий нет; граждане делятся на 4 группы в зависимости от имущественного состояния; вытеснение аристократического принципа олигархическим; переход из одной группы в другую происходит при изменении имущественного состояния; на народное собрание обязаны ходить граждане первой и второй групп (другие добровольно))
Диалог «Законы» Устанавливаются пределы обогащения, исключается роскошь, запрещается владеть золотом и серебром, не допускается ростовщичество, контролируются семьи и браки, единомыслие. Неграждане (рабы и иностранцы; рабы полностью бесправны)
Понятие права (отличие от закона; виды права) Платон различает правильные (установленные ради общего блага) и неправильные законы (установленные в интересах группы, захватившей власть. Предпочтение отдается конкретным решениям царя-философа перед законом (первые более совершенные, так как законы слишком общи, чтобы охватить все многообразие явлений)
Особенности теории Диалог «Государство» называют коммунистическим трактатом, а Платона — первым коммунистом (речь идет о сословном, кастовом коммунизме (коммунизм для избранных, являющихся потребителями)) (цель — рациональная организация общества, основанного на неравенстве). «Государство» и «Законы» — утопии (выход Платон ищет в возврате к прошлому, к старым добродетелям).
Особенности теории Обобщая опыт предшественников, Платон внес много ценного в политическую мысль и политическое сознание (идея общего блага и общего интереса как основы политического объединения, мысль о частной собственности как причине социальных противоречий и конфликтов, четкое определение форм государства и закономерностей их круговорота, признание законности важнейшим атрибутом политической организации). Негативные моменты (идеализация кастовости и аристократического правления, оправдание неравенства, пренебрежение правами личности, жесткая регламентация всех сторон жизни)