Учение пифагорейцев о гармонии и числе.pptx
- Количество слайдов: 15
Учение пифагорейцев о гармонии и числе Гаврилова П. В. ДЭЭ-301
Пифагореизм — религиозно -философское учение, основанное в Древней Греции VI— IV вв. до н. э.
• Пифагор Самосский (570— 490 гг. до н. э. ) • В Кротоне (Южная Италия) Пифагор основывает школу – пифагорейский союз • Примерно в 500 году до н. э. в Сибарисе вспыхивает восстание против правления аристократической партии, после которого начинаются гонения на пифагорейцев
• После смерти Пифагора вражда против пифагорейского союза усиливалась во всех демократиях Великой Греции • К концу V в. до н. э. наблюдается возрождение политического влияния пифагорейцев в Великой Греции • С IV в. до н. э. пифагорейство приходит в упадок, а его учение поглощается платонизмом.
• Основу последующего философского учения пифагорейцев составила категориальная пара двух противоположностей — предела и беспредельного. • «Беспредельное» не может быть единым началом вещей; иначе ничто определённое, никакой «предел» не был бы мыслим. С другой стороны, и «предел» предполагает нечто такое, что определяется им • Отсюда следует вывод Филолая, что «природа, сущая в космосе, гармонически слажена из беспредельных и определяющих; так устроен и весь космос, и все, что в нём»
«Мировая гармония, в которой заключается закон мироздания, есть единство во множестве и множество в единстве»
• Числовые пропорции, или соразмерности, пифагорейцы называли также гармониями. • Пифагор, открыл связь числовых соотношений с музыкальной гармонией. • Он обнаружил, что при определенных соотношениях длин струн последние издают приятный (гармонический) звук, а при других неприятный (диссонанс).
• Если заставить последовательно звучать целую струну, половину ее, две трети и три четверти, то получим основной тон, октаву его, квинту и, наконец, кварту. • Таким образом, отношения, даваемые длиной струны, будут для октавы 1: 2, для квинты 2: 3 и для кварты 3: 4. • Эти числа представляют прогрессию, в которой 4 термина и 3 интервала. Сумма терминов равна 10, а три последовательных интервала, согласно чудесному открытию Пифагора, суть интервалы октавы, квинты и кварты
• Это открытие сыграло большую роль для дальнейшего развития науки о числе • Гармония стала у пифагорейцев математическим понятием, и, что важно, пифагорейская математика и философия оказались проникнуты понятием гармонии
Аристотель: «Пифагорейцы видели в числах свойства и отношения, присущие гармоническим сочетаниям. Так как, следовательно, все остальное явным образом уподоблялось числам по всему своему существу, а числа занимали первое место во всей природе, элементы чисел они предположили элементами всех вещей и всю вселенную признали гармонией и числом»
• Филолай: Весь космос образовался из двух начал: предела и беспредельного • Гармония, по его определению, есть "соединение разнообразной смеси и согласие разногласного» • Согласие разногласного - это определение гармонии в музыке и оно же, выступает в качестве основного принципа устроения мира, в котором противоположности объединяются по принципу музыкального созвучия
Гармония и число обнаруживаются пифагорейцами не только в музыке. Согласно сообщению Аристотеля, пифагорейцы на основании чисел составляли представление о расположении небесных светил; в движении небесных тел они видели еще одно подтверждение своего тезиса, что все в мире устроено "в соответствии с числом".
Аналогия между числовыми соотношениями в музыке и в астрономии породила характерное для пифагорейцев представление о "гармонии сфер". В раннем пифагореизме движение небесных светил - это как бы их танец вокруг мирового огня, сопровождаемый музыкой, по красоте и гармоничности превосходящей земную музыку настолько же, насколько небесные тела совершеннее земных, а по мощи настолько, насколько их масса и скорость превосходят соответственно массу и скорость земных тел
• Пифагорейцы увидели в астрономии, музыке, геометрии и арифметике общие числовые пропорции, гармонические соотношения, познание которых, согласно им, и есть познание сущности и устройства мироздания
Спасибо за внимание!