Кант право Кушкумбаев.pptx
- Количество слайдов: 10
Учение Канта о государстве и праве Выполнил: Кушкумбаев Самат Гр. ЭГМУб-13
Иммануил Кант (1724 -1804 гг. ) - родоначальник классической немецкой философии и основоположник одного из крупнейших направлений в современной теории права - был профессором Кенигсбергского университета. Учение Канта сложилось в начале 70 -х гг. XVIII в. в ходе предпринятого им критического пересмотра предшествующей философии. Свои социальнополитические взгляды он первоначально изложил в цикле небольших статей, куда вошли работы "Идея всеобщей истории во всемирногражданском плане" и "К вечному миру", а затем обобщил в трактате "Метафизика нравов" (1797 г. ).
Кант осознавал, как важна проблема правопонимания, и насколько важно ее сформулировать. "Вопрос о том, что такое право, представляет для юриста такие же трудности, какие для логики, представляет вопрос, что такое истина. Конечно, он может ответить, что согласуется с правом, т. е. с тем, что предписывают или предписывали закона данного места и данное время. Но когда ставится вопрос, справедливо ли то, что предписывают законы, когда от него требуется общий критерий, по которому можно было бы распознать справедливое и несправедливое, - с этим он никогда не справится, если только он не ставит на время в стороне эти эмпирические начала и не поищет источника суждений в одном лишь разуме". Здесь разум, по Канту, есть способность (и воля) создавать принципы и правила морального поведения, содержащая их в себе в качестве внутреннего априорного суждения.
Истинное призвание права - надежно гарантировать морали то социальное пространство, в котором она могла бы нормально проявлять себя, в котором она могла бы беспрепятственно реализовывать свободы индивида. В этом суть идеи Канта о моральной обоснованности права и его моральной основе. Осуществление права требует того, что бы оно было общеобязательным
Государство - объединение множества людей, подчиненных правовыми законами, его необходимость обусловлена не с практическими, чувственно осязаемыми индивидуальными, групповыми и общими потребностями членов общества, а с категориями, всецело принадлежащими рассудочному, умопостигаемому миру. На государстве нет бремени забот о материальной обеспеченности граждан, об удовлетворении их социальных и культурных нужд, об их трубе, здоровье, образовании и т. д. Под благом государства не следует понимать "благо граждан и их счастье". Под благом государства следует понимать состояние наибольшей согласованности конституции с принципами права, к чему нас обязывает и стремится разум при помощи категорического императива. Выдвижение и защита Кантом тезиса о том, что благо и назначение государства в совершенном праве, в максимальном соответствии устройства и режима государства принципам права, дали основание считать Канта одним из главных основателей идей правового государства.
Анализируя происхождение государства, Кант определяет его начало как естественное состояние, лишенное всякой гарантии законности. Нравственный долг, чувство уважения к естественному праву побуждают людей оставить это состояние и перейти к гражданскому обществу. Переход к последнему не носит характер случайности. Акт, посредством которого изолированные индивиды образуют народ и государство, есть договор.
Идею разделения властей Кант трактует как идею равновесия властей. Законодательная власть, - принадлежащая только суверенной "коллективной воле народа". Исполнительная власть - сосредоточена у законного правителя и подчинена законодательной верховной власти. Судебная власть - назначена властью исполнительной. Субординация и согласие трех ветвей власти способны предотвратить деспотизм и гарантировать благоденствие государства.
По Канту: самодержавная форма власти, вполне может быть республиканской (поскольку в ней четко разделены законодательная и исполнительная власть), а демократия чрезвычайно подвержена трансформации в деспотизм и совместима с ним. Кант считал реально достижимым строем государства конституционную монархию. Государь, правитель наделяется только правами. Кант оспаривает право народа наказывать главу государства, если даже тот нарушает свой долг перед государством. Осуждается также право на восстание и опускается только легальное и в некотором смысле пассивное сопротивление существующей власти. Форма борьбы за право - неповиновение.
Все политически изменения Кант предлагает путем плавных реформ сверху, но не в коем случае не путем открытой вооруженной борьбы. Таким образом, Кант является типичным ранним идеологом социального реформизма. Кант против захватнической, грабительской войны, резко осуждает подготовку к войне. Он выдвигает проект установления "вечного мира", путем создания всеохватывающей федерации самостоятельных равноправных государств, построенных по республиканскому принципу. По его мнению, создание такого космополитического союза в будущем неминуемо. Предпосылкой тому должны явиться просвещение и воспитание народов, благоразумие и добрая воля правителя, коммерческие потребности наций.
ТЕСТ 1. В своей «Всеобщей естественной истории и теории для познающего субъекта есть: а) вещь в себе; неба» Иммануил Кант впервые выдвинул: б) феномен; а) теорию подлунного мира; в) ноумен; б) небулярную теорию; г) интеллектуальный синтез. в) теорию предустановленной гармонии; 7. В этике Канта обосновывается нравственный закон, г) теорию множественности миров. согласно которому человек является «целью в себе» , 2. «Критика чистого разума» Канта являлась критикой поскольку: познания, к которому можно прийти: а) связь между чувственным стимулом и поведением имеет характер а) интуитивно; прямой необходимости; б) способом доказательств; б) человек - это существо, способное к абсолютно свободной в) на основе чувственного опыта; автономной мотивации поведения; г) в первичном ощущении. в) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с 3. Кант стремился исключить метафизику из области мотивацией других людей, рассматривая их как средство достижения действительного познания, понимая под ней систему своих целей; доказательств: г) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с а) априорности чувственного опыта; мотивацией других людей, рассматривая их как цель в самих себе. б) трансцендентных предметов; 8. Другая формулировка категорического императива Канта в) апостериорности ощущений; гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения на г) непознаваемости «вещи в себе» . основе твоей воли могла стать. . . » : 4. Для гносеологии Канта справедливо утверждение: а) привычной формой твоего поведения; а) все наше познание начинается с чувственного опыта; б) принципом инстинкта самосохранения; б) познание начинается с «душевных восприятий» , которые в) общим «естественным» законом; упорядочиваются нашим разумом; г) примером для подражания других. в) познание - это восприятие чувствами идей как совокупности свойств, 9. По Канту, знание нравственного закона: присущих ощущениям наших органов чувств; а) является актуальной проблемой этики; г) познание представляет собой сочетание эмпирического опыта и б) обусловлено образованием или воспитанием; нечувственной основы опыта. в) дается в эмпирическом опыте; 5. По теории Канта, время и пространство: г) дано каждому доопытно. а) являются вечными реальными атрибутами субстанции; 10. По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем б) не существуют реально, но необходимо предшествуют более он: чувственному опыту; в) возникают ситуационно, по мере совершенствования познания мира; а) соответствует действующему закону; б) доставляет личное удовлетворение; г) являются неотъемлемыми свойствами единичных вещей. в) подчинен абстрактному чувству долга; г) связан с гуманными или дружескими чувствами.
Кант право Кушкумбаев.pptx