Арабо-исламская архитектура.ppt
- Количество слайдов: 18
u ИСЛАМСКАЯ (МУСУЛЬМАНСКАЯ) АРХИТЕКТУРА – зодчество стран Ближнего, Среднего Востока, Индии, а также Пиренейского полуострова, принципы которого сформировались после 7 в. под влиянием ислама как господствующей религии в регионе .
Архитектурные школы Традиционно выделяют пять архитектурных школ: сирийско-египетскую u персидскую u индийскую u магрибинскую u османскую u
u Одной из наиболее распространенных стала четырехайванная постройка, развивавшаяся как в культовом (мечеть, медресе), так и в гражданском зодчестве (дворец, караван-сарай)
Типовые структуры в мусульманской архитектуре u 1. – Гульдаста – колонны, укрепляющие внутренние углы стен 2. – Стены 3. – Айваны, глубокие ниши в стене 4. – Внутренний дворик 5. – Вход, оформленный айванами 6. – Большие купола 7. – Малые купола над торговыми помещениями 8. – Большой торговый купол
u Облик мечетей во многом зависел от строительных материалов, находившихся в распоряжении строителей. Например, в Сирии из-за обилия базальтовых пород часто можно встретить сооружения, где в облицовке стен чередуется черный и белый камень (впоследствии этот тип кладки стали использовать и в других странах). В ряде стран (Иран, Ирак, Марокко, а также в Андалусии) мечети строили из кирпича, в других местах – из тесаного камня.
u Первые мечети были построены с оглядкой на традиции, сложившиеся к тому времени в церковной архитектуре Византии. После превращения церкви Иоанна Крестителя в Дамаске в мечеть, на завоеванных землях стали строить мечети, повторяющие план этого сооружения. Некоторых из них сохранялся крестообразный план, характерный для византийских церквей. Мечеть Хассана в Каире
Наряду с колонными мечетями сооружались четырехайванные здания (айван – колонный зал) с центральным куполом. Купол на тромпах (конусных «парусах» в углах сходящихся стен) нашел широкое применение в Египте в 14– 15 вв. Чаще всего сооружали над
Сиро-египетская школа мусульманского зодчества. u u u u u Мечеть в Дамаске, построенная халифом аль-Валидом (на месте храма Иоанна Крестителя). Мавзолей Нур ад-дина Зенги в Дамаске. Мечеть Куббат ас-Сахра в Иерусалиме. Мечеть Амра ибн аль-Аса в Каире. Мечеть Ахмеда ибн Тулуна. Мечеть «Аль-Азхар» в Аль-Кахира. Медресе Тайбарсия и Акбогавия. Баб аль-Музаййини ( «Ворота цирюльников» ). Ворота Баб ан-Наср, Мечеть Амра ибн аль. Аса
u Архитекторы фатимидского Египта при строительстве культовых зданий активно использовали дворовую схему плана, мастера применяли камень, кирпич и дерево. В начале 12 в. появляется рубчатая форма куполов, оболочка которых расчленена извне валиками, а изнутри – желобками. Тогда в области декоративной обработки поверхностей чаще всего использовалась резьба по стуку и дереву, а позднее – многоцветный камень. Резьба по дереву применялась в узких филенчатых дверных полотнищах, во фризах, в михрабах и при изготовлении мимбаров(кафедра, с которой произносится хутба, пятничная проповедь).
Персидская архитектурная традиция. u В 7 в. Иран был завоеван арабами и вошел в состав халифата. Культовая архитектура того времени свидетельствует об арабском прототипе большинства мечетей. В Наине была построена мечеть (960), в которой, несмотря на арабский тип конструкции, в орнаменте прослеживается связь с искусством эпохи династии Сасанидов. Поверхности стен, сводов и колонн орнаментированы стилизованными растительными мотивами. В декоре михраба появляются соприкасающиеся углами восьмиконечные звезды. Этот элемент впоследствии становится весьма популярным приемом иранских архитекторов.
u В иранской архитектуре большое значение придавалось открытому пространству внутреннего двора. Это проявлялось как в гражданской архитектуре (в жилых домах, каравансараях, дворцах), так и культовых зданиях (мечетях и медресе). Этим объясняется часто встречаемый отказ от декорирования поверхностей наружных стен в пользу портала и фасадов, обращенных во двор.
Индийская школа u u u Мечеть «Кувват аль -Ислам» ( «мощь ислама» ). Минарет Кутубминар. Мавзолей султана Шамс ад-дина Илетмиша. Мавзолей султана Насир ад-дина Хумайюна. Мечеть Джама. Масджид. Минарет Кутуб-минар и мавзолей султана Шамс аддина Илетмиша в Дели
Тадж-Махал Мавзолей Тадж-Махал – культовое здание вместе с окружающим его парком занимает значительную площадь – 17 га. Доступ в сады и к мавзолею открыт с южной стороны сада, где на одной линии стоят два входных портала, украшенные традиционными чаттри. После u этого посетитель попадает на территорию четко u спланированного сада, который разделен на квадраты четырьмя каналами, в точке пересечения которых находится бассейн. Само здание мавзолея находится на северной стороне. u
Магрибская школа мусульманской Испании и стран Магриба u u Архитектура стран Магриба в XII—XV вв. интересна не только большим числом построенных светских и культовых зданий, но и появлением тенденций, характеризующих новую стадию в развитии средневековой художественной культуры арабского запада. В зодчестве, как и в других видах искусства, стало превалировать декоративное начало, отодвинувшее на второй план тектоническую ясность форм и конструкций здания. Произведение архитектуры в этот период не мыслилось без богатого, обычно многоцветного орнаментального убора. Тончайший арабесковый узор покрывает каждую архитектурную деталь здания, каждый участок поверхности стены. Орнамент, надписи, сталактитовые карнизы, своды, арки, образуя декоративно насыщенные динамичные композиции, лишь в общих своих контурах подчиненные основным линиям архитектуры здания, говорят об утонченной, изысканной роскоши. Интерьер, а иногда и фасады поражают тонкостью, изобилием, подчас кажущейся даже излишней щедростью орнаментально-декоративного убора.
u Альгамбра – дворец властителей небольшого государства Насридов (1230– 1492) и последний оплот мусульман на Пиренейском полуострове. Цитадель и дворец Альгамбра (аль-Хамра’ – «красная» , араб. ), находится в городе Гранада и была центром этого государства. В 1238 Мухаммад ибн Наср начал строительство этого дворца на вершине горы на месте берберской крепости (алькасба’). Проект был чрезвычайно смелым, арабским инженерам надо было отрегулировать сток вод с гор Сьерра Невада таким образом, чтобы они питали каналы, фонтаны и пруды в дворцовом комплексе.
Османская школа u u u u Медресе Сырчалы в Конье. Чифте-Минар в Эрзеруме. Медресе Каратай. Индже-минар в Конье. Мечеть Улу-Джами в Бурсе. Мечеть Йешиль-Джами в Бурсе ( «зеленая мечеть» ). Мечеть султана Баязида II.
u В строительстве культовых зданий использовалась по преимуществу кладка из камня. Порталы, профили арок и декоративных ниш напоминают творчество персидских мастеров. Тем не менее, в орнаментации сельджукские зодчие изобрели свои собственные приемы. Архитектурный декор построен ими на контрасте света и тени, а узор состоит из геометрической плетенки. Из древнеперсидского искусства сельджукские мастера заимствовали рельефный и скульптурный орнамент, большая часть образцов которого до нас дошла в фрагментарном виде.
Заключение u Современная мусульманская архитектура пытается сегодня использовать весь накопленный за века архитектурный опыт при сооружении новых мечетей. Естественно, что новые технологии позволяют облегчить строительство, поэтому огромные купольные перекрытия уже перестали быть трудной задачей. В то же время нынешние мечети утратили очарование рукотворности, ибо многие элементы (изразцы, мозаики) изготовляются не вручную, а с помощью современной техники. Тем не менее, при реставрации памятников архитектуры специалистам нередко приходится обращаться к старинным методикам, воспроизводить орнаменты, эпиграфические надписи и каскады сталактитов в соответствии с традициями мусульманского зодчества прошлых веков.
Арабо-исламская архитектура.ppt