Птер Брейгель.ppt
- Количество слайдов: 31
ТВОРЧЕСТВО ПИТЕРА БРЕЙГЕЛЯ.
Нидерландская культура в 60 -е гг. XVI в. достигла высочайшего расцвета. Но в тот же период произошли события, из-за которых старые Нидерланды прекратили своё существование. Важнейшей же причиной гибели этой культуры была Реформация, навсегда разделившая нидерландский народ на католиков и протестантов. В то самое время, когда обе враждующие партии сражались с именем Христа на устах, изобразительное искусство перестало быть христианским.
Кровавое правление герцога Альбы, стоившее стране многих тысяч человеческих жизней, привело к войне, начисто разорившей главные культурные области страны.
В северных провинциях, где к концу века восторжествовал протестантизм, живопись и скульптуру «изгнали» из церквей. Протестантские проповедники яростно обличали церковное искусство как идолопоклонство. Две разрушительные волны иконоборчества — в 1566 и 1581 гг. — по-видимому, уничтожили немало замечательных произведений искусства.
На заре Нового времени нарушилась гармония между земным и небесным мирами. В жизни человека конца XVI столетия чувство ответственности за свои поступки перед лицом Бога уступило место следованию нормам общественной морали. Идеал святости подменялся идеалом бюргерской добропорядочности. «Мизантроп»
На смену символизму северного Возрождения пришел новый, мирской реализм. Иероним Босх «Сад земных наслаждений» Начало XVI в. Питер Брейгель «Перепись в Вифлееме» 1566 г.
ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ В XVI в. работал один из талантливых нидерландских художников Питер Брейгель, которого прозвали Мужицким. За этим эпитетом стоит не только факт его биографии (Брейгель родился в крестьянской семье), но и огромный интерес художника к простым людям, их быту и повседневной жизни.
В 1552 г. молодой живописец отправился в Италию, посещение которой считалось непременным условием достижения художественного совершенства. В Италии Брейгель прожил около года, но остался равнодушным к изучению древних памятников и почти не водил знакомства с итальянскими художниками. Вскоре по возвращении из Италии Брейгель создал картину «Падение Икара» .
Страной управляли испанцы, которые не считались с местными обычаями и законами. Подстрекаемые протестантскими проповедниками люди разоряли католические храмы, вымещая на них свою ненависть к папскому Риму. В 1566 г. король Испании для усмирения мятежников послал многотысячную армию под командованием герцога Альбы.
Кровавые события тех дней нашли отражение в творчестве Брейгеля. Это, прежде всего, картина «Избиение младенцев в Вифлееме» , где суровый старец в чёрном, руководящий расправой, обладает портретным сходством с герцогом Альбой.
В картине «Битва Масленицы и Поста» шутовской поединок Масленицы и Поста — обычная сцена ярмарочных представлений, устраиваемых в Нидерландах в дни проводов зимы. . Суть сюжета картины — противоборство Масленицы и Поста, олицетворяющих собой Добро и Зло, Веру и Неверие, Воздержание и Распущенность.
«ОХОТНИКИ НА СНЕГУ» Цикл картин «Месяцы» ( «Времена года» ), созданный Брейге лем воспринимается как гимн природе, законы которой мудры и неизменны. Человек в этих картинах, тоже существует, подчиняясь этим непреложным законам.
«СУМРАЧНЫЙ ДЕНЬ»
«ЖАТВА»
«ВОЗВРАЩЕНИЕ СТАДА» Смотря на эти пейзажи, невольно задумываешься о том, как абсурдны и бессмысленны даже самые правильные законы придуманные человеком. Эти картины Брейгеля показывают самые обычные вещи как чудо, о котором не стоит забывать.
«Зимний день»
«КРЕСТЬЯНСКАЯ СВАДЬБА» Картина «Крестьянская свадьба» написана Брейгелем в самое тяжёлое и тревожное для его народа время. Эти изображения праздничного торжества простых людей стали своеобразным протестом художника на жестокое правление испанского герцоге Альбы. Жизнь в Нидерландах с приходом герцога Альбы не прекратилась. Вот крестьяне играют свадьбу.
«КРЕСТЬЯНСКИЙ ТАНЕЦ» В картине «Крестьянский танец» голос свободы звучит в полную силу. Не случайно действие разворачивается здесь не в помещении, а на вольном воздухе.
«НИДЕРЛАНДСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ» В картине «Нидерландские пословицы» воссоздана народная мудрость, послужившая основой для сюжета: Это произведение можно воспринимать как своеобразную энциклопедию жизни народа, под сатирическим углом зрения. В сравнительно небольшом живописном пространстве (размеры полотна 117 х 163 см) художник поместил более ста иллюстраций к народным пословицам, басням, поговоркам и прибауткам. Глупость, ставшая повседневной привычкой, и безумие, возведённое в ранг разумного начала, — вот тема «Пословиц» .
«Слепые» Последняя из известных ныне картин Брейгеля — «Слепые» Картина посвящена словам Христа: «Может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму? » . Конечно же, при этом Иисус имел в виду слепоту духовную.
• 1. В чем различие в творчестве Иеронима Босха и Питера Брейгеля? Иероним Босх «сад земных наслаждений» Питер Брейгель «Битва масленицы и поста»
• 2. Что стало причиной исчезновения христианских тем в искусстве? Питер Брейгель (Разоритель гнезд) Ян ван Эйк (Мария Кормящая)
• 3. Почему Питера Брейгеля называли - «Мужицким» ?
• 4. Как передан смысл пословицы - «Ни один плуг не остановится, когда кто-то умирает» в картине «Падение Икара» ?
• 5. В каком произведении Брейгель изображает противоборство между Добром и Злом, Верой и Неверием, Сдержанностью и Распущенностью? Битва масленицы и поста Крестьянский танец Слепцы Страна лентяев
• 6. Какая картина стала символом свободолюбия Нидерландского народа? Охотники на снегу Крестьянский танец Крестьянская свадьба Пословицы
• 7. В каком произведении Брейгель выражает свое сочувствие и сопереживание крестьянам, вынужденным подчиняться жестоким указам испанского правителя? Избиение младенцев Крестьянская свадьба Крестьянский танец Возвращение стада
• 8. В каком произведении художник показал разумное подчинение мудрым законам природы? Жатва Битва масленицы и поста Падение Икара Слепцы
• 9. Какое произведение можно воспринимать как своеобразную энциклопедию жизни народа, под сатирическим углом зрения. Пословицы Слепцы Битва масленицы и поста Страна лентяев
• 10. Как ты понимаешь смысл пословицы «Каждую селедку следует вешать за собственные жабры» .
• 11. О чем идет речь в картине «Слепцы» , которая посвящена словам Христа: «Может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму? » .
Птер Брейгель.ppt