Темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова.ppt
- Количество слайдов: 18
§ Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова (1814 1841) представляет собой важный этап в развитии русской литературы первой половины 19 века. Творчество Лермонтова включает в себя как поэтические произведения, так и прозу. Анализ творчества Лермонтова показывает богатство тем и мотивов его произведений, и эти темы тесно переплетены между собой и представляют творчество поэта единым целым.
К наиболее крупным и значительным произведениям Лермонтова можно отнести: v Стихотворения «Парус» , «Узник» , «Бородино» , «Дума» , «Смерть поэта» , «Выхожу один я на дорогу» , «Родина» , «Молитва» , «Поэт» , «Пророк» v Поэмы «Мцыри» , «Демон» , «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» v Роман «Герой нашего времени»
§ Лирика в творчестве Лермонтова представлена обширной тематикой. Все разрабатываемые Лермонтовым темы прослеживаются в большинстве его стихотворений, которые имеют множество родственных символов, образов, сюжетных ситуаций и переживаний
Можно выделить следующие темы лирики Лермонтова: Ш Свободы, которая имеет следующие особенности в стихах поэта: • Ориентирована и продолжает традиции вольнолюбивой декабристской поэзии; • Прославляет не только свободу и независимость каждого отдельного человека, но и гражданскую и социально политическую свободу страны и народа; • Обращается к историческому прошлому и находит аналогии и параллели с современностью • Освещается в таких стихотворениях, как « 10 июля» , «Новгород» , «Желание» , «Парус» и др.
ШУзничества, выраженная следующим образом: • Тесно связан с темой свободы и выступает в творчестве поэта как е 1 ограничение; • Пронизывает всё творчество поэта , у котором образ узника становится одним из центральных поэтических символов; • Часто используются фольклорные образы и элементы сказки, усиливающие внутренний драматизм стихотворений • Включает в себя такие стихотворения, как «Пленный рыцарь» , «Узник» , «Желание» и др
ШДействия и подвига, нашедшее своё выражение в следующих особенностях лермонтовской лирики: • Является одним из самых характерных мотивов лирики Лермонтова; • Стихи этой тематики имеют активное, боевое, жизнеутверждающее начало; • Воспевается воля, энергия, мужество, героическое деяние; • Выражает представление поэта о жизни как о постоянной героической борьбе; • Разрабатывается в таких стихотворениях, как « 1831 го июня 11 дня» , «могила бойца» , «Дума»
«Бородино» § В котором разрабатывается не только мотив подвига, но и патриотическая тема, и поэт утверждает здесь новый для русской литературы жанр героической стихотворной новеллы, проникнутый глубоким историзмом;
Шнеприятия правящей знати, выраженная следующим образом: отчужденность лирического героя от света; § ненависть к самому свету, к светскому обществу, обличение его nоро К 06: безразличия, лицемерия, зависти и надменности, отсутствия в нем понятия дружбы, любви, преданности, искренности чувств; § яркое отражение ненависти к свету в стихотворении "Смерть поэта" (1837), посвященном смерти А. С Пушкина и содержащем описание расправы над ним, облика убийцы, размышления о Пушкине, вызов и об винения в адрес толпы и света, который способствовал смерти Гения;
Ш поэта и поэзии, являющаяся одной из важнейших в лирике Лермонтова и имеющая следующие особенности: § размышления о назначении и роли поэта и поэзии, проходящие красной нитью через многие произведения Лермонтова; § указание на важность свободы творца, который не должен подчиняться ни воле толпы, ни нападкам критиков, ни притеснению власти; разработка в стихотворениях "Кинжал" (1837 1838), "Поэт" (1828), "Отрывок" (1830), "Журналист, читатель, писатель" (1840), "Пророк" (1841 );
Ш любви, развивающаяся уже в ранней лирике Лермонтова и имеющая следующие особенности: § наполнена элегической грустью, созерцательным спокойствием, медитацией и в то же время в ряде стихотворений имеет яркие страстные образы измены, обмана и предательства ("Я не унижусь пред тобою. . . "); § выражена больше через мрачные, тягостные настроения, связанные с изменой, страданием, невозможностью найти ответную любовь, нежели через радость и воодушевление; § любовь предстает способом освободиться от гнетущего одиночества, но в то же время предмет любви героя часто принадлежит свету, поэтому и сама любовь обречена на страдания, и поэт призывает ее страшиться; в поздней лирике любовь раскрывается как великий жизненный дар; отражается в стихотворениях "1831 го июня 11 дня" (1831), "Я не унижусь пред тобою. . . " (1832), "Любовь мертвеца" (1841), "Молитва" (1837);
Ш одиночества, имеющая следующие особенности в лирике Лермонтова: герой остается одиноким, несмотря на все его стремления к любви, родственным душам, бурям жизни, к свободе; § использование большого количества средств речевой выразительности, призванных передавать силу переживания одиночества ("одинокий", "лишний", "пустой", "пустынный" и т. п. ); § внесение в трактовку темы одиночества глубоко личного характера, что является новаторством поэта в разработке данной темы; § передача одиночества через образы природы и описание ее явлений; разработка данной темы в следующих стихотворениях "Листок" (1841), "Утес" (1841), "И скучно и грустно. . . " (1840); "Выхожу один я на дорогу" (1841);
Шприроды, имеющая следующие особенности: § передача сокровенных, личных мыслей, переживаний автора; § эволюционирование данной темы в процессе творчества поэта от услов но романтического и аллегорического характера до тенденции к симво лизации пейзажа; § разработка данной темы в следующих стихотворениях: "Русская мелодия", "Земля и небо", "Три пальмы" (1839), "Горные вершины" (1840), "Когда волнуется желтеющая нива. . . " (1837);
Ш родины, разрабатываемая поэтом на протяжении всего творческого пути и имеющая следующие особенности: § восходит к традициям декабрьской поэзии, связанным с жесткой цен зурой, например использование приема художественной ·маскировки в стихотворении "Жалобы турка", где Россия заменяется Турцией, и данное стихотворение имеет параллели с пушкинской "Деревней"; § использует противопоставления ("Желание"), гневные выпады ("Монолог"); обращается к героическому прошлому России и к ее истории ("Бородино", "Баллада", "Отрывок"); § уделяет много внимания народу своей страны, благодаря которому Рос сия обрела могущество и победила многих врагов; § выражает всю палитру своих внутренних личных чувств по отношению к Родине, Отчизне, свою любовь и нежность к ней ("Родина").
Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» § Имеет следующие художественные особенности: ь Тесно связана с предыдущим творчеством поэта, в частности со стихотворениями «Исповедь» и «Боярин Орша» ; ь Вписывается в широкий контекст русской и мировой литературы; ь Пафосом поэмы является непременное, постоянное и страстное стремление к свободе, тема которой очень активно разрабатывается Лермонтовым на протяжении всего творческого пути и получает наиболее яркое выражение в данной поэме
ь У героя присутствуют такие черты характера, как сила, мужественность, воля, активность, готовность даже ценой собственной смерти получить свободу и вернуться на родину; ь Образ монастыря выполняет важную идейно эстетическую функцию, так как является символом несвободы, тюрьмы ь Природа выступает олицетворением желанной свободы ь Изображается глубокий психологизм переживаний героя, его самоанализ, что соответствует передовым тенденциям в русской литературе первой половины 19 века
Язык поэмы имеет следующие характеристики: § Книжно поэтическая лексика возвышенного стиля, оттененная разговорной речью; § Множество эпитетов § Метафоры § Образные сравнения
§ В жанровом отношении определяется как поэма исповедь; § Имеет художественную форму монолога исповеди; § С точки зрения художественного метода может быть отнесена к романтической поэме с развитой символикой и с некоторыми реалистическими элементами.