куклы обереги. Шабельникова И.С4.pptx
- Количество слайдов: 58
Творческий проект по теории и методике обучения КУКЛА-КОРМИЛКА (или ХОЗЯЮШКА) Шабельникова И. С Группа 060804
Актуальность темы • Куклы обереги набирают популярность, а особенно Куклы Обереги своими руками сделанные. Эти куклы – аналог тряпичных кукол, в которые играли наши бабуши и прабабушки. Делаются эти куклы достаточно просто и не требуют особых навыков, а главное изготавливаются без применения колющих и режущих инструментов, что очень важно и удобно при работе с маленькими детьми. Такие куклы могут являются прекрасным способом развития творческих способностей.
Обоснование выбора тема • Программа по Декоративно прикладному искусству в художественной школе, предусматривает работу с тряпичной куклой.
Цель: Ознакомление и приобщение детей младшего дошкольного возраста к народной культуре. •
Для реализации этой цели определены следующие задачи: • - приобщить детей к народной культуре и традициям; • - способствовать обучению детей практическим навыкам работе с материалами; • - воспитать любовь к русской народной культуре.
Историческая справка • Наиболее распространенной игрушкой в России еще в первые десятилетия ХХ века была тряпичная кукла. • Издавна на Руси создавали кукол из различных материалов – из соломы, глины, нитей и ткани, даже из дерева. Кукла была предметом, полным внутреннего значения и смысла. В ней человек видел, прежде всего, образ языческой веры. По своему назначению куклы делятся на три большие группы: • - обрядовые; - куклы-обереги; - игровые.
• Кукла была неотъемлемой частью праздников русской деревни: сева, жатвы, уборки урожая, многочисленных ритуалов и обрядов. • Такие куклы охраняли, спасали, помогали в трудную минуту, давали мудрые советы. Кукол любили, берегли, передавали по наследству, ими любовались, носили с собой, ими играли. А когда малышке исполнялось пять лет, она должна была мастерить кукол сама. По тому, как девочка её делала, определяли её мастерство в шитье и вышивке.
Куклы - обереги • Оберег - амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.
Божье Око • Это самая древняя обережная кукла наших предков. Крестообразная композиция выражает идею распространения сил добра или охраняющих сил на все четыре стороны света. Помещают над входной дверью в дом, комнату, • над кроватью ребенка, • в место, которое • хорошо видно входящему человеку.
Куватка • Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит Куватка, то она отгоняет эту злую силу. Платья имели определенный смысл. В наряде всегда должен был присутствовать красный цвет - цвет солнца, • тепла, здоровья, радости. • Вышитый узор, • тоже не был случайным.
Ангелочек • В подарок на именины делали куклу Ангелочка. Это незамысловатая, но очень симпатичная кукла. Её изготавливали, используя старинную традиционную технологию, имея под рукой всего лишь лоскутки светлой ткани, • ножницы и нитки. • Эта кукла делается из четырёх квадратов ткани.
Берегиня • Берегиня - это символ женского начала. По народным поверьям, которые уходят своими корнями в языческие времена Древней Руси, этот оберег наделяется своей силой в случае соблюдения определённых условий при его изготовлении. Берегиню нельзя колоть иглой (сшивая лоскуты между собой), нельзя рисовать лицо. Если оберег предназначен для маленького ребёнка, то ткань не режется ножницами, а рвётся руками. Уникальность изготовления Берегини заключается в том, что лоскуты, из которых она состоит, соединяются между собой с помощью узелков и нитей.
«День и ночь» , «Девка –баба» • Были и обереги на каждое время суток. День и ночь - два маленьких ангела: один сделан из тёмной ткани, другой - из светлой. Они соединены двухцветной ниткой и неразделимы; • Ещё один "перевёртыш" назывался Девка-баба. Служил он для игры, в процессе которой крестьянская девочка узнавала, чем различается традиционная одежда девушки и замужней женщины.
« 12 лихорадок» • Ровно год был отпущен оберегу, который назывался "12 лихорадок". Делали его в виде 12 фигурок, подвешенных на красной нитке над печкой, чтобы отпугивать приносящих болезни демонов-трясовиц, • которых звали Дряхлея, • Глупея, Глядея, Ленея, • Немея, Ледея, Трясея, • Дремлея, Огнея, Ветрея, • Желтея и Авея.
Бессоница • Кукла Бессонница • Это магическая колыбельная кукла Бессоница. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из 2 лоскутков ткани куклуоберег и клала ее в колыбель.
Желанница • Такая подружка - кукла Желанница - была в деревне у каждой девушки. Показывать ее никому не следовало. Загадаешь, бывало, желание, пришьешь в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесешь к личику: "Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни". •
Толстушка-Костромушка • (оберег от одиночества) • Эта куколка - оберег от одиночества. В доме, где очень ждут и желают ребенка, была эта кукла. Ставили ее в спальню на видное место. Как только появлялся ребенок кукле говорили: "Детки появились - пошла играй".
кукла Параскева • На праздник Святой Параскевы женщины сообща изготавливали большую куклу "Параскевы Пятницы", на "руку" которой (горизонтальная перекладина на уровне груди) вешали всевозможные предметы женских рукоделий. Святая Параскева словно благославляла женский труд, а также все остальные ремесла.
Игровые куклы • Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные и свернутые. • «Полено''. представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду. Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище - кусок ткани, свёрнутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.
Зайчики • Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. • К игровым свёрнутым куклам относят куклы - закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище - кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик - голова с помощью нитки прикреплённый к туловищу.
• Зайчики Крученка
Кукла на «Выхвалку» и Малышок • Была распространена игровая тряпичная кукла Малышок - голышек. Отличительной особенностью техники её изготовления было то, что ткань внизу не оставляли единым "подолом", а разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками. Куклу обязательно подпоясывали. ". • Кукла "на выхвалку" являлась игровой сшивной куклой. Она шилась девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделию
Обрядовые куклы • Вепская кукла (капустка, рванка) - это обрядовая кукла, символизирующая плодородие и достаток. Как с этой куклой устраивали обрядовые проверки парней: смотрели, как парень берет эту куклу, на что обращает внимание, как рассматривает. И по этому было видно, что для него сейчас важно. • Обрядовая многорукая кукла Десятиручка. В изготовлении используются нитки красного цвета. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Традиционно после изготовления она почти сразу же сжигалась. Куколку "Десятиручка" дарят на свадьбу, чтобы женщина все успевала, чтобы все у нее ладилось.
• Капустка, Рванка Десятиручка
Крупеничка и Купавка • А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу зерновушку, или крупеничка. Кукла Купавка- это обрядовая кукла одного дня. "Купавка" олицетворяла собой начало купаний.
Масленица и Веснянка • Обрядовую куклу Масленица делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево - тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. Её закрепляли на крестовине из дерева. • Веснянка (Авдотья-весновка) , Мартинички, Кукла Рябинка - символ женской мудрости, материнства, домашнего очага , Спиридонсолнцеворот поворотом колеса может полностью изменить вашу жизнь в нужную сторону.
Масленица и Веснянка
• Зольная кукла дарилась молодым на свадьбе. • Неразлучники. Муж и жена - две половинки одного целого, они должны быть неразделимы. Именно для этого дарилась эта кукла.
• Зольная Неразлучники
• ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ • КУКЛА-КОРМИЛКА • (или ХОЗЯЮШКА)
• Куклы-обереги - удивительные создания, для изготовления которых нужно иметь лишь несколько лоскутков, кусочки тесьмы и нитки. Ни иголка, ни ножницы нам не пригодятся: кукла-оберег традиционно изготавливается БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГЛЫ и ножниц. И в этом тоже исторически был заложен огромный смысл. Любое исключение предрекало "колото-резаную" жизнь. А при использовании дерева, нужно выбирать свежесорванную «живую» веточку с «хорошего» дерева. Это правило для большинства народных кукол.
• Эти куклы не имеют лица. Безликая кукла - вещь неодушевленная. Подчеркивая это, наши предки верили, что никто не может причинить через нее вред живому человеку. Она несет в себе только доброе начало !
Этапы работы над проектом: • Обдумывание проекта; • Изучение истории куклы на Руси; • Знакомство с инструментами и материалами предназначенными для изготовления куклы; • Выбор тематики работы; • Подготовка инструментов и материалов необходимых для выполнения кукулы; • Составление проектной документации.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: • Лоскут цветной ткани, 3 шт (2 шт - для груди и 1 шт - для спинки) = 15 х15 см, Лоскут белый для головы = 15 х15 см, Лоскут для рук 2 шт = 15 х15 см, Лоскут для фартучка = 5 х9 см, Лоскут для платочка = 19 х13 см, Тесьма или маленький кусочек цветной ткани для повойника (под платочек), Тесьма для пояса, Синтепон или кусочки ветоши, вата - для наполнения головы, Нитки простые, Нитки шерстяные, ленточки - для украшения.
Схема Шаг 1. • Голова. Берем квадратный лоскут белой ткани для головы, в центр кладём тугой комочек ваты (куделечку) или синтепона, туго завязываем, получаем вот такой воланчик.
2 шаг. Груди. • Здесь одновременно получается и часть юбочки - болтающая часть куска, поэтому эти куски желательно брать ровные, аккуратные… • Берём лоскут цветной ткани и на него по линии диагонали (но не в середину, а на 1/3 от одного конца) кладём тугой ватный шарик, туго завязываем. Это будет грудь, а длинный конец углом – это юбочка. • Также делаем со вторым куском ткани. Связали 2 груди, расправляя юбочку. • На каком расстоянии класть ватный шарик, регулируйте сами, всё зависит от того, ка-кого размера вы хотите получить куколку.
ШАГ 2
3 шаг. Руки. Лучше брать тонкий материал или ситцевую ткань, она не будет скользить.
1. Берём квадрат ткани для рук, 1 -й раз сложили его по диагонали, 2 -й, 3 -й и 4 -й раз сложили.
2. Пополам по высоте треугольника, завязали туго концы рукава, отступив от края 1 -2 см. Руки скрестили.
4 шаг. • Сборка куклы
1. На руки наложили голову.
2. На голову наложили груди
3. Всё вместе завязали туго (накладывать обороты нити надо много раз, т. к. здесь сразу объединяем много деталей и все должно быть прочно).
5 шаг. Сборка спинка куклы.
1. Берём 3 -й лоскут цветной ткани, пальцами делаем складочку и накладываем на голову, завязываем под грудью (все туго) , по той же линии, что привязывали груди и рукава.
2. Низ углов юбочки переда и низ угла спинки должны получиться одинаковыми по длине, т. е. это смотрим, когда укладываем кусочек ткани на спине и регулируем длину при этом.
6 шаг. Фартук.
1. нитка, которой привязывается фартук, должна проходить под задним полотнищем юбки, т. е. его временно отогнуть вверх.
7 шаг. • Далее повязываем повойник и платок , как у всех выше представленных кукол.
Квадрат ткани сворачиваем в треугольник и одеваем на голову куклы
Заключение • Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Источники: • 1. Дайн, Г. Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г. Л Дайн, М. Н. Дайн. - М. : Культура и традиции, 2007. - 120 с. • 2. Зимина, З. И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З. И. Зимина. • 3. Котова, И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И. Н. Котова, А. С. Котова. - СПб, Паритет, 2003. - 240 с.
куклы обереги. Шабельникова И.С4.pptx