Творческая концепция Леонида Николаевича Андреева (1871 – 1919)
ПРОЗАИК, ДРАМАТУРГ, ПИСАТЕЛЬ ПАРАДОКСОВ КАТАСТРОФИЗМ БЫТИЯ ПОЛЕМИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ С ДОСТОЕВСКИМ СВЯЗЬ С ФРАНЦУЗСКУМ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМОМ ГЛАВНА ТЕМА – ТРАГИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Ранние рассказы (1898 – 1904) Основаны на традициях творчества Толстого, Достоевского, Чехова Философская основа – идеи Ф. Шопенгауэра и Ф. Ницше Тема маленького человека Герои – дети, подростки, обделенные судьбой Чувство гуманизма и сострадания «Петька на даче» , «Ангелочек» , «Гостинец» , «Валька» , «Алеша – дурачок»
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАНЕРА ОТКАЗ ОТ МОТИВИРОВКИ ПРОИСХОДЯЩЕГО; ТЯГОТЕНИЕ К АЛЛЕГОРИЯМ; ОТВЛЕЧЕННО–СИМВОЛИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ; ГОСПОДСТВО СЛУЧАЙНОСТЕЙ И НЕОЖИДАННОСТЕЙ
ПРОБЛЕМАТИКА ВНУТРЕНЕЕ МОЛЧАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ОТЧУЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ «Большой шлем» , «Баргамот и Гераська» 1. Бунт не против общества, а против всего мироустройства 2. 2. Бунт – космичен, он носит глобальный характер 3. 3. Жажда протеста выражена слабо, он пассивен
«Жизнь Василия Фивейского» (1904) Мятяж против нелепо устроенной жизни, обрекающей на утраты и страдания Герой - священник -бунтарь Господствует в мире не воля Провидения, жестокий и бесчеловечный РОК З А Г А Д К А Вызов Роковой судьбе Б Ы Т И я Гибель героя, не разрешившего тайну своего бытия
«Иуда Искариот» (1907 г. ) Евангельский сюжет ИУДА РАЗВЕРНУТАЯ РЕКОНСТРУИРУЕТ ПОРТРЕТНАЯ ПОДРОБНОСТИ РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХАРАКТРИСТИКА ИЗ БИОГРАФИИ РАСКРЫВАЕТ ВНУТРЕННИЙ МИРСМЕНА ДУШЕВНЫХ СОСОТОЯНИЙ … Чтобы показать злого, ищи, где он добр…» (Станиславский) Любовь и преданность к Христу Ревность к апостолам Удивлен наивностью и доверчивостью Получает 30 серебряников Предательство (рассчитанный поцелуй) Иуда любит только себя Расплачивается деньгами за любовь блудницы Самоубийство – пробудившаяся совесть раскаявшегося преступника?
Драматургия Л. Андреева « К звездам» , «Жизнь человека» , «Анатэма» , «Мысль» 1. Неореализм 2. Театр аллегории, гиперболы, символа, гротеска 3. В центре – типичные ситуации (рождение, любовь, слава, благополучие, одиночество, забвение, смерть. 4. 4. Сюжет – притча 5. 5. Теория «панпсихизма» : показать интеллектуальное переживание, а не действие