Тувинская свадьба
• В древней Туве свадебные традиции испокон веков передавались из поколения в поколение и имеют свои особые обряды. • Свадьба означает отделение юноши и девушки от родительского очага и начало самостоятельной жизни. У древних тувинцев обряды сватовства и свадьбы совершались в предусмотренное для каждого из них время.
1. Обряд подстилания козьего пуха под новорожденную девочку • К примеру на зимней стоянке находилась юрта Сата Чамбала, жена которого родила девочку, а на другой стоянке – юрта Монгуша Болата, который имел маленького сына. Жена Болата старательно чистит и обрабатывает козий пух, из которого делают очень теплую и мягкую подстилку , и с этим подарком приходит в юрту родителей новорожденной девочки.
Мальчик Девочка
• После любезного обмена подарками , они договорятся о разрешении на брак. • Традиция предписывала , чтобы сватовство начиналось тогда, когда девочка еще находится в колыбели. Только в таком случае родители мальчика могли надеяться на то, что девочка впоследствии станет женой их сына.
2. Обряд обновления подарков • Согласно тувинской традиции девушку не выдавали замуж, когда ей исполнилось четырнадцать, шестнадцать и восемнадцать лет. Выдавали замуж только тогда, когда ей исполнилось пятнадцать, семнадцать и девятнадцать лет.
• Когда девочке исполнилось пятнадцать лет, совершали обряд обновления подарков. • Родители парня выбирают самого достойного и уважаемого человека, которого отправляют к родителям девочки. По поручению от имени родителей жениха передает подарки родителям девочки. На этот раз им преподносятся арака (молочная водка), сыр, вареное мясо (курдюк, грудинка) и много другое
• Обряд обновления подарков является следующим этапом процесса сватовства и способом узнать о намерениях родителей девочки.
3. Одаривание чаем (буквально – разбивка чая) Всегда иметь в юрте чай с молоком и угощать гостей – древняя традиция тувинцев, которую считали священной. Родители жениха выбирают самых достойных, порядочных и уважаемых мужчину и женщину из числа своих родственников, чтобы они приняли участие в следующем обряде сватовства.
• Седлают самых лучших коней. Родственник жениха везет целый кирпич чая, табак, когээржик – кожанную посуду с аракой и. т. д. Родственница жениха во время обряда привозит в аал невесты разноцветный бисер. И вплетала укрощение в косу девушки. Разбитый на части чай и табак раздают родителям и родственникам невесты.
• Обряд разбивки чая призван известить окружающих о том, что у девушки уже есть будущий свекор и свекровь.
4. Смотрины. • Это один из старинных обрядов тувинцев перед свадьбой. Родители жениха отправляют гонца в аал будущих сватов, чтобы , тот разузнал количество их близких родственников и пожилых уважаемых людей, подсчитал количество их юрт. Прибывшие на смотрины , подъехав к аалу, останавливаются у юрты родителей невесты.
• Отец жениха обращается к родителям невесты со словами: -Вот прибыл я…. . ковать детей. Затем он вместе с пиалой араки преподносит родителям невестки предварительные подарки в виде ленты из козлиной шкуры (дадаазын) и отрезы голубого шелка (кадак).
• Концу торжества мать жениха обращаясь к родителям невесты, очень вежливо говорит: -Я пришла просить и у Вас благословения нашим детям. Получив согласие и одобрение родителей невесты дарит отрез голубого шелка (кадак) матери девушки.
5. Установление даты свадьбы. • Раньше тувинцы знали свое родство вплоть до девятого колена, т. е. до девяти поколений. Они не допускали того, чтобы женились родственники, чье родство находилось в пределах трех поколений отцов.
• С давних времен родители жениха и невесты обращались к шаманам и гадателям по бараньей лопатке с просьбой определить и установить дату свадьбы, даже день и час, когда девушке уезжать из аала родителей. После установления даты свадьбы жених приходил в юрту родителей невесты зятевать, т. е. помогать родителям и родственникам невесты, показывая свое умение и трудолюбие.
День свадьбы. • День свадьбы – это день отделения девушки от родного очага и начало самостоятельной жизни. • День свадьбы – это день, когда мужчина становится хозяином юрты.
• Родители и близкие родственники невесты заранее готовили всю одежду девушки, которую она будет носить в соответствии с четырьмя периодами года, а также приданное.
Невесте выделяют самого хорошего коня с красивым седлом. Повод ее коня должен держать мужчина из аала невесты. Он передает повод коня девушке, выйдя далеко за пределы аала ее родителей. После этого девушка сама управляет своим конем .
Встреча сватов. • Встреча сватов – один из признаков взаимного уважения сторон. Организовывали три встречи между стоянками родителей жениха и невесты: одна встреча – на перевале, вторая- на берегу реки, третья – в непосредственной близости от стоянки родителей парня.
6. Объезд вокруг юрты. • Свадьба должна состояться в новой юрте для молодоженов. Три раза должны объехать вокруг новой юрты, что означает выражение самых добрых пожеланий и благословений молодоженам.
• Невеста тщательно скрывает свое лицо, поэтому она закрывает свою голову свадебным покрывалом. Перед постелью, где сидит невеста, ставят занавес, чтобы люди не видели ее лица. Жених не должен входить в юрту , пока не появятся звезды на ночном небе. И лишь с появлением звезд он может зайти в юрту к своей невесте.
7. Благословение невесте. • Одна из особенностей тувинской свадьбы – благословение невесте. Для произношения благословения выбирают самую уважаемую и добрую женщину, которое присваивают условное имя Аскак –Кадай. Перед благословением она приходит на свадьбу с мешочком проса и небольшим топором.
• Аскак –кадай разбрасывает сырое просо и ходит между юртами , кое –где легко наносит удары по земле топором. А невеста, держась за подол ее халата, идет за ней.
Чавагазын салбактанар, Чаваа-доруун эзертеннер, Кежегезин хиндиктенер, Хенче доруун эзертеннер…. . Дугдектигде уруг чараш, Огде чаннаан чаны чараш Дуктуг анда дилги чараш Харда маннаан изи чараш.
• В конце ХIХ и начале ХХ вв. у тувинцев наиболее распространенным был брак через сватовство. В традиционном обряде сватовства исследователи выделяют три основных этапа:
• первый – испрашивание согласия у родителей невесты ( «айтырар» ), включающее цикл церемониальных обменов, именовавшийся «преподнесение плитки чая» ( «шай бузары» букв. «разламывание чая» );
• второй – «закрепление» ( «дүгдээр» ); • третий – наделение собственностью( «өнчүлээр» ), который начинается с «принятия девушки» ( «уругну алыры» ). И только после завершения обряда сватовства «…стороны жениха и невесты назначали проведение свадьбы на определенный день, предварительно посоветовавшись с буддийским ламой или шаманом.
• Для традиционных свадебных йөрээлов характерен назидательный характер. Имеются благопожелания невесте, в которых содержатся наставлениязапреты. Например, обращались с таким благопожеланием-наставлением: Хараганныг хову кежир кылаштава, Кокай кончуг эвеспе уруум. Ажынгаштың арт ажыр кылаштава, Адыг кончуг эвеспе, уруум. Не переходи степь, покрытую караганниками, Волк опасен, дочь моя. Рассердившись, не переходи за перевал, Медведь опасен, дочь моя.