Трипольская культура.ppt
- Количество слайдов: 22
Трипольская культура
Трипольская культура (рум. Cultura Cucuteni, укр. Трипільська культура, Кукутені культура) — энеолитическая археологическая культура, распространённая в VI—III тыс. до н. э. в Дунайско-Днепровском междуречье, наибольший её расцвет пришёлся на период между 5500 и 2750 гг. до н. э. Трипольская культура была распространена в эпоху энеолита на территории правобережной Украины, в Молдавии, в восточной Румынии, а также в Венгрии. Трипольская культура возникла благодаря смешению населения неолитических земледельческих культур балкано-карпатского региона. Основные отрасли хозяйства — земледелие и скотоводство. На смену трипольцам пришли индоевропейские народы ямной культуры
Памятники трипольской культуры исследователи разделяют на этапы: • Начальный: 5300 - 4000 до н. е. (румынское Прикарпатье) • Ранний: 4000 - 3600 до н. е. (Прутско. Днестровское междуречье) • Средний: 3600 - 3100 до н. е. (Днестр. Бугское междуречье) • Поздний: 3100 - 2500 до н. е. (Днестр. Днепровское междуречье)
Ранний этап Статуэтка-изображение сидящей Матери-Богини Фигурка быка, найденная в Румынии.
Средний этап Появляется расписная керамика. . Меняется форма статуэток — стоячие фигурки с округлой головкой.
Возникают укрупненные поселения, появляются большие протогорода, укрепленные валами и рвами от четырех до десятка гектаров. Строятся даже 2 – 3 -этажные дома. Модель жилища Модель поселения
Архитектура Дома в плане имели форму удлиненного прямоугольника и строились на фундаменте из расколотого дерева, положенного поперек, на него накладывался толстый слой или несколько слоев глины. Плетеные деревянные стены на столбах и перегородки внутри жилья обмазывали глиной, из глины строили печи на деревянном каркасе, лежанки возле печи. Из глины делали ритуальные жертвенники в жилищах, круглые или в форме креста. Домики были от частично углубленных в землю, до двухэтажных площадью 70 -150 кв. м. , были и храмы по 500 кв. м.
Религия На трипольском домашнем алтаре обязательно присутствовали глиняные фигурки тех Высших Сил, которым они поклонялись: Богини-матери – символа материнства и плодородия, быка – символа обработки земли и богатства, змеи – символа изворотливости, голубя – символа неба. Сакральные представления трипольцев воплощены не только в глиняных статуэтках, но и в узорах на керамике – повсеместно встречаются изображения солнца, спирали, креста, круга, волн, "всевидящего ока Судьбы". Эти представления в общих чертах сходны с мировоззрением народов более поздних – античных греков, скифов, кельтов, славян. Собственно, ничего удивительного в этом нет – сходно всё языческое мировосприятие: трёхъярусное деление мира, поклонение силам природы, Небу, Земле, Воде, культ Великой Матери Особенное место в жизни трипольцев занимал Храм. Он был ярко раскрашен, с орнаментом, высокими арками, крестообразным алтарём и жертвенной чашей
трипольская керамика Глиняную посуду они изготавливали вручную, без помощи гончарного круга и хорошо обжигали в специальных печах. Существует несколько групп трипольской керамики: керамика с углубленным орнаментом, чаще всего в виде спиралей; керамика тонкостенная, с хорошо полированной поверхностью, украшенная каннелюрами; керамика из тонкой розовой массы со спиральным орнаментом, нанесенным черной, красной или белой красками. В трипольском орнаменте ярко выражены представления о природных явлениях, смене дня и ночи, времен года. Орнаменты сосудов изображают пахоту и посевы, животных и стебли растений.
Многие трипольские сосуды покрыты узором в несколько ярусов. Узор сложен, он сильно отличается от обычных орнаментальных приемов древних керамистов: здесь есть ритм, каждый ярус расписывается по своей, присущей данному ярусу, системе. Роспись трипольского сосуда не просто сумма отдельных знаков, а сложная продуманная система, нечто целостное. Многоярусность, сложность, крупноритмичность - это стиль эпохи на большом пространстве от Дуная до Среднего Днепра. Анализ пластики указывает на умение трипольских художников совмещать воедино реальное с мифологическим. На трипольских расписных сосудах ниже полосы земли, как правило, ничего не изображалось. Это говорит об отсутствии представлений о подземном мире.
Керамика и орнаменты Трипольцев
Глиняный "бинокль" с росписью, состоящий из двух биконических полых сосудов, соединенных тремя перемычками. Трипольской культуры и становятся ее характерной особенностью.
Трипольские логографические символы Дерево жизни Дождь
вода горы спираль времени начало и конец
связь всего сущего подведение итогов, линии жизни засеянное поле порядок
Знаки памяти изменения запрет глаз(видеть)
Связь времени родовое гнездо оберег цветок жизни
Победа признак богатства зашита очевидные изменения
Каменные бабы-один из символов Трипольской культуры
Поздний этап Фигурки Матери-Богини, характерные для позднего периода.
Поздний этап культуры трипольцев характеризуется упадком и исчезновением ее. Крупные поселения забрасываются и пустеют, происходит переселение трипольцев. К 2200 г. до н. э. трипольская культура исчезает полностью. Основными причинами упадка трипольской цивилизации были, вероятно: изменение климата, который стал более засушливым и суровым; падение плодородия постоянно обрабатываемой земли; переход трипольского общества к скотоводству с необходимостью кочевать в поисках корма.