Tema-2.ppt
- Количество слайдов: 10
Три точки зрения на проблему особенностей русской истории • С. М. Соловьев - концепция однолинейности мировой истории, согласно которой все страны и народы проходят в своей эволюции одни и те же общие для всех стадии. Те или иные особенности российской истории трактуются при этом как проявления отсталости или оцениваются термином «задержка» движения; • Н. Я. Данилевский - концепция многолинейности исторического развития, в свете которой история человечества состоит из историй целого ряда самобытных цивилизаций, каждая из которых преимущественно развивает какую-либо одну (или специфическое сочетание нескольких) сторону человеческой природы; • П. Н. Милюков пытался примирить оба названных подхода. В историческом результате он различал три главные группы производящих его условий: внутренний закон развития, присущий всякому обществу и для всякого общества одинаковый; особенности материальной среды, среди которой данному обществу суждено развиваться; влияние отдельной личности на ход исторического процесса. Если первой условие сообщает различным историческим процессам характер сходства в основном ходе развития, второе придает им характер разнообразия, а третье вносит в исторические явления характер случайности.
Факторы формирования российской цивилизации • природно-климатический: мало хороших пахотных земель (зона рискованного земледелия); необычно короткий цикл сельскохозяйственных работ; крайне слабая база животноводства; • географический и геополитический: огромное, малозаселенное пространство с плохими транспортными и информационными коммуникациями; равнинный характер местности, ее открытость и отсутствие естественных границ; оторванность от морей и соответственно от морской торговли; промежуточное положение между Европой и Азией; благоприятствующая территориальному единству исторического ядра России речная сеть; • конфессиональный: православная соборность и исихазм; христианская идея на национально-государственном уровне (Москва – третий Рим» ; теократический принцип единения религиозной и светской власти (симфония властей); феномен двоеверия; • социальной организации: первичная хозяйственно-социальная ячейка корпорация (община, артель, кооператив, колхоз), а не частнособственническое образование, как на Западе; государство становой хребет, а порой и демиург гражданского общества; государственность обладает сакральным характером либо делается неэффективной, порождая «смуты» ; государство, общество и личность не разделены, как на Западе, а целостны и взаимопроникаемы; главная опора государственности - корпорация служилой знати (дворянство, номенклатура)
Особенности российской государственности • российское государство не сословное, а территориальное; • феномен внутреннего колониализма; • Россия – мозаика, сумма разных Россий; • проблема государственности – составная часть проблемы социальности; • в России господство личностей, а не идей, то есть харизма всегда побеждала мировоззрение.
Система ценностных ориентаций в сфере политики и государственного управления • государство превыше всего, а общество как целое выше индивида; • деспотическая форма организации власти, опиравшаяся на мощную бюрократию, и произвол властей, как форма управления; • основное назначение государства – патернализм; • производство и технологии, инновации и наука, право имеют смысл, поскольку способствуют военному могуществу, территориальной экспансии и укреплению государственной власти; • политические партии, церковные и другие организации имеют право на существование лишь как механизмы укрепления власти; • высшим моральным принципом становится оправдание любых акций, направленных на служение власти.
Предназначение России • Эсхатологическое • Вселенское • Евразийское • Общеславянское • Имперское
Причины конфликтности российской истории • неорганический характер модернизации России, выразившийся в цивилизационном расколе; • бедность общества сужала рынок наемной рабочей силы, что замедляло становление промышленности и рост городов, и предопределяла малочисленность слоя интеллигенции и поздний генезис светской культуры; • разрыв между властью и народом, между бедностью и богатством, особенно в период первоначального накопления капитала; • предрасположенность русского народа к крайностям; • особенности реформ сверху в России: игнорирование собственного исторического опыта и попытки некритического заимствования западных достижений порождали неорганичность процесса в дилемме «реформаконтрреформа» ; • специфика догоняющей модели капиталистического развития, вызванная относительно поздним включением страны в русло индустриальной цивилизации.
Основные факторы политической истории России • процесс расширения на исходе ХХ в. сменился сжатием территории и уходом от морей; • определяющее влияние внешней истории России на ее внутреннюю историю. Оселком и мерилом внутренней политики как правительств, так и партий служит ответ на вопрос, в какой мере эта политика содействует внешнему могуществу государства; • основной линией нашей внешней политики стала защита страны практически по всем ее границам (кроме северной). Специфика внешнеполитического положения России превратила ее на века в военный лагерь с соответствующей милитарной ментальностью, с соответствующим типом власти с «массированным потенциалом насилия» ; • три крупнейший идеологии определяли историю России: «Москва – третий Рим» , «Православие, самодержавие, народность» и коммунистическая идеология; • социально-властная система и образ мышления были поражены патологией власти, когда вся рациональность была подчинена иррациональности власти.
Особенности потестарных отношений в Древней Руси • право на обладание легитимностью имели как минимум два общественных института: вече и князь; • каждая из форм власти имела собственную логику легитимности и свои формы легитимации власти. «Срастание» двух форм властных отношений должно было определить особенности сложившейся в конечном счете модели; • в определенный период времени на определенной территории действовала только одна форма легитимации власти или разные формы существовали для абсолютно разных сфер властной деятельности; • общие принципы легитимации власти не исключали эволюции форм легитимации и возникновения различных вариантов единой модели; • на эволюцию властных отношений и, следовательно, и форм легитимации власти, влияли внешние контакты Древней Руси, и, в особенности, заимствование из Византии православия.
В рамках раннефеодальной монархии правление ранних Рюриковичей (882 -1015 гг. ) можно считать первым политическим режимом, для которого было характерно • автономия местных княжений; • сохранение вечевых традиций; • языческая религиозность; • военная экспансия; • правило наследования великокняжеского престола в Киеве старшим в роду; • специфическая коллективная феодальная собственность, когда государство выступало верховным собственником земли, а княжеские пожалования давали часть налогов с этих территорий.
Основные политические идеи «Слова о законе и благодати» митрополита Иллариона • Русь – великая страна со славным прошлым; • она независима ни от кого; • ее «каган» по достоинству не уступает византийскому василевсу.
Tema-2.ppt