Tri_proroka_nastya.ppt
- Количество слайдов: 16
«Три пророка» (Сравнительный анализ стихотворений «Пророк» А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова)
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ЛИРИКИ Н. А. Некрасова • Тема народа • Тема детства и детского труда • Тема судьбы русской женщины • Тема Родины • Тема матери • Тема поэта и поэзии • Любовная лирика • Философская лирика (в т. ч. Евангельские мотивы)
То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть… *** Я лиру посвятил народу своему… Н. А. Некрасов (1821 -1878)
Становление Некрасова – "религиозного" поэта прямо связано с его становлением как поэта народного и национального. У Некрасова нет "чистой" религии. У него она скорее обозначение народных или даже национальных черт: подвижничества, самоотвержения, способности к высокому страданию. Н. Скатов Н. А. Некрасов
Н. А. Некрасов Темы покаяния, искупительной жертвы, подвижничества, храма, ведущие в творчестве поэта, – приметы подлинной духовности и, по сути, краеугольные камни христианского православия, евангельского и народного христианства. Н. Мостовская
… Я освятил тебя, пророком для народа поставил тебя. Книга пророка Иеремии
А. С. Пушкин «Пророк» Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился; Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он: Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей» .
М. Ю Лермонтов «Пророк» С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока. Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. Посыпал пеплом я главу, Из городов бежал я нищий, И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром божьей пищи; Завет предвечного храня, Мне тварь покорна там земная; И звезды слушают меня, Лучами радостно играя. Когда же через шумный град Я пробираюсь торопливо, То старцы детям говорят С улыбкою самолюбивой: "Смотрите: вот пример для вас! Он горд был, не ужился с нами: Глупец, хотел уверить нас, Что бог гласит его устами! Смотрите ж, дети, на него: Как он угрюм, и худ, и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его!"
Сравнительный анализ трех стихотворений Критерии А. С. Пушкин сравнения 1. Кто выступает в качестве пророка? 2. От чьего лица ведётся повествование? 3. Миссия пророка 4. Лексический строй М. Ю. Лермонтов Н. А. Некрасов
Н. А Некрасов «Пророк» Посвящается Н. Г Чернышевскому Не говори: "Забыл он осторожность! Он будет сам судьбы своей виной!. . " Не хуже нас он видит невозможность Служить добру, не жертвуя собой. Но любит он возвышенней и шире, В его душе нет помыслов мирских. "Жить для себя возможно только в мире, Но умереть возможно для других!" Так мыслит он - и смерть ему любезна. Не скажет он, что жизнь его нужна, Не скажет он, что гибель бесполезна: Его судьба давно ему ясна. . . Его еще покамест не распяли, Но час придет - он будет на кресте; Его послал бог Гнева и Печали Рабам земли напомнить о Христе.
Н. Г. Чернышевский (1828 -1889) Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!
Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь. Н. А. Добролюбов
Сравнительный анализ стихотворений «Пророк» Критерии сравнения А. С. Пушкин М. Ю. Лермонтов Н. А. Некрасов 1. Кто выступает в качестве пророка? Поэт Идеальный общественный деятель 2. От чьего лица ведётся повествование? От лица пророка От лица лирического героя 3. Миссия пророка 4. Лексический строй “Глаголом жги сердца Разоблачение Напомнить людям людей” “злобы и порока” и о Боге делом, поучение в любви своей крестной и истине. жертвой Использование церковнославянизмов, архаизмов, что придает стихотворению торжественность. Использование современной лексики. Лишено торжественности. Использование современной лексики. Лишено торжественности
И. Н. Крамской «Христос в пустыне»
Домашнее задание 1. Стр. учебника 140 -147, читать; 2. Ответить на вопросы 5, 6, 8, 9 на стр. 153.
Спасибо за внимание!