Tri_bogatyrya_russkoy_zhivopisi_kontsa_XIX-1.pptx
- Количество слайдов: 19
«Три богатыря» русской живописи конца XIX века (И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. М. Васнецов) Подготовила Иванова В. И. Группа 4 БИТ-006
глоссарий Лак — в технике масляной живописи — раствор бесцветных природных смол в высыхающих растительных маслах, спирте, скипидаре и других растворителях. Лессировка — прием живописной техники, состоящей в нанесении очень тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок поверх высохшего красочного слоя. Мастихин — инструмент из гибкой стали или рога в виде ножа или лопатки с изогнутой ручкой. Мастихин применяется художниками для очистки палитры или для частичного удаления незасохшей краски с картины. Иногда мастихин употребляется вместо кисти для нанесения краски ровным слоем или рельефным мазком. Муштабель — деревянная палочка, с помощью которой поддерживается правая рука живописца при работе над мелкими деталями картины. Подмалевок — подготовительная стадия работы над картиной, выполняемой в технике многослойной масляной живописи. На стадии подмалевка работа над картиной начинается со светотеневой проработки объема изображенных предметов и фигур. Обычно подмалевок выполняется тонким красочным слоем и может быть однотонным или многоцветным.
Содержание И. Е. Репин В. И Суриков В. М. Васнецов
Илья Ефимович Репин Родился будущий художник 5 августа 1844 года в маленьком городке Чугуеве на Украине. Рано обнаружил склонность к рисованию и получил с помощью местных живописцев первые навыки владения кистью и карандашом. Удачей его, провинциального иконописца, стал приезд в Петербург, счастьем осознание того, что он находится в одном городе с Академией и учится в Рисовальной школе на Бирже. Поступив в желанную Академию, он делает стремительные успехи: и уже через месяц после поступления ему ставят за рисунки первые номера
«Бурлаки на Волге» Но прежде чем в 1873 году художник уедет из России, он испытает свой первый настоящий успех, связанный с появлением на выставке в марте 1873 года картины «Бурлаки на Волге» . Над ней Репин вплотную работал три года, настойчиво отыскивая наиболее выразительную композицию и впечатляющий типаж. Это сделано мастерски. Перед нами - вереница персонажей, каждый из которых самостоятельная портретная индивидуальность. Репину удалось соединить условность картинной формы с удивительной натурной убедительностью. Художник разбивает ватагу бурлаков на отдельные группы, сопоставляя различные характеры, темпераменты, человеческие типы. Начало и конец пути, продуманное повествование о жизни людей, годами существующих рядом, вместе - таков «сверхсюжет» репинских «Бурлаков» . Широта интересов, отзывчивость таланта - основные свойства творческой натуры Репина. В одно и то же время он способен был работать с различными вещами и в различной манере. Репина упрекали в художественной неразборчивости: «Сегодня он пишет из Евангелия, завтра народную сцену на модную идею, потом фантастическую картину из былин…» Но не все это ценили
«Бурлаки на Волге»
«Крестный ход в Курской губернии» В 1882 году начинается самый значительный, самый плодотворный период его творчества. За какие-нибудь десять двенадцать лет Репин создает большинство своих наиболее известных произведений. Одно из них «Крестный ход в Курской губернии» (1880 -1883). Тема крестного хода - одна из популярнейших в русской живописи. Однако Репин не имеет соперников в изображении толпы, шествия. В «Крестном ходе» толпа показана как единый массив. Но когда взгляд начинает выхватывать отдельные фигуры, создается впечатление, что Репин буквально каждое лицо увидел в жизни. В характеристиках привилегированной части толпы - мещан, купцов, кулаков и помещиков - отчетливы обличительные интонации, имеющие своим источником критическую тенденцию 1860 годов. На лицах - выражение притворного благочестия, сознание собственной значительности, важность
«Крестный ход в Курской губернии»
Революционная тема Особое место в творческой биографии художника занимает серия работ посвященных революционной теме. Именно эти замыслы имел в виду мастер, когда, собираясь переезжать из Москвы в Петербург, заявлял о своем желании писать картины «из самой животрепещущей жизни» . В картинах «Отказ от исповеди» (1879 -85), «Не ждали» (1884), «Арест пропагандиста» , 1880 -92 тема эта воплощена с невиданной масштабностью и смелостью. В центре образов — борец с самодержавием, героически непреклонный, но в то же время трагически отчужденный от окружающей его человеческой среды.
Революционная тема «Арест пропагандиста» «Не ждали»
Репинские портреты Чрезвычайно важную часть репинского наследия составляют и его портреты. Он создает замечательные, острохарактерные типажные композиции. «Мужичок из робких» (1877). Живая, трепетная убедительность образа, порой доходящая до натурализма, как в портрете Мусоргского, где великий композитор представлен тяжело больным, достигает особой задушевности в камерных портретах мастера «Графиня Луиза Мерси д’Аржанто» (1890) и портретах родных: «Осенний букет» (дочь художника Вера) (1892), ряд портретов жены Репина Н. И. Нордман-Северовой. Репин так же проявил себя и как высокоодаренный педагог. Был профессором — руководителем мастерской (1894 -1907) и ректором (1898 -1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой; среди его учеников — Б. М. Кустодиев и И. Э. Грабарь. Давал также частные уроки В. А. Серову. Художник прожил долгую жизнь, жизнь человека, полностью преданного своему делу. Его огромный живописный талант признавали все, но не все могли в полной мере оценить исторический, общественный смысл его искусства. Умер Репин в преклонном возрасте, в 1930 году, и вплоть до последних лет своих не выпускал из рук кисть
Василий Иванович Суриков Мастер русской исторической картины; соединил традиции исторического романтизма с живописным новаторством. Родился в Красноярске 12 января 1848 в семье канцелярского служащего, выходца из старинного казачьего рода. Первые уроки рисования получил у школьного учителя Н. В. Гребнева. В 1868 отправился в Петербург, где поступил в Академию художеств; окончив Академию в 1875, переехал в Москву. Постоянно приезжал в Сибирь, бывал на Дону, Волге, в Крыму. В 1880– 1890 -е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы. Испытал особое влияние мастеров венецианского и испанского Возрождения и барокко, в особенности П. Веронезе и Д. Веласкеса. Уже в студенческие годы проявил себя как мастер историко-ассоциативных образов. В 1876– 1877 создал эскизы на тему четырех вселенских соборов для украшения храма Христа Спасителя (ныне – в Русском музее)
«Утро стрелецкой казни» Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого шедевра «Утро стрелецкой казни» , завершенного в 1881 (Третьяковская галерея, Москва). Избрав темой трагический итог первого стрелецкого бунта 1698, Суриков по сути показал великий конфликт русского Средневековья и русского Нового времени, из которого ни одна из сторон не выходит победительницей. При этом правда найденных в натуре деталей и типажей (каждый такой типаж – вроде стрельца с молитвенной свечой в руке – становился для художника предметом истовых поисков) лишь укрепляет «древний дух» образа
Тема сибирской ссылки Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах «Меншиков в Березове» (1883) и «Боярыня Морозова» (1887) о сибирской ссылке некогда могущественного петровского царедворца и об увозе в острог старообрядческой подвижницы. Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры
Виктор Михайлович Васнецов Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1867 -68) и в Академии Художеств (1868 -75), действительным членом которой стал в 1893. С 1878 член Товарищества передвижников. Посетил Францию и Италию. Жил в Петербурге и Москве. В годы учёбы выполнял рисунки для журналов и дешёвых народных изделий. В 1870 -е гг. выступил с небольшими жанровыми картинами, тщательно написанными преимущественно в серовато-коричневой цветовой гамме. В сценках уличной и домашней жизни мелких купцов и чиновников, городской бедноты и крестьян Васнецов с большой наблюдательностью запечатлел различные типы современного ему общества: "С квартиры на квартиру" (1876), "Военная телеграмма" (1878)
Народные мотивы В 1880 -е гг. , оставив жанровую живопись, создавал произведения на темы национальной истории, русских былин и народных сказок, посвятив им почти полностью всё своё дальнейшее творчество. Одним из первых русских художников обратившись к русскому фольклору, Васнецов стремился придать эпический характер своим произведениям, в поэтической форме воплотить вековые народные идеалы и высокие патриотические чувства. Васнецов создал картины "После побоища Игоря Святославича с половцами" (1880), "Алёнушка" (1881), проникнутая искренней поэтичностью, "Иван-царевич на сером волке" (1889), "Богатыри" (1881 -98), исполненные веры в богатырские силы народа, "Царь Иван Васильевич Грозный" (1897)
Народные мотивы "Иван-царевич на сером волке" «Алёнушка»
В 1883 -85 Васнецов выполнил монументальное панно "Каменный век" для Исторического музея в Москве, в 188596 большую часть росписей Владимирского собора в Киеве. В росписях Владимирского собора Васнецов пытался внести духовное содержание и эмоциональность в традиционную систему церковной монументальной живописи, которая во 2 й половине 19 в. пришла в полный упадок. Живопись Васнецова в зрелый период, отличаясь стремлением к монументально-декоративному художественному языку, приглушённому звучанию обобщённых цветовых пятен, а порой и обращением к символике, предвосхищает позже получивший распространение в России стиль "модерн"
Библиография http: //bibliotekar. ru/muzeu. htm Энциклопедия русской живописи https: //ru. wikipedia. org
Tri_bogatyrya_russkoy_zhivopisi_kontsa_XIX-1.pptx