ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ.pptx
- Количество слайдов: 72
ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ В. А. Лобова академик РАМТН
ПЛАН ЛЕКЦИИ 1. Теоретические основы метода. 2. Учение Э. Берна. 3. Понятие о структурном анализе. 4. Анализ трансакций (дополнительных, пересекающихся, двухуровневых, скрытых). 5. Анализ игр и сценария: a) Понятие о сценарии, выигрыше, психологической позиции. b) Характеристика сценарного предписания, разрешения, излюбленного чувства. c) Особенности трансакционного рекета: психологические купоны, иллюзии. 6. Список литературы.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДА Основателем трансактного анализа считают американского психиатра и психолога Эрика Берна. Система Берна определяет личность как комплекс интерперсональных отношений. Исходя из этих представлений, трансактная аналитическая психотерапия это система социального переучивания. Наблюдая пациентов в процессе из взаимодействия с другими людьми, анализируя их поведение в различных жизненных коллизиях, Берн исходил из того, что личность каждого человека неоднородна. Он выделил в ней три внутренних ядра психологической активности, три компо нента единого Я, обозначив их как Родитель (Р), Взрослый (В) и Ребенок (Ре).
СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ
УЧЕНИЕ Э. БЕРНА Изучение взаимодействия трех состояний личности Родитель (Р), Взрослый (В) и Ребенок (Ре) составляет первую часть учения Берна структурный анализ. Любое общение между людьми состоит из взаимодей ствий трансакций. Анализ трансакций второй раздел учения, давший название всему психоаналити ческому направлению. Названия двух последующих частей трансактного анализа анализ игр и анализ сценария.
СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ Триединая структура личности, лежащая в ос нове концепции Берна, аналогична пониманию личности Фрейдом (Эго, Суперэго, Ид), но лишена основного положения фрейдизма комплексов вытесненных сексу альных влечений. РОДИТЕЛЬ Это собрание догм и посту латов, которые человек получает еще в младенческом возрасте и сохраняет в течение всей жизни. Это комплекс убеждений, нравственных норм, предрассудков, наследуе мых не только от родителей, но и от отдаленных предков, поскольку они последовательно были заложены в роди телей их родителями и т. д. Это диктующая и повеле вающая часть личности. Ее предназначение неоднозначно. Она выполняет важнейшие жизненные функции, например воспитание детей. Она обеспечивает автоматизм жизненных реакций в простых житейских ситуациях, когда человек поступает определенным обра зом только потому, что «так принято» , освобождая массу времени на решение нетривиальных жизненных проблем.
СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ РОДИТЕЛЬ Это наиболее косная, ригидная часть человеческого Я, остающаяся вне зоны критики. Это могут быть сверхдостойные постулаты: «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет. . . , а коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Бол конского, мне будет. . . стыдно!» Но это могут быть и самые нелепые, постыдные предрассудки и убеждения, переда ваемые из поколения в поколение: «Главное в жизни — вкусно есть и мягко спать» ; «Деньги не пахнут» . При активизации родительского состояния Я человек думает, реагирует и оценивает окружающее так же, как это делали его родители, когда он был ребенком. И даже тогда, когда Родитель в человеке якобы молчит, он все таки влияет на его поведение, выполняя функцию совести. Восприятие людей, видящих мир только из родительского состояния Я, как правило, искажено и сужено, что особен но наглядно прослеживается у стариков.
СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ РЕБЕНОК В каждом человеке пожизненно сохраняется детское состояние Я Ребенок, когда он мыслит, чувствует, реагирует точно так же, как делал это в детстве, в возрасте 2 6 лет. Это очень ценная часть человеческой личности, наиболее импульсивная и искренняя. Ни в коем случае не следует считать ее незрелой. Без нее личность теряет всю прелесть неожиданности, теплоты и превращается в робота.
СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ВЗРОСЛЫЙ Взрослое состояние Я не имеет отношения к воз расту человека. Это способность личности хранить, исполь зовать и перерабатывать информацию на основе предыду щего опыта. Это умение быть независимым от предубежде ний Родителя и архаических порывов Ребенка. Это способность находить альтернативные варианты в жизнен ных ловушках, которые кажутся безвыходными: беспер спективная работа, несчастный брак, невозможность жить в данном городе или стране по целому ряду причин и невозможность уехать по ряду столь же весомых причин. Взрослое состояние Я это анализ, синтез и выбор. Взрос лое состояние личности обеспечивает ее выживаемость.
СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ Пример Заведующий лабораторией, умница и про фессионал высшего класса, слушает выступление своего руководителя, хорошо известного беспросветной ограни ченностью, рутинностью мышления, мстительностью и полной неспособностью воспринимать чужие мнения. Проследим за внутренними монологами завлаба. Ребенок: «Сколько можно выслушивать бред этого непуганного идиота? Сейчас встану и скажу все, что я об этом думаю» . Родитель: «Ну и что? Прошибешь лбом стену? Все равно ничего изменить не сможешь. Только наживешь себе врага и обеспечишь бессонницу. Сиди. Молчание золото» . Взрослый: «Сейчас он загубит все сделанное лабораторией за год и сорвет план дальнейших работ» .
СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ Итоговое действие Завлаб на трибуне. Подчеркнуто спокойные интонации, подчеркнутая доброжелательность голоса. «Уважаемый Иванович абсолютно прав последующим позициям. . Мне хотелось бы напомнить, что полгода назад Иванович выдвигал несколько прекрасных тезисов. . (Тезисы должны быть изложены доступно директорскому интеллекту. ) Думаю, что взяв за основу нашей работы эти неординарные предложения, мы получим прекрасные результаты, которые уже в следующем году позволят подключить к проблеме смежные лаборатории. В итоге институт получит должную оценку в глазах научной общественности» . Директор, совершенно убежденный, что именно он выдвигал эти прекрасные идеи, только в данный момент их несколько запамятовал, скромно кивает головой и полностью поддерживает своего подчиненного.
СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕЛЬ СТРУКТУРНОГО АНАЛИЗА дать ответы на вопросы: Что я? Почему поступаю именно так? Какая часть моего я действует (или должна была действовать) в данной ситуации, чтобы принести выигрыш, а не поражение? В учении Берна структурный анализ значительно объемнее, чем изложенная первичная схема. Так, родитель содержит два компонента от отца и матери, детское состояние Я, в свою очередь, несет в себе Родителя, Взрослого и Ребенка, которые формируются в процессе становления личности очень рано. В работах по трансактному анализу эти структуры детского состояния личности называются: Природное дитя, Маленький профессор и Адаптированное дитя. Малыш 3 5 лет уже лично усвоил родительские запреты и даже, выпуская на волю свои эмоции и импульсы, умеет анализировать последствия своих поступков (наказание или поощрение), т. е. способен к анализу, синтезу и выводам, характерным для Взрослого состояния Я.
УСЛОЖНЕННАЯ СТРУКТУРНАЯ ДИАГРАММА
АНАЛИЗ ТРАНСАКЦИЙ Трансакция (ТА) это единица общения. Она начинается с трансакционного стимула того или иного знака, осведомляющего о том, что присутствие одного человека воспринято другим. Человек, к которому обращен стимул, отвечает каким то действием трансакционной реакцией: улыбается или, напротив, хмуро отводит глаза. Люди, как правило, четко улавливают трансакционные стимулы. Когда в метро человек предупредительно отод вигается, чтобы вы могли сесть рядом, понятно, что ваше присутствие замечено и возможна следующая трансакция: обмен короткими репликами и более продолжитель ное общение. Каждый знаком и с противоположной ситу ацией, когда попытка пройти к выходу в тесном вагоне наталкивается на железобетонную неподвижность окру жающих, невозможность поймать ответный взгляд и ка менное молчание на просьбу потесниться.
АНАЛИЗ ТРАНСАКЦИЙ Разумеется, дальнейшая трансакция будет крайне затруднительна, а если возникнет, то пойдет с отрицательным знаком. Все трансакции делятся на дополнительные, перекрест ные и скрытые. Цель анализа трансакций научить клиента различать, какого рода трансакция имеет место, какое состояние Я ответственно за трансакционный стимул и какое состояние Я партнера откликнулось действием. Самыми зрелыми и здоровыми являются дополнительные трансакции, когда стимул, посланный челове ком, встречает уместную и естественную реакцию.
АНАЛИЗ ТРАНСАКЦИЙ Например, два человека взаимодействуют как Роди тель Родитель. Жена: «Давай отдадим дочь в специали зированную школу» . Муж: «Давай, но возить ее будем по очереди» . Это может быть и взаимодействие Ребенок Родитель, когда жена нуждается в сочувствии и понима нии со стороны мужа и получает их. Жена: «И кто это придумал каждый день обедать? Можно сойти с ума от этой каторги у плиты!» Муж: «Конечно, обед явный предрассудок. Ты просто вымоталась за неделю. Полежи, почитай, а я что нибудь придумаю, с голоду не умрем» . Трансакции на работе наиболее благоприят ны, когда они осуществляются на уровне Взрослый. Руководитель: «Хорошо бы этот отчет сделать на пару дней раньше, чтобы я мог подготовиться к совеща нию» . Подчиненный: «Я возьму материалы домой и вече ром поработаю» .
АНАЛИЗ ТРАНСАКЦИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРАНСАКЦИИ Основная особенность их в том, что векторы общения параллельны и никогда не пересекаются. Эти правила не зависят ни от природы ТА, ни от их содержания. Пока ТА сохраняют дополнитель ный характер, правило будет выполняться независимо от того, заняты ли ее участники сплетнями (Родитель), решают ли реальную проблему (Взрослый) или просто играют вместе (Ребенок или Родитель Ребенок). При параллельных трансакциях человеческие коммуникации открыты, отношения искренни и плодотворны. Обязательно, чтобы невербальные сообщения (взгляды, жесты, выражение лица, интонации) не противоречили смыслу произносимых слов.
АНАЛИЗ ТРАНСАКЦИЙ ПЕРЕКРЕСТНЫЕ ТРАНСАКЦИИ Возникают, когда на определенный стимул следует неожиданная реакция. Жена: «Давай отдадим дочь в специализированную школу» . Муж: «Тебе бы только гонять меня за ней через весь город!» . В перекрестных трансакциях активируется неожидан ное и неприемлемое в данный момент состояние Я второ го участника. Эти ТА постоянный источник семейных, служебных и бытовых осложнений. Они очень характерны в отношениях пациентов с бездарными врачами, когда пациент обращается к врачу как Взрослый к Взрослому с конструктивным предложением или разумным замеча нием, а получает поверхностный, авторитарный ответ Родителя Ребенку. Трансакции пересекаются, и дальней шее взаимодействие обречено на провал.
АНАЛИЗ ТРАНСАКЦИЙ В ходе анализа трансакций недостаточно констатиро вать факт пересечения векторов. Необходимо выяснить, какая часть личности неожиданно активизировалась и разрушила взаимодействие. Например, если второй участник трансакции на обращение Взрослого к его Взрос лому реагирует как Ребенок, следует отложить решение проблемы, пока векторы не будут приведены в порядок. Это можно сделать либо став Родителем, дополняя про снувшегося в собеседнике Ребенка, либо активизировав в нем Взрослого. Перекрестные ТА основной объект работы психоте рапевта.
АНАЛИЗ ТРАНСАКЦИЙ Количество сложных трансакций огромно. Только пересекающихся трансакций возможно 72 типа. Лишь четыре из них встречаются часто: первый тип (ВВ Ре. Р) и реакция перенесения, второй тип (ВВ РРе) и реакция контрперенесения, третий тип (Ре. Р ВВ) «раздражительная реакция» , когда человек, ищущий сочувствия, обретает вместо этого голые факты, четвертый тип (Рре ВВ) «дерзость» , когда вместо послушания реагирующий демонстрирует «наглую самоуверенность» , апеллируя к фактам. 1) 2) 3) 4)
АНАЛИЗ ТРАНСАКЦИЙ Кроме простейших ТА, какими являются дополнитель ные и пересекающиеся, существуют двухуровневые реак ции угловые или двойные: видимый уровень это то, что произносится (Берн называет его социальным), а скрытый, или психологический, уровень то, что име ется в виду (подтекст). При угловой трансакции стимул направлен, к примеру, от Взрослого к Взрослому, а ответ ная реакция от Ребенка к Взрослому. Следователь: «Объясните, почему вы угнали чужую машину? » Подслед ственный: «Просто хотелось покататься» .
АНАЛИЗ ТРАНСАКЦИЙ СКРЫТЫЕ ТРАНСАК ЦИИ Являются наиболее сложными и включают более двух состояний Я, одно из кото рых, как правило, маскируется. Пример, наша «барахолка» . Покажите мне, пожалуйста, эту джинсовую куртку. Пожалуйста, но вы ее не станете покупать. . Это почему же? Франция. Пятьдесят тысяч. Вот ее то я как раз и возьму. Видимая ТА: Взрослый продавец обращается к Взрос лому покупателю ( «куртка высший класс, но она вам не по карману» ). Взрослый покупатель отлично понимает, что такая покупка при его мизерной зарплате чистое безумие. Но расчет продавца абсолютно верен, ибо посыл направлен к Ребенку покупателя. Следует запланированная продавцом скрытая реакция активизиро вавшегося Ребенка: «Что я, хуже других! Как нибудь выкручусь. Посижу пару месяцев на перловке, зато буду в брендовой куртке» . Продавец, продолжая делать вид, что имеет дело с Взрослым покупателем, умело реклами рует свой товар, в итоге сбывая втридорога плохое изделие с импортной этикеткой.
АНАЛИЗ ТРАНСАКЦИЙ Скрытыми трансакциями широко пользуются флиртую щие пары, маскируя скрытые сообщения в социально приемлемой форме. Он: «Не хотите ли зайти ко мне на полчаса посмотреть мою библиотеку, выбрать что нибудь почитать? » Она: «У меня как раз пару часов свободных. Я так люблю книги!» По Берну: Ковбой: «Не хотите ли посмотреть конюшню? » Девушка: «Ох, я с детства обожаю конюшни!» «На социальном уровне, пишет Берн, происходит разговор о конюшнях между Взрослыми, в то время как на психологическом уровне это разговор Ребенка с Ребен ком и его содержание сексуальные взаимоотношения (заигрывание). На поверхности инициатива принадлежит Взрослому, но исход большинства подобных игр предопределяет Ребенок, так что участников игры может ждать сюрприз» .
АНАЛИЗ ТРАНСАКЦИЙ Типичные скрытые трансакции сплошь и рядом возни кают в жизни алкоголиков. Утром, явившись на работу в состоянии абстиненции, он сообщает окружающим: «Ох и надрался же я вчера! Башка раскалывается» . Видимая трансакция – В В. На самом деле трансак ция гораздо глубже. Детское состояние. Я алкоголика ищет снисхождения у Родительского состояния Я собесед ников. Как правило, он и получает в ответ смешок и сни сходительную реплику, которую расценивает как сочув ствие деструктивному поведению. Ответный смех может исходить как из Родительского ( «ты пропащий человек» ), так и из Детского (смех над чужим несчастьем).
АНАЛИЗ ТРАНСАКЦИЙ Этот смех над чужим несчастьем, так часто встречающийся в жизни, Клауд Штейнер называет трансак цией «виселицы» , поскольку улыбка способствует затяги ванию петли и подкрепляет деструктивное поведение. Любой смех при виде чужого несчастья это трансакция «виселицы» . «Ха ха! Смотри ка, этот недотепа свалился в лужу!» Шутка, направленная к жене, которая обожгла палец, схватившись за горячую кастрюлю: «Зачем ты это сделала? » Учитель: «Тебе, Иванов, с твоими дурными вопросами нужно учиться в школе для умственно отсталых» . Отец, с гордой улыбкой наблюдающий, как его малень кая дочка висит на пожарной лестнице на уровне третьего этажа, совершает трансакцию «виселицы» , потому что петля затянется с переломом ноги.
АНАЛИЗ ИГР И СЦЕНАРИЯ 1) 2) 3) Психологические игры наиболее частая форма общественных взаимодействий, состоящая из скрытых трансакций с предсказуемым исходом. Игры имеют три обязательных признака: скрытые мотивы (спрятанные сообщения, содержащие приманку или рычаг, ухватившись за которые можно манипулировать партне ром по игре); благовидность трансакций в социальном плане; выигрыш «купоны» , являющиеся целью игры. Психологические игры препятствуют честным и искрен ним отношениям между людьми. Однако люди играют в них, поскольку игры возбуждают внимание, позволяют создавать и поддерживать некий образ в глазах окружаю щих и, наконец, содержат долгосрочную (или кратко срочную) цель получение выигрыша. Выигрыш необ ходим для поддержания психического и соматического равновесия, для снятия напряжения, ухода от психоло гически трудных ситуаций, сохранения привычного ста туса (даже когда он отчаянно жалкий и убогий), получе ния ожидаемых поощрений.
АНАЛИЗ ИГР И СЦЕНАРИЯ Понятие «выигрыш» в трансактном анализе часто в корне отлично от принятого в быту. Выигрышем может быть и очередной, но ожидаемый пинок от руководителя за неисправимую расхлябанность, и грандиозный семей ный скандал, к которому были направлены подготовительные трансакции, и саморазрушительные финалы деструк тивных игр белая горячка и даже самоубийство, проигрыш в рулетку полученного наследства, когда можно заработать очередной купон в игре «Всю жизнь я такой невезучий» . Есть выигрыш сильных: «Я был уверен, что прекрасно справляюсь с этой работой» ; «Должность, кото рую я получил, как будто создана для меня» ; «Мне нужна была только эта женщина, и я сделал все, чтобы она стала моей» . Выигрыши могут быть как этапами, так и финалами игр. Игры, затянувшиеся на много лет, превра щаются в судьбу. В своей книге «Игры, в которые играют люди» Берн приводит более ста игр.
АНАЛИЗ ИГР И СЦЕНАРИЯ Все важные социальные контакты протекают именно как игры. Легкое и ни к чему не обязывающее название «игры» на самом деле подразумевает самые разноплано вые отношения между людьми. Игры, в которые играют люди, имеют широчайший диапазон от невинных ежечас ных игр по мелочам до зловещих и трагических, какими являются войны. Есть множество деструктивных игр, не сущих в себе распад и уничтожение. Игры алкоголиков, в которых заложено саморазрушение. Игры убийц, где вознаграждением является уничтожение другого человека. Семейные игры, продолжающиеся годами, иногда ведущие к распаду семьи. Игры политиков, когда за социально благовидными целями всенародного блага скрывается выигрыш в виде власти и сопутствующего ей собственного благосостояния.
АНАЛИЗ ИГР И СЦЕНАРИЯ Есть, однако, форма трансакций, которая не может быть названа игрой. Это близость, или искренность. Искренность один из самых глубоких уровней чело веческих отношений. Она лишена потребности в получении выигрыша и возникает в редкие моменты полного беско рыстия, нежности, понимания и привязанности к другому человеку. «К счастью, свободная от игр человеческая близость, которая по сути есть и должна быть самой совершенной формой человеческих отношений, приносит такое ни с чем не сравнимое удовольствие, что даже люди с неустойчивым равновесием могут вполне безопасно и даже с радостью отказаться от игр, если им посчастли вится найти партнера для таких взаимоотношений.
АНАЛИЗ ИГР И СЦЕНАРИЯ По представлениям о себе, о жизни, по способам реализации своей жизни людей можно разделить на Выигрывающих и Проигрывающих. Под термином Выигрывающий не следует понимать человека, который заставляет кого то проигрывать. Выигрывающий это человек, способный быть аутентич ным(достоверным). Он сознательно разрешает себе быть личностью, реализует свою неповторимую индивиду альность и, не боясь быть независимым, принимает на себя ответственность за собственную судьбу. Аутентичная личность отвергает жизнь в иллюзорном мире представ лений о том, какой она могла бы быть, если бы не. . . Выигрывающий в представлениях о себе исходит из существую щих реалий, правильно учитывая собственные достоинства и недостатки.
АНАЛИЗ ИГР И СЦЕНАРИЯ Аутентичный человек не предъявляет претензий к дру гим людям, не пытается манипулировать ими. Он умеет оставаться самим собой, не стремясь создать приятный, вызывающий или соблазнительный образ, не соответствую щий действительности. Выигрывающий не разыгрывает из себя беспомощного и не играет в обвинителя. Он адекватно реагирует на события, правильно использует свои способ ности и время, не позволяя себе жить ни розовым будущим, ни безмятежным прошлым. При этом он не сбрасывает со счетов свое прошлое и не пренебрегает планами на будущее. Аутентичная личность живет и действует по принципу здесь и теперь, делая своевременные выводы после неизбежных для каждого промахов и падений.
АНАЛИЗ ИГР И СЦЕНАРИЯ Выигрывающий свободен от власти догм и ложных автори тетов, поскольку сам для себя достаточно авторитетен. Он умеет быть искренним и непосредственным, получая удовольствие от работы, природы, еды, секса. Это полнокровные и жизнеспособные люди, которые не ограни чиваются только собственными интересами. Состояние общества, положение страдающих и слабых для Выигры вающих часто более важны, чем собственная жизнь. Можно быть Выигрывающим на тюремных нарах и Про игрывающим во дворце с унитазом из золота.
АНАЛИЗ ИГР И СЦЕНАРИЯ Формирование Выигрывающих и Проигрывающих начинается в раннем детстве, когда ребенок, пытаясь перейти от полной зависимости к полной независимости, по мере получения жизненных уроков и с приобретением зрелости приходит к взаимозависимости. Каким вырастает человек Выигрывающим или Проигрывающим, во многом определяет его детство. Сенсорный голод грудного младенца, которого целыми днями не берут на руки, недостаток общения, жесткое или пренебрежительное обращение, болезнь, чрезмерная опека, словом, все, что формирует у ребенка необходимость манипулировать людьми, чтобы выжить, превращает технику манипу лирования в тип поведения и в дальнейшем в образ жизни.
АНАЛИЗ ИГР И СЦЕНАРИЯ Проигрывающие, даже преуспевая в жизненных обстоятельствах, часто говорят о себе как о тревожных, несчастных. Другая разновидность Проигрывающих безвольные, вечно страдающие, измученные и мучающие других, не способные к какой либо страсти и потому нестерпимо скучные люди. Проигрывающие не умеют жить настоящим. Нескончаемая ностальгия по прошлому, мечты о будущем чуде или волшебном спасении лишают их возможности воспользоваться шансами сегодняшнего дня. Их представления о мире искажены, наполнены непрерывной тревогой и плохими предчувствиями, пре тензиями к людям, окружающим их сегодня, и к давно умершим родителям.
АНАЛИЗ ИГР И СЦЕНАРИЯ Почти вся энергия их уходит на сохранение ролей и масок, поскольку продуктивная реализация собственного жизнен ного пути для них невозможна. Избегая искренних и откровенных отношений, Проигрывающие пытаются ма нипулировать людьми, накапливая выигрышные купоны. Проигрывающий не способен быть аутентичным и про живает жизнь, являясь кем то другим, но не самим собой.
АНАЛИЗ ИГР И СЦЕНАРИЯ РЕШЕНИЯ В их основе лежат представления о себе и окружающих, в первую очередь о родителях. Решения принимаются в детстве и ведут к формированию жизнен ных планов и последующего образа жизни. Это убеждения, часто сохраняющиеся всю жизнь. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ Формируются в соответствии с принятыми в детстве решениями, чаще в соответствии с родительскими установками. В основе позиции лежат две предпосылки: «Я о'кей» или «Я не о'кей» ; «Вы о'кей» или «Вы не о'кей» .
АНАЛИЗ ИГР И СЦЕНАРИЯ 1) 2) 3) 4) Позиции сочетаются в четырех вариантах: «Я ОК, вы ОК» . Это позиция выигрывающих: «Жизнь стоит того, чтобы жить» . «Я ОК, вы не ОК» ощущая себя обмануты ми или преследуемыми, эти люди в ответ обманывают или преследуют других: «Ваша жизнь не многого стоит» . Это, как правило, позиция людей с параноидным поведением, а также преступников. 3. «Я не ОК, вы ОК» позиция слабых, склонных к самоизоляции, депрессиям и самоубийствам людей: «Моя жизнь не многого стоит» . 4. «Я не ОК, вы не ОК» Позиция многих шизоидов и людей, утративших интерес к жизни, в критических ситуациях способных на убийство или самоубийство: «Жизнь вообще ничего не стоит» .
АНАЛИЗ ИГР И СЦЕНАРИЯ Как правило, личность имеет две позиции, одна из которых общая, а вторая зависит от пола. «Как человек, специалист я ОК, как мужчина не ОК» . «Я никог да не чувствовала себя женщиной. На работе я руко водитель, а в семье домработница» . Для того чтобы сохранить свои представления о мире, личность закрепляет принятую позицию, играет в соответствующие данной позиции игры и про живает соответствующий ей жизненный сценарий.
СЦЕНАРИЙ Это жизненный план личности, драма, чаще всего неосознанная, но, как правило, имеющая четкие закономерности сценической драмы: завязку, действие, кульминацию и финал. Сценарий запускается в раннем детстве через трансакции между родителями и ребенком. Семья это институт, живущий по своим четким установкам, в котором родители передают детям свои жизненные критерии и свой жизненный сценарий. Это могут быть сценарии неудачников и победителей, ловчил и безукоризненно честных, хитрецов и простофиль. С детства закладываются и роли, которые в дальнейшем исполняет ребенок.
АНАЛИЗ ИГР И СЦЕНАРИЯ «Поздоровайся с гостями. Прочти им стишок» . Будет исполняться роль «Вот какой я у вас замечательный» . «Она у нас, знаете ли, такая грязнуля!» Возможно пожизненное исполнение роли «Замученная домохозяйка» . «Сколько можно тебе объяснять, тупица!» Роль обозна четко и выйти из нее будет трудно. Возможна игра «Что вы от меня, убогого, хотите» . Манипуляторская деятельность направлена на подтверждение роли тупицы и использование покровителя. Выигрыш довольно беззаботная жизнь человека, с которого нечего взять.
ПРЕДПИСАНИЕ Это программа, по которой человек стремится к цели. Закладывается, как правило, в детстве родителями. Это ответы на вопросы: «Кто ты? » «На что способен? » ; «Каким должен быть? » ; «Как этого достичь? » . «Этот парень в жизни не пропадет» . Предписание двоякое: 1) будет добиваться своего любыми средствами: подкупом, хитростью, нахальством; 2) будет исполнять свой жизненный сценарий, опираясь на самые достойные качества личности: трудолюбие, упорство, честность, непреклонность.
ПРЕДПИСАНИЕ Трансактный анализ свидетельствует, что предписания усваиваются от родителя противоположного пола, а способ исполнения, образ жизни от родителя того же пола. «С твоей разворотливостью только дырки от баранок делать!» Возможна роль «Ах, я такая несобранная» . «У этой малышки идеальный слух. Она будет певицей» . Вполне возможно, что программируется неудачница. Впоследствии, когда выяснится, что ни о какой певческой карьере не может быть речи из за полного отсутствия голоса, возможна роль в игре «Если бы не. . . » ; «Если бы я не вышла за тебя замуж» ; «Если бы в консерваторию не брали только по блату. . . » , «Если бы папа дал мне тогда денег. . . » Игра «Если бы не. . . » имеет нескончаемое коли чество вариантов.
ПРЕДПИСАНИЕ Очень часто профессиональные предписания выпол няютсянеукоснительно: «В нашем роду все пахали зем лю» ; «Из нее ничего, кроме домохозяйки, не выйдет» ; «Она создана быть учительницей» . Предписания могут касаться семейного уклада и отношения к жизненным ценностям: «У нас никогда не выносили сор из избы» ; «В нашей семье не разводятся» ; «Были бы деньги, а любовь придет» ; «Мне наплевать на ковры и тряпки, но отказаться от хорошей книги я просто не в состоянии» .
ПРЕДПИСАНИЕ Существуют предписания заклятия: «Чтоб ты про валился!» Если это не случайный эмоциональный родительский всплеск, а бытовая фраза, то предписание может иметь фатальный характер: предписывается жизнь человека с деструктивным поведением: алкоголика, самоубийцы, убийцы. «Если ты будешь так орать, кончишь жизнь в пси хушке» . Вполне возможна вероятность дальнейшего пребывания в психбольнице: в качестве пациента или врача психиатра.
ПРЕДПИСАНИЕ «Ну что за уродина!» Девочка, которой часто повторя ют это в детстве, при самых благоприятных физических данных не сможет стать привлекательной женщиной. Деструктивные предписания разнообразны: «Ты сла бый, я сделаю это за тебя» ; «Ежели кто ходит по нашему двору, бей прямо в глаз» . Дети формируются на основании того, как ими манипулируют родители. Когда ребенок слышит на каж дом шагу: «Мал еще со старшим спорить» , он усваива ет: «Лучше не думать» . Если ребенка воспитывают с по мощью фразы: «Как тебе не стыдно» , культивируя неизбывное чувство вины, может сформироваться пожиз ненно истязающая себя личность. Ребенок, проявления чувств которого, будь то нежность или раздражение, с презрением и высокомерием отклоняются, подвергаются критике и насмешкам, вырастет недоверчивым, замкнутым или эмоционально холодным.
ПРЕДПИСАНИЕ Деструктивные предписания усваиваются как не преложные истины, и потому личность, имеющая сценарий с проклятием, похожа на заколдованную царевну лягуш ку, обреченную судьбой на самое жалкое и безысходное существование. Симптомами такой «заколдованности» могут быть фразы: «Я родился неудачником» ; «Мне из этой ямы никогда не вылезти» ; «Такая вот судьба» . Такой личности необходим «расколдовыватель» , вол шебник, снимающий проклятие. Берн определяет этот лечебный прием как разрешение, отменяющее предписа ние и освобождающее от власти сценария.
РАЗРЕШЕНИЕ «Разрешение главное орудие в руках сценарного психоаналитика, ибо оно в основном дает возможность освободить пациента от предписания, наложенного на него родителями» . Одно из самых важных разрешений разрешение думать самому. Конечно, досадно, когда такое разрешение поступает в возрасте после пятидесяти, но и тогда оно может принести огромную радость. В детстве формируется еще одна важнейшая деталь мировосприятия излюбленное чувство, т. е. основная эмоция, которая, почти как условный рефлекс, может сохраниться на всю жизнь.
ИЗЛЮБЛЕННОЕ ЧУВСТВО После нескольких лет экспериментов, когда ребенок «пробует» различные эмоции: радость, вину, испуг, обиду, недоумение и т. д. , он отбирает те, которые в его семье используются особенно активно. Разыгрывая в психотерапевтической группе, к примеру, ситуацию коммунальной квартирной склоки, несложно выявить излюбленное чувство по высказываниям пациентов: «В нашей семье, естественно, разозлились» ; «Мы, конечно, почувствовали себя оскорбленными» ; «Для нас выяснения кухонных взаимоотношений невозможны» ; «Конечно, были в чем то виноваты, наверное, надо было с ними объясниться» .
ИЗЛЮБЛЕННОЕ ЧУВСТВО Характерно, что до занятий в группе каждый из пациентов уверен, что реагирует единственно возможной эмоцией на определенную ситуацию. Продемон стрировавразные способы реагирования на одно и то же событие, когда «злые» разозлятся, «обидчивые» обидятся, «склонные чувствовать себя виноватыми» обвиняют себя, а «всегда правые» обвинят других, у психотерапевта появляется возможность доказать пациенту, что его способ реагирования не единственно естественный и неизбежный в конкретной ситуации, а излюбленная эмоция, которую он использует в большинстве случаев жизни.
ТРАНСАКЦИОННЫЙ РЕКЕТ Каждый знает людей вечно раздраженных, вечно угнетенных, вечно придирчивых, вечно веселых, вечно жалующихся, вечно неуверенных, вечно довольных. Свойство пользоваться излюбленной эмоцией Берн называет «трансакционным рекетом» . Валюта трансакционного рекета «психологические купоны» (другие психоаналитики называют их «ярлыками» ). Психологические купоны это архаические чувства, собираемые детским состоянием Я для манипулирования другими и получения выигрыша.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КУПОНЫ Ребенок, любимым чувством которого было чувство неполноценности, может всю жизнь собирать именно это чувство, или серые купоны, выбирая себе в партнеры по играм людей, согласных с этой его установкой, которые не будут предъявлять к нему в дальнейшем серьезных тре бований. Люди, которые в детстве на пренебрежение и обиды отвечали депрессией, впоследствии всю жизнь собирают голубые ярлыки депрессии. Они мастерски умеют после счастливо проведенного дня к вечеру вспомнить что то совсем печальное, чтобы добрать еще несколько голубых купонов и полностью лишиться жизненных сил.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КУПОНЫ Есть коллекционеры красных ярлыков чувства гнева и неприязни. Основная их позиция: «Я ОК, Вы не ОК» . Характерная фраза для собирателя красных купонов: «Ну, уж теперь я вам всем покажу!» «Люди, собирающие коричневые купоны (дурные чувства, неприятные ощущения), опасаются золотых купонов, предлагаемых в форме комплимента и красивых жестов. Они легко обходятся с привычным для себя дурным чувством, потому что не знают, как относиться к доброму слову, в связи с чем либо отклоняют комплимент, либо отворачиваются, сделав вид, что его не расслышали.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КУПОНЫ За собиранием купонов неизменно следует расплата. Человек, собирающий золотые ярлыки, как правило, ощущает себя в жизни Выигрывающим. Коллекционер голубых купонов, получив последний купон, часто совер шенно ничтожный по сравнению с накопленным капиталом бед и несчастий, расплачивается самоубийстом. Владелец коричневых купонов проводит жизнь в тусклом внутреннем одиночестве и прозябании. Собиратели белых купонов ярлыков безгрешности тиранят себя недостаточным собственным совершенством.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КУПОНЫ Задача психотерапевта заключается не только в том, чтобы заставить пациента прекратить игру, но и в том, чтобы отказаться от удовольствия использовать ранее полученные купоны. Важно, чтобы пациент не просто «простил» все причиненные обиды, но полностью отказал ся от них в новой жизни, если он действительно намерен начать ее всерьез. «Прощение» означает лишь консерви рование купонов на определенный срок до того момента, когда новая неприятность заставит его раскупорить тару с купонами и воспользоваться ими на полную катушку.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КУПОНЫ Так часто бывает с алкоголиками, которые после длитель ного периода трезвой жизни получают долгожданный маленький купончик обиды или разочарования и, при соединив его к спрятанному капиталу ярлыков, пускаются в загулы, кончающиеся психиатрическим отделением. Многие люди понимают, что за коллекционирование купо нов приходится платить повышенным кровяным давле нием, инфарктом, бессонницей, депрессией, и перестают собирать их. В кабинете психоаналитика оказываются те, кто, чувствуя опасность, все таки не в силах бросить свои игры, поскольку жизнь без коллекционирования купонов кажется им бесцветной.
ИЛЛЮЗИИ Иллюзии формируются в детстве как специальное поощрение или наказание за соответствующее поведение. Большинство взрослых, сохраняя иллюзии, всю жизнь пассивно ждут Санта Клауса (принца, волшебника), который вознаградит их за добродетели или страдания. Медаль с Санта Клаусом имеет оборотную сторону фигуру с косой в руках Смерть. Санта Клаус и Смерть главные иллюзии, на которых строят свои жизненные сценарии многие люди. Даже собирая купоны страданий, многие рассчитывают на последующий выкуп, вознаграждение в виде сострадания, жалости и снисхож дения окружающих. Коллекционеры купонов вины, как правило, старательно приумножают их, рано старятся, рано теряют половое чувство и проживают жизнь в ожида нии Смерти, чтобы в конце концов иметь право на фразу: «Зачем мне эта жизнь!»
ИЛЛЮЗИИ Трансактный аналитик обязан выяснить истоки ил люзий ибо иллюзии отправная , точка для обоснований купонов. Иллюзии для многих людей значительно более привлекательны, чем действительность, ибо реализация иллюзий (если она каким то чудом состоялась), как правило, никогда не приносит ожидаемого счастья. Реа лизованныеиллюзии похожи на лотерейный денежный выигрыш, который обычно просачивается сквозь пальцы, возвращая минутного счастливца в первоначальное состояние.
ИЛЛЮЗИИ Развенчивание иллюзий чрезвычайно трудно и опасно. «Психотерапевт. . . должен руководствоваться глубокими Знаниями и гуманностью, а также явно выраженным добровольным согласием пациента. Психотерапевт может стать перед необходимостью выбора, чтобы помочь пациенту: нужно подорвать иллюзии, на которых осно вывается его жизнь. Надо, чтобы пациент понял, что дол жен жить в мире, каков он есть, а не в мире своих иллюзий. Это одна из самых тяжелых задач, выпадающих на долю трансактного аналитика, сказать пациенту, что Санта Клаус не существует» .
АНАЛИЗ ИГР И СЦЕНАРИЯ Получив набор сообщений (переживаний), приняв решение и заняв определенные психологические позиции, личность готова к исполнению своего жизненного сцена рия. Роли для исполнения сценарных игр выбираются в детстве. Для полноцен ной жизненной драмы необходимы другие участники, которыми личность могла бы манипулировать. Роли, как правило, исполняются в детском состоянии. Я Ребенок личности пытается включить в игру Родителя или Ребенка другого игрока и заставить их реагировать определенным образом.
ТРИ КЛАССИЧЕСКИЕ РОЛИ Жертва, Спаситель и Преследователь. Драма начинается тогда, когда роли установлены. Обязательное условие драмы смена ролей. В трансактном анализе это называется «драматическим треугольником» . Преследователь Спаситель Драматический треугольник
ТРИ КЛАССИЧЕСКИЕ РОЛИ Простейшей демонстрацией этой схемы является мно голетняя игра под названием «Алкоголик» . В этой игре роли Жертвы и Преследователя принадлежат попеременно мужу и жене. Вечером вдребезги пьяный муж устраивает традиционный семейный скандал, с блеском исполняя роль Преследователя: «Убирайся, чтобы духу твоего здесь не было!» . Игра: «Я самый главный, самый сильный, меня все уважают» . Жена покорно сносит все издевательства, разувает и укладывает спать. Роль Жертва. Игра этого момента: «Я на все для тебя готова» .
ТРИ КЛАССИЧЕСКИЕ РОЛИ Утром жена сообщает мужу все, что она о нем думает, угрожает разводом и собирает вещи, чтобы уйти к маме. Роль Преследователь. Игра в данный момент: «Если бы не ты. . . (ты загубил мою жизнь, я бы была. . . учительни цей. . . , мастером спорта. . . , балериной в Большом театре)» . Муж страдает от физической абстиненции и угрызе ний совести. Роль Жертва. Дает все мыслимые и немыс лимые обещания, кается, бьет себя в грудь. Игра: «На следующее утро. . . » Вечером жена превращается в Спасителя, пытаясь вразумить мужа и уговорить на лечение. Игра: «Несущая свой крест» (или: «Я только хочу тебе помочь» ). Муж в роли Жертвы исполняет игру «Оступающийся, но исправляющийся» .
ТРИ КЛАССИЧЕСКИЕ РОЛИ В этой игре может быть еще несколько участников. Например, Подстрекатель: лучший друг, с которым вместе сидели в зоне, служили в армии, работали на Севере и т. д. , а сегодня совсем случайно встретились на улице. Роль Спасителя отводится врачу наркологу, участковому милиционеру или председателю комиссии по борьбе с пьянством на производстве. Все они играют игру «Я только хочу тебе помочь» . Возможен нередкий поворот сюжета, когда Спаситель в лице милиционера, устав спасать алкоголика увещеваниями, намерен прибегнуть к более суровым методам: административному наказанию или принудительному лечению в ЛТП, т. е. превращается в Преследователя в игре «Человек, облечен ный властью» .
ТРИ КЛАССИЧЕСКИЕ РОЛИ Сюжет часто делает новый поворот в тот момент, когда жена влетает в опорный пункт милиции с криком: «А детей моих вы будете кормить! Он же неделю (три дня, три часа) не пьет! Он обещал! Я пойду к прокурору! Я буду жаловаться!» Если события разворачиваются в предписанном направле нии, Спаситель становится Жертвой, а жена из Жертвы, которую спасали, превращается в Преследователя. В этой длительной игре все манипулируют другом, чередуя роли в играх. Жена: «Если бы не ты. . . » ; «Спасающая заблудшего» ; «Несущая свой крест» ; «Загнанная домохозяйка» . Муж: «Я самый. . . » ; «Ударь меня. . . » ; «Что вы хотите от калеки. . . » ; «Ошибающийся, но исправляющий ся » .
ТРИ КЛАССИЧЕСКИЕ РОЛИ Участковый инспектор: «Я только хотел вам помочь» ; «Человек, облеченный властью» ; «Безжа лостный и бессердечный» . Роль Подстрекателя довольно однообразна. Он может выступать также исполнителем ролей Славный Малый или Простак, всегда готовый добыть выпивку или деньги. Игра может продолжаться бесконечно со сменой ролей и микроигр. Возможен следующий анализ ситуации. Выпивка лишь кратковременное попутное удовольствие для главно го исполнителя. Подтверждение этому тот факт, что в психотерапевтических группах пациенты редко говорят о выпивке. Появляясь после загула у психотерапевта, они обрушивают на свою голову ушаты обвинений, произнося все, что, по их мнению, мог бы сказать врач.
ТРИ КЛАССИЧЕСКИЕ РОЛИ Исполняется психологически нагруженная игра «На следующее утро» . . . , когда физический дискомфорт и моральная пытка дают ему простор для богатого соцветия ролей. Основная трансакционная цель главного героя спровоцировать ситуацию, когда его Ребенка будут распекать Родительские фигуры из ближайшего окружения, готовые подыг рать в его игре. Эта кульминационная ситуация, когда пациент получает выигрыш, собирая все желанные корич невыеи голубые купоны. Это звездный час исполнителя, ради которого много лет и ведется вся игра.
ТРИ КЛАССИЧЕСКИЕ РОЛИ «Хорошо известно, что в игру «Алкоголик» играют всерьез и бросить ее трудно. Психо терапевтможет попытаться применить лечение, в процессе которого он откажется брать на себя роль Преследователя или Спасителя. Трансакционно правильная терапевтическая процедура состоит в следующем: после тщательной подготовительной работы психотерапевту следует занять позицию Взрослого, заключившего договор с пациентом, и отказаться играть какие либо другие роли в надежде на то, что пациент сможет соблюсти воздержание не только от спиртного, но и от игры. Если же это не удается, то рекомендуем направить его к Спасителю» .
ТРИ КЛАССИЧЕСКИЕ РОЛИ Если игры текущие моменты человеческой жизни Берн сравнивает с движением запястья, в котором участвуют лишь пятнадцать пястных косточек, то сцена рий это напряжение всей скелетной системы при вос хождении на гору. Сценарий это программа поступа тельного развития, выработанная в раннем детстве под влиянием родителей и определяющая поведение индивида в важных аспектах его жизни. Для идентификации и анализа сценария Берн приводит обширный сценарный вопросник, позволяющий диагностировать, живет ли че ловек согласно сценарию, заданному в детстве, или вопре ки сценарным предписаниям, то есть оставаясь автоном ной личностью.
АНАЛИЗ СЦЕНАРИЯ Нужно помнить, что анализ сценария трудоемкий процесс, который включает изучение жизни родителей и предков пациента, сценарную матрицу диаграмму предписаний, переданных от прародителей, культурное наследование, основные маски, любимые чувства, иллю зии, собираемые купоны и множество других компонентов. Все понятия, используемые в трансактном анализе, имеют довольно четкие критерии для идентификации, предохра няя аналитика от произвольных трактовок.
АНАЛИЗ СЦЕНАРИЯ Основная цель работы трансакционного аналитика реконструкция, создание автономной личности, способной разбираться в компонентах своего Я и расстаться с деструктивными сценариями личности, имеющей мужест во выйти из под власти предрассудков и ложных автори тетов, отказаться от игр и манипулирования людьми. Цель трансактного анализа сформировать у пациента Взрос луюэтическую позицию, научить его стать Выиг рывающим независимым и ответственным за всех и за все.
АНАЛИЗ СЦЕНАРИЯ В одной из глав книги «Игры, в которые играют люди» Берн предлагает пациентам сформулировать эпитафию к собственному памятнику. «Почти все благочестивые эпитафии переводятся одинаково: «Взращен в пробирке, там же и жил» . Так они и стоят, ряды за рядами памятников, крестов и прочих символов, все с одним и тем же девизом. Лишь иногда мелькнет иная надпись, которую можно было бы расшифровать: «Взращен в пробирке, но сумел из нее выскочить» . Большинству это так и не удается, хотя «пробка у пробир ки» почти всегда отсутствует» .
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1) 2) 3) 4) 5) Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – М. : Лист Нью, 1997. – 336 с. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб. : Университетская книга, 1998. 400 с. Берн Э. Секс в человеческой любви. – М. : Изд во АСТ ЛТД, 1998. 352 с. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. – М. : ФАИР ПРЕСС, 2001. – 448 с. Липпиус А. Игры для взрослых. Психология партнерских отношений через трансактный анализ Э. Берна. – М. : Изд во «КСП+» , 2001. – 608
ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ.pptx