prez_pokl.pptx
- Количество слайдов: 30
Трактовка развития в психоанализе
Зигмунд Фрейд (6 мая 1856 г. – 23 сентября 1939 г. ) основатель психоанализа
Бессознательное как основа человече ского существования по З. Фрейду • Психоаналитическое учение З. Фрейда – это учение о бессознательном. Фрейд лечил больных используя гипноз, а позже техникой, которую он разработал называемую метод свободных ассоциаций.
Фрейд выделяет в структуре психики сознание и бессознательное
Учение о влечениях и основные этапы его развития. Ø теория либидо Ø влечение к жизни или Эрос Ø нарцистическое либидо Ø влечение к смерти или Танатос
Стадии психосексуального развития • • • 0 1 года 1 3 лет 3 6 лет 6 12 лет 12 18 лет оральная стадия анальная фаллическая латентная генитальная
Структура личности по Фрейду
ОНО или «хочу немедленно» ! • Оно обозначает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. • Стремится к немедленной разрядке психической энергии. • Функционирует целиком в бессознательном. • Руководствуется принципом удовольствия. www. psimaster. ru
Я или «медиатор» • Я ответственно за принятие решений. • Стремится выразить и удовлетворить желания Оно в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. • Руководствуется принципом реальности.
Сверх Я или «общественные нормы» • Представляет собой усвоенные человеком общественные нормы и стандарты поведения. • Не является врождённой структурой. • Включает в себя: совесть (поведение, за которое родители наказывают) и Я-идеал (поощряемое поведение).
Комплекс неполноценности и социальное чувство как движущие силы развития в концепции А. Адлера
Концепция социального влечения в теории А. Адлера По мнению Адлера, человеку присущи два основных влечения: 1) социальное влечение (чувство идентификации с человечеством) 2) влечение к власти, превосходству, совершенству.
• По Адлеру ребенок, едва родившись, сориентирован на соотнесение себя с внешним миром. Он бессознательно проводит механизм социального сравнения. Результаты этого сравнения явно не в его пользу. Он видит свою несоизмеримость, ничтожность, беззащитность. У ребенка возникает ощущение неполноценности и формируется комплекс неполноценности.
У ребенка развивается стремление к превосходству или совершенствованию, то есть побуждение улучшить себя, развивать свои способности, свою потенциальность.
Проблема развития личности в трудах К. Г. Юнга, Э. Фромма, К. Хорни
Соотношение классического психоанализа и подхода Юнга: 1) Юнг расширяет понятие бессознательного как проявления либидозной энергии (у Фрейда), до понятия психической энергии в целом, энергии психики вообще. 2) Юнг делит бессознательное на: лично е и коллективное
Развитие личности по Юнгу. • Цель жизни достичь самости, прийти к самому себе. Согласно Юнгу, конечная жизненная цель — это полная реализация «Я» , то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида.
Э. Фромм явился автором концепции «гуманистического психоанализа» . В отличие от своего учителя З. Фрейда, утвердившего биологическую обусловленность психики и поведения человека, Э. Фромм доказывал, что они обусловлены социально. Характер человека создается обществом, обстоятельствами его жизни, и там, где подавляется свобода личности, возникают патологические характеры.
Важнейшая тема произведений Фромма – тема человеческого одиночества и изоляции в силу отчуждения от природы и других людей.
Главное понятие Хорни – "основная тревога", определяемая как ". . . чувство изоляции и беспомощности ребенка в потенциально враждебном мире.
Хорни предлагает перечень из десяти потребностей, рассматриваемых как следствие попыток найти решения проблемы нарушенных отношений. Она называет эти потребности "невротическими", поскольку они представляют иррациональные разрешения проблемы. Эти десять потребностей – источники развития внутренних конфликтов.
Развитие концепции 3. Фрейда в работах А. Фрейд
Анализируя развитие сверх Я, А. Фрейд придает решающее значение идентификации ребенка с родителями и интериоризации родительского авторитета. Ее признанной заслугой считается описание линий развития кормления, линий развития опрятности, физической самостоятельности, отношения к старшим и пр. Особое внимание уделяется при этом линии развития сексуальной сферы – от инфантильной зависимости до взрослой половой жизни.
Эпигенети ческая концепция Э. Эриксона
• Для Эриксона наибольшее значение имело Я и его адаптивные способности в связи с проблемой развития индивидуума. Эпигенетический принцип определяет последовательность ста дий развития личности. пигенез — Э наличие целостного врожден ного плана, определяющего основные стадии развития.
• • • «Сильные» стороны концепции Э. Эриксона: развитие личности рассматривается в целостном жизненном цикле, охватывающем весь онтогенез человека; развитие рассматривается как диалектический процесс преодоления кризисов, разрешения возникающих противоречий; развитие понимается как процесс, в значительной степени обусловленный активностью самой личности. отношения личности и общества выступают как отношения сотрудничества, в которых позитивное развитие личности невозможно вне социальных отношений; выделение двух типов новообразований — деструктивных и позитивных — определяет пространство возможных траекторий развития личности.
• Механизмами обретения идентичности, по Эриксону, могут быть три процесса: • Интроекция (Фрейд)— это вложение извне внутрь. В гештальттерапии интроекты называют непереваренными конструктами, некритически перенесенными извне внутрь. Это самый примитивный механизм, не обеспечивающий обретения истинной идентичности. • Идентификация — механизм, в основе которого лежит подражание, моделирование рулевого поведения значимых фигур. • Механизм ролевого экспериментирования, обеспечивающий достижение эго идентичности.