3. Восток.ppt
- Количество слайдов: 44
ТРАДИЦИОННОЕ ИСКУССТВО ВОСТОКА
2 Содержание Ближний и Средний Восток 3 – 19 Китай 20 – 38 Индия 39 – 41 Древние цивилизации Америки 42 – 43 Список литературы 44
БЛИЖНИЙ И СРЕДНИЙ ВОСТОК 3 Общие понятия Архитектура Азан – призыв мусульман на молитву, совершаемый Агведаль – в мавританском искусстве регулярный пять раз в день муэдзином, «взывающим» с садово-парковый ансамбль с большим минарета (если таковой отсутствует – от мечети. искусственным водоемом – водохранилищем и Муэдзин поворачивается лицом в сторону прямоугольной сетью аллей, проложенных среди священного города мусульман Мекки и, держась фруктовых садов и оливковых рощ (иногда с большими и указательными пальцами за мочки посадками пальм и кипарисов). Включает ушей, нараспев провозглашает трижды каждую из павильоны, бассейны, фонтаны. пяти фраз: «Аллах велик!» , «Свидетельствую, нет Айван – 1. навес, терраса или галерея с плоским бога кроме Аллаха!» , «Свидетельствую, Мухаммед – балочным перекрытием на колоннах или столбах- посланник Аллаха!» , «Идите на молитву!» , «Ищите колонный айван; 2. сводчатое помещение в форме спасения!» . глубокой ниши или зала без передней стены- Аллах – в исламе – единый и единственный Бог, сводчатый айван. Может быть открыт на фасад творец вселенной и всего сущего, «Господин миров, (обычно айван у входа) или во внутренний двор. Милостивый и Милосердный» , «царь Судного дня» , Алькасар – укрепленный дворец, замок испанских пославший людям пророка Муххамада читать рыцарей XIV – XVI вв. Такие замки создавали божественное откровение Коран, что кратко наиболее умелые строители – мудехары, выражено символом веры мусульман: «Нет божества мусульманские зодчие, которые остались на кроме Аллаха и Мухаммад – посланник Божий!» . территории Испании после отвоевания страны у Кибла – в мусульманском мавров в конце XV в. Алькасары с множеством Магриб – в современной географии страны башен со шпилями, подъемными мостами Северной Африки: Ливия, Тунис, Алжир, Марокко. возводили обычно на неприступных скалах. Самый знаменитый алькасар (XVI в. ) находится в г. Сеговия.
Арабеска – европейское название орнамента, 4 сложившегося в средневековом искусстве мусульманских стран. В основе арабески, построенный на геометрической сетке, - принцип бесконечного пространственного развития повторяющихся групп орнаментальных мотивов. Отличается многократным наслоением однородных форм, что создает впечатление прихотливого узора. Арк – крепость, цитадель в средневековых городах Средней Азии и Ирана. Масджид – у доисламских арабов и у мусульман ритуально чистое место молитвы (в том числе молитвенный ковер). В мусульманских странах общее название мечети, в более узком смысле – мечети для ежедневных молений. Медресе – в средневековой мусульманской архитектуре здание с функциями религиозной школы, теологического института или университета. Мечеть - общее название мусульманских культовых зданий или помещений, Караван-сарай – постоялый двор в городах и на предназначенных для молитвы. путях караванной торговли. Обычно имел форму просторного прямоугольного двора, обстроенного Минарет – сигнальная световая башня, в двух-, трехэтажными помещениями (внизу – загоны культовой архитектуре ислама высокая башня, и стойла для скота, склады, лавки, вверху – жилые предназначенная для азана, совершаемого комнаты). муэдзином с кругового балкона, галереи или Придорожные караван-сараи, окруженные верхней площадки башни, обычно увенчанной массивной глухой стеной с укрепленным входом, фонарем. нередко уподоблялись небольшой крепости.
5 Минбар – кафедра для чтения Корана и проповедей. обычно выделялись приземистыми Обычно устанавливается в соборной мечети, справа многокупольными объемами. По традиции, от михраба. восходящей к римским термам, хамам обычно Михраб – в культовых зданиях ислама священная включает раздевальню со ступенчатыми скамьями стрельчатая плоская арка или ниша в стене киблы, к по сторонам и бассейном в центре и которой молящийся должен быть обращен лицом. последовательный ряд холодных и теплых Мукарны (сталактиты) – в арабской архитектуре помещений и парилен с подпольным обогревом. название ячеистых куполов, сводов, карнизов. Худжра – в медресе жилое помещение для учащихся, преподавателей. Хамам – общественные бани, устройство которых связывалось с ритуалом полного омовения в день Шахристан – в системе средневекового города соборной молитвы (в пятницу или праздничные Ирана и Средней Азии городское ядро, дни). Играли важную роль в жизни и архитектуре укрепленное стенами с башнями и воротами. мусульманского средневекового города, в Иногда включает цитадель. застройке которого
КААБА 6 (араб. куб) камня и дерева с крышей на шести столбах. По свидетельству мекканского историка Азраки внутри находились росписи с В исламе главная святыня, кибла мусульман. изображениями пророков, ангелов, Авраама Находится в Мекке (Саудовская Аравия), в центре и Марии с младенцем на коленях. построенной вокруг Каабы «Запретной мечети» - Масджит аль-Харам (восходит в современном виде к 1570 году). Кааба – почти кубическое здание (12 х10 м, высотой 15 м) с каменными стенами и плоским балочным перекрытием на трех деревянных столбах, ориентировано по сторонам света. В восточный угол на высоте 1, 5 м вмонтирован «черный камень» - святая святых ислама (состоит из оправленных в серебро трех черно-красных кусков, вероятно, метеоритного происхождения). Согласно преданию, первоначально это был яхонт из рая, посланный Аллахом в Мекку низвергнутому на землю Адаму, который соорудил над камнем первую Каабу, разрушенную после потопа и вновь построенную по приказу Аллаха Ибрахимом (Авраамом). Со временем из-за грехов человеческих камень почернел. В северо-восточной стене Каабы на высоте около 2 м расположена дверь (резная, с серебряными накладками) к которой в дни посещений приставляется лестница. Внутри пол и нижняя часть стены выложены мрамором, выше стены и потолок обиты красным шелком. Снаружи Кааба покрыта черной с золотым и серебряным шитьем тканью – кисва. Доисламская Кааба была языческим святилищем, сначала в форме замкнутой ограды из четырех неравных по длине стен, сложенных из грубого камня насухо. В 608 году была построена собственно Кааба из оштукатуренных рядов
7 АРХИТЕКТУРА
КУЛЬТОВЫЕ ИНТЕРЬЕРЫ 8 1 2 3 4 5 6
9
СВЕТСКИЕ ИНТЕРЬЕРЫ 10
11
12
13
14
15
ПОТОЛКИ 16
17 1 2 3 4 5 6 7 8
ОРНАМЕНТ 18
19 ТИПЫ КАПИТЕЛЕЙ И ОРНАМЕНТА ФОРМЫ АРОК
20 КИТАЙ Общие понятия Буддизм - одна из трех мировых религий, возникла в Индии в середине 1 тыс. до н. э. Согласно Конфуцианство - этико-моральное и философское традиции, учение буддизма создано Буддой учение древнекитайского мыслителя Конфуция, Шакьямуни. Основа его проповеди составляет оказавшее, вместе с даосизмом и буддизмом, "восьмеричный путь спасения", суть которого основополагающее воздействие на формирование состоит в правильных поступках, поведении, единой китайской культуры. Проповедовало чувствах, мыслях, речи, ведущих к преодолению решение социальных проблем воспитательно- земных привязанностей, освобождении от цепи нравственным путем с помощью моральных перерождений и погружении в нирвану. поучений и соблюдения этических норм, среди которых жэнь - гуманность, человеколюбие, сяо - Будда - в буддизме это человек, достигший путем сыновняя почтительность, ли - ритуал, норма множества перерождений наивысшего духовного общественного поведения и др. совершенства и приобретший способность указывать другим путь к духовному спасению - Даосизм - одно из трех течений китайской нирване. В широком значении буддой может стать философии, возникшее в середине 1 тыс. до н. э. каждый человек, совершающий добродетельные Принципы даосизма изложены его основателем поступки и осознающий тщету всех земных Лаоцзы в трактате "Даодэцзин". Главное место в привязанностей. В узком смысле, согласно даосизме занимает теория дао - всеобщего закона буддийской традиции, это принц Сиддхартха вселенной, основой гармонии которого является Гаутама из рода Шакьев, родившийся в Индии в 6 взаимодействие двух противоположных начал - инь в. до н. э. и ставший основателем буддизма. и ян. Религия даосизма сложилась во 2 в. и включает элементы конфуцианства, буддизма, древних культов, народных суеверий, мистических учений. Проповедует самосовершенствование и поиск путей к достижению бессмертия.
21 Инь-ян - дуалистические полярные силы вселенной, Доу-гун - в средневековом дворцовом и храмовом составляющие, по учению древних философов, ее зодчестве Китая конструктивно-декоративная движущие основы. Воплощаются в понятиях система расписных и покрытых лаком мужского и женского, светлого и темного начала. деревянных кронштейнов, поддерживающих перекрытия и тяжелые кровли. Шоу-син – божество долголетия. Изображается седобородым старцем с огромной лысой головой, который в одной руке держит посох с привязанной к нему тыквой-горлянкой, в другой – персик (символы долголетия). Сыхэюань – в китайской жилой архитектуре тип планировки древней и средневековой усадьбы с четырьмя павильонами по сторонам прямоугольного в плане двора.
АРХИТЕКТУРА 22 КИТАЙСКАЯ СТЕНА
БУДДИЙСКИЕ МОНАСТЫРИ 23 Скальные пещеры Северных Вэй в Юньгане 1 2 Пещерный монастырь Юньган Грот Гуян в монастыре Лунмэнь 3 Пещерный монастырь Лунмэнь 4 5
24 Пагода Даяньта Пагода Люхэта (Большая пагода Диких (Шести Гармоний) Пагода монастыря Малая пагода Диких Фамэнь в Фуфэне гусей) в Ханчжоу гусей 1 2 3 4 Белая пагода. Сад Львиной рощи (Шицзи Линь). Вид Монастырь на Озерный павильон. Пагода буддийского Мяоин. 5 комплекса Кайюнь 6 7
МОДЕЛИ ЖИЛЫХ ДОМОВ 25 ПЕРИОД ХАНЬ 1 2 3 4 5 6
26 Модель двухэтажного дома (аптеки). XIX в. Дерево.
ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ 27 ПЕРИОД МИН АНСАМБЛЬ ЗАПРЕТНОГО ГОРОДА В ПЕКИНЕ (XV - XVII вв. ) Внутренние стены и ворота Общий вид с севера 1 2 3 4 Зал Высшей Гармонии императорского дворца Зал для молений 5 6 Храм Неба Первый двор 7 8
ИНТЕРЬЕР ПЕРИОДА МИН 28 ЗАПРЕТНЫЙ ГОРОД Храм Циняньдянь. Ансамбль Храма Неба. 1 2 3 4 5
29 Тронный зал. Запретный город. 1 Зал Высшей Гармонии императорского дворца 2 Зал для императорских Павильон для молений. приемов. Ансамбль Тронный зал. Ансамбль Храма Неба. Запретный город. 3 Храма Неба. 4 5
30 ПЕРИОД ЦИН АНСАМБЛЬ ЗАГОРОДНОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ДВОРЦА ИХЭЮАНЬ (XVIII в. ) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
31 ИНТЕРЬЕРЫ ЗАГОРОДНОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ДВОРЦА ИХЭЮАНЬ Павильон для церемоний Зал для церемоний 1 Павильон для отдыха 2 3 Кабинет Зал для приемов императора 4 Покои для отдыха 5 6
ЭЛЕМЕНТЫ ДЕКОРА 32 1 2 3 4
Резные узоры лестниц Запретного города 33
ТЕКСТИЛЬ 34
МЕБЕЛЬ 35
36
МЕБЕЛЬ 37 4 1 2 3 Подставка для трон зеркала в форме трона 7 8 5 6 9 10 11 12
38
39 ИНДИЯ Ратха – в храмовых церемониях Южной Индии Ступа – культовое и мемориальное буддийское повозка, на которой везут статую божества. В сооружение в форме полусферы или башни. архитектуре индуизма тип монолитного каменного храмового сооружения в виде колесницы божества. Чайтья – в буддийской архитектуре святилище, скальный храм, внутри которого находится ступа. Стамбха – буддийская или индуистская отдельно стоящая памятная колонна, увенчанная капителью с символическими скульптурными изображениями. Наиболее известен тип стамбхы с четырьмя протомами львов, отождествляемых с Буддой и его деяниями.
АРХИТЕКТУРА 40 Храм Муктешвара. Храм Шивы. 1 Бхубанешвар. Махабалипурам. 3 Ворота ступы в Санчи. 2 Храм Кандарья Храм Шивы. Махадева. Храм Кандарья Махадева. Чидамбарам. Кхаджурахо. 4 5 6
41
42 Древние цивилизации Америки Исторический тип искусства. В истории конца этих культур напоминают об их варварском существовали культуры, которые в силу особых уничтожении испанскими конкистадорами. причин не смогли выжить и исчезли с лица земли, Ушедшие раньше погубили сами себя в ничего не передав будущему. Они остались истребительных войнах или были поглощены изолированными, разобщенными – рождались, тропическими лесами. развивались и гибли замкнуто. К такому типу Сохранившиеся чудом памятники искусства относятся памятники искусства древней Древней Америки отличаются ярким своеобразием Центральной и Южной Америки. Об Американском художественного стиля. Древнеамериканские континенте европейцы почти ничего не знали до зодчие смело принимали вызов, брошенный им XV века. Вероятно, в Западном полушарии природой. Сдерживая наступление лесов, они существовали древнейшие цивилизации, но они и расчищали небольшие горные площадки и сейчас нам известны лишь фрагментарно и в возводили на них ступенчатые каменные пирамиды. относительно поздних проявлениях, погубленных Эти сооружения, их скульптура и рельеф были во европейскими завоевателями. На территории многом созвучны памятникам Древнего Египта и современной Мексики археологами открыта Месопотамии. Монументальные изваяния пирамида, погребенная под потоками лавы. Возраст сохраняли форму каменного блока, на который лавы – 8 тыс. лет! проецировались фронтальные и профильные В Центральной Америке наиболее изучены изображения. Яркое тропическое солнце давало так называемые «прибрежные культуры» - Гольфо, сильные тени и рефлексы, поэтому каменные расположенные по побережью Мексиканского рельефы создавались с расчетом на такое залива – Ольмекская (2 тыс. до н. э. – I в. н. э. ), освещение. Уастекская (III в. до н. э. - XVI в. ), Тотонакская (VII Характерной особенностью стиля – XII вв. ). Особо выделяются Тольтекская (IX – XII древнеамериканского искусства является вв. ), Майя (X в. до н. э. - XII в. н. э. ), Ацтекская предельная геометризация изображений, (1325 – 1521 гг. ). В Южной Америке наиболее господство прямого угла и ломаной под прямым известны культуры Наска (II в. до н. э – IX в. н. э. ), углом линии. государства Инков (1438 – 1536 гг. ). Точные даты
43
44 Список литературы Виноградова Н. А. Традиционное искусство Востока. М. , 1997 Власов В. Г. Стили в искусстве. М. , 1998 Галич М. История доколумбовских цивилизаций. М. , 1990 История искусства. От древности до средневековья. Энциклопедия для детей и юношества. М. , 1996 Кес. Д. Стили мебели. М. , 2001 CD Восточные коллекции Искусство Китая Орнамент
3. Восток.ppt