Скачать презентацию Традиции реализма и их преломление в современной литературе Скачать презентацию Традиции реализма и их преломление в современной литературе

Петрушевская.ppt

  • Количество слайдов: 37

Традиции реализма и их преломление в современной литературе Традиции реализма и их преломление в современной литературе

 • Проза новой волны • Проза новой волны

 • Президент России Дмитрий Медведев поздравил прозаика, драматурга, сценариста Людмилу Петрушевскую с днем • Президент России Дмитрий Медведев поздравил прозаика, драматурга, сценариста Людмилу Петрушевскую с днем рождения. • В поздравительной телеграмме, в частности, говорится: "Известный прозаик и драматург, авторитетный общественный деятель, Вы по праву признаны корифеем отечественной литературы. Богатый жизненный опыт и мастерство истинного художника слова позволили Вам создать своеобразную энциклопедию современной российской жизни. Аудитория Ваших читателей не только в нашей стране, но и за рубежом - поистине огромна. А замечательные пьесы, поставленные на сценах известных театров, пользуются популярностью у почитателей Вашего глубокого и многогранного таланта".

Людмила Петрушевская • Петрушевская Людмила Стефановна (р. 1938), прозаик, драматург. Родилась 26 мая в Людмила Петрушевская • Петрушевская Людмила Стефановна (р. 1938), прозаик, драматург. Родилась 26 мая в Москве в семье служащего. Прожила тяжелое военное полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детдоме под Уфой. После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики Московского университета. Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, с 1972 - редактором на Центральной студии телевидения. Петрушевская рано начала сочинять стихи, писать сценарии для студенческих вечеров, всерьез не задумываясь о писательской деятельности. Первым опубликованным произведением был рассказ "Через поля", появившийся в 1972 в журнале "Аврора". С этого времени проза Петрушевской не печаталась более десятка лет.

 • «Сильное ощущение жестокого самодурства жизни, но и радостного ее приятия» . The • «Сильное ощущение жестокого самодурства жизни, но и радостного ее приятия» . The Independent on Sunday • «Петрушевская ведет читателя по незабываемому пути в домашний ад, где всего слишком мало: слишком мало еды, слишком мало пространства, слишком мало любви. ВРЕМЯ НОЧЬ рисует запоминающуюся картину темной стороны жизни. Написанная безыскусным, натуралистическим языком, книга заставляет читателя окунуться в суровую российскую действительность. Часто картина не доставляет удовольствия, но она стоит переживаний» . The Moscow Times

 • Первые же пьесы были замечены самодеятельными театрами: пьеса • Первые же пьесы были замечены самодеятельными театрами: пьеса "Уроки музыки" (1973) была поставлена Р. Виктюком в 1979 в театре-студии ДК "Москворечье" и почти сразу запрещена (напечатана лишь в 1983). Постановка "Чинзано" была осуществлена театром "Гаудеамус" во Львове. Профессиональные театры начали ставить пьесы Петрушевской в 1980 -е: одноактная пьеса "Любовь" в Театре на Таганке, "Квартира Коломбины" в "Современнике", "Московский хор" во МХАТе. Долгое время писательнице приходилось работать "в стол" - редакции не могли публиковать рассказы и пьесы о "теневых сторонах жизни". Не прекращала работы, создавая пьесы-шутки ("Анданте", "Квартира Коломбины"), пьесы-диалоги ("Стакан воды", "Изолированный бокс"), пьесу-монолог ("Песни XX века", давшую название сборнику ее драматургических произведений).

 • «Любовь» и «Уроки музыки» , «Московский хор» и «Три девушки в голубом» • «Любовь» и «Уроки музыки» , «Московский хор» и «Три девушки в голубом» – сегодня классика. «Чинзано» – культовый спектакль, который был сыгран чуть ли не на всех значимых площадках мира • «Я тогда не знал Людмилу Стефановну, но сразу понял, это могильщик советского реализма и певец советского абсурда» , – признается Роман Козак.

 • Проза Петрушевской продолжает ее драматургию в тематическом плане и в использовании художественных • Проза Петрушевской продолжает ее драматургию в тематическом плане и в использовании художественных приемов. Ее произведения представляют собой своеобразную энциклопедию женской жизни от юности до старости: "Приключения Веры", "История Клариссы", "Дочь Ксени", "Страна", "Кто ответит? ", "Мистика", "Гигиена" и многие другие. В 1990 был написан цикл "Песни восточных славян", в 1992 - повесть "Время ночь". Пишет сказки как для взрослых, так и для детей: "Жил-был будильник", "Ну, мама, ну!" - "Сказки, рассказанные детям" (1993); "Маленькая волшебница", "Кукольный роман" (1996). Л. Петрушевская живет и работает в Москве. • Использованы материалы кн. : Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

 • Кроме литературных занятий, Петрушевская сочиняет музыку и рисует. Созданные автором акварели выставлялись • Кроме литературных занятий, Петрушевская сочиняет музыку и рисует. Созданные автором акварели выставлялись во многих музеях и галереях, в том числе в Музее Изобразительных Искусств им. Пушкина. Коллекции живописи Петрушевской хранятся в запасниках Государственного Русского Музея в Петербурге и Государственного Музея Изобразительных Искусств им. Пушкина в Москве. Первый музыкальный альбом, записанный совместно с независимой группой Inquisitorium, выпустила студия грамзаписи «Союз рекорд» в 2004 году.

 • В 1991 году немецкий фонд Тепфера присуждает литературную премию имени Пушкина Людмиле • В 1991 году немецкий фонд Тепфера присуждает литературную премию имени Пушкина Людмиле Петрушевской. Автор – лауреат многочисленных литературных наград, учрежденных национальными «толстыми журналами» . "Время ночь" и "Номер один" входят в шорт-листы российской премии Букер. В 2002 году автор удостаивается престижнейшей национальной награды, премии «Триумф» . В следующем году новая пьеса Петрушевской «БИФЕМ» получает первый приз на фестивале Новая Драма. В 2003 Президент РФ вручает Людмиле Петрушевской Государственную премию.

 • В творчестве Людмилы Петрушевской реализм оказался в известной опасности от избытка натурализма, • В творчестве Людмилы Петрушевской реализм оказался в известной опасности от избытка натурализма, от концентрации грязных подробностей, явной ущербности судеб людей…Однако нельзя тонуть среди пресловутой «чернухи» , забывать о светлых сторонах жизни (ч. 2, стр. 331)

Чем же интересны произведения Л. Петрушевской? • 1. Темы для своих рассказов автор берет Чем же интересны произведения Л. Петрушевской? • 1. Темы для своих рассказов автор берет из череды повседневных событий. Писательница показывает мир, далекий от благополучных квартир и официальных приемных. • 2. Ее герои — незаметные, замученные бытом люди, тихо страдающие в своих неприглядных дворах и коммунальных квартирах.

 • Петрушевская пишет небольшие по объему рассказы, занимающие дветри странички. Они столь необычны, • Петрушевская пишет небольшие по объему рассказы, занимающие дветри странички. Они столь необычны, что после первого прочтения могут вызвать недоумение: о чем же все-таки идет речь? По жанру рассказы писательницы напоминают миниатюры, этюды, зарисовки

"Позиция автора" • В русле литературы постмодерна Петрушевская принципиально выступает в роли бесстрастного свидетеля, детально-точного бытописателя, соблюдает позицию невмешательства, ибо иная позиция в философии постмодерна объективно немотивированна, лишена смысла и обречена на неудачу. • А. Барзах говорит о возникновении в прозе Петрушевской иллюзии "всезнающего автора, находящегося вне поля действия и всласть ерничающего и по поводу героев, и над собой, и , заодно, над самим фактом литературности"

 • Петрушевскую привлекают обстоятельства и ситуации исключительные, неординарные, непроходные, наиболее сильные и острые • Петрушевскую привлекают обстоятельства и ситуации исключительные, неординарные, непроходные, наиболее сильные и острые в эмоциональном плане. • М. Липовецкий: "Даже рисуя совершенно проходную ситуацию, Петрушевская, во-первых, все равно делает ее пороговой, а во-вторых, неибежно помешает ее в космический хронотоп". • Ее сюжетные коллизии, по существу, - отдельные "куски" и "автономные осколки" действительности, а картина жизни, складывающаяся их них, - "дробная" и "бессвязная".

 • Лишенная цветового спектра, не оттененная другой гаммой, избегнувшая контраста с • Лишенная цветового спектра, не оттененная другой гаммой, избегнувшая контраста с "белым", "чернота" выглядит единственноубедительной и возможной, "не-такой-ужчерной", а скорее - серой, обыденной, обыкновенной. • По Н. Лейдерману и М. Липовецкому, Петрушевская последовательно "романизирует" хаос бессвязных фрагментов, литературностью письма обеспечивая жизнеподобие".

Детализация • Детализация у Петрушевской носит особый характер: конкретная деталь не является признаком конкретики Детализация • Детализация у Петрушевской носит особый характер: конкретная деталь не является признаком конкретики индивидуализированного мира, но чертой мира без-индивидуального; деталь - характерологическая особенность определенной социальной среды в целом, а не личностного мира конкретного персонажа. • Именно поэтому ни черт урбанистического пейзажа, ни "топографических" признаков, ни "координат" местности в рассказах нет. Место событий в рассказах "конкретно" настолько, насколько это не мешает ему быть универсальнотипизированно-социально-обобщенным.

Диалог писателей Л. Петрушевская, как и ее великий предшественник А. Чехов, видит и изображает Диалог писателей Л. Петрушевская, как и ее великий предшественник А. Чехов, видит и изображает трагизм мелочей, угнетающую власть повседневности, непросветленную надеждой, искажающую сознание человека. В прозе Петрушевской пересекаются два языка — протокольноканцелярский и разговорнобытовой. Язык рассказов Петрушевской позволяет точно передать “больное” сознание героев, иногда не замечающих, что срывается с их уст.

 • Проза Петрушевской не психологична, • Проза Петрушевской не психологична, "внепсихологична, антипсихологична" (А. Барзах). Эту прозу нельзя назвать психологической. Она скорее как бы ситуационна; это "драма положений", скорее "драма характеров". • Е. Щеглова пишет: "Она не создает характеров. Их просто не существует в ее художественном мире". • М. Липовецкий обозначил их как "архетипы", некие знаки, формулы, имеющие внешние признаки, но не имеющие мотивации, не предлагающие развития. Е. Щеглова назвала это "конспектом образа". • Ни один персонаж не имеет "предыстории". Характеры обозначены схематично, знаково, эмблематично. Они дают представление о содержании знака, но не дают его экспозиции, истоков и условий его формирования. Интерес заключен в самой избранной ситуации, в том, какова непосредственная реакция персонажа на выбранные обстоятельства.

 • Антураж событий стерт, границы пространств • Антураж событий стерт, границы пространств "кулуарны", а количество героев минимизировано: "лишних" героев нет. • Отсутствие "фона" усиливает "крупный план" • И. Пруссакова: "этапы великого пути" героев Петрушевской всегда одни и те же - "любовь, нелюбовь, одиночество, гибель". • А. Михайлов: "В центре, как правило, ОНА. Это или "обыкновенная приличная еврейская женщина с большими черными глазами" ("Али-баба"), или "тихая, пьющая женщина со своим ребенком, никому не видимая в однокомнатной квартире" ("Страна"). • ОН "сразу. . . стал гулять, много пил и иногда дрался" ("История Клариссы"), или какой-нибудь интеллигентный неудачник ("Я люблю тебя"). • К ним могут подключаться второстепенные действующие лица, как-то сосед(ка), товарищ (подруга) по работе, человек из очереди и т. д.

 • . Сюжет сводится в основном к тому, что два упорных человека, прошедших • . Сюжет сводится в основном к тому, что два упорных человека, прошедших трудную школу борьбы друг с другом, доводят дело , "когда уже ничего не нужно". Сюжет сознательно "свернут", "сгущен", "спрессован", "сжат" настолько, что "лишен каких бы то ни было пустот". Роль "пустот" у Петрушевской берут на себя те "белые" полосы в человеческой судьбе, о которых шла речь выше.

Фредерик Шопен • Fryderyk Franciszek Chopin (польск) (22 февраля (по другим сведениям — 1 Фредерик Шопен • Fryderyk Franciszek Chopin (польск) (22 февраля (по другим сведениям — 1 марта) 1810 года, деревня Желязова -Воля, близ Варшавы — 5 (17) октября 1849 года, Париж), польский композитор и пианист долгое время живший во Франции (фр. . Frédéric François Chopin). • Автор многочисленных произведений для фортепиано. Крупнейший представитель польского музыкального искусства. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы — мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. • В его фортепианном исполнении глубина и искренность чувств сочетались с изяществом, техническим совершенством.

 • Фе ликс Мендельсо н (нем. Felix Mendelssohn, полное имя Я коб Лю • Фе ликс Мендельсо н (нем. Felix Mendelssohn, полное имя Я коб Лю двиг Фе ликс Мендельсо н-Барто льди (нем. Jakob Ludwig Felix Mendelssohn Bartholdy; 3 февраля 1809, Гамбург — 4 ноября 1847, Лейпциг) — немецкий композитор и дирижёр, один из крупнейших представителей романтического направления в музыке, автор знаменитого свадебного марша.

 • «Люди одиноки, потому что вместо мостов они строят стены» • Станислав Ежи • «Люди одиноки, потому что вместо мостов они строят стены» • Станислав Ежи Лец «Одинокий человек - это только тень, а тот, кого не любят, одинок всюду и со всеми. » Жорж Санд

 • «Одиночество и ощущение, что ты никому не нужен, — самый ужасный вид • «Одиночество и ощущение, что ты никому не нужен, — самый ужасный вид нищеты. » • Мать Тереза • «Одиночество как состояние, не поддается лечению» • Фаина Раневская • «Одиночество нельзя заполнить воспоминаниями, они только усугубляют его. » • Гюстав Флобер

 • «Одиночество стало какой то стыдной болезнью. Почему все так его чураются? Да • «Одиночество стало какой то стыдной болезнью. Почему все так его чураются? Да потому, что оно заставляет думать. В наши дни Декарт не написал бы: «Я мыслю – значит, я существую» . Он бы сказал: «Я один – значит, я мыслю» . Никто не хочет оставаться в одиночестве: оно высвобождает слишком много времени для размышлений. А чем больше думаешь, тем становишься умнее – а значит, и грустнее. » • Фредерик Бегбедер

 • «Остаться без друзей - самое горшее, после нищеты, несчастье» • Даниель Дефо • «Остаться без друзей - самое горшее, после нищеты, несчастье» • Даниель Дефо • «Почему люди, как правило, избегают одиночества? Потому что наедине с собой лишь немногие наслаждаются приятным обществом» • Карло Досси

 • «Самое страшное одиночество — не иметь истинных друзей. » • Фрэнсис Бэкон • «Самое страшное одиночество — не иметь истинных друзей. » • Фрэнсис Бэкон • Большая душа никогда не бывает одинокой. Как бы судьба ни отнимала от нее друзей, она в конце концов всегда их себе создает. Ромен Роллан

 • Вам скучно? Вы при всем своем одиночестве хотели бы все-таки окунуться в • Вам скучно? Вы при всем своем одиночестве хотели бы все-таки окунуться в компанию понимающих тебя людей? - Лучшее средство - открыть книжку Толстого, Чехова, Шопенгауэра или какого-нибудь другого автора, который, по крайней мере, был бы просто искренен. • Павленко Валерий Юрьевич

 • Живя с людьми, не забывай того, что ты узнал в уединении. И • Живя с людьми, не забывай того, что ты узнал в уединении. И в уединении обдумывай то, что ты узнал из общения с людьми. (Лев Николаевич Толстой) • Жизнь мужчины без женщины – бессмысленна. Жизнь женщины без мужчины – бесполезна. (NN)

 • Одиночество - это когда есть телефон, а звонит будильник. (NN) Одиночество - • Одиночество - это когда есть телефон, а звонит будильник. (NN) Одиночество - это когда не о чем поговорить даже с самим собой. (NN)

 • «Нигде ничто не ждёт человека, • всегда надо самому приносить с собой • «Нигде ничто не ждёт человека, • всегда надо самому приносить с собой всё» • Эрих Мария Ремарк

 • • Дмитрий Мережковский. ОДИНОЧЕСТВО В ЛЮБВИ Темнеет. В городе чужом Друг против • • Дмитрий Мережковский. ОДИНОЧЕСТВО В ЛЮБВИ Темнеет. В городе чужом Друг против друга мы сидим, В холодном сумраке ночном, Страдаем оба и молчим. И оба поняли давно, Как речь бессильна и мертва: Чем сердце бедное полно, Того не выразят слова. Не виноват никто ни в чем: Кто гордость победить не мог, Тот будет вечно одинок, Кто любит, - должен быть рабом. Стремясь к блаженству и добру, Влача томительные дни, Мы все - одни, всегда - одни: Я жил один, один умру. На стеклах бледного окна Потух вечерний полусвет. Любить научит смерть одна Все то, к чему возврата нет.

 • • • Стихотоворения Михаил Лермонтов Одиночество Как страшно жизни сей оковы Нам • • • Стихотоворения Михаил Лермонтов Одиночество Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить. Делить веселье - все готовы: Никто не хочет грусть делить. Один я здесь, как царь воздушный, Страданья в сердце стеснены, И вижу, как судьбе послушно, Года уходят, будто сны; И вновь приходят, с позлащенной, Но той же старою мечтой, И вижу гроб уединенный, Он ждет; что ж медлить над землей? Никто о том не покрушится, И будут (я уверен в том) О смерти больше веселится, Чем о рождении моем …

Картина «Крик» норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка Картина «Крик» норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка

 • И долго он, одинокий, так вился около людей, долго - не один • И долго он, одинокий, так вился около людей, долго - не один десяток годов. Но вот однажды он подошел близко к людям и, когда они бросились на него, не тронулся с места и ничем не показал, что будет защищаться. Тогда один из людей догадался и крикнул громко: - Не троньте его. Он хочет умереть! И все остановились, не желая облегчить участь того, кто делал им зло, не желая убивать его. Остановились и смеялись над ним. А он дрожал, слыша этот смех, и все искал чего-то на своей груди, хватаясь за нее руками. И вдруг он бросился на людей, подняв камень. Но они, уклоняясь от его ударов, не нанесли ему ни одного, и когда он, утомленный, с тоскливым криком упал на землю, то отошли в сторону и наблюдали за ним. Вот он встал и, подняв потерянный кем-то в борьбе с ним нож, ударил им себя в грудь. Но сломался нож - точно в камень ударили им. И снова он упал на землю и долго бился головой об нее. Но земля отстранялась от него, углубляясь от ударов его головы. - Он не может умереть! - с радостью сказали люди. И ушли, оставив его. Он лежал кверху лицом и видел - высоко в небе черными точками плавали могучие орлы. В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти.