Ornament_v_kostyume_dlya_seminara.pptx
- Количество слайдов: 30
Традиции и современность в дизайне костюма. Орнамент в народном костюме
Россия - огромная страна, в разных регионах одежда людей отличалась. НАРОДНЫЙ КОСТЮМ РАЗНЫХ ГУБЕРНИЙ РОССИИ
Во всем многообразии костюма - есть общее - народные костюмы украшались орнаментами ( в переводе с лат. – убранство, украшение) В качестве элементов украшения обычно использовались сакральные символы (обереги). Цвет так же имел символическое значение.
Подобного рода обереги располагались на краях одежды (в местах, где одежда касалась открытого тела) – на подоле, манжетах, вороте. Орнаментом покрывали швы на одежде. Орнаментальные медальоны защищали плечи и колени.
Основным элементом русского народного костюма была рубаха с обильно украшенным вышивкой воротом. Рукава рубахи обязательно должны были быть широкими и длинными, но у запястья обхваченные тесьмой.
Поверх рубахи женщины носили сарафан (от иранского слова sеrāрā — значение этого слова примерно «одетый с головы до ног» ).
Иногда поверх сарафана надевали душегрею.
Третьим неотъемлемым элементом наряда была юбка - понева. Замужние женщины носили поневу, которая отличалась от обычной юбки распашным фасоном с несшитым разрезом сбоку.
Женщины поверх рубахи или сарафана носили передник. Передник, как элемент русского костюма, также оснащался богатым символическим орнаментом, олицетворяющим русские древние традиции и обереги, связанные с природой
Завершающим элементом русского национального костюма был головной убор, который по тем временам был некой визитной карточкой. По нему можно было определить возраст и место, откуда прибыла женщина, и ее социальное положение. Девичьи головные уборы имели открытую макушку. Чаще всего использовались повязки и ленты. Уборы украшались бусами, лентами и вышивкой.
А вот замужние полностью закрывали волосы. Самым распространенным головным убором женского русского народного костюма был кокошник – плотная шапочка разнообразных форм, и обычно пышно декорированная вышивкой и камнями.
Кика была женским нарядным головным убором замужних женщин. По древнерусскому обычаю поверх кики надевали платок (убрус) или нарядную сороку (род повязки с твёрдым околышем) из вышитой ткани, а сзади кики – позатыльник из бисера. Кика — сорока дополнялась также другими элементами: налобником, подвесками из бисера, перышками, «наушниками» , шнурами, кистями из шелка. В начале 20 века этот сложный убор сменился платком или повойником.
Украшения. Часто встречающимся видом украшений являлись шейные и нагрудные: „языки", „грудки", ожерелья; бусы из янтаря и всевозможные виды металлических цепей; дополнения к поясной одежде – «махры» и «подмахорники»
Мужской костюм. Основой его была длинная, часто до колен, рубаха. Штаны чаще всего были узкими, с ластовицей для удобства передвижения. Они не имели карманов и застежки, удерживались с помощью тесьмы, называемой "гашником". Шили их из простой холщовой однотонной ткани или из тонкой шерсти в узкую полоску. Обязательным элементом костюма был широкий пояс, который, имел также и практическое применение: к нему привязывали разные нужные мелочи. На голове мужчины носили мягкую суконную шапку, а в более позднее время - картуз.
Детская одежда. Дети до 7 -ми лет, и мальчики и девочки носили одинаковую одежду – длинные рубахи с поясом, сшитую из одежды родителей. Считали, что это защитит ребёнка от несчастий. Девочкам только после 12 -ти лет разрешали носить недорогие украшения – бусы и серьги из сухих ягод или косточек плодов и цветные ленточки.
Зимняя одежда
Пояса подпоясывали рубахи, сарафан, верхнюю одежду. Пояс выполнял одновременно две функции - эстетическую и утилитарную
К поясу крепились предметы обихода - сумочки, гребни, ключи и т. п.
Обувь можно условно разделить на два типа: плетёная – лапти, туфли, полусапожки и кожаная – сапоги, ботинки, туфли. В холодное время года носили валеную обувь – валенки.
Знаки – символы. В орнаментах чаще всего использовались геометрические фигуры, солярные символы, знаки земли, плодородия, птиц и животных.
По преданию наших предков, познавая тайны того или иного символа, мы дарим ему вечную жизнь! Звезда Алатырь (Крест Сварога) Восьмилепестковая звезда, древний символ сворачивания и разворачивания Вселенной. Знак Алатырь - Божья благодать, которую он дарует всему сущему и несущему, мудрость Вселенной. Алатырь вышивают на рубашках ведающих людей, или как оберег в далекий и опасный путь. Знак подходит как мужчине, так и женщине. Берегиня - это великая богиня, «царица» , «мать мира» , «богиня дома» , «матерь-рожаница» , породившая все сущее. Ее повсюду сопровождают светозарные всадники, олицетворяющие солнце. Берегиня – женский образ - защитница людей от всякого зла, которая оберегала очаг, детей, благополучие семьи. Богиня оберегает род (отсюда слова «оберегать» , «обереги» ).
Мировое дерево, древо жизни — мировая ось, центр мира и воплощение мироздания в целом и Рода в частности. Если женщина вышьет рушник с деревом своего Рода - семья будет крепкой, здоровье не покинет. Крона Мирового дерева достигает небес, а корни — преисподней. В кроне обитают боги и святые — (Богородица, Параскева), у корней дерева — демонические существа. Образ объединяет вертикальные (от земли до небес), горизонтальные (дорога) — координаты и временные координаты ( загадка: «На дороге дуб, на дубу 12 сучьев, на каждом сучке по 4 гнезда» - год -12 мес. , месяц- 4 нед. ) Мировое дерево — символ и атрибут Берегини, часто эти символы взаимозаменяемы. На ногах женских фигур размещался знак земли (ноги богини - как корни дерева, которые находятся в земле). Поэтому иногда Берегиню изображали и змееногой, (земля — место проживания Змея).
Коловрат — символ Солнцеворота. Мощнейший обережный знак. Коловрат символизирует собой непрерывность Коловращения всего сущего, выраженного в идее Вечного Возрождения. Вариантов изображения - множество. Однако, по направленности вращения различают знак летнего, светлого Солнца (солнца Яви) и знак зимнего, тёмного Солнца (солнца Нави). Движение по солнцу (Солнце Яви) – благотворная, созидательная Сила, против солнца (Солнце Нави) – разрушительная Сила. Орепей ( Арепей) - символ счастья, душевного спокойствия, и равновесия. Самый распространенный символ орнамента русской вышивки. Ромб имеет множество значений: солнце, плодородие, земледелие. Ромб с точкой внутри - символ "засеянной земли", то есть плодородия, в том числе женского. В зоне оплечья женского костюма будет читаться как мировая гора или Алатырь-камень с восседающим на нем Божеством. В локтевой зоне как "предок". На подоле - как вход в потусторонний мир или также "предок".
Образы-символы. Птица – один из самых распространенных образов русского народного искусства. Птица в народном декоративно-прикладном искусстве могла олицетворять ветер, облако, молнию, грозу, бурю и солнечный свет.
Частым сюжетом русского орнамента является конь. Конь также олицетворял все природные явления, связанные с быстрым движением, — ветер, бурю, облака. Его часто изображали огнедышащим, с ясным солнцем или месяцем во лбу, золотогривым.
Лев в мифологии многих народов был символом солнца и огня, а также в разные времена у разных народов он олицетворял высшие силы, мощь, власть и величие, великодушие, благородство, ум. Образ льва издревле существовал в декоративно-прикладном искусстве. На протяжении многих веков лев оставался одной из излюбленных фигур в русской символике.
Мифологические образы-символы. Грифон олицетворяет власть над воздухом и землей (король птиц и король зверей), поэтому он – символ силы и бдительности. Единорог символизирует женский, лунный принцип, непорочность, чистоту, целомудрие. Русалка-берегиня — хранительница вод. Ее распущенные волосы символизировали волны, а открытая грудь — питательную влагу Матери-Природы.
Сирин - птица счастья, радости, удачи. Обладает волшебным, чарующим голосом. Ее райское пение пленяет слушающего настолько, что он забывает все существующее. У крестьянских художников, как и у небогатого городского люда, образ Сирина ассоциировался с представлением о благополучии и счастье.
Значение цвета в русском орнаменте
Таким образом, народный костюм всех времен и народов - один из древнейших и массовых видов народного декоративно-прикладного искусства. Это целостный художественный ансамбль гармонично согласованных предметов одежды, украшений и дополнений, обуви, головного убора, прически и грима, орнаментальные композиции в которых играют важнейшую роль.