9_Gobbs_T__Vereschagina_A.pptx
- Количество слайдов: 23
Томас Гоббс Проблема государства как гражданского общества Государство как гражданское общество, Верещагина Анастасия
Историческая справка Тридцатилетняя война (16171647) Английская гражданская война ( 1642 -1649) Научная революция Поиски новых теорий 2 Государство как гражданское общество, Верещагина Анастасия
Биография Родился в 1588 году в Вестпорте 1628 году путешествует по Европе, увлечение геометрией В 1603 -1608 годах учился в 1634 -1636 - третье путешествие в Оксфорде Европу В 1608 году становится 1637 – паломничество к Галилею наставником Уильяма, сына барона Гардвика ( в Бегство в Париж в 1640 году последствии второго графа Девонширского) Возвращение в Лондон в 1651 В 1610 году совершает Умирает в 1679 путешествие во Францию и Италию с о своим учеником 3 Государство как гражданское общество, Верещагина Анастасия
Левиафан (1651) 4 Государство как гражданское общество, Верещагина Анастасия
Об ощущении Мысль Представление Призрак Ощущение призрак давление 5 Государство как гражданское общество, Верещагина Анастасия Внешнее тело
О представлении Ни одно тело не может само менять свое состояние. После удаление объекта ощущения остается образ объекта (=ослабленное ощущение, т. е. воображение) Представление – обозначение вещи при ослабленном ощущении, память – факт ослабления Богатая память – опыт; сновидения – представления наоборот; понимание – представление, вызванное словами 6 Государство как гражданское общество, Верещагина Анастасия
О последовательности Последовательность мыслей – мысленная речь: Неупорядоченная: - не скреплена определенным намерением и не постоянна Упорядоченная: - есть намерение - «во всех действиях имейте перед глазами то, что хотите достигнуть для направления мыслей на достижение цели» Поиски причин или следствий; воспоминание – воспроизведение прежних действий Благоразумие – предположение последствий действия. Опыт прошлого – отличие человека от животного, определяет знание знаков, а значит и вероятность успеха У будущего нет бытия Государство как гражданское общество, Верещагина Анастасия 7
О речи Речь – перевод связи мыслей в словесную форму, состоит из имен и их связи Слова как метки для воспоминаний, бывают собственными и общими (обозначают совокупность вещей), имеют природное значение и значение, вложенное говорящим Без речи нет истины и лжи, истина – правильная расстановка имен в утверждении Употребление: - регистрация мыслей - обучение и советование - помощь - развлечение Государство как гражданское общество, Верещагина Анастасия Злоупотребление: - самообман и обман других - метафоричная речь - причинение боли 8
О рассуждении Рассуждение – образование суммы путем сложения частей или вычитания одной суммы из другой, т. е. подсчитывание связей между общими именами Выдача за истину собственных страстей ≈ неправильное рассуждение Отличительная способность человека сводить обнаруженные связи к теоремам Абсурд – бессмысленная речь, рассуждение с ложным заключением Ошибка – обманчивое предположение 9 Государство как гражданское общество, Верещагина Анастасия
О научном знании Научное знание = опыт + верное употребление имен + усвоение верного метода Научное знание имена суждения силлогизмы Богатый опыт = благоразумие ( «умение ловко пользоваться оружием» ) Богатство знания = мудрость ( «знание, как нападать и обороняться при разных обстоятельствах» ) 10 Государство как гражданское общество, Верещагина Анастасия
О внутренних началах страстей Органические Желание Любовь Произвольные Движения движение Объект движение Отвращение Ненависть Пренебрежение (неподвижность) Виды добра и зла: - в общении - как цель - как средство (полезное/бесполезное) 11 Государство как гражданское общество, Верещагина Анастасия
Все страсти основываются на некотором ощущении добра/зла или производных от первичного ощущения Обдумывание – сумма сменяющихся страстей до момента осуществления одной из них; последняя страсть в процессе = воля До момента осуществления определенной страсти человек владеет свободой 12 Государство как гражданское общество, Верещагина Анастасия
О результатах рассуждения Рассуждение имеет цель на каждом этапе; мнение мысль в определенной точке рассуждения; суждение – окончательное мнение; сомнение – цепь чередующихся мнений Рассуждение заканчивается не абсолютным знанием факта, а условным, т. е. знанием последствий = наука Совесть – «знание собственных скрытых деяний и мыслей» 13 Государство как гражданское общество, Верещагина Анастасия
Об интеллектуальных достоинствах Достоинство есть то, что ценят; интеллектуальное достоинство = ум Ум бывает природным (обретенный практикой и опытом) и благоприобретенным (включает в себя верное употребление речи и науку). Различия благоприобретенного ума в страстях: сильные страсти – сумасшествие, слабые страсти – тупость, безразличие к страстям – рассеянность/легкомыслие Большой ум = фантазия, без цели фантазия есть сумасшествие; ум = суждение ± фантазия 14 Государство как гражданское общество, Верещагина Анастасия
О родах знания Рода знаний Условное, знание последовательной зависимости утверждений, = наука Абсолютное, знание факта Гражданская история Естественная история 15 Государство как гражданское общество, Верещагина Анастасия Философские книги
О могуществе Могущество – средство для достижения блага в будущем Ценность – цена использования силы человека «Как и в отношении других вещей, цену определяет не продавец, а покупатель» Проявление ценности – уважение/неуважение Общественная ценность – достоинство = специальное дарование, пригодность 16 Государство как гражданское общество, Верещагина Анастасия
О различии манер Манеры – качества, относящиеся к совместной жизни людей Основное желание людей – возрастающее желание власти. Оно ведет к соперничеству. Желание покоя или страх смерти ведет к гражданскому повиновению. Забота о будущем ведет к любопытству, поиску причин явлений 17 Государство как гражданское общество, Верещагина Анастасия
О религии Причины: - Желание знать причины Рассмотрение начала вещей Наблюдение последовательности вещей Беспокойство о будущем Углубление в исследование причин приводи к мысли о первичном двигатели (= Бог) Языческие боги рождались из страха будущего Религия часть человеческой политики ( у язычников) и Божественной политики 18 Государство как гражданское общество, Верещагина Анастасия
Об естественном состоянии Природное равенство физических и умственных способностей людей; равенство надежд на достижение цели Причины войн: соперничество, недоверие другу, жажда славы и признания Отсутствие гражданского состояния ведет к войне всех против всех. Две добродетели во время войны: сила и коварство. Страсть, склоняющая к миру – страх смерти. Условия мира – естественные законы 19 Государство как гражданское общество, Верещагина Анастасия
О первом и втором естественных законах Естественное право – свобода использовать свои силу по своему усмотрению для безопасности Основной закон: 1) необходимость добиваться мира 2) право использовать все средства, дающие превосходство на войне Второй закон: необходимость отказаться от обладания вещами в той мере, в какой это способствует установлению мира «Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы другие поступали по 20 отношению к тебе « Государство как гражданское общество, Верещагина Анастасия
О договорах и соглашениях Отказ от права – обязательство не препятствовать пользоваться выгодой отречение Отказ от права перенесение Договор – взаимное перенесение права Соглашение – договор, где одна или обе стороны, переносят сроки выполнения обязательств Два принудительных средства: боязнь последствий нарушения и благородство 21 Государство как гражданское общество, Верещагина Анастасия
О других законах Справедливость Жребий Благодарность Право первородства Любезность О посредниках мира Легко прощать обиды О подчинении арбитражу Мщение ради будущего блага О невозможности судить самого себя Против оскорбления Против гордости О свидетелях Беспристрастие Равное использование общих вещей 22 Государство как гражданское общество, Верещагина Анастасия Невозможность быть судьёй в деле, если имеешь пристрастие
О личностях и доверителях Личность – тот, кому приписываются слова и действия естественная искусственная Представитель – искусственная личность, чьи слова другие искусственные личности (доверители) признают как свои Полномочие – право производить акт. Доверители передают полномочия представителям. Неодушевленные предметы и некоторые люди их не имеют. Поручители – берут на себя обязательства доверителя 23 Государство как гражданское общество, Верещагина Анастасия
9_Gobbs_T__Vereschagina_A.pptx