68_Hobbs.ppt
- Количество слайдов: 9
Томас Гоббс (1588— 1679) — английский философ-материалист, известный своими работами по политической философии, в частности, один из авторов теории общественного договора. Основные работы: трилогия «Основы философии» ( «О теле» , «О человеке» , «О гражданине» ) и «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» .
Томас Гоббс вырос в эпоху, когда в Англии было весьма неспокойно. Его мать говорила, что родила Томаса до срока потому, что была напугана вестями о приближении испанской Армады и испытала ужас при мысли о вторжении кровожадных идолопоклонников. Его отец, викарий, был, по всей видимости, алкоголиком и имел довольно не уживчивый характер. Просидев допоздна одной субботней ночью, на следующее утро он уснул прямо посреди службы. Проснувшись, он объявил общине, что трефы — козыри. После ссоры с другим священником на глазах у всех прихожан он бежал в Лондон и исчез, бросив семью на произвол судьбы. Об образовании Томаса позаботился его богатый дядя, отправивший его в Оксфорд, когда мальчику исполнилось 14 лет. Сделавшись наставником богатого молодого человека, он смог воспользоваться благами блестящей библиотеки и путешествиями за границу, связанными с его должностью. Томас Гоббс полагал, что логика как таковая никогда не является источником знания. Знание о существовании вещей возникает только через посредство чувственного восприятия. Логика служит методом установления отношений между вещами — в частности причинноследственных отношений. Ощущения, по мнению Гоббса, суть не более чем результат движения объектов, отпечатывающегося на наших органах чувств. Не существует ничего, кроме материи и движения материальных вещей, как вне нашего тела, так и внутри него. Так, хотя мы и предрасположены считать, будто образы нашей фантазии и снов суть нечто нематериальное, в действительности мы заблуждаемся. Память — только отзвук давнего, угасающего движения. Между мозгом и другими частями тела происходит постоянное взаимодействие, так что некоторые мысли (движения внутри мозга) могут быть вызваны стимулами, направленными на другие части тела, либо привести к возбуждению этих частей.
Существует только материя; такой вещи, как чисто духовное бытие, Знание почерпывается из чувственного опыта и из разума: благодаря не существует: это относится и к Богу. чувственному опыту мы приобретаем историческое знание и житейское благоразумие, благодаря разуму — научное и философское знание и Религия возникает и философский разум является, по правителей мудрость. Научныйиз страха, невежества и стремлениясуществу, тем же сохранить свою власть над математике, самым, что используется в подданными. и переходит от определений, аксиом и постулатов к теоремам, выводимым из них по правилам Добро логики. и зло суть всего лишь то, к чему люди стремятся и чего они избегают; справедливость и несправедливость — это то, что разрешено или запрещено законом. Мышление, ощущение, память и воображение есть не что иное, как движение некой субстанции внутри человеческой головы; как правило, они Человеческая деятельность определяется стремлением к обусловлены движением находящихся вне нас вещей; следовательно, самосохранению, и законы природы допускают любые в вещах, но вторичные качества (такие, как цвет) не существуют действия, имеют сознательно направленные к этой цели. Монархия— наилучшая чисто душевную природу и обусловливаются мельчайшими движениями, форма правления. побуждающими наш ум вырабатывать определенные ощущения.
ü Геометрия и механика для Гоббса — идеальные образцы научного мышления вообще. Природа представляется Гоббсу совокупностью протяжённых тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением и движением. ü Гоббс различал два метода познания: логическую дедукцию рационалистической «механики» и индукцию эмпирической «физики» . ü Гоббс — один из основателей «договорной» теории происхождения государства. ü Государство Гоббс рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех» . Он придерживался принципа изначального равенства людей. Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого — обеспечение мира и безопасности. ü Гоббс придерживается принципа правового позитивизма и превозносит роль государства, которое он признаёт абсолютным сувереном. В вопросе о формах государства симпатии Гоббса — на стороне монархии. Отстаивая необходимость подчинения церкви государству, он считал необходимым сохранение религии как орудия государственной власти для обуздания народа. ü Был представителем социальных физиков (направление в истории). ü Этика Гоббса исходит из неизменной чувственной «природы человека» . Основой нравственности Гоббс считал «естественный закон» — стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. Добродетели обусловлены разумным пониманием того, что способствует и что препятствует достижению блага. Моральный долг по своему содержанию совпадает с гражданскими обязанностями, вытекающими из общественного договора. ü Учение Гоббса оказало большое влияние на последующее развитие философской и социологической мысли.
Существенная часть системы Гоббса — отрицание существования бестелесных духов или душ. Существует только материя. Он утверждал, что идея «нематериальной субстанции» внутренне противоречива. Поэтому Бог должен быть «чистейшим, простейшим, невидимым материальным духом» . Свойства вещей суть то, что определяет, каковы вещи. Однако большинство свойств неустойчивы, будучи всего лишь следствием воздействия этих вещей на наши органы чувств и мозг. Так, хотя обычно мы говорим, что яблоко имеет красный цвет, «краснота» не существует в самом яблоке, она — только впечатление, которое производится яблоком на зрение нормального человека. Единственные качества, присущие самим вещам, — это протяженность (вещь занимает определенное место в пространстве) и фигура (определенные очертания). Смысл этого утверждения заключается в том, что, в отличие от других качеств объекта, его протяженность и фигура не зависят от чьего-либо восприятия. Гоббс полагал, что все люди равны, но не по физической силе или умственным способностям, а по своей незащищенности от насилия со стороны других лиц. У слабейшего, говорил он, достанет сил на то, чтобы убить сильнейшего, а самому недалекому хватит житейской мудрости для того, чтобы убить самого смышленого. Поскольку все в той или иной степени желают одного и того же, постольку между людьми ведется постоянная конкуренция. Порой эта конкуренция касается вещей, необходимых для сохранения собственной жизни, порой же она ведется ради источников удовольствия. Если некто имеет больше, чем другие, он должен быть готов к тому, что его ближние объединятся, чтобы отнять у него «не только плоды его труда, но и самую свободу и даже жизнь» . Людям свойственно враждовать друг с другом ради приобретения того, чего они еще не имеют, либо ради защиты своей собственности от тех, кто стремится ее присвоить; порой же они враждуют исключительно ради славы, «из-за таких пустяков, как слово, усмешка, несогласие во мнениях и вообще любое ущемление их гордыни» .
Итак, до той поры пока не существует единой власти, способной к поддержанию порядка, все люди находятся в состоянии войны друг с другом — войны всех против всех. Эта война не затихает даже тогда, когда не применяется оружие; в последнем случае она становится разновидностью холодной войны, во время которой каждый постоянно подвергается опасности со стороны всех остальных и постоянно ее ощущает. Такая ситуация, которую Гоббс называет естественным состоянием, отличается полным отсутствием доверия между людьми и неизбывным страхом насильственной смерти. Вследствие этого в этом состоянии невозможны никакие блага цивилизации — ни земледелие, ни образование, ни торговля, ни общество, но хуже всего то, что «человек ведет жизнь одинокую, бедную, грязную, скотскую и скоротечную» . Выражаясь иначе, при естественном состоянии отсутствуют правительство, законы, понимание справедливого и несправедливого. Это — царство анархии, в котором каждый имеет право на все, в том числе и на жизнь другого человека. Гоббс утверждает, что все люди обладают прирожденной свободой, или правом, совершать все, что, по их суждению, необходимо для самосохранения. Разум подводит к определенным законам природы, запрещающим человеку совершать любые гибельные для него поступки или бездействовать, когда для спасения собственной жизни он должен что-либо предпринять. Из этого, пишет Гоббс, вытекает, что каждый должен стремиться к миру. Так как жизнь в естественном состоянии столь ненадежна, необходимость заставляет всячески искать выхода из этого состояния ради достижения большей безопасности. Чтобы выйти из естественного состояния, или состояния войны, необходимо искать мира.
Пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех. Конечно, правильны оба утверждения: и человеку Бог, и человеку волк. Первое — в том случае, если речь идет об отношениях между собою сограждан, второе — когда речь идет об отношениях между государствами. В науках мы ищем причин не столько того, что было, сколько того, что могло бы быть. Зло, которого мы не можем ни преодолеть, ни избежать, мы ненавидим. Если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, они бы опровергались.
Гоббс считал, что от деятельности государства зависят сама жизнь человека, его благосостояние, общее благо людей, их согласие, что составляет “здоровье государства”; его отсутствие приводит к “болезни”, гражданским войнам и даже смерти государства. Следовательно все люди заинтересованы в совершенном государстве. Наилучшая форма гос. правления – абсолютная монархия. Понятие добра и зла различаются только государством. В основе нравственности лежит естественный закон человеческой природы – стремление к самосохранению. Нравственные ценности носят относительный характер и определяются их отношением к благу – предмету желания человека. Естественный закон нравственности совпадает с гражданскими добродетелями в идеальном государстве, поскольку величайшим благом для человека является гражданский мир. Использованный материал: wikipedia. org, wikiquote. org, myline. ru
68_Hobbs.ppt