Тихонов .ppt
- Количество слайдов: 34
Тихонов Николай Семенович (1896 -1979) - русский советский поэт, прозаик и переводчик. Родился в Петербурге в семье цирюльника. Рос среди детей ремесленников, учился в городской школе, затем - в Торговой школе, где преподавали коммерческие науки, товароведение, стенографию. Продолжать образование не мог - надо было помогать семье, жившей очень бедно. Поступил писцом в Главное морское хозяйственное управление.
С началом первой мировой войны уходит добровольцем на фронт, служит в гусарском полку (позже напишет об этом в стихах «Жизнь под звездами» , в книге «Военные кони» ). В год Октябрьской революции ему было 20 лет, и под впечатлением событий Октября пишет целую книгу стихов.
В 1918 добровольцем вступил в Красную Армию. В этом же году впервые публикует свои стихи. После демобилизации принимает твердое решение заняться литературной деятельностью. В 1920 -е стал участником литературной группы «Серапионовы братья» , опубликовал поэму «Сами» . Со времени организации Союза писателей ведет большую работу в писательских организациях Ленинграда. В 1939 награжден орденом Ленина. Герой Социалистического Труда (1966). Лауреат Международной Ленинской «За укрепление мира между народами» (1957), Ленинской (1970) и трех Сталинских премий первой степени (1942, 1949, 1952).
В 1918 добровольцем вступил в Красную Армию. В этом же году впервые публикует свои стихи. После демобилизации принимает твердое решение заняться литературной деятельностью. В 1920 -е стал участником литературной группы "Серапионовы братья", опубликовал поэму "Сами". Н. Тихонов, С. Щипачев, А. Толстой, А. Твардовский, М. Исаковский, А. Сурков. Москва. 1944 г.
Руководитель советской делегации Н. С. Тихонов выступает на конгрессе писателей в Берлине. Фотография 1950 года из Федерального архива Германии Со времени организации Союза писателей ведет большую работу в писательских организациях Ленинграда. В 1939 награжден орденом Ленина. Герой Социалистического Труда (1966). Лауреат Международной Ленинской «За укрепление мира между народами» (1957), Ленинской (1970) и трех Сталинских премий первой степени (1942, 1949, 1952).
Первые сборники стихов – «Орда» и «Брага» (1921 – 1922 гг. ) написаны под непосредственным влиянием поэтики акмеистов с их эстетическими принципами «представимости образа» , смысловой точности слова, с пристрастием к предметной живописно-красочной детали, с их восприятием явлений жизни как самоценного поэтического факта. Но в отличие от творчества акмеистов уже первые сборники Тихонова насыщены революционным содержанием. Писатель воспринимает революцию как бурное освобождение человеческой силы и энергии.
«Орда» и «Брага» написаны в значительной своей части либо на исходе гражданской войны, либо непосредственно вслед за нею. В них все дышит страстной борьбой за переустройство мира на новых, лучших началах. Они овеяны духом героических схваток, торжеством великих побед, пафосом утверждения новых сил, вышедших на историческую арену и впервые почувствовавших себя подвластными хозяевами своей страны.
Мир, в котором живут герои «Орды» , лишен идилличности, благоустроенности, твердых очертаний. Нет, он весь колеблется, словно бы увиденный сквозь дым пожаров, в гуле землетрясений; в нем противоборствующие силы сталкиваются в ожесточенной, смертельной схватке, и самые суровые и кровавые картины войны являются тем повседневным бытом, в котором вырос и закалился герой этих стихов. Он лишен утонченности чувств, он загрубел в боях и стычках с врагом.
Если по А. Л. Чижевскому русская революция и Гражданская война - отражение очередной фазы солнечной активности, то Тихонов - малое отражение этой вспышки солнечной активности. Его стихи - это солнечная вспышка, приводящая в движение все стихийные силы - как планетарно-земные, так и психические. И рощи кричали: любимый, мы ждем, Верны твоему топору! Овраги и горы горячим дождем Мне тайную грели нору. (1920)
Отсюда солнце - основной первоэлемент в мире «Орды» . И здесь связь с «Заратустрой» Ницше и проповедуемым его alter ego, солнцепоклонником Заратустрой, сверхчеловеком, иначе – «новым человеком» , прихода которого чаял Блок в «Крушении гуманизма» . И солнце Тихонова, в купели которого рождается «новый человек» , действительно, «новое солнце» . И был я беспутен, и был я хмелен, Еще кровожадней, чем рысь, И каменным солнцем до ног опален Но песнями губы зажглись. (1920)
Стихийные силы, развязанные в период любой гражданской войны, не знают различия между добром и злом. И «новый человек» , ведомый стихией, одержимый, «бесноватый» отбрасывает это различие на практике: «Неправда с нами ела и пила…» (1920); «Не избежать мне этой правды черной, / Косматых лап, впитавших кровь и мед!» (1920). Но «ордынская» невозмутимость поэта чувствуется в следующих строках: Но всем торжественно пренебрежем. Нож сломанный в работе не годится, Но этим черным, сломанным ножом Разрезаны бессмертные страницы.
Это спонтанное движение всего человеческого «состава» , и прежде всего души, вперед - символ революции как иррациональной силы, разрушительной (как «разгульная орда» ) и одновременно обновляющей, творческой: «Точно мы впервые согнули / Свои головы над ручьем» . «Орда» - это разгул, раскрепощение души (в союзе со стихиями природы), но это и железный порядок, революционная аскеза (быть, как «железные гвозди, простым» ). В целом весь сборник манифестация нового отношения к миру, субъектом коего является тот самый «новый человек» , о котором мечтал Блок, и отношение это жестоко и жестко.
Радость утверждения жизни, овладения всеми богатствами земли находит свое страстное и полнокровное выражение и в книге «Брага» , опубликованной вскоре после выхода первой книги поэта «Орда» . Само название «Брага» свидетельствует о большом, опьяняющем чувстве, охватившем человека, перед которым весь мир предстал как его законное и неотъемлемое наследие и достояние.
«Брага» открывается балладой «Перекоп» . Писатель показывает, что быт эпохи гражданской войны был порою до фантастичности труден и необычен; невероятное входило в повседневность; голодные и босые люди завоевывали богатства, становились полновластными хозяевами своей неоглядной страны. Сочетание невероятной скудости и небывалого богатства, сурового быта с героикой, устремленностью в будущее находило свое выражение в тихоновских балладах. Катятся звезды, к алмазу алмаз, В кипарисовых рощах ветер затих, Винтовка, подсумок, противогаз И хлеба – фунт на троих.
В балладе «Перекоп» описаны чувства и устремления людей, переживших самые невероятные испытания на пути к победе, людей, которых ничем нельзя сломить и устрашить, ибо они верят в правоту, святость и непреложность своего великого дела. Четвертый год мы ночей не спим, Нас голод глодал, и огонь, и дым, Но приказу верен солдат.
Непреклонная воля солдат Красной Армии к победе выражена в двух строках поразительной силы, в которых романтическая приподнятость сочетается со страстной целеустремленностью героев баллады: «…мертвые, прежде чем упасть, / Делают шаг вперед» . Романтический пафос баллады «Перекоп» порожден страстью воина, знающего, что он отстаивает такие великие ценности, ради которых может пожертвовать и самой жизнью. Повествование от лица солдата передает подлинные переживания воина. Баллада написана прерывистым слогом, кажется, поэт словно бы задыхается от избытка переполняющих чувств, от нахлынувших дум и не хочет, не может вести рассказ заранее предусмотренным размером. Это придает его речи живой, разговорный характер.
«Баллада о синем пакете» рассказывает нам о стойкости солдата Красной Армии, о выполнении им долга любой ценой. Герой баллады должен во что бы то ни стало доставить в Кремль синий пакет. События развертываются на пределе экспрессии, порою за гранью возможного. На пути героя возникает множество неодолимых. , казалось бы, преград: падает замертво конь, не выдержав бешеной скачки, взрывается мост, терпит крушение поезд – и «вагон за вагоном в ад летят» , обрушивается на землю самолет. Но в какие бы опасные ситуации ни попадает герой, он меньше всего думает о себе: Сказал с землею набитым ртом: Сначала пакет – нога потом» .
Письмо, покрытое кровью и грязью, доставлено в Кремль, в штаб Революции, туда, где люди «никогда не спят» , и пусть оно опоздало, все равно подвиг героя баллады звучит легендой и не уступает героизму эпических сказаний.
«Баллада о гвоздях» – также прославление готовности к подвигу и выполнение долга любой ценой. Герой, «дерзкий и молодой» , не смутится перед лицом даже неминуемой смерти. Именно к таким людям, как он и его товарищи, относятся заключительные слова баллады, которые для многих поколений советской молодежи служили девизом: Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей.
«Песня об отпускном солдате» напоминает старинные баллады, в которых наряду с живыми людьми нередко действуют мертвецы, черти, оборотни и прочие создания народной фантазии. В «Песне об отпускном солдате» оживают мертвецы-солдаты, павшие на поле боя. Даже после смерти солдат остается верен своему долгу. Пускай гремел их ушам На другом языке отбой, Но мертвых руки по швам Равнялись сами собой.
В балладе происходят самые невероятные события. Батальонный посылает в отпуск уже убитого солдата – «Приказ по роте дан, можешь идти домой» , - и тот послушно выполняет этот приказ. Умолкли все - под горой, Ветер как пес бежал. Сто девятнадцать держали строй, А сто двадцатый встал. Ворон сорвался, царапая лоб, Крича, как человек. И дымно смотрели глаза в сугроб Из-под опущенных век.
Мы погружаемся в мир фантастики и таких небылиц, которые уводят нас как будто далеко в сторону от действительности. Но поэт возвращает нас на землю: его фантастика внезапно обретает вполне реальное истолкование. Уже тот далеко ушел на восток, Не оставив на льду следа, Сказал батальонный, коснувшись щек: Я, кажется, ранен. - Да! Все становится на свои места, фантастика видения психологически оправдывается. Традиционно-фантастические мотивы баллад в творчестве Тихонова оказываются новаторски и реалистически осмысленными.
Баллады Тихонова остро сюжетны. Темп их движения достигается за счет предельного сокращения описательной части, которая дана только в той мере, в какой это необходимо. Краткость, деловитость, стремительность, героико-романтическая приподнятость повествования и стали характерными особенностями стихотворений Тихонова.
Традиции Гумилева в творчестве Николая Тихонова. Акмеизм как школа не был единым в самом начале его существования, тем не менее обобщенное представление о нем как о традиции сохранилось. В год Первого Всесоюзного съезда советских писателей Иннокентий Оксенов признавал, что в художественном методе акмеистов имеются ценные для советской поэзии элементы: предметность — своего рода поэтическая наблюдательность, которой, по мнению критика, современной поэзии недостает, также — требование соразмерности композиции. Акмеизм — это прежде всего Н. С. Гумилёв, и вопрос конкретно о его традициях всегда так или иначе стоял перед литературоведением.
Говоря об акмеизме и его наследниках, В. Саянов называл и Н. С. Тихонова. Сближал конкретно Н. Тихонова и Н. Гумилёва В. Шкловский. Действительно, с акмеизмом и особенно с Гумилёвым у Тихонова обнаруживается нечто общее. Еще в начале 20 -х годов стихотворения Н. Тихонова «Утро» , «Лодка» , «Хотел я ветер ранить колуном. . . » отмечались как точки соприкосновения с Цехом поэтов, усвоение акмеистической традиции начинать стихи с описания обстановки. Темы космического порядка роднили стихотворение «Наследие» с «Дикой порфирой» М. Зенкевича — миром диких первоначальных сил, раскаленных туманностей, грандиозных геологических переворотов, что можно считать соприкосновением с принципами акмеизма как философии инстинкта и ощущения.
Тяга к первобытности проявлялась и в том, что лирического героя автор не иначе как по акмеистическим маршрутам уводил в иные времена, облекал в иные одежды. В стихотворении «Полюбила меня не любовью. . . » запечатлена экзотика имен, названий, первобытного быта — «Убежала с угрюмым номадом, остробоким свистя каиком» . Выдающиеся лирики, и Гумилёв, и Тихонов, отличались, однако, обычно лирикам не свойственной сдержанностью. Современник подтверждал: «Прав Гумилёв: мало в его стихах “душевной теплоты”» . Характерно и самопризнание Тихонова: «Я слишком мысли ожелезил» .
Были и другие параллели и уподобления, например назывной лаконизм заглавий: «Камень» О. Мандельштама, «Веретено» В. Нарбута, «Орда» и «Брага» Н. Тихонова. Первая работа Гумилёва о Кавказе — альбом «Горы и ущелья» ; первая работа Тихонова о Кавказе — цикл «Горы» . Важно не только совпадение названий, но прежде всего тяга на Восток. Тихонов писал в автобиографии: «Библию люблю до сих пор. Ворую из нее темы» . Общей была склонность и к античной тематике: характерная для Гумилёва, она для зрелого Тихонова не характерна, но не так было в его ранние годы; например, в стихотворении «Античный герой» Тихонов далекое прошлое связывал с неведомым еще грядущим:
Земля прекрасна в пурпуре покоя, Прекрасна в бурях, грезя наяву, И все живут — не умерли герои, Нет прошлого, я в будущем живу. Библия и античность — это далеко не все. Прослеживается в их творчестве и англосаксонская традиция: «Капитаны» Гумилёва пришли от Киплинга, Дж. Конрада и Р. Л. Стивенсона — Тихонову были по душе «бесстрашные оборванцы Конрада и Стивенсона» .
Типологическое родство творчества Гумилёва и Тихонова устанавливается и по вертикали. В их предыстории — имена Пушкина, Лермонтова, Байрона, Гейне. Романтикам был присущ пафос личной свободы, они выступали против измельчания личности в мире меркантилизма, и от Шелли, Шиллера, Гюго свежий ветер раскрепощения долетел и до наших времен. Истинное искусство, по мнению романтиков, верность действительности выявляет не внешним воспроизведением ее, а постижением ее внутреннего смысла.
Характеризуя сущность романтической поэзии, В. Воровский писал: «Поэт-романтик не просто воспринимает в художественных образах окружающий его мир, а воспринимает его в преувеличенных линиях, в сгущенных красках. И воспроизводит он эти эстетические образы и эмоции не так, как воспринял их, а в свою очередь фантастически преувеличенно» . Поэзия Гумилёва развивалась именно в этом ключе, полно смысла его замечание: «Если вы хотите быть поэтом, преувеличьте свои чувства в 10 раз» . Вспомним и характерное признание Тихонова, что художник, берущий объект без изменения, — копиист и не более, что воображение составляет краеугольный камень творчества.
Для обоих поэтов 1918– 1921 гг. стали годами творческого взлета. Именно в это время Гумилёв создавал «Огненный столп» , признанный лучшей его книгой. Взлет поэзии Гумилёва в последние три года его жизни связывают непосредственно с революционным подъемом эпохи, ибо большой поэт всегда разделяет судьбу своего народа. Тем более мы должны сопоставить с этим необычайный творческий взлет современника Гумилёва, который от стихов с религиозным колоритом, печатавшихся в «Ниве» ( «Три пасхи» , «Голгофа» и др. ), за три года прошел путь до «Орды» и «Браги» .
А. Селивановский замечал, что «отдельными своими чертами» «Орда» и «Брага» роднятся «со стилизованным военным молодечеством Гумилёва» . Если сказать то же самое несколько иначе, то сказано будет справедливо. По словам Е. Досекина, Тихонов отразил в балладах и «героически-авантюрную сторону революции» И в каждой капле спал потоп, Сквозь малый камень прорастали горы, И в прутике, раздавленном ногою, Шумели чернорукие леса. (1921)
Иннокентий Оксенов писал: «Герои <. . . > военных стихов Тихонова были в непрерывном действии. Они почти ничего не чувствовали, не мыслили. Им была доступна лишь тупая покорность перед железной необходимостью» . Позднее тот же критик писал как будто иначе: «Поэзия Тихонова — по преимуществу поэзия мысли. Поэзия “Орды” и “Браги” отличалась своеобразием и ясностью мысли. . . » . В стихах о войне наряду с мотивами «безраздумья атаки» находим «обычную для Тихонова тягу к углубленному осмысливанию действительности» . Только мысль сохраняет динамику жизни. Здесь следует привести фразу Николая Гумилева: «Поэзия есть мысль, а мысль — прежде всего движение» . Эти слова в полной мере раскрывают диалектику тихоновского творчества.
Список использованных источников: 1. Соловьев Б. И. Николай Тихонов / Б. И. Соловьев. – М. : Гослитиздат, 1958. - 232 с. 2. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: //www. krugosvet. ru/? q=enc/kultura_i_obrazovanie/literatur a/TIHONOV_NIKOLA_SEMENOVICH. html, свободный. 3. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: //feb-web. ru/feb/litenc/encyclop/leb 2761. htm? cmd=0&istext=1, свободный. 4. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: //magazines. russ. ru/zvezda/2012/6/bu 11 -pr. html, свободный. 5. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: //gumilev. ru/about/111/, свободный.