Скачать презентацию Типы взаимодействия культур Принципы взаимодействия культур Типы взаимодействия Скачать презентацию Типы взаимодействия культур Принципы взаимодействия культур Типы взаимодействия

Типы взаимодействия культ.ppt

  • Количество слайдов: 43

Типы взаимодействия культур Принципы взаимодействия культур. Типы взаимодействия: геноцид, ассимиляция, сегрегация, интеграция. Типы взаимодействия культур Принципы взаимодействия культур. Типы взаимодействия: геноцид, ассимиляция, сегрегация, интеграция.

Основные понятия n n n n адаптация, ассимиляция, аккультурация, инкультурация, социализация; идентификация, толерантность, культурный Основные понятия n n n n адаптация, ассимиляция, аккультурация, инкультурация, социализация; идентификация, толерантность, культурный шок.

n n n n n Адаптация культурная – приспособление человеческих групп и индивидуумов к n n n n n Адаптация культурная – приспособление человеческих групп и индивидуумов к меняющимся условиям жизни посредством изменения стереотипов сознания, поведения, норм, ценностей, образа жизни. Аккультурация – это процесс взаимовлияния культур, в результате которого культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа (Ю. Н. Солонин, М. С. Каган). Ассимиляция культурная – процесс полного или частичного поглощения (растворения, утраты) одной культуры другой. Инкультурация – «вхождение» в культуру; процесс приобщения индивида к культуре, усвоение ценностей, норм, моделей поведения, свойственных данной культуре. Интеграция культурная – состояние внутренней целостности культурного образования, а также согласованность между различными ее элементами. Культурная идентичность – это процесс самоотождествления человека с другим человеком – носителем другой культуры. Социализация – процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта: социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, обычаев, культурных традиций и т. д. Толерантность – терпимое отношение к чужому образу жизни, поведению, верованиям, традициям, ценностям, идеалам, политическим вкусам и позициям, обеспечивающее право и свободу каждого человека иметь свои суждения и позиции в социальном мире. Шок культурный – стрессовое воздействие иной культуры на человека или общество, разрушение устоявшихся социальных условий.

Геноци д (от греч. γένος — род, племя и лат. caedo — убиваю) — Геноци д (от греч. γένος — род, племя и лат. caedo — убиваю) — действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какуюлибо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую путём: n n n убийства членов этой группы; причинения тяжкого вреда их здоровью; мер, рассчитанных на предотвращение деторождения в такой группе; принудительной передачи детей; предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы. С 1948 года геноцид признаётся в ООН международным преступлением.

n В истории человечества можно найти немало случаев геноцида, начиная с древнейших времён и n В истории человечества можно найти немало случаев геноцида, начиная с древнейших времён и вплоть до наших дней. Особенно это характерно для истребительных войн и опустошительных нашествий, походов завоевателей, внутренних этнических и религиозных столкновений, для образования колониальных империй европейских держав.

История термина n n n Сам термин «геноцид» был впервые введён в обиход в История термина n n n Сам термин «геноцид» был впервые введён в обиход в 1943 году польским юристом еврейского происхождения Рафаэлем Лемкиным, а международный правовой статус он получил после Второй мировой войны в декабре 1948 года ( «Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него» ) как понятие, определяющее тягчайшее преступление против человечества. Первая редакция «Конвенции…» также включала в определение и политические убийства, но СССР и некоторые другие страны не согласились считать действия, направленные против групп, идентифицированных по политическим или социальным признакам, геноцидом. Геноцид признан международным преступлением. В частности, в Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за геноцид как за преступление против мира и безопасности человечества (ст. 357 Уголовного кодекса).

Примеры геноцида n n n n n Наиболее известными фактами геноцида в XX веке Примеры геноцида n n n n n Наиболее известными фактами геноцида в XX веке являются (хронологически): Геноцид племён гереро и нама в 1904— 1907 годах Истребление и депортация христиан в Османской империи в 1915— 1923 годах Истребление нацистской Германией во время Второй мировой войны евреев Истребление в годы Второй мировой войны профашистским хорватским режимом Павелича сербов Истребление режимом Пол Пота и Иенг Сари в 1975— 1979 годах в Камбодже до трёх миллионов камбоджийцев Истребление иракскими войсками курдского населения северного Ирака — в частности, в процессе операции Анфаль 1987— 1989 годов. Геноцид в Руанде 1994 года — массовая резня в Руанде, в результате которой представители племени хуту истребили 800 тысяч членов племени тутси. Резня в Сребренице (1995) — массовое убийство боснийских мусульман боснийскими сербами.

 «Апофеоз войны» — картина русского художника Верещагина. На раме сделана надпись: «Посвящается всем «Апофеоз войны» — картина русского художника Верещагина. На раме сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим» .

Эжен Делакруа — «Резня на Хиосе» . 1824 год. расправа 11 апреля 1822 года Эжен Делакруа — «Резня на Хиосе» . 1824 год. расправа 11 апреля 1822 года турками над жителями острова Хиос за то, что островитяне поддержали борцов за независимость Греции. Из 120 000 жителей острова около 115 тыс. были православными греками, остальные католики, турки и евреи. По приказу турецкого паши убивали детей до 3 лет, мальчиков и мужчин старше 12 лет и женщин старше 40 лет. До 25 000 были вырезаны, около 45 тыс. проданы в рабство и около 23 тыс. бежали с острова, образовав хиосскую диаспору. Оставшиеся были обращены в ислам. После этого остров потерял своё хозяйственное значение. Население Хиоса так и не восстановило свою былую численность: по переписи 2001 года там проживало 50 388 человек.

Этноци д (от греч. ἔθνος — народ и лат. caedo — убиваю) — политика Этноци д (от греч. ἔθνος — народ и лат. caedo — убиваю) — политика уничтожения этнической или национальной идентичности, самосознания народа. n n n Этноцид может проводиться как через колониальную политику ассимиляции, так и в процессе становления новых наций через уничтожение или изменение самосознания старых (или их части). Народы, ставшие жертвами этноцида, обычно теряют историческую память или значительную её часть, в ряде случаев также своё самоназвание, культуру, вероисповедание, и ассимилируются либо занимают подчинённое, угнетённое положение в отношении тех, кто подверг их этноциду. Иногда этноцидом называют физическое уничтожение именно по этническому признаку

Демографическая катастрофа индейцев Америки n n процесс уменьшения численности коренного населения Америки в результате Демографическая катастрофа индейцев Америки n n процесс уменьшения численности коренного населения Америки в результате действий европейских колонизаторов и их потомков с момента её открытия Христофором Колумбом в 1492 году и до конца XX века. «Хороший индеец — мёртвый индеец» . Генерал Филипп Шеридан, (1851)

Статистика n n Точное число жертв установить невозможно, потому что неизвестно количество населения до Статистика n n Точное число жертв установить невозможно, потому что неизвестно количество населения до прихода Колумба. Однако ряд индейских организаций и историков в США утверждают, что численность индейцев с 1500 года до 1900 сократилась с 15 млн до 237 тысяч В 1960 -е годы в Испании Карлом Сойером был обнаружен в архивах исторический документ написанный Бартоломео — братом Колумба, который был на то время губернатором острова Эспаньола. В документе зафиксированно, что в 1496 году на острове было 1 млн 100 тыс. индейцев. Однако испанцы владели половиной острова и не учитывали женщин и детей. Отсюда можно сделать вывод, что индейцев было около 3 млн только на контролируемой испанцами территории. Уже через одно поколение (примерно 30 лет, около 1526 года) испанцы насчитали 11 тыс. индейцев, при том что испанские владения расширились.

Спорный вопрос n n n Колонизация Америки, фактически, была войной, в которой в определённые Спорный вопрос n n n Колонизация Америки, фактически, была войной, в которой в определённые периоды и на определённых территориях перевес оказывался на разных сторонах. При этом индейцы неоднократно сами начинали боевые действия. В уничтожении индейцев иногда принимали участие не только белые, но и сами индейцы, которые враждовали между собой, уничтожали друга, служили белым колонистам, принимали участие в военных действиях против враждебных им племен, а зачастую и сами начинали их, за что получали от белых материальную или иную выгоду. Подавляющее большинство индейцев погибли из-за отсутствия иммунитета к болезням, невольно занесённым европейскими колонистами. По некоторым оценкам, смертность среди индейцев при заболевании оспой достигала 80 -90 %. Существуют мнения, что до 95 % коренного населения Америки было уничтожено занесёнными европейцами болезнями

Дорога слёз n n К 1830 г. Пять цивилизованных племён — чероки, чикасо, чокто, Дорога слёз n n К 1830 г. Пять цивилизованных племён — чероки, чикасо, чокто, маскоги и семинолы — представляли собой автономные образования на юго-востоке США. Набирал силу процесс их культурной трансформации, который начали Джордж Вашингтон и Генри Нокс; эти племена, в особенности чероки и чокто, быстро усваивали европейские технологические достижения и культуру. Президент Эндрю Джексон был сторонником выселения индейцев с тем, чтобы отдать их земли белым колонистам. При его содействии был принят Закон о выселении индейцев. В 1831 г. племя чокто было выселено первым, затем по их образцу выселили и оставшиеся племена: семинолов в 1832 г. , маскоги в 1834 г. , чикасо в 1837 г. , а чероки — в 1838 г.

Ассимиля ция (лат. assimilatio — уподобление) n n в социологии и этнографии — потеря Ассимиля ция (лат. assimilatio — уподобление) n n в социологии и этнографии — потеря одной частью социума (или целым этносом) своих отличительных черт и их замена на позаимствованные у другой части (другого этноса). В целом, это этнокультурный сдвиг в самосознании определённой социальной группы, ранее представлявшей иную общность в плане языка, религии или культуры. Ассимиляция может носить как добровольный характер — увлечение другой более развитой или привлекательной культурой, межнациональные и межконфессионые браки и т. п. ; так и принудительный (насильственный) характер

Примеры ассимиляций n n n Этнографические американизация Арабизация галлизация Германизация итальянизация Китаизация русификация славянизация Примеры ассимиляций n n n Этнографические американизация Арабизация галлизация Германизация итальянизация Китаизация русификация славянизация тюркизация эллинизация японизация n n n Религиозные буддификация (ламаизация) исламизация иудаизация христианизация

n n Специфика классификации типов культуры. Цивилизация как тип культуры. Формационный тип культуры. Типы n n Специфика классификации типов культуры. Цивилизация как тип культуры. Формационный тип культуры. Типы духовной культуры.

Маврита нский стиль n n n Архитектурное направление, к которому относятся средневековые памятники Магриба Маврита нский стиль n n n Архитектурное направление, к которому относятся средневековые памятники Магриба и исламской Испании, неоднородно. В его основе лежит синтез художественных традиций вестготов, берберов и других народов, входивших в состав Арабского халифата. Для культовых и светских построек мавританского стиля характерно обилие арок, куполови настенной резьбы. Колонны облицовывались изразцовыми и керамическими плитками. Применялись мозаика, цветные витражи и украшения из цветного мрамора, как правило, использовался орнамент.

Афина Афина

Гера и Зевс Гера и Зевс

Фридрих Ницше выделил Фридрих Ницше выделил "дионисийское" и "аполлоновское" начала в культуре.

Китайский стиль в Японии n n n В архитектуре Японии заметны заимствования из китайской Китайский стиль в Японии n n n В архитектуре Японии заметны заимствования из китайской архитектуры. В отличие от китайских и созданных в Японии под влиянием китайского стиля зданий, для типично японских сооружений характерна асимметрия. В целом, для японской архитектуры характерно стремление к простоте. Постройки светлые и открытые, в основном состоят из прямоугольных элементов

Сегрега ция (позднелат. segregatio — отделение) — политика принудительного отделения какой-либо группы населения. n Сегрега ция (позднелат. segregatio — отделение) — политика принудительного отделения какой-либо группы населения. n n Обычно упоминается как одна из форм религиозной и расовой дискриминации (отделение группы по расовому или этническому признаку). Различается сегрегация де-юре и де-факто. Сегрегация де-юре, или административная сегрегация, была очень распространена в Средние века и Новое время в германских и англосаксонских странах, а также их колониях (Германия, США, Британская империя, ЮАР, Ирландия, Прибалтика) в большинстве стран, где существовала административная сегрегация, она поддерживается де-факто по расовым, языковым, национальным, религиозным признакам и не только на бытовом уровне, приобретая новые, более изощрённые формы (практика красной черты). Так, в США до сих пор успешно поддерживается система сегрегации учебных заведений (Исторические чёрные высшие учебные заведения), спальных районов, торговых центров

Аккультурация n – это процесс взаимовлияния культур, в результате которого культура одного народа полностью Аккультурация n – это процесс взаимовлияния культур, в результате которого культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа (Ю. Н. Солонин, М. С. Каган).

Церковь Покрова Богородицы в Филях Церковь Покрова Богородицы в Филях

церковь Знамения в Дубровицах церковь Знамения в Дубровицах

М. Мид пишет: n n М. Мид пишет: n n "Разграничения, которые я делаю между тремя типами культур - постфигуративной, где дети прежде всего учатся у своих предшественников, кофигуративной, где дети и взрослые учатся у сверстников, префигуративной, где взрослые учатся также у своих детей - отражает время, в котором мы живем. . . "

В коллективном труде американских авторов В коллективном труде американских авторов "Сотрудничество и соперничество среди примитивных народов" выделяются три типа культуры: n n n 1) сотрудничающие; 2) соперничающие; 3) индивидуалистические (культура эскимосов).

n n n В n n n В "культурах сотрудничества" мы имеем дело с замкнутыми группами, в рамках которых (например, у индейцев зуни) позиция человека определена и гарантирует ему безопасность. Положение человека не зависит здесь от его инициативы и личных притязаний. В "культурах соперничества" человек не чувствует себя в безопасности, пока не убедится в своём превосходстве. В "культурах индивидуалистических" присутствует такое поведение, при помощи которого человек стремится к поставленной цели, не принимая во внимание других.

Восток и Запад n n n Ю. В. Качановский выделил пять основных черт, в Восток и Запад n n n Ю. В. Качановский выделил пять основных черт, в которых проявляется своеобразие исторического развития Востока: · более сильная тенденция сохранения общинных структур; · важная экономическая роль государства; · установление верховной собственности на землю; · тенденция развития феодализма без крупного помещичьего хозяйства; · централизованная, деспотичная власть.

Восток и Запад n n n Для западной культуры характерен антропоцентризм, для восточной природоцентризм. Восток и Запад n n n Для западной культуры характерен антропоцентризм, для восточной природоцентризм. Человек - не центр, не точка отсчета, а элемент целостной системы "природа - культура". Для Запада характерно признание безличностного, анонимного восприятия культуры: "все - потребители". Для восточной культуры характерен личностный характер формирования культуры: есть "Учитель". Внетекстовое молчание означает отсутствие смысла - в западной культуре. В восточной культуре - молчание есть способ постижения смысла. В западной культуре цель науки - истина. Она имеет практическую отдачу. В восточной - цель знания - выработка ценностей, выходящих за рамки утилитарности. В западной культуре познание и нравственность разделены. Основной вопрос науки: "истина - неистина". В восточной культуре познание - средство нравственного совершенствования. Основной вопрос - соотношение добра и зла. В восточной культуре основное внимание уделяется индивидуальности, единичному. В западной культуре постижение всеобщего, законов - основная цель.

Интеграция культурная n состояние внутренней целостности культуры и согласованности между различными ее элементами, а Интеграция культурная n состояние внутренней целостности культуры и согласованности между различными ее элементами, а также процесс, результатом которого является такое взаимосогласование.

Вопросы по теме n n n n 1) Что представляет собой процесс социализации? Кто Вопросы по теме n n n n 1) Что представляет собой процесс социализации? Кто способствует этому процессу? Каковы механизмы межкультурного восприятия? 2) Когда человек приезжает в командировку в другую страну, ему приходится социализироваться или адаптироваться? Почему? 3) Чем отличается социализация от инкультурации? Каков конечный результат инкультурации, по мнению А. И. Кравченко? 4) Когда достигают своего максимума социализация и инкультурация (в молодости или старости)? Почему? 5) Какие признаки говорят об аккультурации? Что является результатом аккультурации и что она предполагает? Приведите примеры. Какова ее основная цель? 6) Усвоение культуры потребления пищи происходит с помощью имитации в процессе инкультурации или аккультурации? В процессе инкультурации или аккультурации осуществляется освоение индивидом присущих его культуре норм и ценностей? 7) Какое явление лежит в основе взаимопроникновения различных культур? 8) Как называется процесс, при котором индивид полностью отказывается от своей культуры и стремиться усвоить нормы и ценности новой культуры (ассимиляция или аккультурация)?