Типы и виды красноречия LOGO
ПЛАН 1. Виды и жанры ораторской речи. Классификация по социальнофункциональному признаку. 2. Античный риторический канон. 3. Коммуникативные качества речи. 4. Изобразительно-выразительные средства в русской речи. Тропы и фигуры речи.
1. Виды и жанры ораторской речи. Классификация по социальнофункциональному признаку.
Язык Сфера употребления Стиль
Язык Сфера употребления Стиль
Язык / стиль Сфера применения Вид / жанр речи
Виды и жанры ораторской речи § академическая, § социально-политическая, § судебная, § социально-бытовая, § духовная (церковнобогословская).
Род / Вид речи. (определения) Вид / Жанр речи (примеры) Анализ примера
Род / Вид речи. (определения) Вид / Жанр речи (примеры) Академическая üлекция вузовская (школьная) üнаучный доклад üнаучный обзор üнаучное сообщение üнаучнопопулярная лекция
Научное сообщение
v Хочу познакомить вас со статьей А. Акишиной и В. Шляхова "Куда мы смотрим при разговоре? ". Она является частью книги под названием "Учимся читать быстро и эффективно". Книга эта содержит интересный материал об общении, его особенностях и функциях. Конечно, многое в ней посвящено невербальному общению, в том числе и статья "Куда мы смотрим при разговоре? ". v Чем интересна и полезна эта статья? Ее цель - рассказать о роли взгляда в общении. Для достижения этой цели авторы делают следующее. Во-первых, они подчеркивают, что общение начинается с языка внешнего вида. А это, как мы знаем, взгляд, мимика, жест , поза. Особое значение при общении мы придаем глазам, взгляду. Русский ученый И. М. Сеченов говорил, что глаза дают человеку до тысячи ощущений в минуту. Во-вторых, в статье анализируются пословицы, поговорки, фразеологизмы, которые употребляются в русском языке для характеристики взаимоотношений людей: бегающие глаза, не отводя глаз, с глазу на глаз и другие. И наконец, в последней части статьи авторы рассказывают о том, что разные нации по-разному используют взгляд. Оказывается, арабы, латиноамериканцы, европейцы абсолютно по-своему смотрят при разговоре, чем, скажем, японцы. Отсюда следует основной вывод, к которому подводят нас авторы: при общении необходимо знать не только язык, но и особенности языка внешнего вида, который имеет свою специфику у представителей разных национальностей.
Род / Вид речи. (определения) Вид / Жанр речи (примеры) Социальнополитическая qдоклад (выступление на съезде, конференции, собрании, заседании) qпарламентская qмитинговая qвоеннопатриотическая qдипломатическая qагитаторская qполитическое обозрение
Военнопатриотическая речь (Приказ, отданный М. И. Кутузовым российским войскам в Вильне 21 декабря 1812 года)
v Храбрые и победоносные воины! Наконец вы на границах Империи! Каждый из вас есть Спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем. Стремительное преследование неприятеля и необыкновенные труды, подъятые вами в сем быстром походе, изумляют все народы и приносят бессмертную славу. Не было еще примера столь блистательных побед; два месяца сряду рука ваша каждодневно карала злодеев. v Перейдем границы и потщимся довершить поражение неприятеля на собственных полях его; но не последуем примеру врагов наших в их буйствах и неистовствах, унижающих солдата. v Будем великодушны! Положим различие между врагом и мирным жителем! Справедливость и кротость в обхождении с обывателями покажет им ясно, что не порабощения их и не суетной славы мы желаем; но ищем освободить от бедствий и угнетений даже самые те народы, которые вооружались противу России.
Род / Вид речи. (определения) Вид / Жанр речи (примеры) Социальнобытовая Øюбилейная Øприветственная Øзастольная (тост) Øнадгробная (поминальная) Øречь на приеме
Застольная речь (Апулей)
v Первая чаша принадлежит жажде, вторая - веселью, третья - наслаждению, четвертая - безумию. Но о чашах муз должно сказать наоборот: чем чаще следуют они одна за другой, чем меньше воды подмешано в вино, тем больше пользы для здорового духа. Первая чаша - учителя чтения - закладывает основы, вторая - чаша филолога - оснащает знаниями, третья - чаша ритора - вооружает красноречием.
Род речи. (определения) Вид речи (примеры) Судебная §прокурорская (обвинительная) §адвокатская (защитительная)
Прокурорская речь (Л. Н. Толстой. "Воскресение" )
v Вы видите перед собой, господа присяжные заседатели, характерное, если можно так выразиться, преступление конца века, носящее на себе, так сказать, специфические черты того печального явления разложения, которому подвергаются в наше время те элементы нашего общества, которые находятся под особенно, так сказать, жгучими лучами этого процесса. . . Женщина эта получила образование, - мы слышали здесь на суде показания ее хозяйки. Она не только знает читать и писать, она знает пофранцузски, она, сирота, вероятно несущая в себе зародыши преступления, была воспитана в интеллигентной дворянской семье и могла бы жить честным трудом, но она бросает своих благодетелей, предается своим страстям и для удовлетворения их поступает в дом терпимости, где выдается от других своих товарок своим образованием и, главное, . . умением влиять на посетителей тем таинственным, в последнее время исследованным наукой, в особенности школой Шарко, свойством, известным под именем внушения.
Род / Вид речи. (определения) Вид / Жанр речи (примеры) Духовная (церковнобогословская) qслово (проповедь) qофициальная церковная
Слово (проповедь) (Речь архиепископа Кирилла )
v Мне бы хотелось сказать сегодня несколько слов о милосердии. Это слово прочно вошло в наш общественный лексикон. И даже появляется опасность, что оно будет затаскано, превратится в своеобразный стереотип. Это происходит или может произойти оттого, что слово это часто употребляется не по своему назначению и покрывает иную реальность, чем ту, которая должна была бы соответствовать этому слову. v Милость (добро) и сердце - два слова, соединенные в одно. Всегда это означало, что под милосердием подразумевается делание добра, милости, бескорыстное, идущее от человеческого сердца. Под словом же сердце христианская традиция, да и наша древняя народная традиция, всегда подразумевала область человеческих чувств. Это означает, что милосердие есть такое делание добра, которое требует вовлечения человека, его чувств, сопереживания.
2. Античный риторический канон
v. Инвенция (изобретение мыслей) v. Диспозиция (расположение информации, композиция речи) v. Элокуция (этап словесного оформления и редактирования речи) v. Мемория (запоминание, технический этап подготовки речи) v. Акция (произнесение, общение с аудиторией).
1. v. Изобретение (инвенция) предполагало работу над мыслью речи, отбор содержания будущего выступления. На этом этапе оратор задавался вопросом: что сказать?
2. v. Расположение (диспозиция) представляет работу над композицией речи, уточнение соположения частей. На этом этапе шла работа над ответом на вопрос: где сказать?
3. v. Выражение (элокуция) — это этап редактирования речи, когда оратор шлифовал текст, удаляя неудачные выражения и добавляя те, которые были бы более уместны. На этом этапе давался ответ на вопрос: как сказать?
4. v. Запоминание (мемория) — это технический этап подготовки, когда оратор размышлял над тем, как донести созданный текст до слушателя: выучивал наизусть, составлял заметки и т. п.
5. v. Произнесение (акция) — общение оратора с аудиторией, кульминация всей ораторской деятельности
+6. v 6. Рефлексия. Здесь оратор размышляет над произнесенной речью, анализирует удачи и просчеты, делает выводы на будущее о том, как в следующий раз улучшить свою речь.
3. Коммуникативные качества речи.
Требования к ораторской речи Выразительность Образность Чистота Уместность Нормативность Эмоциональность Логичность Точность Богатство речи
Коммуникативные качества речи ü Правильность речи ü Точность ü Ясность ü Уместность ü Логичность речи ü Простота речи ü Чистота речи ü Живость речи ü Благозвучие речи
Головин Б. Н. Качества хорошей речи Речь - язык ü правильность ü богатство ü чистота 2. Речь - мышление § § 3. Речь - объективный мир o точность 4. Речь - ее обстановка, содержание, назначение Ø уместность 5. Речь - эстетика v образность v выразительность v благозвучие 1. логичность ясность простота краткость
Правильность речи, т. е. соответствие принятым в определенную эпоху литературно-языковом нормам: произношения, ударения, образования и употребления грамматических форм, словоупотребления.
Точность – коммуникативное качество речи, проявляющееся в использовании слов в полном соответствии с их значением.
Ясность – качество речи, обеспечивающее адекватное понимание сказанного. v «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять» , – писал еще в античные времена римский учитель красноречия Квинтилиан.
Уместность – соответствие слов и выражений целям и условиям общения.
Логичность речи, то есть соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления. v «Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей» (Чернышевский).
Простота речи, то есть безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, «красивостей» слога. v «Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания» (Л. Толстой).
Чистота речи, то есть устранение из нее слов нелитературных, диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных.
Живость речи, то есть отсутствие шаблонов; выразительность, образность, эмоциональность.
Благозвучие речи, т. е. соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны.
4. Изобразительно-выразительные средства в русской речи
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В РУССКОЙ РЕЧИ Тропы Фигуры речи (От др. -греч. τρόπος — Термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, оборот) — слова и которые изменяют выражения, эмоциональную окраску используемые в переносном значении с предложения. целью усилить Фигуры речи часто образность языка, используются в поэзии. художественную выразительность речи.
Тропы речи: Ø аллегория (иносказание), Ø гипербола Ø ирония, Ø литота, Ø метафора, Ø метонимия, Ø олицетворение, Ø перифраза (то же, что парафраз), Ø синекдоха, Ø сравнение, Ø эпитет.
1. Аллегория (иносказание) - троп, заключающий в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. в баснях хитрость показывается в образе лисы
2. Гипербола - образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-либо предмета, явления. «В сто сорок солнц закат пылал» (Маяковский).
3. Ирония- троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле обратном буквальному с целью насмешки. «Отколе, умная, бредишь ты, голова? » (Крылов).
4. Метафора ( перенос ) – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. стальное перо, стрелка часов, закат пылает, льётся речь, заря жизни.
5. Метонимия (переименование) – употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними. «Скушай ещё тарелочку, сынок» .
6. Олицетворение - приписывание неодушевленным предметом признаков и свойств живых существ. «О чем ты воешь, ветер ночной? » (Тютчев).
7. Сравнение – употребление одного предмета другому на основание общего у них признака. 1. Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы (Серафимович). 2. Снежная пыль столбом стоит в воздухе (Горбатов).
8. Эпитет – художественное, образное определение. ü мороз-воевода, ü бродяга-ветер, ü гордо реет Буревестник; ü чёрная тоска; ü мёртвая тишина; ü тучи чёрные, ü красна девица.
9. Перифраза (то же, что парафраз) – выражения, являющееся описательной передачей смысла другого выражения или слова. Пишущий эти строки (вместо «я» ).
10. Литота – образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Некрасов).
11. Синекдоха- перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними: название целого вместо названия части. 1. Все флаги в гости будут к нам (Пушкин)(в значении «корабли» ). 2. И слышно было до рассвета как ликовал француз (Лермонтов) (ед. ч. вместо мн. числа).
ФИГУРА РЕЧИ – обороты речи, синтаксическое построение, используемое усиление выразительности высказывания.
ФИГУРА РЕЧИ Ø анафора, Ø антитеза, Ø бессоюзие, Ø градация, Ø инверсия, Ø многосоюзие, Ø параллелизм, Ø риторический вопрос, Ø риторическое обращение, Ø умолчание, Ø эллипсис, Ø эпифора.
1. Анафора – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда. «Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза» . ( Есенин )
2. Антитеза – стил. фигура, служащая для усиления выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов. «Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет» . (поговорка)
3. Бессоюзие – бессоюзная связь однородных членов простого предложения или частей сложного, используется как стилистический приём. «Швед, русский колет, рубит, режет» (Пушкин)
4. Градация - стилистическая фигура, ряд однородных слов или выражений (образов, сравнений, метафор и т. п. ), последовательно нагнетающих, наращивающих или, наоборот, понижающих смысловую или эмоциональную значимость. «Не жалею, не зову, не плачу» (С. А. Есенин).
5. Многосоюзие - стил. фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, благодаря чему подчёркивается роль каждого из них, усиливается выразительность речи. «Перед глазами ходил океан, И колыхался, И гремел, И сверкал, И угасал, И светился, И уходил куда-то в бесконечность» (Короленко)
6. Инверсия - расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем прямой порядок с целью усилить выразительность речи. «Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь» .
7. Параллелизм- одинаковое синтаксическое построение предложений или отрезков речи. «Твой ум глубок, что море, Твой дух высок, что горы» . (Брюсов)
8. Риторический вопрос - предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидает ответ. «На кого не действует новизна? »
9. Риторическое обращение - стил. фигура , состоящая в том , что высказывание адресуется неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию, лицу отсутствующему; для усиления речи. «Мечты, мечты! Где ваша сладость? » ( Пушкин)
10. Умолчание - оборот речи, заключающийся в том, что автор не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадаться, что именно осталось невысказанным. «Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею, я близь Кавказа рождена» (Пушкин).
11. Эллипсис - пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации. «Во всех окнах – любопытные, на крышах – мальчишки» (А. Н. Толстой)
12. Эпифора – стилистическая фигура, противоположная анафоре: одинаковая концовка нескольких подряд идущих предложений. «Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня!» (А. Блок).
3 условия успеха: 1) должна вызвать в слушателях потребность сделать то, к чему их призывают (оказать материальную поддержку, проголосовать на выборах, купить товар, прочитать книгу, бросить курить, заняться физкультурой и т. д. ). 2) аудитория должна быть способной на это действие или его прекращение. 3) точный расчет оратором тех позитивных и негативных последствий, которые наступят для слушателей, если они поддержат или проигнорируют его призыв.
Помните! Не всегда говори, что знаешь, но всегда знай, что говоришь. Клавдий Красноречие есть искусство покорять умы. Платон Истинное красноречие – это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно. Ф. Ларошфуко