Типы данных
общее понятие всего того, с чем работает компьютер. Программа, написанная на языке Паскаль, обрабатывает данные, то есть является описанием последовательности действий, которые надо осуществить с некоторой последовательностью данных.
Данные Константы Имя Тип Переменные Значение
Тип данных — фундаментальное понятие теории программирования. Тип данных определяет множество значений, набор операций, которые можно применять к таким значениям, и, возможно, способ реализации хранения значений и выполнения операций. Любые данные, которыми оперируют программы, относятся к определённым типам.
1. Целые 1. Массивы 2. Вещественные 2. Записи 3. Символьные 3. Файлы 4. Логические
Константа – постоянная величина, имеющая имя. Переменная – изменяющаяся величина, имеющая имя (ячейка памяти). Процедура – вспомогательный алгоритм, описывающий некоторые действия (рисование окружности). Функция – вспомогательный алгоритм для выполнения вычислений (вычисление квадратного корня, sin).
Имена могут включать • латинские буквы (A-Z) заглавные и строчные буквы не различаются • цифры имя не может начинаться с цифры • знак подчеркивания _ Имена НЕ могут включать • русские буквы • пробелы • скобки, знаки +, =, !, ? и др. Какие имена правильные? ? AXby R&B 4 Wheel _ABBA A+B Вася “Pes. Barbos” TU 154 [Qu. Qu]
Структура программы program <имя_программы>; [ uses <имена_подключаемых_модулей>; ] [ label <список_меток>; ] [ const <имя_константы> = значение_константы>; ] [ type <имя_типа> = <определение_типа>; ] [ var <имя_переменной> : <тип_переменной>; ] [ procedure <имя_процедуры> <описание_процедуры>; ] [ function <имя_функции> <описание_функции>; ] begin {начало основного тела программы} <операторы> end. {конец основного тела программы }
Идентификаторы Идентификатор – это имена, даваемые программным объектам (константам, типам, переменным, функциям и процедурам, да и всей программе целиком).
Константа – постоянная величина, имеющая имя. const <имя константы 1> = <значение 1>; <имя константы 2> = <значение 2>; . . . <имя константы N> = <значение N>;
const i 2 = 45; { целое число } pi = 3. 14; { вещественное число } целая и дробная часть отделяются точкой qq = 'Вася'; { строка символов } можно использовать русские буквы! L = True; { логическая величина } может принимать два значения: • True (истина, «да» ) • False (ложь, «нет» )
Переменная – это величина, имеющая имя, тип и значение. Значение переменной можно изменять во время работы программы. Тип данных - это характеристика диапазона значений, которые могут принимать переменные, относящиеся к этому типу данных. Типы переменных: • integer • real • char • string • boolean { целая } { вещественная } { один символ } { символьная строка } { логическая }
var <имя переменной 1> : <тип переменной>; <имя переменной 2>, <имя переменной 3>, < переменной 4> : < тип переменной>; . . . <имя переменной N> = < тип переменной N>; Объявление переменных (выделение памяти): var a, b: integer; Q: real; s 1, s 2: string;
Оператор – это команда языка программирования высокого уровня. Оператор присваивания служит для изменения значения переменной. Пример: program qq; a 5 ? 5 var a, b: integer; begin b a : = 5; 5+2 ? 7 b : = a + 2; a a : = (a + 2)*(b – 3); 7*4 28 5 end.
Общая структура: <имя переменной> : = <выражение>; Арифметическое выражение может включать • константы • имена переменных • знаки арифметических операций: + * / div mod умножение деление • вызовы функций • круглые скобки ( ) деление нацело остаток от деления
+ { сложение} – { вычитание} * { умножение} / { деление} = {равенство (используется при описании констант, типов и т. д. )} : = {присваивание} > { больше} < { меньше} >= { больше либо равно} <= { меньше либо равно} <> { не равно}
Какие операторы неправильные? program qq; var a, b: integer; x, y: real; имя переменной должно begin быть слева от знака : = a : = 5; целая и дробная часть отделяются точкой 10 : = x; y : = 7, 8; нельзя записывать вещественное значение в b : = 2. 5; целую переменную x : = 2*(a + y); a : = b + x; end.