Скачать презентацию Типология религиозного мировоззрения Теизм Деизм Пантеизм Атеизм Иудаизм Скачать презентацию Типология религиозного мировоззрения Теизм Деизм Пантеизм Атеизм Иудаизм

Религиоведение.ppt

  • Количество слайдов: 18

Типология религиозного мировоззрения. Теизм Деизм Пантеизм Атеизм Иудаизм, христианство, ислам Вольтер, Д. Дидро, Ж. Типология религиозного мировоззрения. Теизм Деизм Пантеизм Атеизм Иудаизм, христианство, ислам Вольтер, Д. Дидро, Ж. Руссо, И. Кант, М. Ломоносов Философия Восточных религий: индуизма, буддизма. Оккультизм (теософия, New Age) К. Маркс, Ф. Энгельс, Б. Рассел, З. Фрейд, Р. Докинз Б Ч Бог – личность (субъект самосознания) Может быть одно непротиворечивое откревение Бога о Самом Себе. Одно Священное Писание Б Ч Б= Мир Бог может быть и личным и безличным (первопричина мира), о нём ничего не известно. Бог – безличный абсолют, тождественый миру. Человек есть часть Бога. ▬ Откровения нет. Священного Писания нет. Может быть ∞ много откровений и священных писаний. ▬

Может быть одна Религии в истинная религия смысле religare нет. 1. Религий ∞ ▬ Может быть одна Религии в истинная религия смысле religare нет. 1. Религий ∞ ▬ много. 2. Религии в смысле religare нет, поскольку человек уже соединён с Богом. Однако как religere религия есть, поскольку человек ещё не осознал себя частью Бога. Человек есть душа и тело. Идея телесного воскресения из мёртвых. Человек есть душа в темнице тела. Душа продолжает развитие в духовном мире. Идея реинкарнации (перерождение сознания в буддизме). Конечное обезличивание в нирване. Человек есть смертное тело. Нравственность абсолютна. Личность Бога выступает легитимирующи м началом. Нравственность относительна, так как требования Бога не известны. Нравственность относительна. Идея кармы является нравственным религиозным началом в культуре. Нравственность относительна.

Авалокитешвара Махакала Авалокитешвара Махакала

Авалокитешвара Махакала Авалокитешвара Махакала

Манчжушри Ваджрапани Манчжушри Ваджрапани

Наука, религия и оккультизм. ОККУЛЬТИЗМ (пантеизм) предмет (варианты): - одушевленная материя (гилозоизм, пантеизм Спинозы) Наука, религия и оккультизм. ОККУЛЬТИЗМ (пантеизм) предмет (варианты): - одушевленная материя (гилозоизм, пантеизм Спинозы) - безличный абсолют, материя не существует (пантеистический монизм) Бог безличен, сверхъестественного не существует Единоприродность сущего. Всё подчинено законам. НАУКА предмет – естественное. Бог, ангелы не существуют как предмет науки Существует Бог, ангелы, душа как субстанция Материя существует, материя не одушевлена РЕЛИГИЯ (теизм) предмет – сверхъестественное. Бог - личность

Религия и Культура: …………. . - наука - искусство - религия …………. . Священное Религия и Культура: …………. . - наука - искусство - религия …………. . Священное Религия Культура Цивилизация Природа Colere ( colo, colui, cultum) (возделывать, культивировать, населять, покровительствавать, поклоняться, почитать) сultus (культивирование, культ) CULTURA

Происхождение религии Эволюционный взгляд: Теория прамонотеизма: Фетишизм (дух = вещь) Тотемизм Анимизм (дух ≠ Происхождение религии Эволюционный взгляд: Теория прамонотеизма: Фетишизм (дух = вещь) Тотемизм Анимизм (дух ≠ вещь) Монотеизм Фетишизм (дух = вещь) Тотемизм Анимизм (дух ≠ вещь) - культ предков - спиритизм Политеизм Генотеизм Монотеизм

Особенности архаического самосознания и религиозности. Современный человек: Архаический человек: «Я» = «Я» . ( Особенности архаического самосознания и религиозности. Современный человек: Архаический человек: «Я» = «Я» . ( «Моя страна, моя собственность» ) «Я» = «Ты» . Чувство принадлежность к центру вне меня. Оппозиция человек – природа как дихотомия. Проблема отчуждения человека от природы. Внутренний мир ≠ Внешнему. Человек – часть природы. Не существует четкой разницы между: - Внутренним и внешним миром - Сном и явью Душевные аффекты воспринимаются как действие внешних сил «Я» = 1 «Я» . Представление о множестве дискретных «Я» . Возможен переход к другой

Инициация. Смысловые аспекты: • Социальная сторона: становление полноценного члена общины • Культурная сторона: посвящение Инициация. Смысловые аспекты: • Социальная сторона: становление полноценного члена общины • Культурная сторона: посвящение в миф = сказ о подлинном бытии богов. • Психологическая сторона: переход к новому существованию, новому «я» . • Мистический аспект: придание духа – помощника. (Христианская аналогия – сообщение Святого Духа в Крещении).

Мировое древо (Иггдрасил) Мировое древо (Иггдрасил)

Мир в горизонтальной проекции Океан Пуп Земли, капище Мир людей Мировой змей, кусающий себя Мир в горизонтальной проекции Океан Пуп Земли, капище Мир людей Мировой змей, кусающий себя за хвост Великаны – макрохаос. Отделены от людей непроходимыми горами

Ритуал. Особенности восприятия Современный человек: Архаический человек: Ритуал – один из видов деятельности Вся Ритуал. Особенности восприятия Современный человек: Архаический человек: Ритуал – один из видов деятельности Вся деятельность ритуальна. Необходимость совершения космоустрояющего ритуала. Участие добровольно Всеобщее участие Психологически воспринимается как ограничение индивидуального самовыражения, скованность творчества. Ритуал делает человека человеком. В ритуале душа – боги соединяются с телом – общиной

Стадии ритуала: • 1) Очищение и облачение в ритуальную одежду. В обычном профанном виде Стадии ритуала: • 1) Очищение и облачение в ритуальную одежду. В обычном профанном виде человек не вмещает сакральное. Косынка, юбка при посещении церкви. Разутие обуви в мечети, белый халат при обхождении Каабы. • 2) Путь (к капищу). Аналогии: хадж, крестный ход • 3) Жертвоприношение. Жертва – самое дорогое и трепетное. Ифигения, дочь Агамемнона. Принцип: богу – богово. • 4) Трапеза = пир. Причащение божества. Бог в пище, обожение в душе. (Ср. Евхаристия)

Религия Древнего Египта Изменение схемы соотношения сакрального и профанного: Архаическая схема: Древневосточные цивилизации: Сакральное Религия Древнего Египта Изменение схемы соотношения сакрального и профанного: Архаическая схема: Древневосточные цивилизации: Сакральное Царь - жрец Фигура фараона Профанное

Гелиопольская богословская система: Шу Нут Осирис Нефтида Сет Ра – Атум Породил сам себя Гелиопольская богословская система: Шу Нут Осирис Нефтида Сет Ра – Атум Породил сам себя из вод хаоса Исида Тефнут Стихии Гор Анубис Геб Мистериальные боги

Стена плача Стена плача

Современный иудаизм Ортодоксальный иудаизм: Реформистский иудаизм: Сионизм как политическая идеология. Теодор Герцель, 1897 первый Современный иудаизм Ортодоксальный иудаизм: Реформистский иудаизм: Сионизм как политическая идеология. Теодор Герцель, 1897 первый сионистский конгресс в г. Базеле. Отказ от сионизма. Иудаизм – религия, а не народ. «Мы – немцы, англичане, американцы иудейского закона» . Смягчение антисионистское позиции и симпатии к сионизму с началом гонений на евреев в фашистской Германии. Соблюдение кашрута Отказ от кашрута, ведущего к изоляции евреев, восстановление «моды» на кашрут в 1970 – е гг. Евреем по рождению считается человек, мать которого - еврейка Евреем по рождению считается человек, один из родителей которого - еврей Руководство Талмудом Отказ от Талмуда как ритуальных предписаний Раввином может быть только мужчина Раввином может быть женщина Обрезание обязательно Обрезание не обязательно Общественная молитва требует наличия миньяна – десяти взрослых мужчин Наличие миньяна не обязательно Собрание по субботам, богослужение на иврите Во время богослужения женщины отделены от мужчин Собрание по воскресеньям, служба на национальных языках Женщины молятся вместе с мужчинами