Вопросы,заданные войной. 2-я часть .pptx
- Количество слайдов: 25
Тезис: «Победа без победителей» Война как трагедия народа. • М. А. Шолохов «Донские рассказы» М. А. Шолохов был одним из немногих писателей, кто не только понял, но и не стал умалчивать главный результат гражданской войны в России: в непримиримой братоубийственной войне, навязанной людям, победителей не оказалось: поражение потерпели все. Обоюдная жестокость и ненависть приводит к обоюдной трагедии. Выразительнейшей иллюстрацией этой мысли может служить рассказ «Родинка» . Гражданская война ставит лицом к лицу восемнадцатилетнего Николая Кошевого, командира эскадрона красных, и его отца, атамана одной из банд. Главный герой рассказа, Николай Кошевой, уже многое повидал в своей жизни: «Мальчишка ведь, пацаненок, — говорят, шутя в эскадроне, — а подыщи другого, кто бы сумел почти без урона ликвидировать две банды и полгода водить эскадрон в бои и схватки не хуже любого старого командира!»
Николай понимает, что сейчас ему надо учиться: «А тут банда… Опять кровь, а я уж уморился так жить… Опостылело все… В город бы уехать… Учиться б…» — но война продолжается, и изменить Николка ничего не может. Три дня его отряд преследовал банду, и вот наконец завязался бой. Горяч, безрассуден Николка, не хватает ему опыта. Не понял он, что атаман заманивает его, словно играет с ним. И вот уже тот, усмехаясь, стягивает сапоги со своей жертвы. Страшен момент узнавания, когда старый казак увидел знакомую родинку на ноге. Весь мир обрушивается, когда атаман склонился над убитым сыном: «Сынок!. . Николушка!. . Родной!. . Кровинушка моя… Да скажи же хоть слово? Как же это, а? » .
Писатель скорбит об убитом юноше, которому не дано в жизни ни учиться, ни землю пахать, но скорбит и о несчастном отце: « К груди прижимая, поцеловал атаман стынущие руки сына и, стиснув зубами запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот» . Война – трагедия народа, она губительна для обеих сторон, приносит невосполнимые утраты. Белые и красные по-разному обосновывали необходимость бороться за свои идеалы. Но ненависть, неприятие правды другой стороны калечат души. М. А. Шолохов ни в одном произведении не воспел гражданскую войну. Она для него – преступление. В этой войне не может быть победителей.
Гражданская война порождает немыслимое ранее озлобление. М. Шолохов Массовое неприятие казаками советской власти заставляло большевиков видеть в них врагов, поэтому недовольство подавлялось с особой жестокостью. Григорий Мелехов не нашёл своего места ни в рядах белых, ни среди красных…
Сердце Григория Мелехова сжимается от жалости, когда он видит убитых пленных белогвардейцев. Но и казаки беспощадны в ярости: «…на другой день в пески вывели первую партию пленных в двести человек. Измождённые, иссиня- бледные красноармейцы шли, как тени» . Пленные красноармейцы
Нарушен один из главных этических законов человечества: «Не убий» . И если это даже не вина Григория, а беда, всё равно он не может избежать чувства опустошения. Война не могла не изменить душу героя. «Не убий» - ведь это не только о других. «Не убий» и самого себя. Не погуби живую душу
Брату он признаётся: «Я, Петро, уморился душой. Я зараз недобитый какой… Будто под мельничными жерновами побывал, перемяли они меня и выплюнули» Кадр из фильма. Григорий.
Трагедия Григория Мелехова – это трагедия народа, разделённого ложными идеями, это трагедия людей, которых «стравили» друг с другом. Фильм С. Герасимова - «Тихий Дон» . В роли Григория Мелехова — артист П. Глебов.
О гражданской войне как самой трагической странице нашей истории пишет Б. Пастернак в книге «Доктор Живаго» . Убийственная война меняет психологию человека, сводит с ума. Одна лишь ужасающая история Памфила Палых, зарубившего топором всю свою горячо любимую семью, говорит о чудовищной жестокости этой войны больше, чем целые тома исторической литературы! В партизанском отряде все так напуганы зверством колчаковцев, что Памфил решил сам опередить карателей. «Памфил любил их всех, в особенности детишек, без памяти и с ловкостью, изумлявшей доктора, резал им уголком остро отточенного топора игрушки из дерева, зайцев, медведей, петухов. … Вечером другая новость, куда страшнее этого случая, облетела весь лагерь. Памфил Палых был в толпе, стоявшей вокруг умиравшего. Он его видел, слышал его рассказ, прочел полную угроз надпись на дощечке. Его постоянный страх за судьбу своих в случае его смерти охватил его в небывалых размерах. В воображении он уже видел их отданными на медленную пытку, видел их мукою искаженные лица, слышал их стоны и зовы на помощь.
Чтобы избавить их от будущих страданий и сократить свои собственные, он в неистовстве тоски сам их прикончил. Он зарубил жену и трех детей тем самым, острым как бритва топором, которым резал им, девочкам и любимцу сыну Фленушке, из дерева игрушки. Удивительно, что он не наложил на себя рук тотчас после совершенного. О чем он думал? Что у него могло быть впереди? Какие виды, намерения? Это был явный умопомешанный, бесповоротно конченное существование. Пока Ливерий, доктор и члены армейского совета заседали, обсуждая, что с ним делать, он бродил на свободе по лагерю с упавшею на грудь головою, ничего не видя мутно-желтыми, глядящими исподлобья глазами. Тупо блуждающая улыбка нечеловеческого, никакими силами не победимого страдания не сходила с его лица. Никто не жалел его. Все от него отшатывались. Раздавались голоса, призывавшие к самосуду над ним. Их не поддерживали. Больше на свете ему было делать нечего. На рассвете он исчез из лагеря, как бежит от самого себя больное водобоязнью бешеное животное» . Борис Пастернак «Доктор Живаго» Впервые в русской литературе так открыто прозвучал протест против всех революционных идей, которые ради будущего жертвуют счастьем и жизнью своих граждан. «Мы за Россию» , «Правда с нами» , - утверждали обе воюющие стороны, но ожесточение и ненависть оказались губительными не только для самой страны, но прежде всего вели к необратимому разрушению человеческой души, озверению и самоуничтожению. Данный пример произведения подходит и к теме: Как меняется мироощущение человека на войне?
Темы: Как меняется мироощущение человека на войне? Ломает ли война судьбы людей? Как влияет война на судьбу человека? Судьба человека… У каждого она своя. Родился, учился, женился, работал на поле, растил детей… И вдруг война! Не важно какая: Гражданская или Великая Отечественная… Она ломает человека, делает его другим. Л. Толстой «Война и мир» : убеждение Толстого: война – это то, что совершенно не свойственно человеческой натуре , поэтому и французы, и русские не могут не испытывать чувства ужаса от того, что они участвуют в этом безумии ( ужас на лицах французов во время расстрела пленных в Москве, ужас Пьера во время обстрела русской батареи в Бородинском сражении. ) Война – преступление против жизни, и только осознание долга, понимание необходимости защитить Отечество даёт силу русским солдатам и офицерам в войне 1812 года.
М. Шолохов «Тихий Дон» : Война не могла не изменить душу Григория Мелехова. Он чувствует себя опустошённым, потому что не нашёл своего места в этой братоубийственной бойне: «Никому больше не хочу служить. Навоевался в свой век предостаточно и уморился душой страшно. Всё мне надоело, и революция, и контрреволюция. Нехай оно всё идёт пропадом. Хочу пожить возле своих детишек, заняться хозяйством, вот и всё» . Он видит разорённый дом. Он мечтал растить хлеб на земле, но его земля полита кровью. И горькая истина: прежней жизни уже не будет. Сама жизнь становится в тягость. Григорий Мелехов потерял страну, идеалы, потерял жену и покой домашнего очага. Всё унесла война: « В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодце» . На краю отчаяния он омертвевшей душой тянется к тому, что ещё удерживает его в мире живых. Григорий возвращается домой, чтоб последний раз обнять детей. Его душа выжжена, в ней нет ни веры, ни надежды.
Б. Пастернак «Доктор Живаго» : Убийственная война меняет психологию человека, сводит с ума. Вспомним хотя бы ужасающую историю Памфила Палых, зарубившего топором всю свою горячо любимую семью… Ф. Абрамов «Потомок Джима» : Если бы не война, Елене Аркадьевне не пришлось бы делать мучительный выбор, чью жизнь спасти. Ради спасения умирающего от голода мужа она не смогла сохранить жизнь Дару… Пётр Петрович остался жив, но не смог сердцем принять жертву: «Предать друга в беде, да как после этого жить? » . Ни в чём не обвиняя Елену Аркадьевну, он почти перестал с ней разговаривать, смерть Дара измучила их обоих чувством невольной вины. Как страшно читать заключительные строчки рассказа: «В последние два года Петрович почти не выходил из своей квартиры и все рисовал и рисовал своего Дара» …
В. Распутин «Живи и помни» : война изменила и судьбу героев повести В. Распутина «Живи и помни» . Андрей Гуськов дезертировал с фронта, он не был трусом, но после госпиталя он так мечтал хотя бы ненадолго побывать дома, повидать жену Настёну… Он совершил ошибку, не рассчитал движения поездов, но во время войны его поступок обернулся изменой присяге. Слабость, которую позволил себе Андрей Гуськов, сломала жизнь Настёне. Она чувствует себя отверженной, потому что вынуждена скрывать правду о муже. У неё украли радость победы, радость нежданного материнства. Ни в чём не виноватая, она терпит осуждающие взгляды соседей. Да и сам Гуськов постепенно теряет человеческий облик, все больше черствеет душой, становится грубым с женой, ищет оправдание своему дезертирству и всё больше удаляется от односельчан. Война поставила Гуськова перед выбором: исполнить долг или сохранить жизнь, пожалев самого себя. Андрей Гуськов не выдержал испытания. Какое бы наказание он ни понес, смерть Настёны на его совести.
М. Шолохов «Судьба человека» О трагических последствиях войны повествует рассказ М. Шолохова «Судьба человека» . Война отняла у Андрея Соколова всё. Погибла семья, разрушен дом, и столь велика боль, которую испытывает этот человек, что глаза у него «словно присыпанные пеплом» . И в душе его пепелище и пустота. Сердце героя “окаменело от горя”. В такие минуты человек теряет веру в смысл жизни. И только сильный духом человек может изменить судьбу. Встретив в Урюпинске беспризорника Ванюшу, Андрей Соколов откликнулся на чужую боль, назвался его отцом и усыновил мальчика, потерявшего родителей: "Не бывать тому, чтобы нам Кадр из фильма «Судьба человека» порознь пропадать! Возьму его к себе в дети". Андрея Соколова ничто и никогда не утешит, не возместит его страшные потери. В то же время он сохранил самое драгоценное в себе — живую душу. Он отстоял своё право быть человеком, сохранил способность любить… Что позволяет человеку остаться человеком в страшных условиях войны?
- Тема: Нравственный выбор человека на войне. А. С. Пушкин "Капитанская дочка Нравственный выбор героев «Капитанской дочки» определяется понятием чести. И Швабрин, и Гринёв дали присягу честно исполнить долг офицера, но в критический момент каждый из них решает, что важнее: принципы или жизнь. Военные действия, направленные на подавление пугачёвского бунта, оказались неудачными. Белогорская крепость захвачена, и Швабрин выбирает предательство. Гринёв предпочтёт «лютую смерть» подлому унижению. И только вмешательство Савельича спасёт его от этой участи. Сохранить в любых условиях человеческое достоинство трудно, струсив один раз, Швабрин опускается всё ниже. Гринёв выдержал испытание и остался верен долгу. Недаром эпиграфом к роману автор выбирает пословицу: "Береги честь смолоду» .
Что влияет на нравственный выбор человека в условиях войны? (В. Быков «Сотников» , «Обелиск» , В. Распутин «Живи и помни» ) Почему человек делает тот или иной выбор? Чтобы понять это, я хочу обратиться к повести В. Быкова «Сотников» . Война – это жестокое испытание для любого человека. Но именно в этих условиях проверяется человек на прочность, готовность к самопожертвованию. Партизаны Сотников и Рыбак попадают к немцам. Кажется, что опытный Рыбак больше готов к подвигу, чем слабый и больной Сотников. Но все силы его направлены на то, чтобы обмануть немцев, он мучительно ищет лазейку из западни и на допросах сначала выдаёт расположение соседнего партизанского отряда, потом соглашается стать полицаем(ведь ненадолго, потом можно сбежать!). Делая шаг за шагом уступки, Рыбак идёт на сделку с совестью и в конце концов вынужден будет участвовать в казни товарища. Сотников тоже хотел бы жить, но не ценой предательства. Он делает свой выбор: умереть достойно.
Почему в одной и той же ситуации пленные партизаны делают разный выбор? На войне жалость к себе, осознание неповторимости жизни делают человека слабее. Автор подчёркивает, что любая сделка с совестью в критической ситуации может привести к предательству. После казни обратного пути в отряд у Рыбака уже нет. Он выжил, но как теперь жить дальше? Быков исследует природу подвига: можно ли назвать героем человека, который не успел убить много немцев, но боролся до конца. Для автора ответ очевиден: его персонаж – настоящий герой. В бесчеловечной ситуации он остался человеком, настоящим человеком. Сотников погибает, но побеждает духовно. Он сделал свой выбор и не свернул с этого пути. Так начинался его путь к бессмертию.
Тема: Почему мы победили? Что же помогло нашему народу выстоять? Борис Васильев "А зори здесь тихие" Что же помогло нашему народу выстоять? Только ли благодаря силе оружия мы разгромили врага? Свой нравственный выбор делают и героини книги Б. Васильева «А зори здесь тихие» . Самой природой они созданы хранить тепло родного дома, любить, растить детей. Ведь женщина призвана давать жизнь, а не отнимать ее. Но война разрушает само понятие «дом» , и они находят своё место на войне. У каждой были свои мечты, стремления… но всё самое лучшее, прекрасное в них скрылось за суровым словом «солдат» . Девушки погибают. У войны «не женское лицо» … Но, умирая, одна из них скажет просто: «Мы родину защищали…»
К. Воробьёв «Убиты под Москвой» - это повесть о военных неудачах 41 - го года. И повесть о преодолении самого себя: кинуться на танк с гранатой страшно, но разве не страшнее, зарывшись в землю, ждать неминуемой смерти? Лейтенант Ястребов, один оставшийся в живых после того, как немецкий танк проутюжил землю, где прятались его товарищи, в этой короткой схватке понял: победа начинается с победы над самим собой. Когда совершается преодоление страха смерти, своих человеческих слабостей, сомнений в исходе войны, вот тогда выковывается «русский характер» . А. Н. Толстой "Русский характер» . Егора Дрёмова не зря называли «богом войны» : «Как он бил немцев, я рассказывать не стану, хотя он и носит золотую звездочку и половина груди в орденах. Человек он простой, тихий, обыкновенный, — колхозник из приволжского села Саратовской области. Но среди других заметен сильным и соразмерным сложением и красотой. Бывало, заглядишься, когда он вылезает из башни танка, — бог войны!»
После тяжёлого ранения и нескольких операций Егор изменился так, что и родным людям трудно было бы узнать в нём «бога войны» . Изуродованное лицо пугало, голос охрип. Егор поехал домой , но жалость и настоящая сыновняя любовь к старым родителям не позволила ему сразу открыться. Не осмелился Егор признаться и невесте Кате: «Пускай мать подольше не знает о его несчастье. Что же касается Кати — эту занозу он из сердца вырвет» . Величие «русского характера» проявляется не только в мужестве Егора Дрёмова на войне, но и в отношении друзей и родных к судьбе героя. Мать и невеста Катя любят Егора вовсе не за внешнюю красоту. Егор с изуродованным ожогами лицом не вызывает отвращения у боевых товарищей. А отец считает, что раны, полученные на поле боя за свободу Родины, только украшают солдата. «Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нем великая сила — человеческая красота» . Великая духовная сила помогала русскому народу выстоять в любой войне. Осознание правды, благородной цели защитить Родину рождало героев.
Тема: Проблема памяти Вариант ЕГЭ «Прошло 60 лет с окончания Второй Мировой войны. . . Психологи утверждают, что человеческая память в своих кладовых больше и дольше хранит информацию, связанную с положительными сторонами жизни. Может быть, потому, что человек все же рождён для счастья, дружбы и любви, для чего ему и необходимо хранить добрые чувства к окружающему миру и отбрасывать всё то, что провоцирует в нем озлобленность и ожесточенность. Уходят все дальше военные годы, совсем поредели ряды ветеранов-участников войны, а во внешней атрибутике повседневной жизни постепенно исчезает всё, что напоминает о ней. В целом жизнь Земли нельзя назвать мирной, поскольку там и здесь постоянно возникают разной продолжительности и размеров конфликты – локальные войны, в которых льётся кровь и гибнут люди. Но, к счастью, глобального, по масштабам подобного Великой Отечественной и Второй мировой войны, не было за эти 60 лет. Подрастает новое поколение, для которого сюжеты прошедшей войны не более чем, как боевик или «ужастик» .
… Люди рождены для счастья, мира и любви! Но появляются среди них силы зла, которые хотят препятствовать гармонии между ними, нарушить их мир и покой. Лев Толстой в «Войне и мире» писал, что зло агрессивно…Вот поэтому нельзя забывать трагические и величественные страницы истории России, чтоб извлекать уроки из ошибок и гордиться победами, чтоб хранить и передавать из поколения в поколение опыт, который всегда может понадобиться. … Утверждение «Никто не забыт и ничто не забыто!» , – это не только утверждение, но и призыв к тому, чтобы никто не был забыт и ничто не было забыто! Сегодня это чрезвычайно актуально, когда миру угрожает беспрецедентный по масштабам и цинизму терроризм» . По тексту Ларисы МАТРОС
Н. А. Некрасов Внимая ужасам войны, При каждой новой жертве боя Мне жаль не друга, не жены, Мне жаль не самого героя. . . Увы! утешится жена, И друга лучший друг забудет; Но где-то есть душа одна Она до гроба помнить будет! Средь лицемерных наших дел И всякой пошлости и прозы Одни я в мире подсмотрел Святые, искренние слезы То слезы бедных матерей! Им не забыть своих детей, Погибших на кровавой ниве, Как не поднять плакучей иве Своих поникнувших ветвей. . . Стихотворение, посвященное Крымской войне 1853— 1856 годов, звучит поразительно современно. Войны не прекращаются, они стали даже страшнее, чем виденные поэтами и писателями XIX века. И снова льются “святые, искренние слезы” матерей. Невосполнимые потери «погибших на кровавой ниве» , сломленные войной судьбы – об этом нельзя забыть.
В. Высоцкий «На братских могилах» На братских могилах не ставят крестов, И вдовы на них не рыдают, К ним кто-то приносит букеты цветов, И Вечный огонь зажигают. Здесь раньше вставала земля на дыбы, А нынче - гранитные плиты. Здесь нет ни одной персональной судьбы Все судьбы в единую слиты. А в Вечном огне виден вспыхнувший танк, Горящие русские хаты, Горящий Смоленск и горящий рейхстаг, Горящее сердце солдата. У братских могил нет заплаканных вдов Сюда ходят люди покрепче. На братских могилах не ставят крестов, Но разве от этого легче? . . О невосполнимых утратах, которые касается не каждого поотдельности, а всех вместе, поёт В. Высоцкий. Неизвестные герои – они останутся для нас ГЕРОЯМИ только до тех пор, пока мы помним о их святом подвиге.
Вопросы,заданные войной. 2-я часть .pptx