Производство мебели.ppt
- Количество слайдов: 36
Технология производства мебели
Производство мебели состоит из разработки проекта и технологических процессов его исполнения. Разработку конструкции предметов мебели начинают с проведения научных исследований и обобщения практического опыта для установления оптимальных размеров мебели и ее составных частей, соответствия их помещениям, интерьеру и телу человека. При этом учитывают ее назначение, материалы для изготовления, возможные изменения размеров отдельных элементов при эксплуатации. Для того чтобы изделие не разрушалось под воздействием деформационных напряжений, должно быть учтено изменение формы и размеров древесины при изменении ее влажности. Учитывают также направление волокон древесины и ее свойства, механические нагрузки, которым мебель подвергается при эксплуатации. В зависимости от этого определяют вид материала, сечение и профиль отдельных деталей и их сочленение. Детали мебели должны находиться в наиболее выгодном положении.
Производство мебели Конструкция мебели создается с учетом экономного расходования древесины и других материалов, унификации отдельных деталей, возможности изготовления и сборки деталей на поточных линиях, а также ремонтопригодности, широкой трансформации и универсальности отдельных предметов, т. е. возможности получения при блокировке максимального числа предметов и их вариантов по ширине, глубине и длине. При этом стремятся к экономному использованию жилой площади и созданию максимальных удобств. При разработке конструкции мебели учитывается возможность замены обивочного и облицовочного материала без повреждения изделия, а также дальнейшего улучшения ее качества без существенного изменения технологического процесса. Конструирование мебели ведется с учетом технического уровня производства и художественного оформления.
Производство мебели При проектировании мебели особое внимание уделяется выбору стиля, от которого зависят этапы производства и выбор соответствующих материалов. Под стилем понимается устойчивая, исторически сложившаяся система средств и приемов художественной выразительности в архитектуре, искусстве и оформлении предметов быта. Процесс изготовления мебели состоит из ряда последовательных операций, тщательное выполнение которых обеспечивает выпуск мебели высокого качества. Основными операциями являются: подготовка исходных материалов (сушка древесины, раскрой древесины и других материалов) и обработка деталей и заготовок; фанерование; соединение отдельных деталей и элементов; отделка; сборка мебели и установка лицевой фурнитуры. Последовательность выполнения отдельных операций может быть изменена в зависимости от назначения, категории отделки, конструкции и стиля мебели.
Подготовка исходных материалов и обработка деталей Подготовка материалов заключается прежде всего в сушке их в специальных камерах до остаточной влажности 8%. Затем материалы раскраивают на заготовки по размерам будущих элементов с припуском на последующую механическую обработку. Раскрой досок и брусков на специальных станках производят так, чтобы обеспечить высокое качество деталей, наибольший выход и наименьшие отходы древесины. Полученные детали, а также черновые заготовки подвергают механической обработке: строганию, торцованию, нарезанию шипов и проушин, выборке гнезд и отверстий, фрезерованию и другим операциям по определенному технологическому режиму. При обработке детали доводят до установленных размеров и профилей.
Подготовка исходных материалов и обработка деталей Особое внимание обращают на получение поверхности определенного класса чистоты обработки. После обработки на поверхности деталей могут быть дефекты, отрицательно влияющие на качество отделки, — волнистость, задиры, заусенцы, ворсистость и др. Устраняют их циклеванием или шлифованием. Циклевание – соскабливание с поверхности древесины шероховатостей и неровностей циклей или ножом; при этом получают поверхность 9 -10 -го класса чистоты. Лучше поддается циклеванию древесина твердых пород (дуба, бука, ясеня, ореха и др. ); древесина хвойных и мягких лиственных пород под давлением цикли больше сминается, чем соскабливается. Циклевание проводят при подготовке поверхности под отделку по первой категории. После циклевания поверхность зачищают шлифовальной шкуркой от 36 -46 -го номеров – для седьмого класса чистоты и от 150— 180 -го — десятого класса. Иногда поверхность для лучшего сцепления со шпоном подвергают цанублению стальной пластинкой. При этом образуется равномерная сетка рисок глубиной 200 - 300 мкм. Из подготовленных деталей получают отдельные элементы конструкций.
Подготовка исходных материалов и обработка деталей Облицовывание поверхностей отдельных деталей, элементов и узлов. Поверхности отдельных деталей облицовывают путем оклеивания древесным и синтетическим шпоном с последующей лицевой отделкой прозрачными и непрозрачными покрытиями или без них. Основными видами облицовывания поверхностей различными материалами являются фанерование и лицевая отделка лаками, эмалями, текстурной бумагой, синтетическим шпоном, декоративной фанерой и др. Фанерование – оклеивание деталей, изготовленных из неценных пород древесины строганым шпоном дуба, ясеня, бука, ореха, красного дерева, карагача, клена, чинары и других пород. При этом экономится древесина ценных пород, улучшаются внешний вид и свойства готовой продукции. Фанерованная мебель красивее, более высокого качества и дешевле мебели из массива древесины. Фанеруют чаще всего отдельные детали или узлы, до или после сборки. Фанерование крупных элементов или изделий проводят в тех случаях, когда это нельзя сделать до сборки. Гнутоклееные детали, бруски и рамки фанеруют до сборки из них узлов, а конструктивные – в момент выклейки.
Подготовка исходных материалов и обработка деталей После подготовки поверхности подбирают шпон и наносят клей на основу и шпон. Шпон подбирают по породе древесины, цвету и текстуре. Тщательно выравнивают его кромки и склеивают гуммированной бумагой в листы, размеры которых соответствуют готовым деталям с припуском 10 -15 мм. Наборы шпона бывают в рост, елку, полу-елку, крейцфугу, конверт, шашку с фризом и другие; они не должны иметь отклонений, заметных невооруженным глазом. Шпон наклеивают на основу с одной или двух сторон. При фанеровании с одной стороны вследствие набухания древесины при увлажнении и усадки клея происходит коробление, особенно щитов и брусков большой ширины. При двустороннем фанеровании эти силы взаимно уравновешиваются. Этот способ применяют при отношении ширины детали к толщине более 2: 1. Фанерование производят в один или два слоя. При двухслойном фанеровании нижний слой шпона располагают перпендикулярно к волокнам основы, а верхний слой — по направлению волокон основы. При этом устраняется коробление и менее заметны неровности основы.
Подготовка исходных материалов и обработка деталей Шпон приклеивают к основе глютиновыми и смоляными клеями (ЭК-17, МФС-1, М-60 и др. ). Для предотвращения проникновения клея на лицевую поверхность лучше применять вместо жидких клеев клеящие пленки. Подготовленные детали помещают в многоэтажные прессы с подогревом или без подогрева и прессуют под давлением от 0, 5 до 1, 2 МПа. Время прессования от 3 до 15 мин, продолжительность цикла 20— 25 мин. Детали разделяют металлическими или бумажными листами для того, чтобы они не склеились между собой, Детали сложного профиля формуют в специальных пресс-формах. Для обеспечения равномерного уплотнения применяют гибкие ленты или резиновые мешки под вакуумом. После прессования удаляют припуски шпона и устраняют дефекты — недостаточное приклеивание, пробитие клея на лицевую поверхность, неровности на поверхности, трещины, отслаивание шпона и др. Многие из них ухудшают внешний вид изделий, например пробитие клея вызывает появление пятен, которые обнаруживаются при окрашивании; древесина в этих местах плохо окрашивается.
Соединение деталей После фанерования и соответствующей обработки отдельные детали собирают в узлы – более сложные пространственные и конструктивные элементы. Соединяют детали с помощью столярных соединений, а также винтами, болтами, стяжками или теми и другими вместе. Все соединения деталей мебели делят на разъемные и неразъемные. Наиболее распространены шиповые соединения, легко поддающиеся механизации. Применяют также различные металлические скрепы и стяжки. При выборе вида соединения учитывают следующие факторы: необходимость получения определенной прочности, обеспечения наименьшей затраты времени при сборке, а также назначение, размеры детали и породы древесины. Для гнутой мебели применяют бесшовные соединения шурупами, стяжками, уголками и др. Кроме столярных соединений, широко применяют металлические – винты, стяжки, упрощающие сборку и разборку мебели. Однако при этом часто возникают большие напряжения, которые приводят к растрескиванию и поломке. Собранные узлы подвергают дополнительной обработке и лицевой отделке для того, чтобы придать им точные размеры, форму и устранить дефекты.
Лицевая отделка мебели Применяют ее для придания мебели соответствующего внешнего вида и защиты ее от воздействия различных агентов, а также механических повреждений. Покрытия, наносимые на поверхность мебели, должны обеспечивать надежную защиту древесины от разных воздействий, придавать мебели красивый внешний вид и соответствовать предъявляемым к ним требованиям, которые дифференцированы в зависимости от вида, назначения и условий эксплуатации мебели. Свойства покрытий зависят от качества лакокрасочных материалов и подготовки поверхности под отделку. Все покрытия делят на стойкие внутри помещений (при температуре 25 ± 10°С и относительной влажности воздуха 65 ± 15%), атмосферостойкие, химически стойкие, водостойкие, термостойкие, маслостойкие, бензостойкие и электроизоляционные. Для мебели применяют следующие виды отделки: прозрачная (столярная), непрозрачная (малярная), комбинированная, имитационная и специальная. Основными из них являются прозрачная и непрозрачная.
Лицевая отделка мебели Вид отделки мебели зависит от породы древесины и ценности мебели. Прозрачная отделка характерна для изделий из древесины с красивой текстурой и цветом, непрозрачная — для изделий из древесины хвойных и недорогих лиственных пород и изделий, используемых на открытом воздухе. В зависимости от конструкционных особенностей, способа нанесения лака, вида отделки и отделочного материала мебель отделывают в собранном виде и в виде отдельных деталей. Например, полировать можно отдельные детали, а лакировать методом пульверизации как отдельные детали, так и готовые изделия. Отделка мебели состоит из подготовки поверхности, нанесения покрытия и его облагораживания. Прозрачные виды отделки – лакирование, располирование, полирование и панелирование.
Лицевая отделка мебели Перед нанесением лицевого покрытия удаляют ворс и устраняют шероховатости и неровности для лучшего сцепления пленки с древесиной. Поверхность предварительно смачивают 3— 5%-ным раствором глютинового клея, после его высыхания ворс поднимается и легко удаляется. Из древесины хвойных пород удаляют смолу. Древесину с пятнами отбеливают, а затем окрашивают, выравнивают грунтованием и порозаполнением. После каждой операции производят сушку. От подготовки поверхности зависит прочность сцепления лаковой пленки и ее эксплуатационные и декоративные свойства. Взаимодействие лака с древесиной основано на капиллярной проницаемости за счет капиллярно-пористого строения и сложного химического состава древесины. Капиллярная проницаемость заболонных пород выше, чем ядровых, она также больше вдоль волокон. Пленкообразование нанесенных на поверхность жидких лакокрасочных материалов происходит в основном вследствие испарения летучих растворителей, химических превращений или одновременно за счет того и другого.
Лицевая отделка мебели При использовании смоляных, нитроцеллюлозных, перхлорвиниловых и других лаков образование пленки происходит за слет испарения растворителя. Переход полимера и низкомолекулярных веществ в твердое состояние сопровождается уменьшением объема и повышением вязкости, в результате чего возникают усадочные напряжения, приводящие к деформации поверхности покрытия. При химических превращениях пленка образуется вследствие перехода мономеров или линейных полимеров в высокомолекулярные соединения с сетчатой трехмерной структурой с потерей подвижности и постепенного отвердевания за счет реакции поликонденсации и сополимеризации. Получаемые при этом пленки свободны от усадочных явлений и связанных с ними напряжений. Образование пленки в результате обоих процессов наблюдается при использовании лаков на основе модифицированных феноло-формальдегидных, мочевино- и меламиноформальдегидных смол и модифицированных маслом глифталевых смол, масляных и других лаков. В этом случае усадочные явления и связанные с ними внутренние напряжения проявляются значительно меньше, чем при испарении растворителей. Образование пленки на древесине является длительным процессом. Для ускорения его лаковые покрытия подвергают ультрафиолетовому или электронно-радиационному облучению.
Лицевая отделка мебели При ультрафиолетовом облучении период отвердевания пленки продолжается от 1 до 6 мин и может происходить при комнатной температуре или 45— 120°С. Это облучение применяют для лаков, содержащих пластификаторы, жирные масла или смолы. Время образования пленки сокращается вследствие повышения активности катализаторов твердения, содержащихся в лаках. Активность катализаторов зависит от количества поступающего кислорода, особенно активного озона, а ультрафиолетовые лучи в данном случае являются как бы производителями озона. При электронном облучении лаковое покрытие отвердевает в течение 1 сек при комнатной температуре за счет образования поперечных связей. Если при обычной полимеризации образуются молекулы с длинными цепями, то в данном случае получаются трехмерные структуры, которые способствуют повышению химической стойкости и улучшению других свойств покрытия. Поток электронов с помощью электромагнитного поля направляют через титановое окно на деталь, покрытую лаком; время облучения 0, 25 сек. Лучшее покрытие получают за 3— 4 прохода. При этом повышается производительность, покрытие получается розным, с высоким блеском.
Лицевая отделка мебели Лакирование – распространенный вид отделки мебели, состоящий в нанесении на подготовленную поверхность древесины пленки толщиной 60— 80 мкм. Пленку наносят в два этапа, между которыми изделие сушат и выдерживают. После первого нанесения производят легкое шлифование. Покрытие не имеет зеркально-гладкой поверхности и высокого блеска. Свойства его (водостойкость, твердость, теплостойкость и другие) зависят от вида лака и способа нанесения. Лучшие покрытия дают нитроцеллюлозные лаки, которые быстро сохнут. Покрытия спиртовых лаков неводостойкие. В зависимости от размера и профиля детали лаки наносят распылением, окунанием, тампоном, наливом, сливом в закрытых ваннах, в электростатическом поле высокого напряжения. Распылением отделывают изделия в собранном виде. При отделке мебели методом налива на лаконаливных машинах ЛН-1 и ЛН-2 детали укладывают на транспортер и пропускают через лаковую завесу со скоростью от 30 до 180 м/мин. Этим способом получают равномерную по толщине пленку при меньшем расходе лака. Для ускорения отвердевания покрытия и предотвращения образования воздушных пузырьков в покрытии деталь предварительно подогревают до 70— 80°С. При этом снижается вязкость лака и обеспечивается лучший разлив его. Лакирование методом налива производят на поточных линиях, соединенных с камерой предварительного подогрева, терморадиационной сушилкой и камерой стабилизации.
Лицевая отделка мебели Покрытие без натеков и пузырей образуется при отделке брусковых деталей сливом в закрытых ваннах, где исключаются потери лака. Этот метод является более эффективным по сравнению с окунанием и пульверизацией. Равномерное и прочное покрытие при малом расходе (на 39% меньше, чем при распылении) получают при нанесении алкидно-мочевинного лака МЧ-52 в электростатическом поле высокого напряжения, когда покрываемое изделие является одним из электродов. Располирование отличается от полирования тем, что после второго нанесения лака покрытие разравнивают пастой и разравнивающей жидкостью РМ/Е для устранения неровностей и обрабатывают полировочной водой. При этом получают покрытие с гладкой и блестящей поверхностью, похожей на полированную, но при меньшей толщине пленки (100— 120 мкм) и трудоемкости. Располированная мебель дороже лакированной, но дешевле полированной.
Лицевая отделка мебели Полирование — трудоемкий и дорогостоящий вид отделки. Мебель имеет ровную, гладкую, с зеркальным блеском поверхность, на которой отчетливо видны текстура древесины, ее оттенки, направление слоев волокон и сердцевинные лучи. Полированием отделывают отдельные детали перед сборкой. Применяют его для отделки мебели из древесины ценных пород. На поверхность наносят несколько слоев лака или политуры с интервалами между нанесениями для сушки, шлифования и полирования пастой № 290. Количество слоев лака зависит от сухого остатка лака и толщины пленки (180— 250 мкм). Мелкие детали полируют вручную, щитовые элементы — на специальных станках. Для полирования применяют нитроцеллюлозные, полиэфирные и другие лаки. При использовании полиэфирных лаков число слоев резко сокращается, а покрытие получается блестящим, водостойким, твердым, теплостойким. Эти лаки в отличие от других не дают усадки. По данным проф. Б. М. Буглая, поверхность будет блестящей, если величина неровностей меньше половины длины волны видимого света.
Лицевая отделка мебели При шлифовании поверхности шкурками № 320 и 400 температура поверхностного слоя повышается от 20 до 80°С, а твердость снижается в 4— 5 раз, что способствует сглаживанию неровностей. При нагревании поверхностного слоя на большую глубину образуются риски от абразива, вызывающие помутнение поверхности и понижение блеска. Понижение блеска покрытия при шлифовании обусловлено внутренними напряжениями за счет действия нормальной и касательной сил, приводящих к образованию волосяных трещин. При действии этих сил возникают растягивающие напряжения, под влиянием которых трещины расширяются, а блеск снижается. При полировании нельзя допускать перегревания пленки. Внутренние напряжения, возникающие в покрытиях при шлифовании и полировании, являются также результатом деформации вследствие разнородных коэффициентов тепловых расширений покрытия и древесины, что приводит к появлению в покрытии напряжений сжатия. После обработки в результате охлаждения с поверхности нижние слои оказываются более разогретыми, поэтому в покрытии образуются напряжения растяжения, превышающие напряжения, которые были до обработки. Величина внутренних остаточных напряжений находится в линейной зависимости от времени полирования. При длительной обработке покрытий с большим модулем упругости в них могут образоваться микротрещины, которые при эксплуатации мебели будут видны невооруженным глазом.
Лицевая отделка мебели Деформации, возникающие при полировании, могут иметь высокоэластичный и пластический характер. Например, в покрытиях с сетчатой структурой и модулем упругости 0, 3 х 102 МП а деформации имеют высокоэластичный характер, а при полировании покрытий с модулем упругости менее 0, 3 X 10 а МПа возникают пластические деформации и такие дефекты, как синева, просадка в поры древесины. Панелирование (отделка прозрачными пленками) — эффективный метод отделки, особенно корпусной и щитовой мебели. Покрытие прочно соединяется с основой, стойко к истиранию, действию тепла, света, влаги и химических сред. На подготовленную поверхность наносят фенолоформальдегидную, мочевиномеламиновую или поливинилхлоридную пленку. Деталь с пленкой помещают между металлическими листами с зеркально-гладкой поверхностью и прессуют при температуре 100— 140°С. При этом пленка размягчается, прочно соединяется е основой и образует без дополнительной обработки глянцевую поверхность, напоминающую полированную. Поверхности покрытия может быть придана любая фактура. Панелирование относится к механизированным способам отделки, широко применяется.
Лицевая отделка мебели Для отделки деталей мебели с углублениями и выпуклыми украшениями применяют виниловые пленки. Приклеивают пленку методом глубокой вытяжки или вакуум-формованием. Так отделывают двери корпусной мебели, крышки столов, декоративные элементы и др. Категории покрытий на мебели в соответствии с отраслевым стандартом классифицируют по виду основного пленкообразующего вещества и показателям внешнего вида. По виду пленкообразующего вещества покрытия делят на полиэфирные, полиуретановые, мочевиноалкидные (кислотного отвердевания), нитроцеллюлозные, пленочные на основе термореактивных и термопластичных полимеров, мочевиноформальдегидные и др. По показателям внешнего вида их подразделяют на три категории — первая, вторая и третья. Покрытия каждой категории в зависимости от оптических свойств делят на прозрачные и непрозрачные, на блестящие, глянцевые и матовые. Степень блеска покрытий определяют с помощью рефлектоскопа Р-4.
Лицевая отделка мебели К первой категории относятся покрытия на основе всех видов пленкообразующего вещества. Дефекты покрытия и подложки, видимые невооруженным глазом (шагрень, пузыри, проколы, следы обработки, риски), не допускаются. На пленочных покрытиях не должно быть пятен, трещин, сморщивания пленки, расплывчатости или перекоса рисунка. Полиэфирные покрытия должны иметь степень блеска не ниже 10 -й строки, полиуретановые и мочевиноалкидные, нитроцеллюлозные и пленочные на основе термореактивных полимеров — не ниже 1 -й строки. Степень блеска остальных видов покрытий первой категории не регламентируется. Полиэфирные и полиуретановые покрытия первой категории применяют при отделке щитовых, брусковых элементов мебели.
Лицевая отделка мебели Покрытия на основе мочевиноалкидных лаков кислотного отвердевания применяют для отделки щитовых деталей мебели методом налива; толщина пленки 180— 250 мкм. Покрытия второй категории получают на основе полиэфирных, мочевиноалкидных, нитроцеллюлозных, а также пленочных покрытий из термореактивных полимеров. Степень блеска не регламентируется, допускаются дефекты, видимые невооруженным глазом, — пузыри, проколы, риски, неровности и другие, не влияющие на эксплуатационные свойства. Для пленочных покрытий на основе термореактивных полимеров допускаются риски шириной не более 0, 2 мм и пятна, не превышающие 15% площади щита. Для отделки брусковых деталей, реже щитовых, применяют и мочевиноформальдегидный лак МЧ-5, толщина покрытий этой категории 100— 120 мкм.
Лицевая отделка мебели К третьей категории относятся покрытия, получаемые на основе мочевиноалкидных лаков кислотного отвердевания и пленочных термореактивных полимеров. Допускаются заметные невооруженным глазом и на ощупь дефекты покрытия и поверхности до отделки. Степень блеска не нормируется. Покрытия первой категории на основе полиэфирных лаков и первой и третьей категории на основе мочевиноалкидных лаков наносят на щитовые детали; покрытия второй категории — на брусковые элементы методом окунания и в электростатическом поле.
Лицевая отделка мебели Декоративно-защитные покрытия на мебели обозначают индексами, состоящими из четырех частей. Первая часть обозначает вид материала, например лак, пленка. Вид лака указывают буквами: нитроцеллюлозный – НЦ, полиэфирный – ПЭ, полиуретановый – УР и т. д. Вторая часть индекса – арабская цифра, обозначает категорию покрытия. Третья и четвертая части индекса указывают характер покрытия: матовые – М, блестящие – Б, прозрачные – П и т. д. Например, покрытие лаковое полиэфирное, первой категории, блестящее, прозрачное обозначают так: лак ПЭ 1 БП. Если покрытие получено с использованием пленок, то после вида материала указывают наименование полимера, из которого изготовлена пленка и его характер: термопластичный – ТП, термореактивный – ТР и т. д. Например, покрытие пленочное из термопластичных материалов (поливинилхлоридное), первой категории, матовое обозначают так: пленка ТП (ВПХ)1 М. При использовании подкрашенного лака в конце индекса указывают цвет покрытия – красное, черное и др.
Лицевая отделка мебели Основными непрозрачными видами отделки мебели являются отделка лакокрасочными составами, листовыми материалами, пленками. К ним относятся также имитационные виды отделки под текстуру ценных пород древесины: декоративной фанерой, текстурной бумагой, декоративно-слоистыми пластиками, аэрографией, акваграфией, печатью и др. Перед отделкой поверхность мебели подвергают зачистке, грунтованию, шпатлеванию, шлифованию и сушке. При отделке лакокрасочными составами поверхность мебели покрывают в несколько приемов краской или эмалью толщиной от 40 до 70 мкм без последующего облагораживания и 80— 150 мкм с последующим облагораживанием. Толщина покрытия зависит от укрывистости краски или эмали. Высушенное покрытие обрабатывают шлифовально-полировальной пастой для того, чтобы придать ему блеск. Цвет покрытия различен. Для отделки кухонной, детской и другой мебели применяют краски клеевые и масляные, эмали — масляные, нитроцеллюлозные и полиэфирные. Для получения хорошего покрытия наносят 3— 4 слоя краски.
Лицевая отделка мебели Лучшие покрытия дают масляные краски, их применяют для отделки поверхностей мебели, которые приходится часто мыть. Для того чтобы придать этим покрытиям красивый внешний вид, применяют разделку под ценные породы древесины, а затем покрывают их масляным лаком. Эмали дают покрытия с хорошим блеском, устойчивые к воде; в основном применяют нитроцеллюлозную (НЦ-25) и полиэфирную (ПЭ-276) эмаль. Полиэфирные эмалевые покрытия, так же как и покрытия на основе полиэфирных лаков, имеют высокие декоративные и эксплуатационные показатели. Чаще всего они бывают белого, кремового и бежевого цветов. Отделку пленками производят методом горячего прессования. Под влиянием тепла пленка размягчается, заполняет все неровности древесины, прочно соединяется с ней и образует гладкую поверхность с достаточным блеском и высоким сопротивлением истиранию, воде, теплу, свету и газам. После напрессовывания пленки на древесину покрытие не подвергают отделке. Этот вид отделки применяют для кухонной, детской мебели, а также мебели для больниц и предприятий общественного питания. Процесс отделки механизирован.
Лицевая отделка мебели С помощью имитационных видов отделки мебели придают красивый внешний вид, высокие эксплуатационные свойства и заменяют ценные породы древесины. Мебель, изготовленную из обычных хвойных и лиственных пород, имитируют под орех, красное дерево, карельскую березу, дуб. бук и другие ценные породы. Этот вид отделки может быть выполнен путем напрессовывания на поверхность древесины других материалов или нанесения непосредственно на поверхность древесины украшений аэрографией, акваграфией, печатью, декалькоманией и др. В первом случае мебель отделывают текстурной бумагой, декоративной фанерой и декоративно-слоистыми пластиками. На подготовленную поверхность древесины с помощью клеящих или пленочных материалов с высокой адгезией напрессовывают листовой материал, подобранный по рисунку и разрезанный по размерам деталей и элементов. Затем детали с покрытиями помещают между металлическими листами с гладкой поверхностью, прессуют при температуре 50 — 140°С и давлении 0, 4— 0, 7 МПа и получают ровную, гладкую, износо-, водо-, тепло- и химически стойкую поверхность с текстурой под ценные породы.
Лицевая отделка мебели Этот вид отделки механизирован, поэтому сокращается продолжительность обработки и уменьшается себестоимость мебели и других изделий. Имитация текстуры древесины литографским методом стабильна, она точно воспроизводится на готовых предметах мебели, что дает возможность организовать торговлю мебелью по образцам. Мебель с такой отделкой дешевле и практичнее в эксплуатации. Однако при ремонте мебели с поврежденными покрытиями приходится полностью заменять детали или элементы. Имитационную отделку листовыми материалами применяют в производстве кухонной, столовой, детской и другой мебели. Имитационная отделка мебели непосредственно на поверхности древесины сокращается, так как она трудоемкая и не всегда обеспечивает высокое качество исполнения. Поверхность древесины вначале окрашивают в тон природной древесины, затем наносят вручную с помощью специальных гребней или другими методами рисунок, имитирующий ее текстуру.
Лицевая отделка мебели Акваграфия — нанесение рисунка путем окунания свежеокрашенной масляной краской детали в воду, на поверхности которой имеется пленка краски. При этом получается пленка с цветными узорами. Затем поверхность покрывают прозрачным лаком. Этим способом имитируют мрамор, гранит и реже древесину. Имитация декалькоманией напоминает получение на поверхности рисунка с помощью переводных картинок, но переводится рисунок текстуры ценных пород древесины. Бумага с таким рисунком называется калькома. Печатью наносят одно- или многоцветный рисунок с помощью печатных форм вручную либо на печатных станках. Для закрепления рисунка поверхность после сушки покрывают лаком, шлифуют и полируют. Имитацию текстуры древесины получают высокой, плоской и глубокой печатью. При высокой печати оттиски рисунка на поверхности получают за счет выступающих элементов формы, на которые наносят краску. При плоской печати гладкую поверхность формы обрабатывают химическим путем, при этом образуются увлажненные и зажиренные участки. При печатании рисунок воспроизводят на поверхности краской, которая остается только на зажиренных участках.
Лицевая отделка мебели Глубокая печать аналогична высокой, но оттиски на поверхности древесины образуются за счет углублений, в которых остается краска (с выступов краску снимают). Для глубокой печати фотохимическим путем получают точный рисунок ценной породы древесины, который воспроизводят на полированной поверхности формы из красной меди. Мебель с имитационной отделкой по качеству и стоимости приравнивают к мебели из твердых лиственных пород. Украшения мебели в виде наборного или рельефного декора наносят на поверхность древесины с помощью инкрустации, маркетри, наборного фанерования и др. Инкрустация — рисунок, получаемый врезанием отдельных кусочков древесины (отличающихся по текстуре и цвету от основного фона), металла, перламутра, слоновой кости. Эти кусочки укладывают заподлицо с основным фоном в виде определенного рисунка. Маркетри — украшение, общий фон и рисунок которого выполнены из различных пород древесины, наклеенных на подготовленную поверхность.
Сборка мебели Предметы мебели собирают из отдельных деталей и узлов, которые соединяют между собой с помощью шиповых вязок, клея, винтов, шипов, металлических стяжек и др. Вначале собирают каркас, на котором устанавливают подвижные, а затем неподвижные части. Каркас собирают из несущих узлов и деталей, крепят их на клею и с помощью столярных соединений. В последнюю очередь устанавливают детали декоративного назначения (раскладки, карнизы и др. ), которые должны закрывать места соединений. Иногда производят подчистку, подрезку углов, застрагивание провесов, подшлифовывание. Разборную мебель направляют в торговлю в виде комплекта деталей, из которых изделия собирают на месте. От правильности сборки зависит качество мебели. Фурнитуру крепят во время сборки мебели.
Особенности производства мягкой мебели Они заключаются в том, что параллельно с изготовлением деревянного каркаса готовят материалы для мягких элементов: пружины, покровные и облицовочные ткани, настилочные материалы и др. Ткани раскраивают с учетом направления рисунка, усилий при эксплуатации и размера мягкого элемента. Пружины устанавливают и закрепляют на основании так, чтобы обеспечить постоянство формы элемента, мягкость и равномерное распределение нагрузки. Основание может быть жестким, гибким и эластичным. Эластичное основание крепят к каркасу. Двухконусные пружины, помимо крепления к основанию, прочно соединяют между собой. На пружины укладывают покровную ткань и набивочный материал по всей поверхности мягкого элемента, а затем заделывают углы. После этого изделие обтягивают и обивают облицовочной тканью. При использовании для мягких элементов поролона и латексной губки операции укладки настилочного слоя и обойные работы значительно упрощаются. Деревянные детали и элементы предметов мягкой мебели обрабатывают, отделывают и собирают в том же порядке, что и жесткую мебель. Деревянные поверхности отделывают в соответствии с установленными категориями отделки в зависимости от породы древесины и назначения мебели.
Особенности производства гнутой мебели Производство гнутой мебели состоит в основном из тех же операций, что и столярной. Применяют криволинейные детали и элементы сложных контуров (замкнутого, полузамкнутого и др. ), изготовляемые из массива древесины в виде реек, которым методом гнутья придают определенную форму. Для гнутья применяют древесину кольцесосудистых и рассеянно-сосудистых пород (дуба, бука, березы, ясеня и др. ) с высокой пластичностью и прямолинейным расположением волокон. Расположение годовых слоев в заготовках из твердолиственных пород (кольцесосудистых) должно совпадать с плоскостью изгиба. При перпендикулярном положении образуются складки в зоне сжатия. Годовые слои рассеянно-сосудистых и хвойных пород при изгибании должны быть перпендикулярны плоскости изгиба. Заготовки подвергают обработке – обточке, круглению, строганию и другим операциям. Для повышения мягкости и пластичности проводят гидротермическую обработку (проваривание в горячей воде или пропаривание). При гидротермической обработке при температуре 80— 110° С и влажности 25— 35% пектиновые вещества древесины размягчаются и переходят из коллоидного состояния в гелеобразное, в результате чего повышаются пластичность и мягкость древесины.
Особенности производства гнутой мебели При пропаривании древесины — нагревании до необходимой температуры без повышения влажности, снижается сопротивление сжатию, деформации и увеличивается усадка. Для более полного использования свойства пропаренной древесины принимать большие деформации сжатия и для уменьшения деформации растяжения на заготовки накладывают стальную шину, сопротивление растяжению которой значительно больше, чем древесины. При изгибе стальная шина препятствует растяжению наружных слоев древесины на выпуклой стороне, изгиб при этом происходит за счет деформации сжатия на вогнутой стороне. Изгибают детали на станках, на которых возможно одновременно осуществлять гнутье с прессованием, что позволяет использовать способность древесины мягких пород к сдвигу вдоль волокон и уплотнение поперек волокон. При определении радиуса загиба учитывают предельную изгибаемость древесины. Заготовки изгибают в нагретом состоянии, так как при охлаждении наибольшим напряжениям подвергаются наружные слои.
Особенности производства гнутой мебели Гнутоклееные детали получают обработкой древесины токами высокой частоты. При этом значительно сокращается время обработки заготовок, возможна полная механизация, улучшаются санитарные условия и культура производства, так как можно осуществлять местный нагрев заготовки. В качестве клея используют смолу М-70. После гнутья для закрепления приданной формы заготовки вместе с шаблонами и шинами сушат до остаточной влажности 8— 10%. После сушки заготовкам придают окончательные размеры, для этого их подвергают механической обработке. Затем заготовки красят и соединяют с помощью шурупов, винтов, болтов и других металлических креплений.
Производство мебели.ppt