Скачать презентацию Термин Возрождение фр renaissance впервые Скачать презентацию Термин Возрождение фр renaissance впервые

Возрождение.ppt

  • Количество слайдов: 73

 • Термин «Возрождение» (фр. • renaissance) впервые употребил известный живописец, архитектор и ис-торик • Термин «Возрождение» (фр. • renaissance) впервые употребил известный живописец, архитектор и ис-торик искусства Дж. Вазари(1512 -74 гг. ) в своей книге «Жизнеописа-ние наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» . Он имел в • виду возрождение античности. В дальнейшем, в основном с. XVIII в. , • эпоха итальянского Возрождения характеризовалась преимущвенно • как эпоха возрождения человека, как эпоха гуманизма.

 • Основными чертами культуры Возрождения являются: антропоцентризм, гуманизм, модификация средневековой христианской • традиции, • Основными чертами культуры Возрождения являются: антропоцентризм, гуманизм, модификация средневековой христианской • традиции, особое отношение к античности- возрождение античных памятников искусства и античной философии, новое отношение к миру.

 • Классической • страной Возрождения была Италия. Уже в конце XIII в. появились • Классической • страной Возрождения была Италия. Уже в конце XIII в. появились ростки нового мировоззрения и нового искусства(проторенессанс); яр-кое развитие эта культура получила в. XV веке(Раннее Возрождение) и • достигла вершины в начале XVI в. (Высокое Возрождение) -(1490 -1530 гг. ). Ренессанс изживает себя в Италии в 30 -х гг. XVI в. , но в Венеции он продолжается до конца столетия.

 • Основой изменений в сфере культуры явилось новое мировоз-зрение, обусловленное существенными переменами в • Основой изменений в сфере культуры явилось новое мировоз-зрение, обусловленное существенными переменами в жизни многих • стран Европы: Италии, Нидерландов, Франции, Германии, Англии. • Земное существование было названо единственно реальным, а человекпрекрасным или стремящимся к красоте. Аскетизм был • отринут, а провозглашено право человека на наслаждение земными радостями.

 • Человек • был объявлен центром мироздания и мерой всех вещей, творцом • • Человек • был объявлен центром мироздания и мерой всех вещей, творцом • самого себя.

 • Идеалом стала гармоническая, сильная, духовно богатая, всесторонне развитая(homo • universale - человек • Идеалом стала гармоническая, сильная, духовно богатая, всесторонне развитая(homo • universale - человек универсальный) личность. Свобода- вот самое • драгоценное приобретение человека.

 • В эпоху Возрождения начинается новый этап развития науки. • Больших успехов достигают • В эпоху Возрождения начинается новый этап развития науки. • Больших успехов достигают астрономия, география, анатомия, математика: Христофор Колумб в 1492 г. открыл Америку; Васко де Гамма • в 1498 г. открыл морской путь в Индию; Америго Веспуччи(1499 -1504), Магеллан(1519 -22 гг. ) и другие мореплаватели доказали шаро-образность Земли. Научной революцией стала гелиоцентрическая система Н. Коперника(опубл. в 1543 г. ). Дж. Бруно под влиянием теории • Коперника и Н. Кузанского создал учение о бесконечности Вселенной • и сделал другие открытия.

Данте Алигьери • Крупнейший представитель периода Проторенессанса в Италии– Данте Алигьери(12651321 гг. ). • Данте Алигьери • Крупнейший представитель периода Проторенессанса в Италии– Данте Алигьери(12651321 гг. ). • Данте Алигьери- легендарная фигура, человек, в творчестве которого проявились тенденции развития итальянской литературы и культуры в целом на века вперед. Перу Данте принадлежат оригинальная лирическая автобиография «Новая жизнь» , философский трактат • «Пир» трактат «О народном языке» , cонеты и другие произведения. Конечно, • Данте более всего известен как автор «Комедии» , названной потомками Божественной.

 • Франческо Петрарка (1304 -74 гг. ) • поэт, мыслитель, ученый, основатель науки(классической • Франческо Петрарка (1304 -74 гг. ) • поэт, мыслитель, ученый, основатель науки(классической филологии). • Петрарка преклонялся перед античным миром. Всю жизнь он занимал-ся поиском и изучением древних рукописей. Славу в веках Петрарке принесли его стихи, • посвященные Лауре.

Джованни Боккаччо • ведущим жанром раннего Возрождения была авантюрная новелла, основоположником которой стал • Джованни Боккаччо • ведущим жанром раннего Возрождения была авантюрная новелла, основоположником которой стал • Джованни Боккаччо(1313 -75 гг. ). В его «Декамероне» , сборнике новелл, развернута широкая картина быта и нравов итальянского общества.

Театр • В середине. XVI в. в Италии родился первый профессиональный • европейский театр Театр • В середине. XVI в. в Италии родился первый профессиональный • европейский театр эпохи Возрождения– Комедия дель арте(Комедия • масок). Спектакли этого театра представляли актерские импровизации, • со вставными музыкальными и танцевальными номерами.

Музыка • Наиболее ранним музыкальным искусством светского характера было направление Ars nova(Новое искусство), развивавшееся Музыка • Наиболее ранним музыкальным искусством светского характера было направление Ars nova(Новое искусство), развивавшееся во • Франции и Италии в. XIV в.

 • В 1503 г. Петруччи изобрел нотопечатный станок и записи музыки получили широкое • В 1503 г. Петруччи изобрел нотопечатный станок и записи музыки получили широкое распространение. Появилось само понятие «композитор» .

 • Завершается эпоха Возрождения • возникновением новых музыкальных жанров: сольной песни, оратории, • • Завершается эпоха Возрождения • возникновением новых музыкальных жанров: сольной песни, оратории, • оперы. Первой в мире оперой стала"Дафна" (Я. Пери, 1594 г. ).

Искусство • искусство изменилось коренным образом во всех отношениях. Прежде всего иным стал принцип Искусство • искусство изменилось коренным образом во всех отношениях. Прежде всего иным стал принцип изображения. Для художников Возрождения, влюбленных в человека и земной • мир, изобразительным принципом стало подражание природе, жизне-подобие: картина строилась как"окно в мир", как нечто реально увиденное.

 • Произведения создавались уже не только для храмов, но и для • заказчиков(королей, • Произведения создавались уже не только для храмов, но и для • заказчиков(королей, купцов, ремесленников). Творчество стало персональным, • художники пользовались известностью, о них писали книги: "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей изодчих" Джорджо Вазари(1550 г. ) • "Книга о художниках" К. ван Ман-дера(1604 г. ). Сами художники стремились осмыслить и обосновать свою деятельность. • Альберти пишет"Книгу о живописи" и «Десять книг об архитектуре» , • Леонардо- "Трактат о живописи" и другие, Дюрер- "Четыре трактата о пропорциях", Гиберти- "Комментарии", Пьеро делла Франческа"О живописной перспективе", "О правильных телах”; Виньола- "Правила пяти архитектурных ордеров", Палладио • "Четыре книги по архитектуре".

ЖИВОПИСЬ • Ведущую роль уже играет не архитектура как в Средние века, а живопись. ЖИВОПИСЬ • Ведущую роль уже играет не архитектура как в Средние века, а живопись. • Складывается система жанров: • религиозно-мифологический; • исторический; • бытовой; • пейзажный; • портрет.

 • «Кватроченто– это анализ, поиски, находки, это свежее, сильное, • но часто еще • «Кватроченто– это анализ, поиски, находки, это свежее, сильное, • но часто еще наивное, юношеское мироощущение. Чинквеченто– • синтез, итог, умудренная зрелость, сосредоточенность на общем и • главном, сменившая разбрасывающуюся любознательность Раннего • Ренессанса»

маньеризм. • внутренняя опустошенность, отсутствие собственного вдохновляющего идеала рождали • только манерное подражание отдельным маньеризм. • внутренняя опустошенность, отсутствие собственного вдохновляющего идеала рождали • только манерное подражание отдельным внешним приемам. • Это направление и получило название маньеризм.

 • Первый этап итальянского маньеризма охватывал 20 -40 -е гг. XVIв. • Самым • Первый этап итальянского маньеризма охватывал 20 -40 -е гг. XVIв. • Самым крупным и одаренным мастером был Якопо Понтормо • (1494 -1556 гг. ). В его известной картине «Снятие с креста» композиция • неустойчива, фигуры вычурно изломаны, светлые краски резки. В Эрмитаже находится не менее известная работа художника «Мадонна с • Младенцем, Святым Иосифом и Иоанном Крестителем» .

 «Снятие с креста» «Снятие с креста»

 • Второй этап маньеризма(1540 -90 гг. ) превращается в Италии в • широкое • Второй этап маньеризма(1540 -90 гг. ) превращается в Италии в • широкое течение, охватывающее живопись, скульптуру и архитектуру. • Маньеризм становится придворноаристократическим искусством. В • произведениях живописи нарастают бездушная холодность и вычурность приемов; постепенно картины становятся похожими на декоративные панно.

 • Самый крупный художник двора Медичи Аньоло Брон-зино(1503 -1572). Искусство маньеризма было переходным: • Самый крупный художник двора Медичи Аньоло Брон-зино(1503 -1572). Искусство маньеризма было переходным: уходила в • прошлое эпоха Возрождения, наступало время нового всеевропейского • художественного стиля– барокко. И только в Венеции продолжалась • эпоха Возрождения.

 • Два главных творения Венеции- Собор Сан ВОЗРОЖДЕНИЕ В ВЕНЕЦИИ • Марко и • Два главных творения Венеции- Собор Сан ВОЗРОЖДЕНИЕ В ВЕНЕЦИИ • Марко и дворец дожей. Крупнейшие художники венецианского Возрождения: Джованни Беллини(1430 -1516 гг. ), "Мадонна со святыми" и • Джорджоне(Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, 1477/78 – 1510 • гг. ). Джованни Беллини был учителем великих мастеров Джорджоне • и Тициана.

 • Джованни Беллини(14301516 гг. ), • Джованни Беллини(14301516 гг. ),

 «Мадонна с младенцем» . Ок. 1510. дерево, масло. Галерея Боргезе, Рим • Джованни «Мадонна с младенцем» . Ок. 1510. дерево, масло. Галерея Боргезе, Рим • Джованни Беллини

Джорджоне Юдифь, 1504 Эрмитаж, Санкт-Петербург Джорджоне Юдифь, 1504 Эрмитаж, Санкт-Петербург

Тициан Тициан "Даная" (ок. 1544 г. ) была заказана кардиналом Алессандро. Сейчас она находится в Мадриде (музей Прадо)

 • Тициан(Тициан Вечелио, 1477 или 1485/90 – 1576 гг. ) - знаменует • • Тициан(Тициан Вечелио, 1477 или 1485/90 – 1576 гг. ) - знаменует • собой полный расцвет, зенит венецианского Ренессанса.

 • В 1508– 10 гг. Джорджоне создал • В 1508– 10 гг. Джорджоне создал"Спящую Венеру" (Дрезден) – • самый прекрасный идеальный женский образ в искусстве Высокого • Возрождения.

 • Он вдохновенно воспевал радостную красоту женщины в своих • Он вдохновенно воспевал радостную красоту женщины в своих"Венерах", "Данаях".

 • Питер Брейгель Старший(Мужицкий)(1525/30 -69 гг. ) - по -следний художник нидерландского Возрождения. • Питер Брейгель Старший(Мужицкий)(1525/30 -69 гг. ) - по -следний художник нидерландского Возрождения. Такой широты в изображении жизни народа, такой бесстрашной трезвости в подходе к ней • искусство еще не знало.

 • Самым ярким певцом праздничной, нарядной и богатой Венеции • был Паоло Веронезе(Паоло • Самым ярким певцом праздничной, нарядной и богатой Венеции • был Паоло Веронезе(Паоло Кальяри, 1528 -88 гг. ). Последним вели-ким живописцем этой эпохи был Тинторетто(Якопо Робусти, 1519 -94 • гг. ).

СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ • Северное Возрождение- это художественная культура ХV-ХVI • вв. европейских стран севернее СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ • Северное Возрождение- это художественная культура ХV-ХVI • вв. европейских стран севернее Италии - Нидерландов, Германии и • Франции. Термин"Возрождение" здесь достаточно условен, так как • формирование культуры опиралось не на античное наследие(его не • было в этих странах), а на идеалы религиозного обновления.

Ян ван Эйк • Становление нового искусства в Нидерландах связано с творчест-вом Яна ван Ян ван Эйк • Становление нового искусства в Нидерландах связано с творчест-вом Яна ван Эйка(1390 -1441 гг. ). Главные создания Яна ван Эйка • грандиозный Гентский алтарь(1422 -32) полиптих(сложенный много • раз)

Иеронимус Босх • В творчестве Иеронимуса Босха(ван Акен, ок. 1450 -1516 гг. ) мир Иеронимус Босх • В творчестве Иеронимуса Босха(ван Акен, ок. 1450 -1516 гг. ) мир • предстает как царство дьявола и греха.

 • Альбрехт Дюрер был великим гравером, живописцем и рисовальщиком, занимался архитектурой, разработал теорию • Альбрехт Дюрер был великим гравером, живописцем и рисовальщиком, занимался архитектурой, разработал теорию фортификации, интересовался математикой, механикой, астрономией, естествознанием, создавал астрономические и географические карты, писал • стихи и трактаты.

 • Свой знаменитый • Свой знаменитый"Автопортрет" (1500 г. ) Дюрер пишет лицо в фас • по закону идеальных пропорций и совмещает облик Христа и свой.

КУЛЬТУРА ЭПОХИ РЕФОРМАЦИИ • Реформация- широкое религиозноидеологическое и социальнополитическое движение, начавшееся в. XVI в. КУЛЬТУРА ЭПОХИ РЕФОРМАЦИИ • Реформация- широкое религиозноидеологическое и социальнополитическое движение, начавшееся в. XVI в. в Германии. Крупнейшими протестантскими конфессиями стали лютеранство, кальвинизм, англиканство и целый ряд протестантских сект— • баптисты, методисты, адвентисты и др.

Вопросы • 1. Раскройте основные отличия эпохи Возрождения от предшествующей эпохи средневековья. • 2. Вопросы • 1. Раскройте основные отличия эпохи Возрождения от предшествующей эпохи средневековья. • 2. Дайте краткую периодизацию эпохи Возрождения. • 3. Назовите и охарактеризуйте основные этапы эпохи Возрождения. • 4. Каких художников чинквеченто(ХVI в. ) называют «титанами» • Высокого Возрождения? • 5. Почему появился термин «Северное Возрождение» и в чем отли-чие итальянского Возрождения от Северного? • 6. Какое влияние оказала Реформация на развитие науки, культуры и • в чем основные идеи этого религиозного течения?

Повторение: Что изображено на фотографии? Определи стиль. Повторение: Что изображено на фотографии? Определи стиль.

Особенности изображения человека в средневековье (сравнить с античным изображением) Особенности изображения человека в средневековье (сравнить с античным изображением)

К какому архитектурному стилю относится сооружение? К какому архитектурному стилю относится сооружение?

Определи вид искусства. Расскажи об основных сюжетах. Определи вид искусства. Расскажи об основных сюжетах.

Возрождение Сравнение двух работ Положение во гроб. Миниатюра из псалтири Джотто ди Бондоне. Оплакивание Возрождение Сравнение двух работ Положение во гроб. Миниатюра из псалтири Джотто ди Бондоне. Оплакивание Христа

Джотто ди Бондоне Бегство в Египет Поцелуй Иуды Джотто ди Бондоне Бегство в Египет Поцелуй Иуды

Санта Мария дель Фьоре. Флоренция Филиппо Брунеллески Санта Мария дель Фьоре. Флоренция Филиппо Брунеллески

Давид. Донателло Давид. Донателло

Мазаччо Изгнание из рая Мазаччо Изгнание из рая

Троица Троица

Андреа Мантенья Мертвый Христос Андреа Мантенья Мертвый Христос

Сандро Боттичелли Рождение Венеры Сандро Боттичелли Рождение Венеры

Леонардо да Винчи Мона Лиза (Джоконда) Леонардо да Винчи Мона Лиза (Джоконда)

Мадонна с младенцем (Мадонна Литта) Мадонна с младенцем (Мадонна Литта)

Тайная вечеря (фрагмент) Тайная вечеря (фрагмент)

Рафаэль Санти Мадонна в кресле Рафаэль Санти Мадонна в кресле

Сикстинская мадонна Сикстинская мадонна

Микеланджело Микеланджело

Пьета Пьета

Сикстинская капелла Сикстинская капелла

Страшный суд Страшный суд

Тинторетто Тайная вечеря Тинторетто Тайная вечеря

Иероним Босх Несение креста Иероним Босх Несение креста

Сад наслаждений Сад наслаждений

Питер Брайгель Старший Притча о слепых Питер Брайгель Старший Притча о слепых

Падение Икара Падение Икара

Альбрехт Дюрер Альбрехт Дюрер

Адам и Ева Адам и Ева

Параметры сравнения Античность Средневековье Возрождение Сюжеты и темы Античные сюжеты и темы Религиозные сюжеты Параметры сравнения Античность Средневековье Возрождение Сюжеты и темы Античные сюжеты и темы Религиозные сюжеты и темы Наполнение сюжетов и тем светским содержанием, их трактовка как событий в жизни реальных людей Человек и Бог Человек – мера всех вещей (антропоморфизм) Возвеличивание Бога Возвеличивание человека без Бога Человек и мир Максимальная гармония человека с миром Земная жизнь – период испытания, выбора между добром и злом. Осуждение красоты телесной Отношение к миру Спокойная созерцательность Гуманизм сострадания (милосердие, жалость к униженным) Утверждение земного счастья, красоты, наслаждения – телесного и интеллектуального Осуждение страдания, гуманизм величия человеческого разума