Семь дней в Израиле ч.4.pptx
- Количество слайдов: 21
Теперь наш путь лежит в Акко – город, как его ещё называют древняя Птолемаида, расположен в Западной Галилее на севере Израиля в 23 км от Хайфы, если ехать по побережью Хайфского залива. За окном Хайфа на склонах горы Кармель. По скоростной магистрали путь наш оказался не долгим и вот впереди уже показались крепостные стены древнего города.
История появления города уходит корнями так далеко, что разглядеть самые ее истоки не представляется возможным. Представьте себе, иудеи, христиане и мусульмане уверены, что именно на этом месте располагалась земля (поля и пастбища), отданная Господом первому человеку на Земле Адаму после его изгнания из рая, а на побережье близ Акко «остановился» Всемирный потоп. На снимке – старый город Акко (расположенный на переднем плане на полуострове) с высоты птичьего полёта. Старый Акко – один из немногих городов на средиземноморском побережье, крепостные стены которого в течение многих столетий сохранились без значительных повреждений. В Акко нашли прибежище и оставили свой след четыре религии: здесь есть еврейские синагоги, роскошные церкви в христианских районах, крупные мечети, а также сад (второй после Хайфы по красоте и изысканности дизайна), где похоронен Бахаулла – продолжатель бахайской религии. Впервые название города (произносилось как «Аку» ) встречается на черепках египетских глиняных сосудов (около 1800 года до н. э. ). В эпоху Израильского царства Акко принадлежал финикийцам. Потом здесь властвовали ассирийцы, персы. А в 332 г. до н. э. в этих местах появился Александр Македонский. Город вошел в состав Гереческой колонны. Когда Палестина оказалось под властью египетских царей из династии Птолемеев, Акко был переименован в Птолемиаду. Следующая страница Акко — присоединение в 52– 54 гг. до н. э. к Римской империи усилиями Помпея. Юлий Цезарь превратил город в крупный порт. С появлением христианства в Акко образовалась небольшая христианская община, которую соглано Новому завету посетил апостол Павел. Процветание этого места закончилось с завоеванием его в 614 г. персами, а потом арабами. И тогда, город мало кого интересовал, а потому разрушался. В 1191 году во время 3 -го крестового похода после двухлетней осады Акко был отвоеван войсками крестоносцев под командованием французского короля Филиппа Августа и английского короля Ричарда Львиное Сердце. Город стал столицей Иерусалимского королевства крестоносцев в Палестине и был окружён мощными оборонительными сооружениями. Город получил новое название — Сен-Жан д’Акр. Военные рыцарские ордена Госпитальеров, Тамплиеров, а позднее и Тевтонский орден обрели в Акко собственные кварталы и окружили город высокой каменной стеной с башнями у ворот с цитаделью. В 1260 году Акко был захвачен мамлюками и вплоть до XVI века пребывал в запустении. В XVI столетии Палестину завоёвывают турки с наступлением периода длительного османского владычества вплоть до начала XX века 1917 года (периода британского мандата).
…Мы следовали за нашим гидом к знаменитой цитадели Акко, построенной правителем Акко Дахир аль-Омаром в 1750 году на руинах крепости-монастыря ордена Госпитальеров. На пути к цитадели мы попали в тенистый оазис старинных олив «Волшебного сада» . Сад расположен в месте, где былая история оставила след нелёгких боёв с воинством Наполеона при попытке взятия Акко в военной кампании 1799 года. Во времена крестоносцев с восточной стороны от «Волшебного сада» находился, им принадлежащий королевский дворец, , а в западной части - монастырская крепость Госпитальеров Святого Иоанна (Рыцарские залы).
Средневековая цитадель впечатляет своим монолитом и несокрушимостью. Главным предназначением крепости было место, где жили правители Акко в период османского правления, но также она имела специальные места для хранения оружия и казармы для воинов - защитников Акко. Спустя немалого промежутка времени, цитадель превратилась в стены тюрьмы, где были заключены такие люди как, Бахаулла – основоположник такой религии как Бахайская, Зеева Жаботинский – поэт и писатель в Израиле, а также много людей, что состояли в террористическом заговоре в известной организации Хагана. После того, как образовалось государство Израиль, членами правительства было подписано документ на то, чтобы Крепость превратить в музей.
Цитадель – самая высокая точка города, которая открывает удивительный пейзаж на старый город:
…Прохаживаясь по христианскому кварталу, мы на себе почувствовали веяние средневековья и удивлялись тому, как хорошо сохранились постройки времён крестоносцев. Начало францисканскому присутствию на Святой Земле положил основатель Ордена, Св. Франциск Ассизский. В 1217 году был учреждён первый Францисканский орден в Палестине. После завоевания Акко мамлюками (воинами Арабского халифата) в 1291 году монахи ордена бежали из города. В соответствии с францисканской хроникой, эмир Ливана Фахраддин II в 1620 году, будучи наместником Акко, официально им обосноваться и построить в городе церковь с гостинницей. В соответствии с записями от 1673 года, церковь была названа в честь Св. Иоанна Крестителя (нижний снимок). В первые же годы после того, как крестоносцы обосновались в Акко, госпитальеры (военный монашеский орден, который занимался лечением больных на Святой Земле и охраной паломников, приезжавших для посещения святых мест) стали владельцами имущества в городе.
На снимке – хорошо сохранившийся госпитальерский Центр (монастырь Св. Иоанна), расположенный в одном квартале с церковью Иоанна Крестителя (справа виднеется её шпиль). Ближе по центру просматривается мечеть Эль. Джаззар. Перед нами открытый двор площадью 1200 кв. м. , в северной части которого был выкопан и построен колодец с питьевой водой глубиной 4 метра,
по рассказам гида, устанавливались накопительные резервуары для слива питьевой воды, хозяйственносанитарных нужд и омовений в канализационную систему. Двор окружен системой арок, ступеньки вели к комнатам, располагавшимся на втором этаже. Тут жили рыцари-монахи ордена Госпитальеров. В одном из залов они спали, в другом ели, в третьем молились, в четвертом размещали паломников. В отдельном зале была больница.
В 1291 году раздираемый междоусобицами город крестоносцев прекратил своё существование после его штурма войсками мамлюков под предводительством султана аль-Ашраф Халиля. Мамлюки разрушили Акко и вырезали большую часть его христианского и еврейского населения. При осаде города были разрушены церковь и монастырь, погибли 14 аббатов и более 60 послушников. Четыре столетия город был в руинах и только с приходом турок новому губернатору Акко - Дахир аль-Омару удалось поднять город из полного запустения, оставленного мамлюками. Правда сделал это на свой лад - на месте христианских церквей возвел мечети, построил турецкие бани, рынки, постоялые дворы. А для себя - прекрасный дворец, который располагался в самой цитадели Акко. По его указанию были построены новые крепостные стены и укреплены старые, а между ними был прорыт канал, возвел такую мощную крепость, что Наполеон подойдя к городу, не сумел его взять и отступил после девятинедельной осады (крепостные стены оказались двойными). В 1799 -м году молодой (ему было всего 30 лет) генерал Бонапарт, в ходе войны с турками во главе французской армии завоеваввший Египет, двинулся в Сирию, где находились большие силы турецкой армии. Но у него была проблема: незадолго до этого адмирал Нельсон разгромил и полностью уничтожил французскую эскадру, обеспечивавшую связь с Францией и снабжение армии Бонапарта. Для поставки продовольствия и вооружения необходим был порт. Бонапарт осадил и захватил портовый город Яффо, перерезав попутно почти всё население города. Но порт в Яффо оказался слишком мелким для больших судов. Единственным подходящим портом был Акко, находящийся в Хайфском заливе и защищенный горами от ветров. Осада Акко, как впоследствии выяснилось, была обречена на провал по трём основным причинам: - осада велась только с суши (море – открыто); - при слабой разведке Бонапарт не знал о спаренной крепостной стене; - отсутствие у него осадной артиллерии.
…Проходя вдоль внутренней стороны крепостной стены, обращённой в сторону моря (снимок справа), мы последовали на смотровую площадку к угловой башне набережного бастиона, откуда открылся нам морской простор Хайфского залива. Массивная крепостная стена, построенная на руинах крепостных сооружений крестоносцев была ещё более укреплена, а впоследствии превращена Эль-Джаззаром , последователем Дахир аль-Омара, в ещё более мощное фортификационное сооружение, прекрасно сохранившееся по настоящее время.
На снимке, снятом с угловой башни, просматриваются контуры горной гряды Кармель, на склонах которой расположена Хайфа.
…Наш маршрут от набережного бастиона через морской порт продолжился в центральную часть Старого города. Современный морской порт Акко давно утратил статус ведущего на средиземноморье (в связи с постройкой Хайфского порта) и сейчас служит лишь местным рыбакам да владельцам яхт, катеров и лодок …и только руины, выглядывающие из воды, напоминают о его истории.
На выходе из морского порта прямо перед нами предстала первая мечеть, она же, как оказалось, является первой, построенной в Акко. В записях османского периода название мечети – Синан Паша. Предположительно она была построена в конце XVI века. На фото слева за мечетью просматривается Часовая башня над постоялым двором Хан Эль-Умдан, где проживали торговцы, прибывавшие в процветающий порт Акко в XVIXVIIIвв. , которые разгружали свои товары и хранили их на складах постоялого двора на первом этаже, а сами располагались в номерах на втором этаже, который представлял собой уникальную гостиницу.
Постоялый двор Хан Эль-Умдан – это одна из главных построек времён правления Джаззар-паши, расположенная в южной части старого города Акко. Она является самым крупным и наиболее сохранившимся караван-сараем в Израиле. Постоялый двор был возведён в 1784 году. Часовая башня Акко была построена в 1906 году в честь тридцатилетия правления султана Абдул-Хамида II - последнего самодержавного правителя Османской империи. Уникальность сооружения заключается в том, что на ней были установлены четыре разных циферблата – римский, ивритский буквенный, арабский и арабский буквенный.
На площади у Часовой башни под аккомпонимент оглушительной восточной музыки мимо нас проскакивали разукрашенные лошадиные повозки со взрослыми и детьми, что, как нам объяснил гид, является одним из основных развлечений арабской части населения Акко.
…Выходим на главную улицу Старого города – Рыночную улицу. В эпоху крестоносцев эта улица от ворот госпитальеров на севере вдоль рынка (тогда она называлась Королевской дорогой – «Via Regis» ) в район порта. В настоящее время здесь находится центральный рынок Старого Акко – это пёстрый базар со множеством лавочек: тут торгуют всем, начиная с рыбы и восточных сладостей и заканчивая парфюмерией и оригинальными пряностями. Кроме того, представлен огромный выбор сувениров, детских игрушек, лекарственных трав и многое другое.
…Продолжая прогулку по городу в направлении ещё одной достопримечательност и – постоялого двора Хан А-Шауарда, наше внимание привлекла оккуратненькая мечеть, название которой по словам нашего гида – Эль. Зейтуна. Как ни странно, но любое культовое сооружение у османов было построено на руинах культовых сооружений крестоносцев. Так и эта мечеть была построена во времена Дахира аль-Омара на том месте, где в эпоху крестоносцев располагался храм Марии из Йосафата, в южной части квартала госпитальеров. На верхнем снимке - Постоялый двор торговцев Хан А-Шауарда был построен в XVIIIвеке, в центре которого сохранились развалины поилки для скота. Предполагается, что на месте, где был построен постоялый двор, в эпоху крестоносцев находился женский монастырь сестер -кларисс. Говорят, что когда мусульмане захватили город, монахини уродовали себя – отрезали носы, чтобы не попасть в плен к воинам халифата.
Последним аккордом нашего пребывания в этом древнем городе, стал маршрут в направлении к одной из самых крупных и красивых мечетей Израиля – мечети Эль-Джаззар. По значимости она уступает только мечетям Омара (Аль-Акса) и Куббат ас-Сахра на Храмовой горе в Иерусалиме. В перспективе улицы, по которой мы шли виднелись два зелёных купола и минарет, окружённые неприступной крепостной стеной. Купол поболее был куполом самой мечети, меньший – купол мавзолея Джеззар-паши. Вход во внутренний двор мечети.
Мечеть Джеззар-паши была построена в конце XVIII в. (в 1781 г. ) на месте тамплиерской церкви оттоманским губернатором Акко, боснийцем по происхождению Ахмедом Эль-Джеззар-паша (Мясник), который был известен своей жестокостью, масштабным строительством и победой над Наполеоном при осаде Акко в 1799 г. Посреди огромного внутреннего двора стоит сабиль (беседка для омовения и питья) построенная Абд аль. Хамидом II, позади которой маленькое кладбище с мавзолеем Джеззар-паши и могилой его преемника – Сулейман-паши и их родственников. Великолепная мечеть должна была показать силу власти Эль-Джаззара и его столицы Акко. Мечеть была построена по подобию крупнейших мечетей Стамбула. Для постройки мечети были приглашены специалисты из Греции и Кипра. Гранит для столбов был привезён из Кейсарии морем.
На снимке – внутренний интерьер мечети Эль. Джаззара. Внутренняя облицовка из разноцветного мрамора михраб и минбар (кафедра) работа неизвестного армянского мастера, на стенах и на потолке типичные для мечетей ажурные вязи выдержек из Корана. На внутренней стороне дверей на мраморном диске имеется монограмма-тугра с именем правящего в ту пору оттоманского султана. На полу настелены персицкие ковры для каждого молящегося мусульманина. Продолжение в 5 -ой части фотоальбома…