Скачать презентацию ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ План I Познавательное отношение человека к Скачать презентацию ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ План I Познавательное отношение человека к

23.ppt

  • Количество слайдов: 27

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ План: I. Познавательное отношение человека к миру. Уровни и формы познания. I. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ План: I. Познавательное отношение человека к миру. Уровни и формы познания. I. Общая характеристика 2. Субъект и объект познания, их историческая и социокультурная обусловленность. Активность субъекта познания. Праксеологическая и аксиологическая функции знания. II. Знание, отражение, информация. 1. Общая характеристика. 2. Структура знания: чувственное и рациональное познание, их диалектическая взаимосвязь и единство. 3. Творчество и интуиция. III. Гносеологическая специфика врачебной диагностики. Диалектика диагностического процесса.

 • Вопрос 1. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ. УРОВНИ И ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ • • Вопрос 1. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ. УРОВНИ И ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ • 1. Общая характеристика. • а) ступенями познания являются: • эмпирическое и теоретическое познание, а чувственное и рациональное познание -- это способности, на базе которых формируются эмпирическое и теоретическое. Но необходимо выделить еще один этап познания - - «живое созерцание» : • живое созерцание тесно взаимосвязано с научным познанием; • живое созерцание результат реализации познавательных способностей; • познавательные способности связаны с органами чувств.

 • б) различают следующие формы познания: • — ощущения - отражение отдельных свойств, • б) различают следующие формы познания: • — ощущения - отражение отдельных свойств, способностей, сторон предмета; • — восприятие — отражение предмета в его чувственной, непосредственной целостности, в совокупности его внешних сторон; • —представление—воспроизведение в сознании человека ранее воспринятого; • — роль логического мышления состоит в раскрытии главных свойств и признаков предметов; • понятие — отражение в предметах существенных, общих сторон, отбрасывая второстепенные признаки; • суждение — форма мышления, в которой что-либо утверждается или что-либо отрицается; • умозаключение — получение нового суждения (вывода) из данных суждений (посылок); • гипотеза — предположение о явлениях, событиях, законах.

 • 2. Субъект и объект познания, их историческая и социокультурная обусловленность. • а) • 2. Субъект и объект познания, их историческая и социокультурная обусловленность. • а) субъект — источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания; • субъектом является индивид, наделенный сознанием, ощущениями, восприятиями, эмоциями; • субъект — это не только индивид, но и коллектив, и социальная группа, класс, общество; • в субъект на уровне общества входят различные экспериментальные установки, приборы, компьютеры и т. д. ; • общество считается универсальным субъектом в том смысле, что в нем объединены субъекты всех других уровней, что вне общества нет познания и практики;

 • б) объект — это то, что противостоит субъекту, на что направлена предметно-практическая, • б) объект — это то, что противостоит субъекту, на что направлена предметно-практическая, оценочная и познавательная деятельность субъекта; —объектом могут выступать не только материальные, • но и духовные явления, • —сознание индивида является объектом для психолога; • —каждый человек может делать объектом познания самого себя: свое поведение, чувства, ощущения, мысли; • в) «субъект» и «объект» понятия относительные: если что-то в одном отношении выступает как «объект» , то в другом отношении будет «субъектом» ; • г) «субъект» и «объект» — понятия различные, но взаимосвязанные.

 • 3. Активность субъекта познания. • а) субъект является активной стороной в познавательном • 3. Активность субъекта познания. • а) субъект является активной стороной в познавательном процессе; • б) благодаря активной деятельности субъекта тот или иной фрагмент объективной реальности выступает объектом познания, данным субъекту в формах его собственной деятельности; • в) познание является активным воспроизведением внешнего мира субъектом; • г) предметы внешнего мира становятся объектами, корда на них направлена деятельность субъекта; • д) человека интересуют предметы внешнего мира как объекты его деятельности, подлежащие использованию и преобразованию субъектом. .

 • е) активность субъекта в процессе познания направлена • на создание и управление • е) активность субъекта в процессе познания направлена • на создание и управление предметамипосредниками. Например, человек создает приборы, инструменты; • ж) знание человека есть не просто результат воздействия внешнего мира на его сознание, а итог активной познавательной и практически-преобразовательной деятельности самого человека.

 • 4. Праксеологическая и аксиологическая функции знаний. • а) Познавательное и практическое • • 4. Праксеологическая и аксиологическая функции знаний. • а) Познавательное и практическое • — важнейшими чертами практики как гносеологии являются: • = целенаправленность; • = предметно-чувственный характер; • - преобразование материальных систем; • —практика — активное взаимодействие человека с материальными системами; • —практика неотрывна от человека, его целенаправленной деятельности; • практика носит предметно-чувственный характер, она выделяется из совокупности человеческой деятельности; • практическое взаимодействие человека с объектом характеризуется преодолением сопротивления материального предмета; • практика преобразует материальные системы (изменение качества систем и подсистем, их ликвидация и разрушение);

 • конечный результат практики находится в предметнообъективной сфере и является материализованной целью; • • конечный результат практики находится в предметнообъективной сфере и является материализованной целью; • - целенаправленность и преобразование материальных систем связаны между собой неоднозначно: результат практической деятельности может не соответствовать поставленной цели; • - практика — это целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию материальных систем; • -различают следующие формы практики: • =общественно-производственная; • = социально-политическая; • = научно-экспериментальная; • = медицинская; • = семейно-бытовая;

 • • • практика бывает (по содержанию и назначению): = стандартизированная; = поисковая; • • • практика бывает (по содержанию и назначению): = стандартизированная; = поисковая; в зависимости от субъекта деятельности практика делится на: — индивидуальную; = микрогрупповую; = социальную; = классовую; = государственную; = общественную;

 • любая практика складывается из следующих элементов: = субъект практики; • = объект • любая практика складывается из следующих элементов: = субъект практики; • = объект практики; • = цель; • = средства; • = предметная деятельность субъекта; • = результат этой деятельности; • - главные функции практики в отношении познания: = базисная; • = детерминирующая; • = критериальная; • = целеполагающая;

 • — практика и теория находятся в постоянном взаимоотношении; • = практика служит • — практика и теория находятся в постоянном взаимоотношении; • = практика служит основанием развития теории, материальной основой развития всего человеческого познания; • — практика не мыслима без «теоретического • компонента» ; • — практика более ограничена, чем хорошая теория, т. к. она «стеснена» материей; • - теория способна предвидеть ход практической деятельности, выдвигать обоснованные цели. Вывод: если практика есть критерий истинности теории, то подлинно научная теория есть критерий правильности практики.

 • Вопрос 2. ЗНАНИЕ, ОТРАЖЕНИЕ, ИНФОРМАЦИЯ • 1. Общая характеристика. • а) человеческое • Вопрос 2. ЗНАНИЕ, ОТРАЖЕНИЕ, ИНФОРМАЦИЯ • 1. Общая характеристика. • а) человеческое знание занимало умы ученых в течение многих веков; • б) с появлением кибернетики знание стало предметом математических и инженерно-технических дисциплин; • в) компьютерное моделирование мышления дало мощный толчок исследованиям механизмов познавательной деятельности в рамках когнитивной психологии; • г) в последнее время пристальное внимание стало уделяться такому предмету философии, как знание;

 • д) слово «знание» стало использоваться в составляющих компьютерных систем (системы, основанные на • д) слово «знание» стало использоваться в составляющих компьютерных систем (системы, основанные на знаниях; базы знаний и банки знаний); • е) в 80 -е годы понятие «знание» потеснило понятия мышления и интеллекта; • - компьютерные системы стали называть искусственным интеллектом; • - с точки зрения искусственного интеллекта, знание - форма представления информации в ЭВМ, которой присущи следующие особенности: • = внутренняя интерпретируемость; • = структурированность; • = связность; • = семантическая метрика; • = активность;

 • - такое определение знания присуще и крупным блокам человеческих знаний, таким образом • - такое определение знания присуще и крупным блокам человеческих знаний, таким образом знание в компьютерной системе можно рассматривать как модель того или иного фрагмента человеческого знания; • ж) в русле метатехнологического подхода ( «вопросы технологических проблем и их решений» ) к знанию возникают проблемы информации и знания как стратегического ресурса развития общества; • —именно развитие компьютерной техники способствовало концепции создания «общества основанного на знании» ; • —подчеркивается значение информационно-знаниевых ресурсов как практически неисчерпаемых, т. к. они основываются на творческо-познавательных способностях людей. • Структура знания: чувственное и рациональное познание, их диалектическая взаимосвязь и единство. — структуру см. в вопросе I.

 • а) способности к чувственному отражению действительности делятся на 2 вида: чувственноэмоциональные и • а) способности к чувственному отражению действительности делятся на 2 вида: чувственноэмоциональные и чувственно -сенситивные: • «sensitiv» — «воспринимаемый чувтсвами» ; • чувственно-сенситивная способность — способность человека получать информацию об объектах при помощи органов чувств; • однако, чувственное познание не в состоянии раскрыть внутреннюю природу вещей, их сущность, законы их развития; • б) рациональное знание - высший этап в развитии познания. Оно вскрывает главные свойства и признаки предмета; • в) чувственное и рациональное знание едины, они отражают один и тот же окружающий мир, их общий основой является практика; • — обе ступени познания имеют единую физиологическую основу — нервную систему человека;

 • логическое мышление невозможно без человеческого познания, т. к. данные органов чувств составляют • логическое мышление невозможно без человеческого познания, т. к. данные органов чувств составляют единственный материал для образования понятий; • так как чувственное и рациональное выступают в единстве, то нельзя пренебрегать ни показаниями чувств, ни выводами разума; • - односторонность понимания процесса познания • приводила к отклонению от истины: • = представители эмпиризма (грёч. - опыт) недооценивают роль абстрактного мышления в познании, они считают, что только чувственный опыт дает человеку истинную картину мира; • = эмпирики утверждают, что в действительности понятиям ничего не соответствует, что они — плод фантазии человека; • = в отличие от эмпириков представители рационализма не верят органам чувств и считают разум, абстрактное мышление единственным источником истинного знания;

 • = рационалисты недооценивают роль чувственного познания и полагают, что человек способен познать • = рационалисты недооценивают роль чувственного познания и полагают, что человек способен познать мир чисто интуитивно, вне всякого опыта; • — под влиянием практической деятельности у людей механизмы чувственного восприятия существенным образом изменяются; • — с другой стороны, для овладения знаниями человек должен уметь видеть, слышать. • Вывод: диалектический характер предполагает постоянное взаимодействие чувственного и рационального моментов, их взаимную обусловленность, ибо отрыв ведет к искажению познавательного процесса, к отрыву мысли от действительности

 • 3 • Творчество и интуиция. • а) Интуиция — это способность постижения • 3 • Творчество и интуиция. • а) Интуиция — это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без основания с помощью доказательства. • интуитивное «видение» совершается случайно, без явной осознанности путей и средств, приводящих к данному результату; • — свойства интуиции: • = неожиданность решения задачи; • = неосознанность путей и средств ее решения; • = непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов; • - виды интуиции: • = техническая; • = научная; • - обыденная; • = врачебная и т. д.

 • • • по характеру формирования и проявления интуиции: = основательная профессиональная подготовка; • • • по характеру формирования и проявления интуиции: = основательная профессиональная подготовка; = поисковая ситуация; = действие у субъекта поисковой доминанты; = наличие «подсказки» . — В последнее время встал вопрос о создании особой науки — эвристики ( «я нашел!» ): = эта наука ставит вопросы о роли догадок и случае, таланте и гениальности в науке, творчестве и жизни; = фокусируя внимание на способах получения новых идей, ученые часто убеждаются в их индивидуальности, случайности и непредсказуемости; = они наблюдали иррациональные скачки в научном познании, которые после заполнения логического вакуума переходили в закономерности и приобретали логичность и непрерывность; — интуиция сообщает познанию новый импульс и направление движения;

 • такие иррациональные скачки, как интуиция, отличают ум человека от машины, т. к. • такие иррациональные скачки, как интуиция, отличают ум человека от машины, т. к. порою интуиция гораздо быстрее приводит к решению задач, чем расчеты машины; • - Луи де Бройль: «Таким образом, человеческая наука, по существу рациональная, может осуществлять свои замечательные завоевания путем опасных внезапных скачков, когда проявляются способности, освобожденные от окон строгого рассуждения» . • б) Творчество — деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями самого человека: —творчество—это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. • творчество выступает как единство рационального и иррационального; • творчество не противоположно рациональности, а является ее дополнением; • творчество протекает подсознательно, не подчиняясь определенным правилам и стандартам;

 • Л. Эйнштейн говорил о том, что основне положения его теории относительности были • Л. Эйнштейн говорил о том, что основне положения его теории относительности были продуктами «догадок» ; • — путь интуиции — это путь от чувственного опыта к теоретическим понятиям. • Вывод: нельзя недооценивать роль интуиции в процессе познания. Дискурсивное и интуитивное — взаимодействующие между собой стороны познания.

 • Вопрос 3. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ВРАЧЕБНОЙ ДИАГНОСТИКИ. ДИАЛЕКТИКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА • а) медицинская • Вопрос 3. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ВРАЧЕБНОЙ ДИАГНОСТИКИ. ДИАЛЕКТИКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА • а) медицинская диагностика предусматривает собо упорядоченность, направленность на кратчайшее достижение цели; • б) в медицине применяются основные философские понятия: • - врач в своей деятельности использует принцип причинности при дифференцировании внешних и внутренних причин в этиологии заболевания, его патогенезе;

 • • • • принцип единства формы и содержания применяется при соотнесении функциональной • • • • принцип единства формы и содержания применяется при соотнесении функциональной патологии к ее структурным изменениям в организме больного; — метод конкретизации предусматривает наполнение общей нозологической схемы заболевания конкретной симптоматикой; учет единства субъекта и объекта в познании дает возможность дифференцировать достоверные данные от субъективных; во врачебной диагностике применяется общенаучный метод познания. В частности, эволюционно-генетический, системный анализ, моделирование, прогнозирование и др. —прогноз неразрывно связан с диагнозом и вытекающей из него схемой лечения; медицинская диагностика имеет свою методологию — приходится решать познавательные задачи- проблемы, принимать решения в неопределенных ситуациях; определять наилучшие пути практических действий, прогнозировать при постановке диагноза необходимо определить: =причину заболевания (этиологию); сущность заболевания; = характер протекания; = схему лечения; = прогнозирование; = профилактику.

 • методология врачебной диагностики определяется объектом познания — больным человеком; • — очень • методология врачебной диагностики определяется объектом познания — больным человеком; • — очень редко объект исследования совпадает с субъектом. При этом реализуется формула: «Лечить не болезнь, а больного» . • диагноз включает в себя следующие части: распознавание симптомов или синдромов (абстрактный диагноз); = предварительный диагноз; = клинический диагноз (достоверный); патологоанатомический диагноз (окончательный). Таким образом, в данной лекции мы познакомились с азами теории познания и через основные философские категории вышли методологию медицинского диагноза.