27. Теория познания 3.ppt
- Количество слайдов: 95
Теория познания
Что есть познание? • Активное, творческое отражение или воспроизведение действительности в сознании человека. • Есть сознание в действии, постоянная реализация сознания.
История понятия Платон Всё, доступное познанию, Платон в VI книге «Государства» делит на два рода: постигаемое ощущением и познаваемое умом. Отношение между сферами ощущаемого и умопостигаемого определяет и отношение разных познавательных способностей: ощущения позволяют познавать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяет узреть истину. Кант «Существуют два основных ствола человеческого познания, вырастающие, быть может, из одного общего, но неизвестного нам корня, а именно чувственность и рассудок: посредством чувственности предметы нам даются, рассудком же они мыслятся» . И. Кант
Понятия и вопросы • Понятия: þ познание þ сознание þ чувство þ разум þ рассудок þ истина • Основной вопрос — познаваем ли þ þ þ мир в принципе? оптимизм — мир познаваем, границ познания нет, необходимы лишь время и средства; агностицизм — мир непознаваем в принципе, человек не познаёт мир, а строит виртуальный мир на основе чувственного восприятия; скептицизм — мы познаём реальный мир, но в силу несовершенства чувств постоянно вводим себя в
Знание = Субъект (кто познает) + Объект (что познается)
Средства познания С Объект познания (Оп) – часть природы, на которую направлен познавательный интерес субъекта. Субъект познания (Sп) – человек, обладающий сознанием, активно взаимодействующий с объектом с целью получения нового знания. Средства познания – совокупность методов и приемов, используемых для познания объекта.
Структура познания Субъект познания: Познающим субъектом является человек – существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством. Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры – носителей результатов познания, также является познавательным субъектом. Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества
Принципы познания диалектика познаваемость историзм объективность практика Активность творческого отображения действительност и конкретность истины
Принципы познания Диалектика подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики; Историзм рассматривает все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления; Практика признает главным способом познания практику – деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя;
Принципы познания быть убежденным в самой возможности познаваемость познания ; объективность признает самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания; искать именно индивидуальную и конкретность истины достоверную истину в конкретных условиях.
ОТРАЖАЕТ МИР, А АКТИВНО ПОЗНАЕТ ЕГО ПОЧЕМУ ЧЕЛОВЕК АКТИВЕН В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ? 1. Он опр. цели познания 2. Он выбирает объект познания 3. Он выбирает методы познания 4. Он интерпрети рует результаты познания
ПОЗНАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОЕ ЧУВСТВЕННОЕ ОЩУЩЕНИЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
ВЫДЕЛЯЮТ ДВЕ ПОЗНОВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА: Чувственность – способность к формированию чувственных образов. Мышление - способность к формированию понятий.
Особенности чувственного и рационального познания (абстрактного мышления) Чувственное познание 1. Непосредственное отражение действительности. 2. Отражение осуществляется в форме наглядных образов. 3. Отражаются внешние, случайные, стороны, свойства предметов. Рациональное познание Опосредованное отражение действительности. Отражение осуществляется в форме понятий. Отражаются внутренние, существенные свойства предметов.
Ощущение - это отражение отдельных свойств предмета или явления. Модальности ощущения: • Зрительные (более 80% чувственной информации ) • Звуковые • Осязательные (тактильные) • Вкусовые • Обонятельные
Восприятие - дает целостный образ предмета, отражающей совокупность его свойств. Исходным материалом восприятия являются ощущения. В восприятии они не просто суммируются, а органически синтезируются.
Представление выражает образ предмета, запечатлённый в памяти. Представление делает возможным абстрагирование, обобщение, выделение повторяющегося в явлениях, что очень важно на второй, рациональной, ступени познания.
Рациональное познание ПОНЯТИЕ СУЖДЕНИЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие - это мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов действительности.
Суждение - это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете или явлении. Суждения закрепляются в языке с помощью предложения. В предложении выделяются подлежащее и сказуемое, в суждении - субъект и предикат. (понятие, определяющее предмет суждения)
Мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения называется умозаключением. Суждения, которые кладутся в основу умозаключения называются посылками, выводимое суждение – заключением.
УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ Дедуктивные Индуктивные С полной индукцией По аналогии С неполной индукцией
Формы рационального познания Понятие Форма мышления, отражающая общие свойства предметов Суждение Форма мышления, в которой утверждается или отрицается наличие признака в предмете. Умозаключе ние Вывод нового знания на основе имеющихся суждений
Что важнее в познании чувственное или рациональное начало ?
Что является источником познания: чувственные данные или разум? Сенсуализм абсолютизация роли чувств в познании (Демокрит, Дж. Локк, Л. Фейербах). Рационализм – абсолютизация роли разума в познании (Платон, Декарт, Лейбниц). В процессе познания чувственное и рациональное неразрывно взаимосвязаны.
Эмпиризм это точка зрения, согласно которой единственным источником знаний является чувственный опыт. - Все наши знания мы получаем с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.
Рационализм - позиция, в соответствии с которой знание (подлинное, истинное, достоверное) может быть получено с помощью одного ума, без всякой опоры на чувства. Образцом подлинного знания является для рационалистов математика - научная дисциплина, развиваемая исключительно за счет внутренних резервов разума, его формотворчества, его конструктивизма.
Познание — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания). Декарт видел цель познания в овладении силами природы, а также в усовершенствовании самого человека. В современной литературе цель познания
Единство чувственного и рационального Воображение Интуиция
Рассудок и разум • Разум – высшая ступень логического понимания, преодолевающая недостатки рассудочного мышления. • Рассудок менее гибок, менее теоретичен. Согласно Фейербаху, «испорченность рассудка влечет за собой испорченность сердца» . Лихтенберг: «Мы живем в мире, где один дурак создает много дураков, а один мудрый – очень мало мудрых» .
ПОЗНАНИЕ И ИСТИНА Истина есть процесс адекватного (верного, правильного) отражения действительности в сознании человека. Истина едина, но в ней выделяются аспекты: - объективный, - абсолютный, - относительный, которые в свою очередь можно рассматривать как относительно самостоятельные истины.
Объективная истина отражает реальное положение вещей, мир, как он существует вне и независимо от нашего сознания. В этом смысле можно сказать, что объективная истина не зависит ни от человека, ни от человечества. Истиной характеризуется лишь наши познавательные образы, наше знание о действительности. Поэтому истина и субъективна (не путать с субъективизмом). Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования, знание, не опровергаемое, а только дополняемое и развиваемое, последующим развитием науки. Такие истины нам, естественно, недоступны. Абсолютная истина — это только регулятивная идея, т. е. некоторый идеал. Наиболее корректным можно считать определение абсолютной истины как совокупности моментов завершённого, непреходящего знания в составе истин относительных.
Понятие "относительная истина" служит для обозначения конечных, ограниченных моментов человеческого познания мира, приблизительности и несовершенства наших знаний о действительности. Относительная истина зависит от реальных исторических условий своего времени, в частности от точности или совершенства средств наблюдения и эксперимента. Абсолютная и относительная истины - истины объективные. Разница между ними лишь в степени точности и полноты отражения действительности. Абсолютная и относительная истины на самом деле - неразрывные аспекты истины объективной.
Взаимосвязь абсолютной и относительной истины Абсолютная истина складывается Из относительных истин. Относительная истина всегда Содержит зерно абсолютной истины.
ИСТИНА К О Н К Р Е Т Н А • Абстрактной истина не бывает. Истина всегда "приписана" к определенному месту и времени. • Конкретность истины следует понимать также и как нарастание ее единства за счет выявления и синтеза все новых и новых (многочисленных и разнообразных) ее сторон.
Критериями истины не являются: • публичное или всеобщее признание; • голосование: не все то, что разделяет • • большинство, является истинным; прагматизм: полезность знания; когеренция – самосогласованность знания. Главным и решающим критерием истины является практика: материальная предметночувственная деятельность человека, направленная на реальное преобразование мира - природного и социального.
Структура познания Основной формой познания и критерием истины при познании является практика. Практика – конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека
Структура познания Главные виды практики : материальное производство управленческая деятельность научный эксперимент
Структура познания Функции практики – то, что она является: критерием истины основой познания целью познания результатом познания
Уильям Джемс (1842 -1910) Один из основателей прагматизма
Познание и наука Наука - важнейшая производительная сила общества. Функции науки: • производство знаний, • хранение знаний, • переработка знаний, • распространение знаний.
Главные тенденции современной науки • Усиление развития смежных наук (биофизика, биохимия, генная инженерия, социальная биология, эргономика и др. ) • Повышение роли комплексных наук, таких как синергетика, информатика, общая теория систем и др. • Онтология сумела выявить и классифицировать современные науки
Классификация современных наук • Естественные науки, исследующие • • природное бытие, живую и неживую природу, абиотическое и биотическое бытие Социально-гуманитарные науки, исследующие проблемы познания и формулирующие оценки естественного и социального мира Технические науки, их объектом является взаимодействие социальных систем с естественными абиотическими
Когда возникла наука? • Как особая (интеллектуальная) форма общественной деятельности наука зародилась в Греции VI-III в. в. до н. э. • Инициация ("посвящение во взрослые") науки приходится где-то на ХVI-ХVII в. в.
ПРИЗНАКИ НАУКИ ЗАКОНЫ НАУКИ ВНУТРЕННИЕ СВЯЗИ НАУЧНАЯ СИСТЕМА ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ФАКТЫ ИДЕИ НАУКИ
Особенности познания общественных явлений Особенности выявляются всегда через противопоставление (общество-природа, обществознание - естествознание). Впервые ввели оппозицию "наук о природе" и "наук о культуре" немецкие философы В. Виндельбанд (1848 -1915) и Г. Риккерт (1863 -1936). "Опытные науки ищут в познании реального мира либо общее, в форме закона природы, либо единичное, в его исторически обусловленной форме. . . Одни из них суть науки о законах, другие - науки о событиях; первые учат тому, что всегда имеет место, последние - тому, что однажды было". В. Виндельбанд.
Типы мышления по В. Виндельбанду: • "номотетический" (законополагающий); • "идиографический" (описывающий единичное, индивидуальное). Типы методов наук Г. Риккерта • "генерализирующий" (обобщающий, ) метод наук о природе; • "индивидуализирующий" метод наук о культуре.
* • Уникальность во всём. • Без уникальности невозможна множественность. • Уникальность не может быть абсолютной. • Множественность даёт организованные целостности, эволюцию. • Уникальность не исключает общность, и общность не исключает уникальности.
ЛЮБОВЬ
Специфика познания общественных явлений и обществознания: • Общество (человек) как объект познания • Общественная жизнь субъективно - объектна и по сути является субъективной реальностью • Познание как самопознание(субъект познаёт субъекта) Естествознание осваивает мир объектным образом, => • Объект и субъект различимы • Субъект становится объектом • Объект-человек есть схема без души, сознания и воли. Познать субъект можно только субъектным образом – пониманием, сопереживанием, т. е. «изнутри» (а не отстранённо, извне, как с объектом)
научная формула любви Г. Кромбаха австрийского физиолога : C 8 H 11 N - вырабатываемый в головном мозге фермент, состоящий из углерода, водорода и азота.
Точные науки - это монологическая форма знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней. Здесь только один субъект - познающий (созерцающий) и говорящий (высказывающийся). Ему противостоит только безгласная вещь. Любой объект знания (в том числе человек) может быть воспринят как вещь. Но субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным, следовательно, познание его может быть только диалогическим. М. М. Бахтин
Социальное познание задевает непосредственно интересы людей. «Я не сомневаюсь, - отмечал в данной связи Гоббс, - что если бы истина, что три угла треугольника равны двум углам квадрата, противоречила чьему-либо праву на власть или интересам тех, кто уже обладает властью, то, поскольку это было бы во власти тех, чьи интересы задеты этой истиной, учение геометрии было бы если не оспариваемо, то путем сожжения всех книг по геометрии вытеснено» .
Обществознание: • Ценностное знание, имеет эмоциональную окрашенность; • обществознание - «истины сердца» (естествознание - «истины разума» ); • в обществознании невозможны предсказания (или очень ограничены по возможностям); • в обществознании не применяются количественные методы; • в обществознании малоэффективен эксперимент.
Основные направления социально-гуманитарных наук • Позитивизм • Антипозитивизм • Марксизм
Позитивизм • Социальное есть одна из форм природного • • • мира Познание социального нужно вести теми же методами, что и в сфере естественных наук Задача исследователя в наиболее полном и точном отражении наблюдаемых фактов и явлений Полученная информация должна быть отражена в строгих и точных количественных показателях
Антипозитивизм • Социальная жизнь – уникальная форма бытия • Уникальность заключается в деятельности людей, в • • • которой большую роль играют культура, психология, информация и др. Главная цель – постижение сознания людей Социолог в отличие от естествоиспытателя должен не только наблюдать объект, но и вживаться в его духовный мир Способности учёного социолога должны быть близки по своим методам с методами, применяемыми в искусстве
Марксизм • Пытается интегрировать две крайности, • • • преодолеть недостатки и использовать достоинства Признаёт важность коллективных, групповых начал в жизни общества Признаёт необходимость использовать точную и объективную информацию Обязательность для исследователя активной позиции
Наука - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины
Научное познание
• • • Социально-гуманитарные науки начинают развиваться в начале XIX веке Создание экономической теории К. Марксом Формулирование теории денег Г. Зиммелем Конт ввёл в иерархию наук социологию и стал основоположником этой науки В конце XIX в. возникает направление, представленное В. Дильтеем, Ф. Ницше, Г. Зиммелем, А. Бергсоном, О. Шпенглером и др. , “философия жизни” Начиная с Вебера намечается тенденция на сближение естественных и гуманитарных наук, что является характерной чертой постнеоклассического развития науки
Гуманитарные науки – дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности. По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с общественными науками, а также противопоставляются естественным и точным наукам
Общественные (социальные) науки - комплекс дисциплин, объектом исследования которых является общество, социальная реальность, бытие социальных групп и индивидов. По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с гуманитарными науками
Цель социальных наук - познание жизненных явлений в их культурном значении. Система ценностей ученого имеет регулятивный характер, определяя выбор им предмета исследования, применяемых методов, способов образования понятий
Социальные науки Гуманитарные науки Археология Психология Антропология Этика Графология Социальная и культурная антропология Философия Эстетика Экономика Социально-экономическая география История Археология История Регионоведение Культурология Графология Культурология Юриспруденция Филология Лингвистика Право Педагогика Социология Политология Социология Искусствоведение Политология Этнография Литературоведение Юриспруденция Психология Экономика Журналистика Право Этнография Науковедение
• • обнаружение объективных законов действительности предвидение будущего системность постоянная методологическая рефлексия объективная истина процесс производства, воспроизводства новых знаний материальные средства строгая доказательность
вывод • Современное социально-гуманитарное знание является результатом интеграцией всех указанных течений • Создание современных социальногуманитарных наук является заслугой О. Конта, М. Вебера, К. Маркса и др. выдающихся мыслителей
гносеология Категориальный аппарат
Гносеология – знание, познание • Область философии, исследующая закономерности и возможности познания, отношения человеческих ощущений, представлений, понятий к объективной реальности, ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достижения
Основные категории (понятия) • Бытие, структура, свойства, формы бытия, пространство, время, движение – это категории ОНТОЛОГИИ • В ГНОСЕОЛОГИИ – субъект, объект, познание, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, логика, теория, методы познания
Соотношение деятельности • С помощью этих категорий исследуется человек, как субъект познания, а природа выступает в качестве объекта познания (взаимодействие «человекприрода» ) • Нет субъекта без объекта и наоборот • Познавательная и научная деятельность находятся между собой в соотношении общего и особенного
Характеристика категорий • Субъект- тот КТО познает (постигает) • Объект – кого познают (постигаемый) • Субъект – активное, объект – пассивное • Бытие объекта в себе – т. н. непознанный остаток, стимул развития познавательной деятельности, ее прогресса • Познание – постижение доступных человеку для него знаний
Знание • Знание – это проверенный практикой результат познания, ее выражение в сознании человека, истинная информация о реальности • Эта информация может быть, как известной ранее, так и открытой вновь ( в обучении – известное знание, в научно деятельности - новое
Цели и методы познания • Непосредственная (теоретическая, • • идеальная) – достижение достоверного знания, максимально соответствующее объекту Опосредованная (материально-практическая) – использование полученной истины в практической деятельности Главная – вторая, т. к. первая – не самоцель, лишь средство, для преобразовательной деятельности
Две цели и метода в науке • Объяснение и преобразование мира • • находятся в единстве (первая – открытие, вторая – внедрение в практику) Связь прямая – чем ясней видна цель, тем быстрее достигается внедрение результата В качестве основных методов выделяются: - эмпирический метод (опытный, основанный на деятельности органов чувств и рациональный (основанный на разуме, абстрактном мышлении, освоении мира при помощи понятий, суждений)
Структура процесса познания • Субъект познания • Объект познания • Средства познания • Процесс познания • Результат познания • Среда познания
Субъект обладает потребностями и способностями • Потребность познания это тяга, • • • побудительный мотив к познавательной деятельности. Она определяет цель, задачу и программу познания Способность познания выступает условием реализации потребности. Это индивидуальность субъекта, обеспечиваю – щая успех познавательной деятельности Предпосылкой к этому выступает обучение и воспитание. Принцип: «образование через всю жизнь» вместо «образование на всю жизнь»
Средства познания • Простейшие – взаимодействия субъекта и объекта без использования вспомогательных средств • Опосредованное познание - с помощью различных приборов, инструментов • Средства познания – это все материальные предметы, которые использует субъект для познания объекта
Процесс познания • Процесс (от лат. Происхождение, • • продвижение) означает смену состояний или явлений в развитии чего-либо, совокупность последовательных действий для достижения результатов Выделяются исторические этапы процесса познания: обыденный, мифологический, религиозный и научный Обыденный – это жизненный опыт, научный отличается глубиной, доказательностью, системностью, специальными методами
Результат познания • Финальная точка процесса познания. При этом негативный результат познания – есть неизбежная составляющая его общего результата, итогом проб и ошибок • Момент истины – истинный результат • Абсолютного критерия с помощью которого можно достигнуть соответствия теории и объективного
Средства познания • Важнейший параметр процесса познания • Средства познания обслуживают все сферы общественной жизни: из них черпаются ресурсы и там же применяются результаты полученные с их помощью Таковы основные компоненты структуры познавательной деятельности
Достоверность познания • Классическая концепция (античность) критерий истины в степени соответствия действительности, реальности • Прагматическая: истинным является знание которое полезно и может применяться на практике Позитивизм: знание истинно, когда признано большинством специалистов данной отрасли знаний Рационализм: знание истинно, когда оно логически непротиворечиво Наиболее распространена точка зрения, критерий истины – знание, соответствующее вещам, т. е. классическое
Проблема истины в философии и науке. Классическое определение истины (Аристотель): истина – это такое содержание наших знаний, которое соответствует действительности. Главной в этом определении является идея соответствия (корреспонденции), поэтому эта концепция называется корреспондентной концепцией истины.
Существует ли абсолютный критерий истинности знания? Логический критерий - знание, выраженное в форме суждений, является истинным, если оно согласуется с другими суждениями в рамках определенной теории и выведено из них в соответствии с законами и правилами логики. Практический критерий - знания считаются истинными, если действия, производимые с помощью этих знаний, приводят к тем последствиям, которые предполагались до начала действия.
Абсолютность и относительность истина • Абсолютное и относительное присутствует в любом знании • Относительность истины вытекает из наличия в ней момента субъективности. Истины меняются с изменением человека • Абсолютность – это тот предел, идеал, к которому стремится наше познание • Таким образом любая относительная истина включает в себя долю
Взаимосвязь абсолютной и относительной истины Абсолютная истина складывается Из относительных истин. Относительная истина всегда Содержит зерно абсолютной истины.
Объективная и субъективная истина • Любая истина объективна, поскольку она адекватно отражает объект познания • Но истина объекта вместе с тем несет и субъективную составляющую • Это правило присуще любому истинному знанию, что и придаёт ему объективносубъективный харатер
Абстрактная и конкретная истина • Любая истина как абстрактна так и конкретна • Истинными признаются те знания, которые учитывают не только отвлеченные знания о нем, но и конкретные условия в которых он находится • Установление истины суждений – весьма сложный процесс. В истине так или иначе содержатся все указанные
Что есть истина? Историческая эпоха философии Античность Средние века Новое время XX-XXI вв. Природа истины Истина – это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель) Бог, вот что является истиной Истина – это соответствие чувств и идей фактам Истина – это открывающаяся сущность вещи (герменевтики) Истина – это свойство высказывания, которому
Существует ли абсолютный критерий истинности знания? Логический критерий - знание, выраженное в форме суждений, является истинным, если оно согласуется с другими суждениями в рамках определенной теории и выведено из них в соответствии с законами и правилами логики. Практический критерий - знания считаются истинными, если действия, производимые с помощью этих знаний, приводят к тем последствиям, которые предполагались до начала действия.
Выводы: • В чувственном познании человек имеет дело с единичным. • В рациональном «схватывается» общее познаваемых явлений. • Истина есть непротиворечивость, подтверждаемость и эффективность высказываний. • Познание осуществляется в чувствах, мыслях, высказываниях и поступках.
Методологические проблемы науки Сущность методологии • М е т о д о л о г и я – система принципов, устанавливающих наиболее эффективные способы приращения, построения и практического применения знаний • Т е о р и я – высшая форма организации научного знания, устанавливающая законы определенной области реальности и методы её исследования • Двуединство теории и метода • Теория обращена к объекту, методология – к субъекту
Основные методологические принципы • П р и н ц и п ы – основные исходные положения, фундамент • • системы методов, способов, приёмов, методик Р А З В И Т И Я – исходит из непрерывного изменения, преобразования предметов и явлений Д Е Т Е Р М И Н И З М А – из причинной обусловленности и закономерности всех явлений природы и общества С И С Т Е М Н О С Т И – из того, что весь мир и его элементы образуют определенную целостность О Б Ъ Е К Т И В Н О С Т И – независимости от человеческой воли и сознания В С Е С Т О Р О Н Н О С Т И – требует полного познания объекта, гарантирует от односторонности П Р А К Т И К И – нацелен на должное заключение всего процесса познания. Практика – заключительный момент процесса познания Принципы выступают основаниями науки, её методологической стратегией, а её конкретные способы и приёмы - тактикой
Методы познания • А Н А Л И З – разложение объекта на составные части • • • в целях выяснения его отношений и свойств С И Н Т Е З – соединение объекта в единое целое с той же целью И Н Д У К Ц И Я – получение общего вывода на основе частных посылок Д Е Д У К Ц И Я – получение частного вывода на основе общих посылок А Н А Л О Г И Я – познание путем сравнения А Б С Т Р А Г И Р О В А Н И Е – отвлечение от единичного, случайного для достижения объективного познания
Заключение Опираясь на вышесказанное, можно определить, что теория познания – раздел философии, который будет актуален всегда, так как изучает взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания, исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания. Человечество не сможет эффективно развиваться без познания человеком самого себя и окружающего мира.