юнг_ган.pptx
- Количество слайдов: 12
Теория личности Карл Густав Юнг
Под личностью Юнг понимает : «определенную, способную к сопротивлению и наделенную силой душевную целостность»
Структура личности по юнгу
• В структуре личности Юнг выделяет Сознание, Индивидуальное бессознательное и Коллективное бессознательное. В структуре сознания — два слоя: "Я для других" (Персона) и "собственно Я" (Ego). • Персона — самый поверхностный слой-маска в структуре сознания (архетип конформности). Она включает социальные роли, посредством которых человек представляет себя другим людям и обществу. Это наше публичное лицо. Здесь важное значение придается анализу различного рода символов покрытия себя (одежда), рода занятий (орудия труда, портфель) или социального статуса (автомобиль, дом, диплом). Все эти символы могут проявляться в сновидениях. Социальные роли могут как подавлять индивидуальность, так и способствовать ее развитию. • Однако основную роль в сознательной жизни человека играет не Персона, а более глубокие слои сознания — Ego. Являясь одним из основных архетипов личности, Ego создает ощущение осознанной связанности и непрерывности течения мыслей, чувств и действий. Хотя Ego и возникает из бессознательного, но имеет только сознательное содержание, которое образовалось из личного опыта.
• Индивидуальное бессознательное складывается из переживаний, когда-то осознанных, а затем забытых и вытесненных из сознания. Оно включает в себя "Тень", "Аниму и Анимус", а также "Самость". • Тень — это то, что человек считает низким и аморальным в себе, в своей личности. Как Ego является центром сознания, так и тень является центром индивидуального бессознательного. Юнг понимает тень, в отличии от Фрейда, не как разрозненный вытесненный в бессознательное материал сознания, а как своеобразное целое — негативное Я. Тень часто переживается в снах как темная, примитивная, враждебная и отталкивающая фигура. Юнг предупреждает, что нужно почаще "вглядываться в себя", т. к. свою тень опасно не признавать. Она, являясь составной частью личности, подчеркивает присущую человеку амбивалентность: робкий в своем бессознательном храбр, храбрый—робок, добрый—зол, а злой—добрый. Тень своими корнями уходит в коллективное бессознательное и поэтому может дать ценный материал для Ego. • Анима (у мужчин) и Анимус (у женщин) — это вытесненные из сознания нежелательные представления о себе как о мужчине или женщине. Таким образом, Анима — женское начало в мужчине, а Анимус — мужское начало в женщине. Юнг полагает, что эти образы являются собирательными бессознательными образами (архетипами) женщины или мужчины как таковых и оказывают влияние на выбор супругов, проявляются в сновидениях и фантазиях. Мать для мальчика и отец для девочки оказывают значительное влияние на развитие Анимы и Анимуса.
• Центральным архетипом индивидуального бессознательного является "Самость" (Self). • Самость — это внутренний руководящий фактор целостной личности, некая "идеальная личность". Юнг убежден, что сознание и бессознательное не противостоят, а дополняют друга. Их динамическое равновесие, примирение полярностей и есть целостная личность, объединенная самостью. Развитие самости — главная цель жизни человека, однако большинству людей их самость не знакома, она у них не развита, и они считают центром личности Ego. Архетип самости не реализуется до тех пор, пока не наступит гармонизация всех аспектов души, а к этому можно прийти не ранее среднего возраста. Однако развитие самости не означает растворение и исчезновение Ego. Оно продолжает оставаться центром сознания, но уже понимается в связке с самостью, объединяющей сознательные и бессознательные психические процессы. Самость часто символизируется в снах или образах безлично — как точка, круг или божество. Процесс установления связей между Ego и Самостью — это процесс развития человека, его индивидуализации и самореализации.
Мотивация • Карл Юнг считал так же, как и 3. Фрейд, что разрядка напряжения есть основной механизм мотивации. Однако в отличие от 3. Фрейда он полагал, что организм стремится к самореализации. • Также главным мотиватором любого человека, по мнению Юнга, являются силы из глубины истории — силы архетипов.
Что движет личностью • Юнг переопределил Либидо в просто жизненную силу (психическую энергию), которая не обязательно должна быть агрессивно окрашенной. Количество психической энергии, вложенной в тот или иной элемент личности, называется ценностью этого элемента. Абсолютную ценность идеи и чувства определить невозможно, но можно определить относительную. • С помощью ценности человек определяет что он предпочитает. Порядок предпочтений можно принять как примерный показатель относительной силы ценностей. Снижение одной ценности неизбежно означает возвышение другой. Идеальное состояние, в котором вся энергия равномерно распределена между различными полностью развитыми системами, – самость.
Типы личности • На фоне изучения двух эго-ориентаций (интроверсия и экстраверсия), а также четырех психологических функций (мышление, чувства, ощущение, интуиция), Юнг пришел к выводу о том, что вышеперечисленные структуры способствуют «формированию восьми психологических типов личности: • 1) экстравертный мыслительный тип, • 2) экстравертный чувствующий (эмоциональный) тип, • 3) экстравертный ощущающий (перцептивный) тип, • 4) экстравертный интуитивный тип, • 5) интровертный мыслительный тип, • 6) интровертный чувствующий тип, • 7) интровертный ощущающий тип, • 8) интровертный интуитивный тип» . Интроверт – это человек, интерес которого направлен в себя, он руководствуется в своём поведении внутренними принципами. Экстраверт – это человек, интерес которого направлен вовне, он руководствуется внешними обстоятельствами и общественным мнением.
Методы изучения • Юнг обсуждает три метода: 1) прямое наблюдение плюс аналитическая дедукция; 2) выявление индикаторов комплекса 3) измерение интенсивности эмоционального выражения.
Нарушения в развитии личности • Юнг говорит, что плохая адаптация и несчастья в огромной мере возникают из-за «застревания в развити» , одностороннего, однобокого развития личности, при котором игнорируются важные грани человеческой натуры. Это отвержение порождает личностные нарушения и иррациональное поведение. Односторонность может возникать при захвате архетипом и через комплекс. • Здоровый человек по Юнгу постоянно следует по пути индивидуации (объединению в себе противоположностей) к своей Самости.
Способы коррекции • В отличие от Фрейда терапия это не менторство взрослого, а сотрудничество на равных. • Цель —разоблачить самообман, который делает личность односторонней. А потом найти новые грани восприятия себя и трансофрмировать пациента из «просящего помощи» в «самостоятельного» . • Все архитипы могут проявляется в сновидениях пациента. Их анализ в поиске значимых образов Тени, Маски, Анимы/Анимуса, Самости. Индикатор комплекса – это любое нарушение поведения, указывающее на присутствие комплекса. Интенсивность эмоциональной реакции на ситуацию – показатель силы комплекса. Индикаторы комплекса проявляются и в тесте словесных ассоциаций. Также, чтобы обнаружить комплексы используются любые методики получения образов: арттерапия или песочная терапия. • Юнг ушел от свободных ассоциаций к направляемым. Терапевт иногда в поток сознания клиента «вбрасывает» слова. Человек на каждое из них должен отвечать первым пришедшим на ум словом. Если реакция на какое-то слово потребовала необычно много времени, это указывает на то, что слово каким-то образом связано с комплексом.