Теория культурноисторических типов Н. Я. Данилевского Подготовила Ляшенко Диана Группа Д 132 Преподаватель: Степанцева О. А.
Николай Яковлевич Данилевский (18221885 гг. ) – русский социолог, культуролог, публицист и естествоиспытатель. Именно он впервые в широком объеме поставил принципиальные вопросы, составляющие содержание культурологии.
«Россия и Европа» Его книга "Россия и Европа" замечательный памятник русской общественной мысли XIX века - стоит как бы в стороне от основного русла развития русской философии и социологии.
Основные идеи его книги: q. Отвергает европоцентристское истолкование роли Европы в истории. q. Убежден, что общепринятую периодизацию истории – разделение ее на древнюю, средневековую и новую – неправомерно распространять на всемирную историю. q. Отвергает принцип однолинейности исторического прогресса.
Культурно-исторические типы по теории Н. Я. Данилевского: Ø Ø Ø Ø Ø § § Египетский Китайский Ассирийско-вавилоно-финикийский или древнесемитический Индийский Иранский Еврейский Греческий Римский Новосемитический или аравийский Германо-романский или европейский. и еще далее два только формирующихся типа: Славянский новоамериканский.
Три разряда особенностей «народного характера» Особенности, обусловленные ходом и условиями исторического воспитания народов. этнографические нравственные
Жизненный цикл культурноисторических типов Подготовительный «этнографический» этап, длящийся тысячелетия II. Формирование государства, обеспечивающего политическое и культурное единство, а также условия для творческого развития. (ок. 400 -600 лет) III. Цивилизационный период. Период растраты культурного потенциала. IV. Период застоя. I.
Взаимодействие культур q «Прополка» - вытеснение и уничтожение существовавшей ранее культуры q «Прививка» - пересадка в культуру народа элементов чужой цивилизации. q «Почвенное удобрение» – воздействие, при котором развивающаяся одна цивилизация усваивает результаты деятельности другой.
Славянский культурноисторический тип v. Славянские народы избавлены от насильственности характера. v. Главная движущая сила – внутреннее нравственное сознание v общенародное берет верх над индивидуальным. v. Русские и другие славяне – хранители истинной веры – православия.
Вывод Теория Н. Я. Данилевского во многом уже часть прошлого, но некоторые вопросы, поставленные им, актуальны и по сей день. Например, современные «славянофилы» и «западники» в россии продолжают идейные битвы вокруг вопросов о том, является ли она европейской или азиатской страной, должна идти по западному пути или искать свой «евразийский» .
Список использованной литературы и интернет-ресурсов 1. 2. 3. 4. 5. Основы культурологии: морфология культур. Учебное пособие. А. С. Кармин. СПб, 1997 г. /стр-цы 374, 375. http: //ru. wikipedia. org/ http: //ru. wikisource. org/ http: //referatz. ru/works/39994/ http: //www. coolreferat. com/