гуманистическая психология..pptx
- Количество слайдов: 17
ТЕОРИЯ ЧЕРТ ГОРДОНА ОЛПОРТА(1897 -1967) ТЕОРИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ АБРАХАМА МАСЛОУ(1908 -1970) ТЕОРИЯ И ИНДЕРЕКТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ КАРЛА РОДЖЕРСА(1902 -1987)
ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ-человек постоянно стремиться к новым целям; ПРИНЦИП ЦЕЛОСТНОСТИ- личность это сложная открытая система, направленная на реализацию своих потенциалов; ПРИНЦИП ГУМАННОСТИ-человек своей природе добрый только обстоятельства агрессивным; по и свободный, делают его
Человек- открытая система в которой имеются уровни взаимодействия индивида с миром Условные рефлексы Навыки Черты личности (системы черт)
Уровень мотивов нужды Уровень регулируется принципом гомеостазастремления к устранению напряжения. Уровень высших мотивов-мотивов развития. Эти мотивы порождают обращенную в будущее систему целей. «Для того, чтобы понять личность, всегда необходимо обращаться к тому, чем она может оказаться в будущем»
РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ В ЕДИНСТВЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВПОВЕДЕНИЯ ВЕДЕТ К ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВНЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ-ЧЕРТ. ЧЕРТА-ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ ВЕСТИ СЕБЯ СХОДНЫМ ОБРАЗОМ В ШИРОКОМ ДИАПАЗОНЕ СИТУАЦИЙ, например агрессивный человек даже нейтральные стимулы воспримет как угрожающие. КАРДИНАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ -те, которые преобладают в поведении человека практически во всех ситуациях ЦЕНТРАЛЬНЫЕ- типичные для человека, но проявляются не во всех ситуациях.
ДЕТСКАЯ СТАДИЯ-ребенок функционирует как динамическое единство, почти во всех ситуациях действует по принципу «все или ничего» СТАДИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ Нарушение динамического единства, неструктурированность отдельных компонентов; СТАДИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЕДИНСТВА -в процессе общения и деятельности на основе соподчинения отдельных свойств личности происходит образование интегрированного единства структуры личности.
В ЦЕНТРЕ ТЕОРИИ- ПОНЯТИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НЕОБХОДИМОСТИ МАКСИМАЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ, ЧТО ОЗНАЧАЕТ ИСТИННОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ. МАСЛОУ ПОДЧЕРКИВАЛ ИНТЕРЕС ПСИХОЛОГИИ К ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ; ПРЕДЖЕ ЧЕМ АНАЛИЗИРОВАТЬ БОЛЕЗНЬ НЕОБХОДИМО ПОНЯТЬ, ЧТО ЗНАЧИТ ЗДОРОВЬЕ.
Само Актуа. Лизация Уважение и самоуважение Потребности в любви и принятии Потребности в безопасности Базовые физиологические потребности(в пище, воде, кислороде, сексе и др. )
Потребность в самоактуализации по Маслоу - врожденная потребность. Важным условием функционирования здоровых людей он считал отстраненность от социального окружения, когда оценка своего поведения осуществляется на основе самоодобрения , не нуждающегося во внешних наградах и наказаниях.
Индивид существует в постоянно изменяющемся мире, центром которого является он сам. Это индивидуальное пространство получило название феноменального мира. В феноменальном мире находится все то, что чувствует человек, не зависимо от того, осознает он это или не осознает
1. поведение человека можно понять только с позиции самой личности, ее субъективного восприятия и познания действительности; 2. человек сам определяет свою судьбу и свободен в выборе и принятии решений; 3. люди по природе добры и стремятся к совершенству. Жестокость, антисоциальность, незрелостьрезультат страха и психологической защиты
Открытость переживанию полярно противоположна беззащитности. Люди, полностью открытые переживанию, способны слушать себя, чувствовать всю сферу висцеральных, сенсорных, эмоциональных и когнитивных переживаний в себе, не испытывая угрозы. Они тонко сознают свои самые глубокие мысли и чувства; они не пытаются подавить их; часто действуют в соответствии с ними; и даже действуя не в соответствии с ними, они способны осознать их. 1. открытость переживанию. Фактически все переживания, будь то внутренние или внешние, точно символизированы в их сознании, не искажаясь и не отрицаясь.
2. ведет экзистенциальный образ жизни. Это тенденция жить полно и насыщенно в каждый момент существования, так чтобы каждое переживание воспринималось как свежее и уникальное, отличное от того, что было ранее. Следовательно, люди, живущие хорошей жизнью, гибки, адаптивны, терпимы и непосредственны. Они открывают структуру своего опыта в процессе его переживания.
обладает организмическим доверием. Это качество хорошей жизни лучше всего можно проиллюстрировать в контексте принятия решения. А именно, в выборе действий, предпринимаемых в какой-то ситуации, многие люди полагаются на социальные нормы, заложенные какой-то группой или институтом (например, церковью), на суждения других (от супруга и друга до ведущего телешоу) или на то, как они вели себя в подобных ситуациях раньше. Короче, на их способность принимать решение оказывают сильное, если не абсолютное, влияние внешние силы. И наоборот, полноценно функционирующие люди зависят от организмических переживаний, которые они рассматривают как достоверный источник информации, позволяющий решить, что следует или не следует делать. 3.
4 качество -эмпирическая свобода. Этот аспект хорошей жизни заключается в том, что человек может свободно жить так, как хочет, без ограничений или запретов. Субъективная свобода – это чувство личной власти, способность делать выбор и руководить собой. В то же время Роджерс не отрицал, что на поведение человека влияют наследственно обусловленные факторы, социальные силы и прошлый опыт, которые фактически определяют сделанный выбор.
5 качество -Креативность. Для Роджерса продукты творчества (идеи, проекты, действия) и творческий образ жизни появляются у человека, который живет хорошей жизнью. Творческие люди стремятся жить конструктивно и адаптивно в своей культуре, в то же время удовлетворяя собственные самые глубокие потребности. Они способны творчески, гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям окружения. Однако, добавляет Роджерс, такие люди не обязательно полностью приспособлены к культуре и, почти несомненно, не являются конформистами. Их связь с обществом можно выразить так: они являются членами общества и его продуктами, но не его пленниками.
«…Человек принадлежит к определенному виду и имеет видовые характеристики. Одна из них, я считаю, заключается в том, что он неизлечимо социален; он имеет глубокую потребность во взаимоотношениях» «Многочисленные проблемы возникают, когда мы пытаемся оправдать ожидания других, вместо того, чтобы определить наши собственные. » «Каждый из нас состоит из двух отдельных частей, отчаянно пытающихся соединиться в одно интегрированное целое, в котором различия между душой и телом, чувствами и интеллектом были бы стёрты. » «Люди, не верящие в человеческую доброту, редко сталкиваются с её проявлениями. » «С чего Вы взяли, что Вас кто-то должен любить? Где это написано? !» "Ошибки могут быть и в теориях авторитетов"