Теории происхождения государства По вопросу происхождения

Скачать презентацию Теории происхождения  государства  По вопросу происхождения Скачать презентацию Теории происхождения государства По вопросу происхождения

1. Теории происхождения государства.ppt

  • Количество слайдов: 26

>Теории происхождения  государства Теории происхождения государства

>По вопросу происхождения государства существуют различные мнения, взгляды. Создавались самые разнообразные теории о причинах По вопросу происхождения государства существуют различные мнения, взгляды. Создавались самые разнообразные теории о причинах и путях возникновения государства и права. Множественность этих теорий объясняется различиями исторических и социальных условий, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали. Теории о происхождении государства стали возникать вместе последним, отражая уровень развития экономического строя и общества сознания Каждая из теорий имеет познавательную ценность, так как они дополняют друга и содействуют более полному воссозданию картины процесса происхождения государства.

>   Содержание • Патриархальная теория  • Теория Огюста Конта • Патерналистская Содержание • Патриархальная теория • Теория Огюста Конта • Патерналистская теория • Теория Герберта • Органическая теория Спенсера • Теория насилия • Гидравлическая теория • Психологическая теория • Классовый подход • Теория общественного • Теория Гуго Гроция договора • Теория Томаса Гоббса • Историко- • Теория Джона Локка материалистическая теория • Теория Жан-Жака Руссо • Теологическая теория • Теория Евгения Дюринга • Теологическая теория в • Теория Людвига условиях современности Гумпловича • Древнегреческая теория • Теория Карла Каутского • Древнеиндийская теория • Патримониальная теория • Древнекитайская теория

>Патриархальная теория  Эта теория также возникла в древности:  ее основателем был Аристотель Патриархальная теория Эта теория также возникла в древности: ее основателем был Аристотель (III в. до н. э. ), однако подобные идеи высказывались и в сравнительно недавние времена (Фильмер, Михайловский и др. ). Аристотель понимал государст во как соединение многих родов и деревень ради лучшей, совершенной жизни. С точки зрения Аристотеля, все начинается с семьи, рода, кото рые для лучшей жизни расширяются до государства. Государство же выступает средоточием всех интеллектуальных и нравственных инте ресов граждан.

>  Патерналистская теория    От слова патер - отец. В данной Патерналистская теория От слова патер - отец. В данной теории имеет место прямое соотношение государства с семьей. Так например, Конфуций, трактуя императора как «сына Неба» и исполнителя воли Неба, вместе с тем уподоблял власть императора власти главы семейства, а государство – большой семье. Управление государством, по его мнению, должно строиться как управление семьей – на основе норм добродетели, заботы старших о младших, сыновней преданности и почтительности младших по отношению к старшим. Также патерналистские воззрения нашли свое отражение в русской политической истории, традиционным компонентом которой стала вера широких слоев населения в «царя-батюшку» и во всякое начальство как в «отца родного» .

> Органическая теория     Эта теория возникла в XIX в. в Органическая теория Эта теория возникла в XIX в. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (IV–III вв. до н. э. ) сравнивали государство с организмом, а законы государства – с процессами человеческой психики. В соответствии с органической теорией само человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм – государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы – внешние (оборона, нападение).

>   Теория насилия Эта теория также возникла в XIX в. Ее представителями Теория насилия Эта теория также возникла в XIX в. Ее представителями были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. Они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппарат, принимались нужные законы. Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному. В своих рассуждениях сторонники этой теории опирались на известные исторические факты, когда многие государства появились именно в результате завоевания одним народом другого (раннегерманские, венгерское и другие государства).

>Психологическая теория   Представителями этой   теории, возникшей также в  Психологическая теория Представителями этой теории, возникшей также в XIX в. были Г. Тард, Л. И. Петражицкий и др. Они объясняли появление государства и права проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений и прочего

> Теория общественного договора      Эта теория была сформулирована в Теория общественного договора Эта теория была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей: Г. Греция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Б. Спинозы, Ж. -Ж. Руссо, А. Н. Радищева и др. , т. е. в XVII–XVIII вв. По этой теории до появления государства люди находились в «естественном состоянии» , которое понималось разными авторами по- разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие – «золотой век» и т. п. ). В большинство концепций входит идея «естественного права» , т. е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы. Однако в процессе развития человечества права одних людей приходят в противоречие с правами других, нарушается порядок, возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав.

>Историко-материалистическая теория   Возникновение этой теории обычно связывают с именами К.  Маркса Историко-материалистическая теория Возникновение этой теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л. Морган. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права. Историко-материалистическая концепция включает два подхода. Один из них, господствовавший в советской науке, решающую роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримости классовой борьбы: государство возникает как продукт этой непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других классов. Второй подход исходит из того, что в результате экономического развития усложняются само общество, его производительная и распределительная сферы, его «общие дела» . Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства.

>  Теологическая теория Одной из первых теорий происхождения государства и права была теологическая, Теологическая теория Одной из первых теорий происхождения государства и права была теологическая, объясняющая их возникновение божественной волей. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский – XIII в. ), идеологии ислама и современной католической церкви (неотомисты – Жак Мари-тен и др. ). Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли (а она может укладываться в любую из последующих концепций). В то же время она отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации.

> Теологическая теория в условиях современности Сходные мысли о божественном первоисточнике государственной власти в Теологическая теория в условиях современности Сходные мысли о божественном первоисточнике государственной власти в XX в. развивал Жак Маритен. Также и многие другие современные приверженцы теологических естественно-правовых учений (А. Ауэр, Э. Вольф, X. Домбоис, Ф. Харст и др. ) в конечном счёте именно в Боге (его разуме, воле, творении и т. д. ) видят исходное основание и источник права и государства. В настоящее время данная концепция представляет официальную доктрину Ватикана.

>  Древнегреческая теория    Согласно Платону государство появилось в  Древнегреческая теория Согласно Платону государство появилось в эпоху Зевса и олимпийских богов. Они поделили между собой по жребию все страны земли. При этом Аттика (территория древних Афин) досталась Афине и Гефесту, а остров Атлантида — Посейдону. Афина и Гефест населили Аттику благородными мужами и вложили в их умы понятие о демократическом государственном устройстве. Посейдон же установил на Атлантиде государство в форме наследственного царского правления, закрепив основы в законах. Таким образом Платон считал, что для организации правильных форм земной жизни, необходимо в максимально возможной мере подражать мифическим космически-божественным первообразцам (философски говоря — идее) правления людьми. В первую очередь устройству Афин (где правят философы), во вторую устройству Атлантиды (где правят законы).

>Древнеиндийская теория Бог Индра установил общекосмический и земной порядок, его закон и обычай (риту). Древнеиндийская теория Бог Индра установил общекосмический и земной порядок, его закон и обычай (риту). Он же и поддерживает этот порядок. Древнекитайская теория Волей божественного Неба в Поднебесной появился порядок, организация власти, правила поведения и т. д. Император (носитель власти) при этом — сын Неба.

>Теория Огюста Конта     Согласно Конту - общество (а  Теория Огюста Конта Согласно Конту - общество (а следовательно и государство) - органическое целое, строением, функционированием и эволюцией которого занимается социология. Социология при этом опирается на законы биологии, действие которых в обществе претерпевает определённое видоизменение в силу своеобразия взаимодействия индивидов и воздействия предшествующих поколений на последующие. Основная задача социологии как позитивной науки, пришедшей на смену предшествующим теологическим и метафизическим воззрениям, состоит в обосновании путей и средств гармонизации общества, утверждения органической связи «порядка» и «прогресса» .

> Теория Герберта Спенсер трактует государство как часть природы, которое развивается подобно зародышу животного, Теория Герберта Спенсер трактует государство как часть природы, которое развивается подобно зародышу животного, причем во всей истории человеческой цивилизации естественно-животное начало доминирует над началом социальным (и политическим). Подобно животному организму, социальный организм растет и развивается путём интеграции его составных частей, усложнения его структуры, дифференциации функций и т. д. При этом в социальной жизни, как и в природе, выживает наиболее приспособленный организм. В духе закона эволюции Спенсер трактует догосударственное состояние общества, возникновение и функционирование политической организации и политической власти в обществе военного типа и постепенный переход к обществу, государству и праву промышленного типа. При этом в отличие от подавляющего большинства приверженцев органистического подхода Спенсер развивал либерально- индивидуалистические политические воззрения и видел цель социального организма не в поглощении своих членов, а в служении им.

>  Гидравлическая теория, в соответствии с которой государство  возникло для организации строительства Гидравлическая теория, в соответствии с которой государство возникло для организации строительства ирригационных сооружений. Так, по мнению К Витфогеля, возникли государства на Древнем Востоке, в Древнем Египте, Китае и т. д. Представляет определенный интерес понимание государства русскими юристами дореволюционного периода. Например, И М Коркунов писал, что «государство -это общественный союз пред ставляющий собой самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми» . Другой русский юрист, В. М. Хвостов, считал: «. . . государство - это союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчи няющихся принудительной и самостоятельной верховной власти» . Довольно интересным и сегодня представляется понятие го сударства, сформулированное известным русским государствоведом А. Д. Градовским. Он писал: «Государство - есть оседлая и организо ванная масса лиц и общественных союзов, живущих на определнной территории и подчиненных одной верховной власти, облеченной пра вами законодательства, суда и управления для обеспечения юридического порядка и общих условий благосостояния»

>Классовый подход   Во второй половине XIX и в начале  XX в. Классовый подход Во второй половине XIX и в начале XX в. распространение по лучило марксистско-ленинское представление о государстве. В работе Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государ ства» , а также в произведениях В. И. Ленина «Государство и револю ция» , «О государстве» утверждалось, что государство есть машина для угнетения одного класса другим: машина, которая удерживает в пови новении одного класса прочие, подчиненные классы. Марксистско-ленинская концепция вошла в историю как классовый подход к объяснению природы и социального назначения государства.

>  Теория Гуго Гроция Трактует государство, как явление волеустановленное, возникающее в результате договора Теория Гуго Гроция Трактует государство, как явление волеустановленное, возникающее в результате договора людей (их волеизъявления). «Право внутригосударственное, есть то, которое исходит от гражданской власти. Власть гражданская господствует в государстве. Государство же есть совершенный союз свободных людей, заключённый ради соблюдения права и общей пользы» . К взаимному общению и заключению такого договора, побуждает людей их разумная природа – «мать естественного права» . Естественно- правовой характер носит и требование соблюдения договора о создании государства (гражданского сообщества).

> Теория Томаса Гоббса Догосударственное (естественное) состояние Гоббс изображает как «состояние войны всех против Теория Томаса Гоббса Догосударственное (естественное) состояние Гоббс изображает как «состояние войны всех против всех» . В естественном состоянии, где нет общей власти, закона и справедливости, каждый имеет право на все – в этом и состоят его естественное право и свобода. В этих условиях разум человека предписывает требование искать мир и следовать ему. Таков, по Гоббсу, смысл первого и основного естественного закона. Из него вытекают и все остальные естественные законы, которые требуют отказа каждого от своих естественных прав в интересах мира и безопасности. Требования этих естественных законов побуждают людей заключить договор об учреждении государства (суверенной общей власти), держащего людей в страхе и направляющего их действия к общему благу. Договорную концепцию Гоббс, таким образом, использовал для обоснования абсолютистского государства, суверенная власть которого носит произвольный и бесконтрольный характер.

>Теория Джона Локка Либеральная концепция договорного происхождения и назначения государства,  согласно которой целью Теория Джона Локка Либеральная концепция договорного происхождения и назначения государства, согласно которой целью общественного договора об учреждении государства является обеспечение неотчуждаемого (и в условиях государственной жизни) естественного права каждого на его собственность, т. е. его жизнь, свободу и имущество. Договорные отношения людей с государством – это постоянно длящийся и обновляющийся процесс, основанный на принципе согласия. В соответствии с этим принципом народ, будучи источником суверенитета, имеет право свергнуть деспотическую власть как нарушителя условий общественного договора. Также и каждый отдельный человек, достигнув совершеннолетия, сам решает вопрос о том, присоединиться ли ему к общественному договору и стать членом данного государства или покинуть его.

>   Теория Жан-Жака Руссо Трактует возникновение государства как соглашение, заключённое для попытки Теория Жан-Жака Руссо Трактует возникновение государства как соглашение, заключённое для попытки преодоления социального неравенства, с целью создания государственной власти и законов, которым будут подчиняться все. Однако неравенство частной собственности, дополненное политическим неравенством, привело, в конечном счёте к абсолютному неравенству при деспотизме, когда по отношению к деспоту все равны в своем рабстве и бесправии. Руссо выдвигает свой проект общественно -договорного «исправления» истории – создание Политического организма (общины) как подлинного договора между народами и правителями. Цель этого подлинного общественного договора Руссо видит в создании «такой формы ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединившись со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде» . Общественный договор дает политическому организму (государству) неограниченную власть над всеми его членами (участниками соглашения); эта власть, направляемая общей волей, и есть единый, неделимый и неотчуждаемый суверенитет народа.

>Теория Евгения Дюринга Насилие (внутреннее насилие) одной части первобытного общества над другой, по Дюрингу, Теория Евгения Дюринга Насилие (внутреннее насилие) одной части первобытного общества над другой, по Дюрингу, – это тот первичный фактор, который порождает политический строй (государство). В результате такого насильственного порабощения одних другими возникают также собственность и классы.

>Теория Людвига Гумпловича Государство возникает вследствие стремления людей (стада, сообщества) к расширению своего влияния Теория Людвига Гумпловича Государство возникает вследствие стремления людей (стада, сообщества) к расширению своего влияния и могущества, к увеличению своего благополучия, это ведет к войнам, и как следствие к появлению государственного устройства, а также к появлению имущественного и социального расслоения населения. Также Гумплович утверждал, что государства всегда основывались меньшинством пришлых завоевателей, т. е. более сильной расой, расой победителей.

>Теория Карла Каутского  Государство возникает как аппарат  принуждения завоевателей  (победившего племени) Теория Карла Каутского Государство возникает как аппарат принуждения завоевателей (победившего племени) над побежденными. И уже в рамках насильственно объединённой общности победителей и побежденных из победившего племени формируется господствующий класс, а из побежденного племени – класс эксплуатируемых. Каутский также пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии.

>Патримониальная теория   Согласно данной теории   государство произошло   от Патримониальная теория Согласно данной теории государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный сюзеренитет.