Русск__Схемы_Культ_Развития.ppt
- Количество слайдов: 28
Теоретические схемы культурноисторических изменений 1. Эволюционистские теории культурного 2. 3. 4. развития. Теории циклических изменений культуры: О. Шпенглер, А. Тойнби Волновая модель культурного развития. П. Сорокин Нелинейная схема культурноисторического развития
1. Эволюционистские теории культурного развития Влияние на их формирование достижений естественных наук Ч. Дарвин: теория эволюционных закономерностей изменений живых организмов Основные представители эволюционизма в культуре: Г. Спенсер (1820 -1903) Э. Тайлор (1832 -1917)
Идеи классического эволюционизма: закономерность культурного развития с предсказуемыми результатами последовательное усложнение социокультурной жизни с необходимым повышением уровня его организации, то есть движение по пути прогресса культурная общность всего человечества, единый вектор развития, европоцентризм
Линейная схема исторического развития Основные представители однолинейной схемы культурно-исторического процесса: Гегель Маркс определение культуры как постепенного выражения творческой силы мирового разума, проходящего различные стадии самопознания Разработка концепции формаций, трактующей культурно-исторический процесс как восходжение от одной формации к другой по пути прогресса
Циклические теории культурного развития отрицание идеи эволюционизма, а именно – отказ от линейности в трактовке человеческой истории, преодоление идеи европоцентризма признание плюралистичности культурного развития культурно–исторический процесс - череда самостоятельных, уникальных, независимых одна от другой культурных форм – локальных культур. каждая локальная культура – уникальное и неповторимое образование сходство жизненных циклов локальных культур: зарождение, зрелость, старость, смерть
Концепции локальных цивилизаций Классическими теориями, которые были разработаны в рамках данного методологического подхода, стали концепции Н. Данилевского О. Шпенглера А. Тойнби
Циклическая модель Философия культуры Освальда Шпенглера (1880 -1936)
Культурологическая концепция О. Шпенглера основная работа – „ Закат Европы ”; выступил с резкой критикой европейского рационализма и теории непрерывного прогресса человечества
История культуры совокупность локальных культур, возникающих последовательно
Каждая культура проходит определенные стадии зарождение развитие расцвет упадок
Существуя как локальная, каждая культура является уникальной и неповторимой, ее своеобразие определяется присущей ей „ душой ” „Душа” – это генетический код культуры, именно она обусловливает исключительность каждой конкретной существующей культурной формы
Фундаментальные категории концепции Шпенглера, который он разделяет и противопоставляет культура это органическая система духовно–социальных ориентиров, имеющих преимущественно ценностную основу, благодаря чему она способна возвысить человека над обыденностью цивилизация это культура, которая реализовала свои цели
Основные признаки цивилизации закостенение общества ослабление традиций и религии урбанизация, засилье техники упадок искусства формирование массовой культуры
О. Шпенглер выделил восемь великих культур, достигших зрелости египетская майя византийская китайская греко-римская индийская вавилонская западноевропейская
Циклическая модель Концепция „ круговорота локальных цивилизаций ” Арнольд Тойнби (1889– 1975 )
Культурологическая концепция А. Тойнби основная работа – „Постижение истории”, в которой он утверждает, что тезис о единстве всемирноисторического процесса является ложным
Циклическая модель всемирная история предстает в виде совокупности историй самостоятельных „ цивилизаций ”
Цивилизации – это своеобразные „ культурно-исторические монады ”, то есть автономные культурные образования, которые в своем развитии проходят определенные стадии возникновение рост надлом распад
Закон „ Вызова – и – Ответа ” каждый шаг вперед в развитии цивилизации связан с адекватным ответом на „ Вызов ” исторической ситуации адекватный „Ответ” по своей сути – достижение „ творческого меньшинства ”
Закон „ Вызова – и – Ответа ” в случае, когда творческая элита не способна решить поставленную задачу, она превращается в „ господствующее меньшинство ” основная масса населения в этом случае становится „ внутренним пролетариатом ”, усиливается давление “внешнего пролетариата”, и цивилизация рушится
Волновая модель развития культуры была разработана Питиримом Сорокиним (1889 -1960)
Волновая модель исторического развития П. Сорокина "Социокультурная динамика" своеобразное сочетание идей эволюционизма и циклизма
Волновая модель Сорокин берет за основу ценностний подход Культура - “ единство, все составляющие части которого пронизаны одним основополагающим принципом, выражают одну и главную ценность ”.
В зависимости от того, какая ценность доминирует, он делит все культурные сверхсистемы на три типа: идеациональный идеалистический чувственный Бог и вера ценность разума ценность чувств
Нелинейная модель культурного развития В основе понимания культурно- исторического процесса - синергетический подход. Синергетика – это новое направление междисциплинарных исследований. Объект синергетики - процессы самоорганизации в системах различной природы: физических, химических, биологических, социальных.
Основатель синергетики бельгийский ученый, лауреат Нобелевской премии И. Р Пригожин Основная работа “Порядок из хаоса”
Основатель синергетики Немецкий ученый Герман Хакен (род. 1927) Основная работа: “Синергетика”
Основные идеи синергетического подхода культура – неравновесная, открытая, нелинейная, самоорганизующаяся система множественность путей эволюции культурных систем вследствие утраты устойчивости и возникновения точек бифуркации (развилок) с двумя и более возможными направлениями развития непредсказуемость результатов развития систем