воспитание.ppt
- Количество слайдов: 61
Теоретические основы художественно-эстетического развития дошкольников
Вопросы для обсуждения • Теория вопроса эстетического воспитания дошкольников • Организация творческой деятельности дошкольников в ДОО
Как представлено художественно -эстетическое развитие в ФГОС ДО?
ФГОС ДО направлен на решение задач • охраны и укрепления физического и психического здоровья детей; • обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства; • обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней; • создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; • объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения; • формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности…
Образовательные области 5 Художественно - эстетическое развитие • Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы • Становление эстетического отношения к окружающему миру • Формирование элементарных представлений о видах искусства • Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора • Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений • Реализация самостоятельной творческой деятельности детей
ФГОС 6 Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте 6. Обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства
Методологическая основа эстетического воспитания Эстетика (от греч. – воспринимаемый чувством) – философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, природе и жизни, учение об искусстве как особом виде человеческой идеологии.
Эстетическое воспитание целенаправленный систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью формирования эстетически эмоционально- чувственного и ценностного сознания личности, развития у нее способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее (Ольга Владимировна Пастюк). Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.
Искусство высшая форма эстетического отражения и познания мира в художественных образах. Искусство в силу своей эмоциональности, образности, конкретности и обобщенности в доступной, доходчивой форме воздействует на мир чувств и мыслей, формируя личность человека в целом, и являясь в силу этого содержанием эстетического воспитания и одним из его средств.
Психические процессы, которые составляют основу художественного творчества (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов): • Восприятие, характеризующееся индивидуальными различиями. Его образы, накапливаясь, формируют сенсорный опыт, являющийся основой развития разнообразных способностей, в том числе художественных и интеллектуальных. На базе образов восприятия формируются представления. Если эти образы эстетически окрашены, то и формирующиеся на их основе представления тоже будут эстетическими.
• Наглядно-образное мышление, опирающееся на зрительные представления и их трансформацию в средства решения мыслительной задачи. • Воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и которое в свою очередь развивается в процессе этой деятельности. • Эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического восприятия, необходимого для успешного осуществления художественной деятельности.
Принципы эстетического воспитания • Принцип преемственности прогрессивных элементов культуры предполагает связь эстетической культуры народа, современного искусства с лучшими традициями прошлого и передовыми теориями эстетического воспитания. Освоение культурного наследия требует критического к нему отношения и вместе с тем сохранения того, что в нем есть ценного.
• Принцип комплексности. В процессе воздействия на ребенка различные виды искусства постоянно взаимодействуют между собой. На этом основывается необходимость осуществления тесных связей при ознакомлении детей с разными видами искусств. Каждое из них усиливает воздействие другого за счет специфики и своеобразия собственных образов. Эстетическое воспитание должно стать органической частью любого вида воспитания. ? • Принцип всеобщности и обязательности требует эстетического воспитания и художественного образования всего населения на всех возрастных этапах, а не только тех, кто имеет ярко выраженные способности. ?
• Принцип единства обучения и формирования самостоятельного художественного творчества детей предполагает тесную связь между обучением и формированием творчества подрастающего поколения. Эти процессы нельзя рассматривать изолировано, так как творчество формируется в процессе обучения, а обучение становится более эффективным благодаря применению творческих умений. Исследования Е. А. Флериной, Н. А. Ветлугиной, Н. П. Саккулиной, Т. С. Комаровой показали, что развивать творчество детей нужно в процессе обучения, при этом предусматривая такое взаимодействие учебных и творческих задач, при котором творческий элемент не заслоняет учебные задачи, а делает их более значимыми, осмысленными, эмоциональными. Сочетание учебного и творческого элементов должно быть различным в зависимости от степени решения той или иной задачи: чем меньше усвоен материал, тем более простым должен быть творческий элемент, и, наоборот, чем лучше он усвоен, тем шире можно сочетать его с творческими задачами.
МБДОУ № 79 «Садко» г. Сургут 15
Парциальные программы по художественно- эстетическому развитию дошкольников Программа «Природа и художник» Автор Т. А. Копцева Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Авторы: О. Л. Князева, М. Д. Маханева Программа «Интеграция» Автор Т. Г. Казакова Программа «Гармония» Авторы: К. В. Тарасова, Т. В. Нестеренко, Т. Г. Рубан Программа «Музыкальные шедевры» Автор О. П. Радынова
Назовите две группы задач эстетического воспитания дошкольников
• Формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного. Рассматривались вопросы восприятия детьми художественных произведений (А. В. Запорожец, Т. А. Репина, Р. И. Жуковская, А. М. Виноградова, Л. П. Стрелкова и др. ), иллюстраций к книгам (В. А. Езикеева), восприятия музыкальных произведений (К. В. Тарасова, И. Л. Дзержинская, Е. А. Дубровская, Л. Н. Комисарова и др. ).
• Формирование художественных умений в области разных искусств (обучение рисованию, лепке, конструированию, пению, движениям под музыку, развитие словесного творчества). В. Н. Шацкая, Е. А. Флерина, Н. П. Саккулина, Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Т. Г. Казакова, Л. В. Компанцева, Л. С. Фурмина, Г. Н. Пантелеев, Е. А. Дубровская и др. разработали теорию эстетического воспитания и конкретизировали ее для практики.
Каковы средства эстетического воспитания дошкольников?
• эстетика быта, • природа, • искусство (изобразительное искусство, музыка, детская художественная литература, архитектура, театр), • художественная деятельность дошкольников, • игра
Какие произведения детской художественной литературы могут послужить эффективным средством эстетического воспитания дошкольников?
С какими произведения живописи вы бы познакомили детей старшего дошкольного возраста?
Какие произведения декоративно- прикладного искусства вы бы подобрали для непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста?
Способны ли дети творить? Если да, то чем творчество ребенка отличается от творчества взрослого? Напоминание: Творчество – деятельность, направленная на создание общественно значимого продукта, оказывающего непосредственное влияние на преобразование окружающей среды.
• Творчество взрослого: возникновение замысла------------вынашивание-- ------ долгое время ---реализация-----результат (ценный для общества). • Творчество ребенка: возникновение замысла-------вынашивание- реализация----- быстро совпадают -----результат (не представляет ценность для общества).
Черты творческой деятельности (И. Я. Лернер) • самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию; • видение новой функции предмета (объекта); • видение проблемы в стандартной ситуации; • видение структуры объекта; • способность к альтернативным решениям; • комбинирование ранее известных способов деятельности в новый.
Какие методы эстетического воспитания дошкольников вам известны?
• показ, • наблюдение, • объяснение, • пример взрослого, • побуждение к сопереживанию, • упражнение, • объяснение, • метод поисковых ситуаций, • творческие задания
Дошкольникам предложили нарисовать с натуры чучело белки. Они обследовали натуру разными способами: дети средней группы, изучая белку, гладили ее по шерстке, показывали части тела и т. д. ; дети старшей группы, изучали белку с опорой лишь на зрительное восприятие. Будут ли отличаться рисунки детей разных возрастных групп? Дайте психологическое обоснование своим суждениям.
Между мамами состоялся следующий разговор. «Как хорошо рисует ваш сын. У моего же одни каракули. Сколько ни говорю, чтобы рисовал аккуратно, он каждый раз рисует плохо» . – «А вы пробовали его учить? » - «Я часто усаживаю сына рисовать. Но рисунки его плохи. Наверно, у него нет способностей» . Права ли в своих догадках мама плохо рисующего ребенка? Какой совет можно дать родителям, желающим развивать умения, способности своих детей?
Папа купил сыну (2 года 3 месяца) цветные карандаши. Мальчик начал рисовать, но у него ничего похожего на окружающие предметы не получилось. Он сжимал карандаш в руке, линии выходили слабые, на рисунке никак не получалась елка, которую ему так хотелось нарисовать. Мама сказала, что ребенку еще рано рисовать. Но отец настойчиво вкладывал карандаш в руку сына и водил им по бумаге: «Давай вначале вместе нарисуем, потом у тебя одного получится» . Он вслух обозначал то, что получалось в процессе совместного рисования, побуждал мальчика самостоятельно узнавать изображенное на бумаге. Проанализируйте поведение родителей, укажите, кто прав и почему. Проанализируйте действие отца с точки зрения теории Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития» .
ЦКВИТАРИЯ Татьяна Александровна ИНТЕГРАЦИЯ ИСКУССТВ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПРИРОДЫ 13. 00. 07 – теория и методика дошкольного образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Ростов-на-Дону 2008
Мацкевич Марина Владимировна Эстетическое развитие старших дошкольников в системе «художественный музей - детский сад» Специальность 13. 00. 02 – теория и методика обучения и воспитания (художественное воспитание в дошкольных учреждениях, общеобразовательной и высшей школе) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Москва – 2006
МАЦКЕВИЧ ЖАННА ВЛАДИМИРОВНА РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В РИСОВАНИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОД ВЛИЯНИЕМ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОГО КИНО Специальность 13. 00. 07 – теория и методика дошкольного образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук МОСКВА-2009
Зырянова Светлана Михайловна Формирование представлений о художественном образе у детей 6 -7 лет на основе интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства 13. 00. 07 – теория и методика дошкольного образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук Екатеринбург - 2003
ЛЮБЛИНСКАЯ ОЛЬГА ЕВГЕНЬЕВНА ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗВИТИИ ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА Специальность: 13. 00. 07 – теория и методика дошкольного образования (по педагогическим дисциплинам) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2008
Власова Татьяна Александровна Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста в художественном ручном труде 13. 00. 07 – теория и методика дошкольного образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук Екатеринбург - 2000