теоретические концепции революции.pptx
- Количество слайдов: 43
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ РЕВОЛЮЦИИ 1. Право на сопротивление тиранам в традиционном обществе 2. Оценки революции в идеологии Просвещения 3. Отношение к революциям в идейном наследии XIX века: - Консервативная идеология о Французской революции -Роль революций в оценках идеологии классического либерализма -Теоретическая концепция революции Карла Маркса и Фридриха Энгельс - Анархистская доктрина социальной революции -Представления о революциях в начале ХХ века 4. Социология революции ХХ века 5. Понятие революция в современной политической науке
КОНЦЕПЦИЯ ДВУХ МЕЧЕЙ
Ф. Отман • • • Ф. Дюплесси-Морне ПРАВО НА СОПРОТИВЛЕНИЕ ТИРАНАМ во французской политической мысли XYI века ФРАНСУА ОТМАН Памфлеты «Тигр» , «Анти-Трибониан» : призывы к сопротивлению узурпаторам власти, тезис об историчности законов и их соответствии обычаям страны, у Франции есть свой опыт свободы — меровингские законы и древние германские обычаи. В политической программе «Франко-Галлия» : провозгласил принцип верховного суверенитета народа, существовавший во времена Меровингов и Каролингов, когда народ выбирал себе монарха. Требования: возвращения к древней конституции Галлии, к федерации самоуправляющихся республик, к полноправию Генеральных штатов, к праву народа избирать и низлагать короля, объявлять войны, издавать законы. Ради этого - правомерна война против короля за общественное благо страны, возглавить ее должно дворянство. ФИЛИПП ДЮПЛЕССИ-МОРНЕ Памфлет «Иск к тиранам» - Народ существовал до королей, он избрал их, положив в основу их власти договор и взаимные обязательства. Нарушение прав народа приводит к установлению тирании. Под народом подразумевается дворянство и верхушка третьего сословия; они должны очистить страну от святотатства тирании.
ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА И ПРАВО СОПРОТИВЛЯТЬСЯ ТИРАНИИ “О праве войны и мира. ” Г. Гроций Государство -“совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы”. Народ может изменить образ правления, если договор расторгнут правителями государства. Подданные вправе считать общественный договор расторгнутым в случае “крайней необходимости”, “большой и явной опасности”, грозящей подданным со стороны правителей государства. «Политический трактат» цель государства в действительности есть свобода Б. Спиноза Когда же государство делает что-нибудь вразрез с велением разума, то оно «грешит» против своей природы, изменяет себе и в этом смысле совершает преступление. Для подобной ситуации нарушения государственными властями условий договора Спиноза признает естественное право народа на восстание.
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА КАК ОБОСНОВАНИЕ РЕВОЛЮЦИИ 24 памфлета по проблемам прав человека государство создано по велению бога общественным соглашением народа, который, в силу прирожденной свободы людей, имеет право управлять собой и создать тот образ правления, какой ему угодно. Если короли говорят, что их власть от бога, то от бога же и свобода народа, власть которого первична, основана на прирожденных правах. Д. Мильтон «Народное соглашение» Д. Лильберн Государство, создано взаимным соглашением людей "для доброй пользы и блага каждого". Отсюда проистекает неотчуждаемое право народа организовать государство таким образом, чтобы это благо было обеспечено. Власть должна быть основана на свободном выборе или согласии народа; никто не может господствовать над людьми без их свободного согласия. «Два трактата о правлении» «Размышления о славной революции 1688 года» . Д. Локк Государство создано для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), оно не должно посягать на эти права, должно быть организовано так, чтобы естественные права были надежно гарантированы. восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободу народа - правомерно и необходимо
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РАДИКАЛИЗМ Ж. -Ж. РУССО (1712 -1778) «Рассуждение о науках и искусствах» «Об общественном договоре, или Принципы политического права» «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» q q РАЗВИТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ, БЫЛО СОПРЯЖЕНО С ПОЯВЛЕНИЕМ И РОСТОМ ОБЩЕСТВЕННОГО НЕРАВЕНСТВА, ИЛИ С РЕГРЕССОМ СВОБОДЫ. Первым по времени возникает имущественное неравенство. Оно явилось неизбежным следствием установления частной собственности на землю. На смену естественному состоянию с этого времени приходит гражданское общество На следующей ступени в общественной жизни появляется неравенство политическое. Было образовано государство. На данной ступени имущественное неравенство дополняется новым - делением общества на правящих и подвластных. Последний предел неравенства наступает с перерождением государства в деспотию. В таком государстве нет больше ни правителей, ни законов - там только одни тираны. Восстание против тирании является правомерным актом
Т. Пейн Э. -Ж. Сийес Ф. Гизо И. Тэн А П О Л О Г И Я Р Е В О Л Ю Ц И И Существуют обиды, которые природа не может простить: она перестала бы быть сама собой, если бы сделала это. Всевышний вселил в нас неистребимое тяготение к добру и мудрости. Будь мы глухи к голосу добрых чувств, распались бы общественные связи, справедливость на земле была бы вырвана с корнем … О вы, которые любите человечество! Вы, кто отваживается противостоять не только тирании, но и тирану, выйдите вперед! Т. Пейн
Традиционалистская концепция Эдмунда Берка РАЗМЫШЛЕНИЯ О РЕВОЛЮЦИИ ВО ФРАНЦИИ Оспаривал: Ø теорию общественного договора Øтеорию народного верховенства. ØИскусственной фикцией является воля большинства ØНа фикциях основана теория прав человека. ØПредполагаемое равенство людей - тоже фикция. народный суверенитет - это "самая фальшивая, безнравственная, злонамеренная доктрина, которая когда-либо проповедовалась народу" q Абстрактные представления о свободе ведут к анархии, а через нее - к тирании. q Всякий общественный порядок возникает в результате долгой исторической работы, утверждающей стабильность, традиции, обычаи q Все это - ценнейшее наследие предков, которое необходимо бережно хранить. q государство, общество, право не изобретены человеком, а создаются в результате длительной эволюции, они не могут быть перестроены по воле людей.
КОНСЕРВАТИВНАЯ ИДЕОЛОГИЯ О ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ФРАНЦИИ ЖОЗЕФА ДЕ МЕСТРА q Человек, который может все видоизменить, но не может ничего создать или изменить к лучшему без помощи божьей, возомнил себя источником верховной власти и захотел все делать сам. q За это бог наказал людей, сказав - делайте! q И революция, божья кара, разрушила весь политический порядок, извратила нравственные законы. q История свидетельствует, что революции всегда производят большее зло, чем то, которое они хотят исправить.
ОЦЕНКА РЕВОЛЮЦИИ В «МЕТАФИЗИКЕ НРАВОВ» И. КАНТА МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ РЕФОРМЫ И РЕВОЛЮЦИИ «ИЗМЕНЕНИЯ В ИМЕЮЩЕМ ИЗЪЯНЫ ГОСУДАРСТВЕННОМ УСТРОЙСТВЕ, КОТОРЫЕ ИНОГДА ТРЕБУЮТСЯ, МОГУТ БЫТЬ ПРОИЗВЕДЕНЫ ТОЛЬКО САМИМ СУВЕРЕНОМ ПУТЕМ РЕФОРМЫ, а не народом путем революции» . «Революция талантливого народа, происходящая на наших глазах, может закончиться удачей или провалом, может быть в такой мере полна бедствий и злодеяний, что здравомыслящий человек даже в надежде на счастливый исход не решился бы начать столь дорогой эксперимент вторично – и тем не менее эта революция, встречает в сердцах всех зрителей. . . сочувствие» «Гражданин государства, и притом с позволения самого государя, должен иметь право открыто высказывать свое мнение о том, какие из распоряжений государя кажутся ему несправедливыми по отношению к обществу…» . Общественное мнение вправе отказать в поддержке тирану; поставленный в условия моральной изоляции и опасаясь стихийного мятежа, он вынужден будет внять голосу народа, соблюдать существующие законы или реформировать их, если они нуждаются в исправлении
Роль революций в оценках идеологии классического либерализма. Алексис де Токвиль СТАРЫЙ ПОРЯДОК И РЕВОЛЮЦИЯ 1856 Революция не должна была изменить характера нашей цивилизации, остановить ее прогрессивное развитие, изменить суть фундаментальных законов, лежащих в основе человеческих обществ у нас на Западе. Если мы будем рассматривать Революцию самою по себе, очистив от случайных наслоений, видоизменявших ее образ в различные периоды и в различных странах, то увидим, что единственным ее результатом было уничтожение политических институтов, на протяжении многих веков безраздельно господствовавших над большинством европейских народов и обычно называемых феодальными, и замена их более единообразным и простым политическим строем, основанием которого является равенство условий. Революция менее всего была событием случайным. И хотя она застигла мир врасплох, она однако была завершением длительной работы, стремительным и бурным окончанием дела, над которым трудились десять поколений.
Теоретическая концепция революции Карла Маркса и Фридриха Энгельса • • Немецкая идеология (1846) Манифест коммунистической партии (1848) НЕМЕЦКАЯ ИДЕОЛОГИЯ: üдиалектика взаимодействия и развития производительных сил и производственных отношений üучение об общественных формациях, üучение о государстве üтеория классов и классовой борьбы üпролетарская революция оценивается как результат развития противоречий между производительными силами и производственными отношениями üформулируется необходимость завоевания пролетариатом политической власти, ü в общей форме высказывается идея диктатуры пролетариата Пролетарская революция характеризуется как двуединый процесс — изменение условий жизни общества и вместе с тем изменение самих людей, совершающих революцию: «. . . революция необходима не только потому, что никаким иным способом невозможно свергнуть господствующий класс, но и потому, что свергающий класс только в революции может сбросить с себя всю старую мерзость и стать способным создать новую основу общества»
НА МЕСТО СТАРОГО БУРЖУАЗНОГО ОБЩЕСТВА С ЕГО КЛАССАМИ И КЛАССОВЫМИ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЯМИ ПРИХОДИТ АССОЦИАЦИЯ, В КОТОРОЙ СВОБОДНОЕ РАЗВИТИЕ КАЖДОГО ЯВЛЯЕТСЯ УСЛОВИЕМ СВОБОДНОГО РАЗВИТИЯ ВСЕХ МАНИФЕСТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ: üобоснование неизбежности коммунистической революции. «История всех до сих нор существовавших обществ— была историей борьбы классов» üСовременное общество всё более раскалывается на два противоположных, антагонистических класса — буржуазию и пролетариат. üПрослеживается развитие производительных сил, которое происходило при господстве и под руководством буржуазии, а теперь переросло буржуазные отношения и требует их устранения, üРассматривается процесс становления и развития пролетариата — той объективной силы, которая вынуждена будет упразднить буржуазные производственные отношения, ставшие оковами для дальнейшего развития современных производительных сил. üсформулированы две общие задачи диктатуры пролетариата: превратить частную собственность на средства производства в общественную и максимально быстро развить производство. üСуммарная характеристика коммунистического общества: исчезнут классовые различия, публичная власть утратит свой политический характер, будет обеспечено свободное развитие каждого.
Теоретическая концепция революции в наследии классического анархизма ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ ИЕРАРХИЯ ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ БЮРОКРАТИЯ ПРАВО ФЕДЕРАЛИЗМ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИЯ ВЗАИМНОСТЬ СВОБОДНЫЙ ДОГОВОР И САМОУПРАВЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Что такое собственность? Или исследование о принципе права и власти 1840 Под анархией понималось упразднение всех форм угнетения человека, замена "политической конституции", выгодной только господствующему меньшинству, "социальной конституцией", соответствующей справедливости и природе человека П. -Ж. Прудон Государственность и анархия 1873 М. Бакунин "В настоящее время существует для всех стран цивилизованного мира только один всемирный вопрос, один мировой интерес — полнейшее и окончательное освобождение пролетариата от экономической эксплуатации и от государственного гнета. "Свобода без социализма это — привилегия, несправедливость. . . Социализм без свободы это рабство и скотство". Государство и его роль в истории 1896 П. Кропоткин Цель революции - установление «безгосударственного коммунизма» , общественного строя в виде вольного федеративного союз а самоуправляющихся единиц (общин, территорий, городов), основанный на принципе добровольности и «безначалья» . Предполагалось коллективное ведение производства, коллективное распределение ресурсов , коллективность всего, что относится к экономике, к сфере услуг, к человеческим взаимоотношениям.
ПЕРВАЯ ПРОГРАММА РСДРП ПРИНЯТА II СЪЕЗДОМ 1903 Программа-максимум: определяла основную задачу партии - свержение капитализма и установление диктатуры пролетариата для построения социалистического общества Программа-минимум: ставила ближайшей задачей свержение царского самодержавия и замену его демократической республикой
ПРОГРАММА -МАКСИМУМ ØЗаменив частную собственность на средства производства и обращения общественною, Ø введя планомерную организацию общественно-производительного процесса . для обеспечения благосостояния и всестороннего развития всех членов общества, социальная революция пролетариата уничтожит деление общества на классы и тем освободит все угнетенное человечество, так как положит конец всем видам эксплуатации одной части общества другою. Необходимое условие этой социальной революции составляет диктатура пролетариата, т. е. завоевание пролетариатом такой политической власти, которая позволит ему подавить всякое сопротивление эксплуататоров.
«О лозунге Соединённых Штатов Европы» 1915 Неравномерность экономического и политического развития есть безусловный закон капитализма. Отсюда следует, что возможна победа социализма первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой, капиталистической стране. Политической формой общества, в котором побеждает пролетариат, свергая буржуазию, будет демократическая республика, все более централизующая силы пролетариата данной нации или данных наций в борьбе против государств, еще не перешедших к социализму. Невозможно уничтожение классов без диктатуры угнетенного класса, пролетариата. Невозможно свободное объединение наций в социализме без более или менее долгой, упорной борьбы социалистических республик с отсталыми государствами.
«Империализм как высшая стадия капитализма» 1916 Пять основных признаков империализма: 1) концентрация производства и капитала, дошедшая до такой высокой ступени развития, что она создала монополии, играющие решающую роль в хозяйственной жизни; 2) слияние банкового капитала с промышленным и создание, на базе этого «финансового капитала» , финансовой олигархии; 3) вывоз капитала, в отличие от вывоза товаров, приобретает особо важное значение; 4) образуются международные монополистические союзы капиталистов, делящие мир, 5) закончен территориальный раздел земли крупнейшими капиталистическими державами. Монополии, олигархия, стремления к господству вместо стремлений к свободе, эксплуатация всё большего числа маленьких или слабых наций небольшой горсткой богатейших или сильнейших наций - всё это породило те отличительные черты империализма, которые заставляют характеризовать его как паразитический или загнивающий капитализм. Когда крупное предприятие становится гигантским…перед нами налицо обобществление производства, …частнособственнические отношения составляют оболочку, которая уже не соответствует содержанию, которая может оставаться в гниющем состоянии сравнительно долгое время, но которая всё же неизбежно будет устранена.
«АПРЕЛЬСКИЕ ТЕЗИСЫ» Своеобразие текущего момента в России состоит в переходе от первого этапа революции, давшего власть буржуазии, - ко второму ее этапу, который должен дать власть в руки пролетариата и беднейших слоев крестьянства. Не парламентарная республика, а республика Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху. Устранение полиции, армии, чиновничества. Плата всем чиновникам, при выборности и сменяемости всех их в любое время, не выше средней платы хорошего рабочего
«АПРЕЛЬСКИЕ ТЕЗИСЫ» Конфискация всех помещичьих земель. Национализация всех земель в стране, Распоряжение землею местными Советами батрацких и крестьянских депутатов. Слияние немедленное всех банков страны в один общенациональный банк Не "введение" социализма, а переход к контролю со стороны советов рабочих депутатов за общественным производством и распределением продуктов.
«ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ» УЧЕНИЕ МАРКСИЗМА О ГОСУДАРСТВЕ И ЗАДАЧИ ПРОЛЕТАРИАТА В РЕВОЛЮЦИИ Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены Государство есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание "порядка", который узаконяет и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение классов. Освобождение угнетенного класса невозможно не только без насильственной революции, но и без уничтожения того аппарата государственной власти, который господствующим классом создан
«ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ» Буржуазное государство …уничтожается пролетариатом в р е в о л ю ц и и. «Особая сила для подавления" пролетариата буржуазией, должна смениться "особой силой для подавления" буржуазии пролетариатом (диктатура пролетариата) Переход от капитализма к коммунизму, конечно, не может не дать громадного обилия и разнообразия политических форм, но сущность будет при этом неизбежно одна: диктатура пролетариата Учение о классовой борьбе ведет необходимо к признанию политического господства пролетариата, его диктатуры, т. е. власти, не разделяемой ни с кем и опирающейся непосредственно на вооруженную силу масс.
«ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ» Период свержения буржуазии неминуемо является периодом невиданно ожесточенной классовой борьбы, невиданно острых форм ее Революция есть, несомненно, самая авторитарная вещь, какая только возможна. Революция есть акт, в котором часть населения навязывает свою волю другой части посредством ружей, штыков, пушек, т. е. средств чрезвычайно авторитарных. И победившая партия по необходимости бывает вынуждена удерживать свое господство посредством того страха, который внушает реакционерам ее оружие.
«ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ» ØМы ставим своей конечной целью уничтожение государства, т. е. всякого организованного и систематического насилия, всякого насилия над людьми вообще. Ø Мы не ждем пришествия такого общественного порядка, когда бы не соблюдался принцип подчинения меньшинства большинству. Ø Но, стремясь к социализму, мы убеждены, что он будет перерастать в коммунизм, а в связи с этим будет исчезать всякая надобность в насилии над людьми вообще, в подчинении одного человека другому, одной части населения другой его части, Øибо люди привыкнут к соблюдению элементарных условий общественности без насилия и без подчинения.
Вильфредо Парето Трактат по общей социологии 1916 üИстория - арена постоянной борьбы разных типов элит за власть. üДля поддержания социального равновесия необходима циркуляция элит ü Если элита оказывается закрытой, т. е. циркуляция не происходит или происходит слишком медленно, это приводит к деградации элиты и ее упадку. üВ то же время в низшем слое растет число индивидов, обладающих необходимыми для управления чертами и способных применить насилие для захвата власти üРеволюция выступает как своего рода дополнение циркуляции элит. üВ известном смысле сущность революции и состоит в резкой и насильственной смене состава правящей элиты. При этом, как правило, в ходе революции индивиды из низших слоев управляются индивидами из высших, так как последние обладают необходимыми для сражения интеллектуальными качествами и лишены тех качеств, которыми обладают как раз индивиды из низших слоев
Питирим Сорокин Социология революции 1925 • 1) 2) • • Причины революции: растущее подавление базовых инстинктов; их всеобщий характер; Если пищеварительный рефлекс доброй части населения «подавляется» голодом, Если «подавляется» инстинкт самосохранения Если «подавляется» рефлекс коллективного самосохранения, оскверняются их святыни, совершаются измывательства над их членами Если потребность в жилище, одежде и т. п. не удовлетворяется по крайней мере в минимальном объеме Если у большинства населения «подавляется» половой рефлекс во всех его проявлениях Если «подавляется» собственнический инстинкт масс, господствует бедность и лишения Если люди сталкиваются, с одной стороны, с оскорблениями, пренебрежением, перманентным и несправедливым игнорированием их достоинств и достижений, а с другой — с преувеличением достоинств людей, не заслуживающих того Если подавляются у большинства людей их импульс к борьбе и соревновательности, творческой работе, приобретению разнообразного опыта, потребность в свободе, то мы имеем вспомогательные условия — слагаемые революционного взрыва.
Питирим Сорокин Социология революции 1925 • Причины революции: 3) Если правительство и группы, стоящие на страже порядка, не способны предотвратить распад для революционного взрыва необходимо также, чтобы социальные группы, выступающие на страже существующего порядка, не обладали бы достаточным арсеналом средств для подавления разрушительных поползновений снизу. Когда же силы порядка уже не способны проводить в жизнь практику подавления, революция становится делом времени. Под недостаточностью и недейственностью я подразумеваю неспособность властей и властвующей элиты: а) разработать контрмеры против давления репрессированных инстинктов, достаточных для достижения состояния социального равновесия; б) удалить или, по крайней мере, ослабить условия, продуцирующие «репрессии» ; в) расщепить и разделить репрессированную массу на группы, настроив их друг против друга , в целях их взаимного ослабления; г) направить «выход» подавленных импульсов в иное, нереволюционное русло.
Питирим Сорокин Социология революции 1925 Атмосфера предреволюционных эпох всегда поражает наблюдателя бессилием властей и вырождением правящих привилегированных классов. Они подчас не способны выполнять элементарные функции власти, не говоря уж о силовом сопротивлении революции. Не способны они и на разделение и ослабление оппозиции, сокращение репрессий или организацию «выхода» репрессированных импульсов в нереволюционное русло. Практически все дореволюционные правительства несут в себе характерные черты анемии, бессилия, нерешительности, некомпетентности, растерянности, легкомысленной неосмотрительности, а с другой стороны — распущенности, коррупции <и> безнравственной изощренности…
Питирим Сорокин Социология революции 1925 Две стадии революционного процесса: 1) Переходная от нормального периода к революционному 2) Переходная от революционного периода к нормальному Революция суть худший способ улучшения материальных и духовных условий жизни масс. Революции скорее не социализируют людей, а биологизируют; не увеличивают, а сокращают все базовые свободы; не улучшают, а скорее ухудшают экономическое и культурное положение рабочего класса. Чего бы она ни добивалась, достигается это чудовищной и непропорционально великой ценой. Карает же она за паразитизм, распущенность, неспособность и уклонение от выполнения социальных обязанностей не столько аристократические классы, сколько миллионы беднейших и трудящихся классов, которые в своем пароксизме надеются раз и навсегда революционным путем покончить со своей нищетой.
Питирим Сорокин Социология революции 1925 Две стадии революционного процесса: первая стадия всякой глубинной революции не устраняет самого факта подавления, а, напротив, лишь усиливает его. Поведение масс, управляемое ныне только элементарными безусловными рефлексами, становится неуправляемым • Голод, вместо того чтобы сокращаться, возрастает • Безопасность человека становится еще более проблематичной; Смертность возрастает катастрофически; • В итоге рефлекс самосохранения оказывается еще более подавленным. • Экспроприации, начавшись с богачей, распространяются на все население, которые еще сильнее подавляют собственнический инстинкт. Сексуальная вседозволенность подавляет половой инстинкт. • Деспотизм нового правящего класса подавляет инстинкт свободы. • Люди становятся все менее адаптивными к окружающей среде и взаимным отношениям. Их совокупную оценку всего происходящего можно выразить словами: «Дальше так жить невозможно, нужен порядок, порядок любой ценой» .
Питирим Сорокин Социология революции 1925 Две стадии революционного процесса: И вот требование безграничной свободы сменяется жаждой порядка; хвала «освободителям» от старого режима сменяется восхвалением «освободителей» от революции, иными словами — организаторов порядка. «Порядок!» и «Да здравствуют творцы порядка!» — таков всеобщий порыв второй стадии революции. Усталость действует изнутри, порождая индивидуальную апатию, индифферентность, массовую вялость. В таком состоянии находятся все люди, и нет ничего проще подчинения их некой энергичной группой людей. И то, что было практически невозможно на первой стадии революции, сейчас осуществляется с легкостью. Население, представляющее собой инертную массу, — удобный материал для социальной «формовки» новым «репрессором» . Таким образом, именно революция неизбежно создает все условия для возникновения деспотов, тиранов и принуждения масс.
• • • • • Первая волна в развитии социологии революции Л. Эдвардс «Естественная история революции» (1927). Э. Ледерер «О революциях» (1936 ) К. Бринтон «Анатомия революции» (1938 ) Д. Питти «Революционный процесс» (1938 ) Вторая волна в развитии социологии революции Дж. Дэвис «К теории революции» (1962), Т. Р. Гарр «Почему люди бунтуют» (1970), Ч. Джонсон «Революционное изменение» (1966) , Н. Смелзер «Теория коллективного поведения» (1963) Третья волна в развитии социологии революции С Хантингтон «Политический порядок в трансформирующихся обществах» (1968) и «Революции и коллективное насилие» (1975) Г. Экштейн «Этиология внутренней войны» (1965), Э. Обершаль «Растущие экспектации и политический беспорядок» (1969) Э. Муллер «Применимость теории возможности к анализу политического насилия» (1972), Б. Салерт «Революции и революционеры» (1976), Т. Скокпол «Объясняя революции: в поисках социально-структуралистского подхода» (1976), «Государства и социальные революции» (1979)
Определение революции в трудах представителей третьего поколения: «быстрая, фундаментальная и насильственная, произведенная внутренними силами общества смена господствующих ценностей и мифов этого общества, его политических институтов, социальной структуры, руководства, правительственной деятельности и политики» С. Хантингтон «стремительное, коренное преобразование государственных и классовых структур общества… сопровождаемое и отчасти осуществляющееся посредством восстаний масс, имеющих классовую основу» Т. Скокпол Признаки революций: 1) коренные, всеобъемлющие изменения социального порядка 2) Задействованы большие массы мобилизованных людей 3) Революционный процесс всегда сопровождается насилием
Ш. Эйзенштадт Революция и преобразование обществ 1978 Ø Наиболее распространенный образ революции. . . имеет несколько основных Ø Ø Ø составляющих: насилие, новизну и всеобщность перемен. Революция характеризуется как самый интенсивный, насильственный и осознанный процесс из всех социальных движений. В ней видят предельное выражение свободной воли и глубоких чувств, проявление незаурядных организационных способностей и высокоразвитой идеологии социального протеста. Особое значение придается утопическому или освободительному идеалу, основанному на символике равенства, прогресса, свободы и на убеждении, что революции созидают новый и лучший социальный порядок Принято считать, что предпосылками революций становятся фундаментальные социальные аномалии или вопиющие проявления несправедливости, соединение борьбы между элитами с более глубокими социальными факторами, подобными классовой борьбе, вовлечение в социальное движение крупных общественных групп и их политическая организация.
Результаты революции представляются многосторонними. Ø Во-первых, это насильственное изменение существующего политического режима. . . Ø Во-вторых, замена неспособной правящей элиты или правящего класса другими. Ø В-третьих, далеко идущие изменения во всех институциональных сферах, в первую очередь в экономике и классовых отношениях, — изменения, которые направлены на модернизацию большинства аспектов социальной жизни, на экономическое развитие и индустриализацию, централизацию и расширение круга участвующих в политическом процессе. Ø В-четвертых, радикальный разрыв с прошлым. . . Ø Считают, в-пятых, что революции осуществляют не только институциональные и организационные преобразования, но и вносят изменения в нравственность и воспитание, что они создают или порождают нового человека.
«современное определение революции: это попытка преобразовать политические институты и дать новое обоснование политической власти в обществе, сопровождаемая формальной или неформальной мобилизацией масс и такими в внеинституционализированными действиями, которые подрывают существующую власть» Джек Голдстоун «К теории революции четвертого поколения» 2001 Типологии революций: ØРеволюции, которые наряду с политическими институтами преобразуют экономические и . социальные структуры — называются великими; Øте, которые изменяют лишь политические институты, называются политическими революциями. ØРеволюции, связанные с независимыми выступлениями низших классов, получили название социальных революций, Øв то время как широкомасштабные реформы, осуществляемые элитами, которые непосредственно управляют мобилизацией масс, иногда называются элитарными революциями или революциями сверху Еще одна типология основывается на руководящей идеологии революционных движений, различая: Øлиберальные или конституциональные революции, Øкоммунистически революции, Øисламские революции
Бархатные революции 1989 года Ø Ø Ø В 1989 году во многих странах Восточной Европы свершились революции, приведшие к ликвидации «социалистического лагеря» . 4 июня. Парламентские выборы в Польше, к которым допущены оппозиционные партии 24 августа. Правительство Польши возглавил представитель оппозиции Тадеуш Мазовецкий. 18 сентября. В ходе переговоров в рамках «круглого стола» между Венгерской социалистической рабочей партией и оппозицией принято решение о введении в Венгрии многопартийной системы. Ø 18 октября. Парламент Венгрии принял около 100 конституционных поправок, регулирующих переход к парламентской демократии. Ø 23 октября. В Будапеште провозглашена Венгерская Республика, определившая себя как свободное, демократическое, независимое, правовое государство. Ø 9 ноября. Совет министров ГДР принял решение об открытии границы с ФРГ и Западным Берлином. Ø 10 ноября. Глава Народной Республики Болгария и Болгарской компартии Тодор Живков подал в отставку с поста генерального секретаря и члена политбюро. Ø 17 ноября. Парламент Болгарии избрал Младенова главой Госсовета страны. Ø 28 ноября. В Чехословакии принято решение о создании нового правительства, отмене закрепленного в конституции положения о руководящей роли коммунистической партии. Ø 29 декабря Президентом Чехословакии избран Вацлав Гавел. Ø 22 декабря. В Румынии свергнут глава государства и Румынской компартии Н. Чаушеску. Президентом Румынии стал лидер Фронта национального спасения И. Илиеску Ø 3 октября 1990 - объединение Германии
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ «БАРХАТНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ» 1989 -1990 ГОДОВ q «Внутренний источник современной революции — это контрэлита: активная, голодная до власти прослойка тех, кто остался за бортом в результате клановой борьбы» . q «Бархатные» революции во всех восточноевропейских странах прошли практически одновременно, несмотря на разный уровень развития стран, разный уровень общественных противоречий и, самое главное, разную силу их лидеров. q Они были проведены по сходному сценарию в тот год, когда в ходе активных переговоров Горбачева и США была в принципе решена судьба СССР. q Важнейшим общим для стран Восточной Европы цивилизационным условием «бархатных» революций был тот факт, что жители этих стран тянулись к Западу. Одним из проявлений, связанных со сменой системы власти в регионе, следует рассматривать веру восточно-европейцев в свою идентичность с Западной Европой. q Особенностью «бархатных» революций является тот факт, что в них смыкаются сторонники разных социально-философских принципов. Их объединяла общая неприязнь к государственной власти и политическому режиму, «держащих» их в составе антизападного «советского блока» . q Ключевым фактором массовой поддержки революционных перемен стала потенциальная материальная выгода. q Разрушая «авторитарную бюрократическую систему» , население восточноевропейских стран надеялось на резкое расширение возможностей для социальной мобильности
«ЦВЕТНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ» 2003 — Революция роз в Грузии. 2004 — Оранжевая революция на Украине. 2005 — Тюльпановая революция в Киргизии. 2005 — Революция кедров в Ливане. 2006 — Попытка Васильковой революции в Белоруссии. 2008 — Попытка цветной революции в Армении 2009 — Цветная революция в Молдавии 2010 — Дынная революция - вторая Киргизская революция 2010 -2011 — Жасминовая революция (или Финиковая)в Тунисе 2011 — Дынная революция (или Твиттерная, Финиковая)в Египте
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ «ЦВЕТНЫХ» РЕВОЛЮЦИЙ» q Формой революции являются массовые митинги, демонстрации и забастовки, которые проводятся оппозицией после проведения выборов, по результатам которых оппозиция объявляется проигравшей. q Оппозиция в таком случае утверждает, что были допущены нарушения избирательного законодательства, исказившие волю народа. q Массовые протесты приводят либо к проведению повторного голосования (Украина), либо к силовому захвату зданий органов власти толпой (Югославия, Грузия, Киргизия) и бегству руководителей государства с последующим проведением новых выборов. В обоих случаях оппозиция приходит к власти. q Революция проходит под антикоррупционными и радикальнодемократическими лозунгами. q Революции предшествует формирование молодёжных организаций , которые образуют «полевые отряды революции» . q Революция носит подчёркнуто бескровный характер. Отсюда характерный бренд революции — неагрессивный цвет или цветок. Однако … q Решающую роль в успехе революции играет сдержанность силовых структур q Проамериканская политика после революции
Джин Шарп : От диктатуры к демократии. Концептуальные основы освобождения Книга Д. Шарп <От диктатуры к демократии> опубликована в Бангкоке в 1993 г. Она стала руководством для организаторов «цветных революций» Эта книга подробно раскрывает тактику и стратегию подрывной деятельности внутри «антидемократических» государств. Какую силу может мобилизовать оппозиция, чтобы она оказалась достаточной для разрушения антидемократического режима, его военной и полицейской системы? Общей чертой приведенных примеров разрушения или ослабления диктатур является решительное массовое применение политического неповиновения со стороны населения Диктаторский режим обладает характерными особенностями, которые делают его весьма чувствительным к умело применяемому политическому неповиновению. Эффективное свержение диктатуры с минимальными жертвами требует выполнения четырех первоочередных задач: §Необходимо укрепить решимость, уверенность в себе и навыки сопротивления угнетенного населения; §Необходимо укрепить независимые социальные группы и институты угнетенного народа; §Необходимо создать мощную силу сопротивления; §Необходимо разработать мудрый стратегический план освобождения и четко провести его в жизнь.