интонация.Фраза.ppt
- Количество слайдов: 27
Теоретическая фонетика Фраза. Интонация
Фраза n Ряд тактов, объединенных и выделенных интонацией, фраза.
Нисходящая мелодия n n Нисходящая мелодия характеризует: 1) эмоционально нейтральные повествовательные предложения (Я иду гулять), 2) эмоционально нейтральные побудительные предложения (если в них содержится глагол в повелительном наклонении) – Пойдем гулять 3) вопросительные предложения с вопросительным словом (вопрос уже сигнализируется вопросительным словом и, следовательно, в нейтральном стиле нет необходимости добавлять ещё второй сигнал — восходящую мелодию) Куда пойдем гулять?
Нисходящая мелодия n В русском языке нисходящая мелодия характеризуется резким понижением тона на ударном слоге слова с фразовым ударением (обыкновенно последнее слово предложения) или на ударном слоге слова с логическим ударением (это слово может быть в конце, в середине или в начале предложения); послеударная часть предложения произносится на низком тоне.
Нисходящая мелодия
Нисходящая мелодия n Кроме усиления ударения и увеличения длительности ударного слога (иногда настолько, что слог воспринимается как „растянутый") и очень резкого понижения тона ударного слога, логическое ударение выражается также отставкой слога (небольшой паузой перед ударным слогом).
Нисходящая мелодия
Нисходящая мелодия n Вместо резкого понижения тона ударного слога слова с логическим ударением наступает иногда сначала повышение, а потом понижение тона.
Нисходящая мелодия
Восходящая мелодия n n n Восходящая мелодия характеризует: 1) вопросительные предложения с т. наз. замкнутым вопросом (на которые можно ответить да или нет) Пойдем гулять? , 2) неконечные синтагмы (т. е. части простого или сложного предложения перед паузой, напр, односинтагменные предложения, отдельные части перечисления и т. п. ). Белые платья, черные костюмы, яркие пальто….
Восходящая мелодия n n В первом варианте русской восходящей мелодии резко повышается тон ударного слога, выделенного фразовым или логическим ударением; в заударной части тон постепенно понижается. Второй вариант восходящей мелодии русского языка характеризуется постепенным повышением тона, начиная со слога, на который падает фразовое или логическое ударение, до самого конца предложения.
Восходящая мелодия
Восходящая мелодия n n n Восходящая мелодия встречается также в неконечных синтагмах, например: Так как ты этого не читал, | ты не можешь об этом судить. Если у вас грипп, | вам нельзя выходить на улицу. Запуск первого спутника | является большим успехом | советской науки. Я забронировал два билета | ещё неделю назад.
Восходящая мелодия n n Восходящая мелодия также в перечислении (кроме последнего слова), например: На столе лежат | книги, | ручка | и тетрадь. Мы посетили Москву, | Ленинград | и Киев. Я купила свитер, | брюки, | шапочку | и шарф.
Восходящая мелодия n Часть предложения, имеющая характер добавочного сообщения, произносится на более низком тоне и, обыкновенно, в более быстром темпе („нырком"); от остальной части предложения отделяется она небольшими паузами. Возможно также произношение „прицепом”, без паузы в начале пояснения и без заметного понижения тона.
Восходящая мелодия n n Неделю назад, | перед новогодним праздником, | я написал несколько писем. Вся Европа, | за исключением России и Англии, | подчинилась континентальной системе Наполеона.
n Во фразе 3 части: предцентровая, центр, постцентровая. Центральная часть фразы – это ударный слог в том такте, который несет фразовое ударение. До нее – предцентровая часть, после нее – постцентровая.
Нисходящая мелодия, встречающаяся в повествовательных предложениях, - первая интонационная конструкция (ИК-1) n характеризуется следующим образом: „Предударная (предцентровая) часть ИК 1 произносится на среднем тоне. На ударной части (центре) тон понижается ниже среднего. Это понижение может быть резким и нерезким. Тон ниже среднего продолжается и на заударной (постцетровой) части. "
Вариант нисходящей мелодии, употребляющийся в вопросительных предложениях с вопросительным словом, - ИК-2. n n Этот вариант от личается от ИК 1 главным образом незначительным повышением тона слога с фразовым ударением и тем, что понижение тона к концу слога (если он является конечным) не так резко как у ИК 1. На заударной части тон понижается ниже среднего, как и в ИК 1. Все отклонения можно объяснить частичным приближением этого варианта нисходящей мелодии к мелодии замкнутого вопроса. К вариантам нисходящей мелодии можно отнести ещё ИК 2 а, характеризуемый более ярким повышением тона на ударной части (при обращении, восклицании или эмоциональном выражении вопроса).
Восходящая мелодия в замкнутом вопросе (т. е. при выражении вопроса в вопросительном предложении без вопросительного слова) - (ИК-3) n n „Предударная (предцентровая) часть ИК 3 произносится на среднем тоне. Начало центровой части – более высокое, чем предцентровая часть, и высота на протяжении слога (ударной части) продолжает повышаться. В постцеентровой части тон опускается ниже среднего. Эта особенность ИК 3 представляет большую трудность для нерусских. Ты се г одня идешь в библиотеку? Ты сегодня и д ешь в библиотеку? Ты сегодня идешь в библио т еку?
К вариантам восходящей мелодии принадлежит также четвёртая интонационная конструкция ИК-4, наиболее ярко проявляющаяся в неполном вопросительном предложении с сопоставительным союзом а: А он? , а также при перечислении n n Предцентровая часть – на среднем уровне, центровая часть произносится с понижением, а постцентровая – с равномерным повышением тона: (В мае я не приеду…) – А в июне? ИК 4 а, которая наряду с ИК 4, употребляется в неконечной синтагме в повествовательном предложении (при перечислении): (Что читал? ) – Пушкина, Лермонтова, Гоголя….
Пятая интонационная конструкция, ИК-5, проявляется при выражении оценки в предложениях с местоименными словами (напр. Сколько в этом человеке доброты!). n ИК 5 очень близка четвёртой интонационной конструкции, но в отличие от ИК 4 на последнем слове тон понижается ниже среднего.
n n n Вы едете на экскурсию. Руководитель экскурсии раздает билеты: Ваш билет… (ИК 1). Вы случайно уронили билет, сосед по купе нашел его и протягивает Вам: Ваш билет (ИК 3). Входит кондкуктор. Он проверяет билеты у соседа, затем обращается к Вам: (А) Ваш билет? (Ик 4)
Динамические кепстрограммы фразы «“Магнит” знаешь где? » , произнесенной разными дикторами. По-разному распределена энергия голоса: на верхнем рисунке интонация более плавная и ровная, на нижнем рисунке – более резкая, «рельефная» .
Динамические кепстрограммы фраз «Ей машину взяли? » (вверху) и «Деньги ты у нее наличкой брал? » (внизу), произнесенных одним диктором. Можно констатировать высокую степень совпадения используемых ИМК (интонационно-мелодических конструкций).
Динамические кепстрограммы фраз «Я сейчас с другой стороны дома подъеду» (вверху) и «Ну что, садитесь в машину или на улице поговорим? » (внизу), произнесенных одним диктором. Можно констатировать высокую степень совпадения используемых ИМК (интонационно-мелодических конструкций).
Динамические кепстрограммы фраз «А сколько Дунайка обещал денег, ты не знаешь? » (вверху), «Заберем свою комиссию сразу, правильно? » , (посередине) и «Гусь за «бесплатно» ничего не делает, ты понимаешь? » (внизу), произнесенных одним диктором. Можно отметить совпадение движение тона в процессе оформления высказываний