ТП_01_Общий_обзор_2014.pptx
- Количество слайдов: 71
Темы занятий по дисциплине «Полиграфические технологии» Гутерман Моисей Эммануилович 1. Общий обзор 2. Растрирование. Цветопередача в полиграфии. Формные процессы. Цветопроба. Практическая работа 1. 3. Печатные краски. Пути расширения цветового охвата. Практическая работа 2. 4. Отделка печатных оттисков. Лакирование. Ламинирование. 5. Тиснение. Конгрев. Механическая обработка (резка, высечка, биговка, фальцовка). 6. Брошюровка. Бумаги и картоны для печати. Практическая работа 3. 7. Специальные технологии полиграфии. 8. Цифровая тонерная печать. Цветопередача. Отделка и послепечатная обработка в линию с цифровой печатью. 9. Струйная цифровая печать. Чернила. Печать на «сложных» и объемных материалах. Отделка оттисков средствами струйной печати. 10. Контроль качества полиграфической продукции. Техническое задание на графический дизайн. Подготовка проекта для передачи в производство. 11. Ограничения, которые накладывают технологические возможности изготовления, на дизайнерские решения. 12. Курсовая работа: «Выбор материалов и полиграфических технологий для изготовления 2 -х изделий. Краткое обоснование выбора. Общая схема производственного цикла изготовления.
Технологии полиграфии. 1 занятие Общий обзор Печатная продукция Общая схема полиграфического производства Способы печати Печатный процесс на примере высокой печати Базовые конструкции машин высокой печати Печать тоновых изображений. Автотипия Глубокая печать Плоская (офсетная) печать Трафаретная печать Цифровая печать Иллюстрации заимствованы из книги Гельмута Киппхана «Энциклопедия по печатным средствам информации» , МГУИ, 2003 г. и из периодической печати. © 2014. Гутерман М. Э.
Печатная продукция (Вариант классификации) • • По назначению По периодичности По длительности использования По специальным требованиям к печати и материалам • По свойствам запечатываемого материала • По подходу к затратам на изготовление
По назначению • • Газеты, журналы Художественные издания Книги Каталоги Коммерческая печать Упаковка, этикетка Сувенирная продукция
По периодичности • Разовая • Периодическая – высокая периодичность – низкая периодичность
По длительности использования • Короткое время использования (ежедневная газета, листовка) • Длительное (книга)
По специальным требованиям к печати и материалам • Упаковка для пищевых продуктов • Упаковка для парфюмерной промышленности • Упаковка лекарств • Колбасные оболочки • Книги для маленьких детей • Дензнаки и ценные бумаги • И много других специальных сфер применения
По свойствам запечатываемого материала • Типовые материалы, широко используемые в печати • Проблемные для печати материалы
По подходу к затратам на изготовление • Минимальные затраты (бюджетная печать) • . . . • Неограниченный бюджет (получение эксклюзивного результата)
Структурная схема полиграфического производства в общем виде
Схема подготовки издания к полиграфическому производству Задание Изображение аналоговое Изображение цифровое Сканирование Обработка изображений Специальные требования Создание компьютерных изображений (графика) Дизайн Верстка Компоновка (спуск) полос Контрольная распечатка (утверждение дизайна публикации) Текстовый файл
Структурная схема полиграфического производства в общем виде
Основные этапы допечатной и печатной обработки
Основные способы печати • Высокая печать • Глубокая печать • Плоская печать или Офсетная печать • Трафаретная печать • Цифровая печать (с невещественной формы)
Способ высокой печати Первый в истории печати самый очевидным и понятный способ. Печатные элементы возвышаются над пробельными. В простейшем случае печатная форма высокой печати может быть плоской, т. е. печатающие элементы лежат в одной плоскости, а пробельные – в другой, ниже на некоторую величину Δ. Общая схема процесса печати Плита (конструктивный элемент, передающий усилие Усилие, обеспечивающее перенос краски с формы на запечатываемый материал Краска Форма высокой печати Процесс закрепления изображения! Запечатываемый материал
Печатная форма Конструкция формы определяет особенности конкретного традиционного способа печати • Потенциал качества • Ассортимент и технические параметры запечатываемых материалов • Физические свойства краски • Технологию и технику печати • Себестоимость печатной продукции
Печатный процесс • Нанесение заданного слоя краски на форму • Подача запечатываемого материала в зону печати • Перенос изображения на запечатываемый материал • Первичное закрепления изображения на носителе (схватывание) • Вывод оттиска из зоны печати • Полное закрепление изображения на оттиске
Конструктивные решения на примере высокой печати Тигельная печатная машина
Печатная машина (пресс) для тиснения Универсальный пресс для тиснения с ручным приводом фирмы BAIER Макс. площадь, мм 210 х300 Макс. давление, к. Па 4000 Площадь рабочего стола, мм 310 х470 Макс. толщина изделия, мм Масса пресса, кг 30 240
Конструктивные решения на примере высокой печати Плоскопечатная машина Печатная форма на цилиндрической поверхности!
Конструктивные решения на примере высокой печати Ротационная печатная машина Печатная форма на цилиндрической поверхности, запечатываемый материал по цилиндрической образующей!
Схемы проводки рулонного запечатываемого материала машинах высокой и флексографской печати различного построения: планетарная, ярусная секционная, линейная (горизонтальная) секционная
Машина высокой печати ярусного построения Работа с использованием 3 -х печатных секций
Печатная краска и принципы её дозирования Красочный аппарат машины высокой печати Красочный аппарат машины флексографской печати
Флексографская узкорулонная печатная машина линейного построения
Флексографская печатная машина планетарного построения, агрегатированная с установкой формирования туб
Печать тоновых иллюстраций. Автотипия способ воспроизведения тоновых изображений путем преобразования их в микроштриховые. Эта технология называется растрированием. Растрирование обеспечивает передачу градация слоем краски постоянной толщины.
Растры Традиционное растрирование. Амплитудная модуляция Формы растровых элементов (точек) Статья И. Щеголева (ЗАО «Алмаз пресс» , журн. Компью. Арт №№ 1 -4, 2010) Частотное растрирование. Частотная модуляция
Принципы цветопередачи в полиграфии Растрирование позволяет не только передать градации, но и обеспечивает возможность воспроизведения многоцветных изображений ограниченным перечнем базовых красок. Этот подход был опробован и в живописи. Постимпрессионизм в своем направлении «пуантилизм» появился практически одновременно с изобретением автотипии -- 80 -е годы XIX века Воскресный день на острове Гранд-Жатт, Жорж Сёра, 1884— 1886, Институт искусств, Чикаго Парад (Деталь), Жорж Сёра, 1888, Метрополитен-музей
Аддитивный синтез цвета с применение трех основных излучений: красного, зеленого и синего
Субтрактивный синтез цвета с применение трех основных излучений: голубого, пурпурного, и желтого
Растровая структура цветного изображения а) Растры основных цветов повернуты друг относительно друга б) Искажение розеток свидетельствует о появлении муара
Обязательные составляющие печатного процесса в каждом способе печати • • Печатная форма Запечатываемый материал Печатная краска Воздействие для переноса краски с формы на запечатываемый материал • Закрепление краски на запечатываемом материале
Глубокая печать Схема конструктивного решения
Форма глубокой печати Микрофотография фрагмента формы глубокой печати
Форма глубокой печати Микрофотография фрагмента формы глубокой печати с ячейками максимального размера, полученной методом электромеханического гравирования
Конструкция печатного цилиндра в машинах глубокой печати
Схема машины глубокой печати Машина глубокой печати Heliostar 2000 фирмы Windmoeller & Hoelscher
Гильзы в машинах глубокой печати Новые виды рукавных формных материалов (полых облегчённых алюминиевых и тонкостенных гильз с медным покрытием) предполагают введение в конструкцию печатной секции пневморазжимных валов, на которые гильзы монтируются.
Машины глубокой печати нового поколения В узких машинах Rotocolor Rotova формный цилиндр, ракель и красочный ящик объединены в единый конструктив, который вручную извлекается c торца печатной секции и перегружается на тележку
Плоская офсетная печать Схема переноса краски с формы на запечатываемый материал
Типовая схема конструкции листовой офсетной печатной машины Красочный аппарат Увлажняющ ий аппарат (устройство выравнивания листов)
Листовая офсетная машина SPRINT GS (KOMORI)
Работа 2 -красочной листовой офсетной печатной машины
5 -красочная листовая офсетная печатная машина KOMORI LITHRONE 528
8 -красочная листовая офсетная печатная машина с устройством переворота KOMORI LITHRONE S 840 P
8 -красочная листовая офсетная печатная машина двухсторонней печати KOMORI LITHRONE 440 SP
4 -красочная листовая офсетная печатная машина формата 1510 х2050 мм с секцией лакирования
Рулонная книжно-журнальная офсетная печатная машина KOMORI SYSTEM 38 S
Трафаретная печать Моноволоконная сетка Мультиволоконная сетка
Трафаретная печать Запечатываемые материалы. Трафаретной печати доступно нанесение изображений на любые материалы, которые вообще используются как носители изображений художественного или технического назначения, например печатные схемы. Перенос изображения прямым контактом печатной формы с запечатываемым материалом продавливанием краски через свободные ячейки сетки. Важную роль в процессе переноса краски выполняет ракель. От его положения (угла) относительно полотна формы зависит количество краски, кот перейдет на носитель. Как правило, ракель перемещается автоматически, а его жесткость, угл заточки и угловое положение относительно сетки настраиваются при отладке. Если ракель проводится вручную, то многое определяется навыком оператора.
Закрепление изображения в трафаретная печать Закрепление изображения происходит по различным схемам в зависимости от запечатываемого материала и связующего краски. Во всех случаях, кроме печати на тканях, печать ведется «по сухому» , т. е. после нанесения каждой краски оттиск нужно просушить. Эта особенность до внедрения УФ-отверждаемых красок резко ограничивала потенциал применения трафаретной печати в промышленных масштабах. При УФ-печати закрепление краски происходит очень быстро полимеризацией при воздействии уф-лучей на специальные добавки в краску.
Схемы конструктивного решения для трафаретной печати Плоская форма – плоский запечатываемый материал
Натягивание сетки перед изготовлением трафаретной формы
Ручной карусельный станок трафаретной печати Поворотная крестовина для размещения трафаретных форм при многоцветной печати Стол для размещения запечатываемого материала
Полуавтоматическое устройство для запечатывания плоских материалов
Тафаретная печать Плоская форма – неплоский запечатываемый материал Трафаретный станок для печати на кривых поверхностях
Ротационная трафаретная печать Многокрасочная промышленная печать на текстильных материалах
Дупликатор. Ризограф
Способы печати с вещественой печатной формы (традиционная печать) • Высокая печать • Глубокая печать • Плоская печать (офсетная) • Трафаретная печать
Ротационная печать
Основные этапы допечатной и печатной обработки
Цифровые печатные аппараты. Классификация Технология Тонерные Струйные Производительность и ресурс Офисные Студийные (печатный салон) Промышленные (ЦПМ) Форма замечатываемого носителя Листовые Рулонные Твердые листы тощиной свыше 1 мм Объемная: трехмерные изделия Материал запечатываемого носителя Традиционный для полиграфии; Специализированный для данной технологии; Конструкционные материалы; Формат А 4, А 4+; А 3, А 3+, ширина рулона до 320 мм А 2 и более, ширина рулона свыше 320 мм; широкорулонные.
Общие особенности способа цифровой печати Главное существенное свойство цифровой печати – отсутствие вещественного носителя тиражируемого изображения – формы. В тонерной печати на цилиндре со специальным покрытием непосредственно перед каждым циклом печати формируется изображение, переносимое на запечатываемый материал посредством красителя, называемого тонером. Это дает возможность менять изображение на каждом цикле непосредственно в процессе печати, т. е. каждый последующий оттиск может полностью отличаться от предыдущего. В струйной печати изображение для каждого конкретного оттиска вообще существует в полном объеме только в файле и формируется постепенно непосредственно на носителе. Оно постепенно «рисуется» на запечатываемом материале построчно с той или иной скоростью. Ширина строки записи и скорость вывода зависит от оборудования, материала и заданного разрешения записи. В этом технологии заменив воспроизводимый файл можно также полностью заменить изображение, выводимое на каждый очередной оттиск.
Печать с переменными данными Подборка в линию с печатью Поскольку при цифровой печати не создается единая печатная форма, появляются принципиально новые качества: Ø возможность персонализации или транзакционной печати (печать с переменными данными) Ø возможность осуществлять «подборку» многостраничных документов непосредственно в печатном процессе без привлечения соответствующих устройств.
Некоторые недостатки цифрового печати Другим следствием отсутствия формы, как материального объекта с фиксированными характеристиками, являются: • бóльшая, в сравнении с традиционной печатью, вероятность неидентичности оттисков при тиражировании одного и того же изображении, поскольку оно формируется каждый раз вновь. На промышленном оборудовании такие погрешности редки, но в студийном и офисном оборудовании встречаются. • ограничения в производительности машин цифровой печати, которые связаны с разрешением записи при формировании изображения. Время построения изображения в тонерной печати и вывода в струйной напрямую зависит от линиатуры записи, которая может быть ограничена конструктивными особенностями.
Цветовой охват машин цифровой печати несколько отличается от характерного для традиционной печати. Существуют особенности, а часто и ограничения при воспроизведении смесевых и «металлических» цветов по шкале Pantone, что требует дополнительного внимания от дизайнера. В печати жидким тонером и в струйной печати различными средствами на профессиональном оборудовании эти ограничения в основном преодолены. В технологии с сухим тонером ограничения остаются.
Стабильность технологического процесса Процессы цифровой печати пока не стандартизированы, что требует бóльшего внимания при выборе конкретного оборудования, запечатываемого материала и расходных материалов для реализации проекта. Наилучший вариант в самом начале работы определиться с этим выбором. Несмотря на значительный прогресс остаются ограничения на выполнение отделки и другой послепечатной обработки для «цифровых» оттисков.
Обязательные составляющие каждого способа печати Печатная форма Запечатываемый материал Печатная краска Воздействие для переноса краски с формы на запечатываемый материал • Закрепление краски на запечатываемом материале • •
Рекомендованная литература 1. Дэннел Дж. Вилсон «Основы офсетной печати» , из-во «ПРИНТ-МЕДИА центр» , Москва 2005 2. Хайди Толивер-Нигро «Технологии печати» , из-во «ПРИНТ -МЕДИА центр» , Москва 2006 3. Малколм Дж. Кейф «Послепечатные технологии» , из-во «ПРИНТ-МЕДИА центр» , Москва 2005 4. Н. Маргулова, С. Стефанов «Расходные материалы для офсетной печати» , из-во «Русский университет» , Москва, 2002. 5. С. Стефанов «Путеводитель в мире печатных технологий» , издат. фирма «УНИСЕРВ» , Москва, 2001. 6. Журнал «Полиграфия» , www. polimag. ru 7. Журнал «Курсив» , www. kursiv. ru 8. Журнал «Флексо+» , www. flexoplus. ru 9. Журнал «Publish» (издается на русском языке), www. publish. ru 10. Журнал «Компью. Арт» , www. compuart. ru 11. Журнал «Флексография и специальные виды печати»