темп и ритмика.ppt
- Количество слайдов: 9
Темп и ритмика Выполнила: студентка 2 курса факультете СИЯи. Л, группы РОМ-2, Баландина Анна
Темп речи – скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов). Относится к просодическим элементам и является одним из компонентов интонации. Темп речи зависит от индивидуальных черт говорящего, особенностей его эмоционального состояния и ситуации общения, стиля произношения. n n n Наблюдается зависимость между длиной речевой единицы и скоростью её произнесения (стремление к изохронности т. е. одинаковой длительности): чем длиннее слово или синтагма, тем меньше средняя длительность звука (слога) в них. (дом - синхрофазотрон) Темп речи может измеряться: числом произносимых в единицу времени (чаще всего в секунду) элементов речи; средней длительностью элемента. Длительность звуков измеряют в миллисекундах (мс). Индивидуальный темп имеет обычно диапазон: 60 -70 мс произнесения звука при быстром темпе и 150 -200 мс при медленном. Повышение темпа речи осуществляется за счёт сокращения длительности как гласных, так и согласных звуков(количественная редукция), в то время как снижение темпа достигается преимущественно путём увеличения длительности гласных. Темп может также пониматься как характеристика, определяющая степень артикуляторной напряжённости и слуховой отчётливости речи. При медленном темпе слова выступают в полных звуковых формах. В качестве интонационного средства темп речи выполняет функцию противопоставления более и менее важных компонентов высказывания.
Ритм – n n чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых и т. п. ), происходящее с определённой последовательностью, частотой; скорость протекания, совершения чего-либо. К особенностям ритмической базы относятся: характер выдоха - выдох при речеобразовании может быть плавным(как в русском языке) или толчкообразным(как в немецком). накопление и разрядка мускульной энергии при образовании слогов и других фонетических единиц. Мускульная энергия, накапливаемая перед началом звукопроизводства, может получать разрядку в плавном (слабом) отступе (конце производства звука) или в резком (сильном) отступе.
Теории слога n Теория мускульного напряжения выделяет слоги в зависимости от усиления и ослабления мускульного напряжения. Слог представляет собой «дугу» мускульного напряжения (усиление напряжения-вершина-спад). Звуковой поток, таким образом состоит из «дуг» . n Теория силы звука берет за основу акустический критерий слогообразования. Решающую роль играет звучность слога, то есть слышимость звука на расстоянии, его сила, интенсивность. В слоге имеется одни наиболее звучный звук – слогообразующий, он образует вершины динамики звука, а вокруг него группируются менее звучные, или неслоговые звуки. Эта теория близка к эспираторной теории, основанной на дифференциации вдоха, в которой так же выделяется два вида слогов: сонорные и эспираторные. Слог понимается как группа звуков, произносимая одним выдыхательным толчком, а границей слога является момент самого слабого выдыхания. Однако, согласно теории, количество слогов соответствует количеству выдохов, что не соответствует действительности. n
Ритмическая модель слова Для формирования ударения в русском языке крайне важно, как соотносятся по длительности, интенсивности и другим параметрам друг с другом все гласные звуки в слове. Поэтому при описании русской ритмики говорят не только об ударном слоге или ударном гласном звуке, но о ритмической модели целого слова. Для обозначения ритмической модели (ритмической структуры) слова используют математическое обозначение в виде дроби, где числитель обозначает порядковый номер ударного в слове слога, а знаменатель - общее количество слогов в слове, например: напад`ать - нап`адать 3/3 2/3
Формула Потебни . . . 12311. . . 3 – ударный гласный 2 – гласный в первом предударном слоге или в начальном неприкрытом безударном слоге, а также гласный звук конечного безударного открытого слога 1 – гласные звуки во всех других безударных слогах. . . – слоги в многосложных словах
Фонетическое слово – n группа слогов, объединенная одним ударением. Ударный слог объединяет слоги в рамках слова тем, что качество, интенсивность и длительность гласных в безударных слогах зависят от их местоположения по отношению к этому ударному слогу. Именно эти параметры гласных звуков в слове составляют сущность явления, которое называется редукцией звука. Такой механизм образования ударения в русском языке позволяет правильно делить слитную речь на слова: на дор`ожке - н`адо р`ожки - н`а, Дор`ожкин. Фонетическое слово не всегда совпадает с написанным или "словарным" словом. Сочетания самостоятельных частей речи со служебными считаются одним фонетическим словом, если служебные части речи в этом сочетании не имеют ударения, поэтому в транскрипции эти слова пишутся вместе: на шкаф - [на-шк`аф]; под гору - [п`од-гъру]; узнать бы - [узн`ат‘-бы]; жарко ведь [ж`аркъ-в'ьт'].
Редукция n n n В целом для русского языка можно утверждать, что в неударных позициях гласные звуки произносятся менее напряженно, менее энергично (с учетом общих тенденций построения фонетического слова). Говорящий как бы экономит на этих гласных свои произносительные усилия, редуцирует (уменьшает) мускульные затраты, необходимые для их производства. При этом одни гласные звуки произносятся короче, чем когда они стоят в ударном слоге (это явление называется количественной редукцией гласных звуков) бискв. Ит, вблиз. И, виз. Ирь, а другие произносятся - не только короче, но и с изменением качества своего звучания (это явление называется качественной редукцией). мягковата [м'ьхкав`ата], леденец [л'ьд'ин'`ец], вечереть [в'ьч'ир'`ет']
Спасибо за внимание!