Скачать презентацию ТЕМНЫЕ ВЕКА КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ Теоцентризм Скачать презентацию ТЕМНЫЕ ВЕКА КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ Теоцентризм

Средние века.ppt

  • Количество слайдов: 25

 «ТЕМНЫЕ ВЕКА» КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ. «ТЕМНЫЕ ВЕКА» КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ.

Теоцентризм Символизм, Аллегоризм, Универсализм, Анонимность Неоднородность Схоластика- от. греч. школьный Философия рационального обоснования и Теоцентризм Символизм, Аллегоризм, Универсализм, Анонимность Неоднородность Схоластика- от. греч. школьный Философия рационального обоснования и систематизации христианского вероучения Народный эпос- сага, поэма. Куртуазная литературароманы, повести, песни, канцоны Данте Алигьери. «Божественная комедия» Икона Статуя Фреска Рельеф Мозаика Резьба Книжная Миниатюра Отражение красоты божественного миропорядка. Стили Романский, Готический Развлекательный- пляски. фокусы, жонглеры, акробаты Светский- буффонада. Фарс Церковный- миракли, мистерии Церковная Светская Григорианский Трубадуры хорал Труверы Миннезингеры

ВОЗНИКНОВЕНИЕ КУЛЬТУРЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. Предпосылки 1 Кризис полисной системы 2 Переоценка античных ценностей 3 Необходимость ВОЗНИКНОВЕНИЕ КУЛЬТУРЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. Предпосылки 1 Кризис полисной системы 2 Переоценка античных ценностей 3 Необходимость содержательного учения Идеи. Бог созидатель всех вещей и человека. Человек грешен, земная жизнь ничтожна по сравнению с с небесной. Ожидание пришествия мессии( избавителя).

ВИЗАНТИЯ- «ИМПЕРИЯ РОМЕЕВ» «Единая власть, единая вера, единый закон» Идеология Основные черты культуры Христианство, ВИЗАНТИЯ- «ИМПЕРИЯ РОМЕЕВ» «Единая власть, единая вера, единый закон» Идеология Основные черты культуры Христианство, как официальная религия Императорская власть, как оплот незыблемости традиций Ц. Сан-Витале в Равенне Религиозность Традиционализм Каноничность Символизм Дидактичность Единство школ Востока и античности Завоевания византийского искусства. 1 Сохранение античных традиций 2 Утверждение ценности духовной красоты 3 Разработка канона храмовых изображений. 4 Создание новых архитектурных форм и системы декоративных украшений Император Юстиниан со свитой. Мозаика храма св. Софии в Константинополе

ВИЗАНТИЙСКАЯ АРХИТЕКТУРА Небо - свод и купол. Рай - алтарь. Земля - пол. Ад ВИЗАНТИЙСКАЯ АРХИТЕКТУРА Небо - свод и купол. Рай - алтарь. Земля - пол. Ад - западная часть. ХРАМ СВЯТОЙ СОФИИ Символ византийской архитектуры VI века. Торжество христианской религии Воплощение могущества империи Отражение единства земной и небесной власти « Совершенно непонятным образом держится в воздухе это воздушное строение, как будто не на прочной основе, а на золотом канате свисает с неба…» Прокопий Кесарийский (VI в)

Характерные черты базилики Согласно христианским правилам, храм должен быть продолговатым, как корабль, обращенным на Характерные черты базилики Согласно христианским правилам, храм должен быть продолговатым, как корабль, обращенным на восток (в сторону Иерусалима, где ожидалось Второе пришествие Христа) и иметь в восточной части помещение для алтаря. • Внутреннее помещение делится колоннами на продольные проходы-нефы (от греч. «неус» «корабль» ) • Центральная часть обычно делалась высокой и перекрывалась двускатной крышей нефы • Окна располагались в верхней, возвышающейся части среднего нефа и обеспечивали хорошую и равномерную освещенность

К Х веку сложился особый тип храма – крестово-купольный Обычно христианский храм был устроен К Х веку сложился особый тип храма – крестово-купольный Обычно христианский храм был устроен так: в центре стояли 4 опоры, соединённые арками. На эти арки опирался пустой изнутри цилиндр ("барабан"), на который устанавливали большой купол. Между опорами барабана в виде креста расходились проходы, которые то же прикрывались куполами или сводами. Поэтому при взгляде сверху такой храм напоминал крест.

ВИЗАНТИЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ. МОЗАИКА (от итал. - смесь) Влияние эллинистического искусства. Выражение идеи единства небесной ВИЗАНТИЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ. МОЗАИКА (от итал. - смесь) Влияние эллинистического искусства. Выражение идеи единства небесной и земной властей. Декоративность. Совершенство композиции. Органическое соединение с архитектурой. ИКОНА (от греч. - образ) Перед возвышенным образом наше мышление должно устремляться в духовном порыве к невидимому величию божества. Дионисий Ареопагит. Епископ. Условность, символизм. Неповторимая индивидуальность, глубокая человечность, душевная Книжная миниатюра. чистота образа. Завершенность композиции(эффект картинности). Регламентация цветовой гаммы. Сочетание традиций Востока( пестрота красок, Тематическое разнообразие. четкость контуров, вытянутость плоских силуэтов), и античности (ювелирная разработка деталей, мягкость и пластичность изображений).

ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, СРЕДНЕВЕКОВЬЯ • Эпос- хранитель коллективной памяти об историческом прошлом, выразитель идеалов ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, СРЕДНЕВЕКОВЬЯ • Эпос- хранитель коллективной памяти об историческом прошлом, выразитель идеалов и эстетических ценностей народа. ФРАНЦИЯ « ПЕСНЬ О РОЛАНДЕ» . ( кон. XIв. ) «Полны чудес сказанья давно минувших дней, Про громкие деянья былых богатырей» . ГЕРМАНИЯ «ПЕСНЬ О НИБЕЛУНГАХ» около 1200 г. Историческая основа – разгром гуннами Бургундского королевства в 437 г. , гибель правителя Атиллы. Историческая основа- война Франции под руководством Карла Великого с испанскими сарацинами(арабами)778. Главный герой- Роланд, идеал доблестного рыцаря, верного Главный герой - Зигфрид, отважный сильный рыцарь, вассала короля, патриота. сказочный богатырь. Реалистичность, историзм поэмы Отражение в поэме идеалов феодального общества (вассальная верность сюзерену, воинская доблесть и Выражение общенародного взгляда на исторические события честь, рыцарское служение даме. Соединение патриотического и религиозного в идейном замысле поэмы( борьба христианского и мусульманского Осуждение братоубийственных распрей и дикого разгула страстей миров ИСПАНИЯ «ПЕСНЬ О МОЕМ СИДЕ» ок. 1207. Историческая основа –подвиги знаменитого испанского полководца. XIв. – Родриго Диаса( Сид- от араб. sidiгосподин). Главный герой – Сид- воплощение народного нравственно –героического идеала: патриотизм, боевая дружба, благородство, мудрость, щедрость. Основной конфликт-противостояние короля и героя. Близость поэмы к исторической основе- борьба с маврами( реконкиста) , отсутствие сказочных и мифологических элементов

Каролингское Возрождение • • • Каролингское Возрождение • • • "Каролингское возрождение", "Каролингский ренессанс", культурный подъем в империи Карла Великого и королевствах династии Каролингов в 8— 9 вв. Выразился в организации новых школ, привлечении к королевскому двору ряда образованных деятелей, внимании к античной литературе и светским знаниям, в развитии изобразительного искусства и архитектуры. Центром ""Каролингское возрождения"" был своеобразный кружок при дворе Карла Великого, так называемая "Академия", которой руководил Алкуин. В кружке участвовали Карл Великий, его биограф Эйнгард.

РОМАНСКАЯ КУЛЬТУРА (XI- сер. XII вв. ) (romanus – от лат. «римский» ) Архитектура. РОМАНСКАЯ КУЛЬТУРА (XI- сер. XII вв. ) (romanus – от лат. «римский» ) Архитектура. • • Собор в Вормсе Отражение идеи отрешенности от земных благ во имя грядущего спасения. Устремленность ввысь внешних форм, огромная высота интерьеров Массивность и тяжеловесность стен и опор. Мотив полукруглой арки, как детали конструкции и декора.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ РОМАНСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ РОМАНСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ

НАЦИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ ФРАНЦУЗСКАЯ РОМАНИКА ИТАЛЬЯНСКАЯ РОМАНИКА Гармония в сочетании геометрических форм с НАЦИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ ФРАНЦУЗСКАЯ РОМАНИКА ИТАЛЬЯНСКАЯ РОМАНИКА Гармония в сочетании геометрических форм с пластикой фасада. Монументальность, в сочетании с пышностью наружного убранства

НЕМЕЦКАЯ РОМАНИКА Величественность цилиндрических башен с шатровым завершением. НЕМЕЦКАЯ РОМАНИКА Величественность цилиндрических башен с шатровым завершением.

РОМАНСКАЯ СКУЛЬПТУРА И ЖИВОПИСЬ • Подчинение складу и ритму архитектуры. • Идеализация духовного начала РОМАНСКАЯ СКУЛЬПТУРА И ЖИВОПИСЬ • Подчинение складу и ритму архитектуры. • Идеализация духовного начала • Мистический религиозный характер • Поучительный смысл сцен и сюжетов • Деформированность и непропорциональность фигур( рельефы) • Плоскостное изображение. • Яркая декоративность( фрески и витражи) Тимпан портала в Отене

ГОТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (XII-XV вв. ). gothigue – от фр. « свойственно готам» АРХИТЕКТУРА Собор, ГОТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (XII-XV вв. ). gothigue – от фр. « свойственно готам» АРХИТЕКТУРА Собор, как отражение религиозномистической философии. Совершенствование строительной техники. Величественность, одухотворенность, устремленность ввысь. Мотив стрельчатой арки. Простор, торжественность интерьера. Высота внутреннего пространства Обилие скульптурных декоративных деталей.

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ… ГОТИКА… • • Легкий высокий стрельчатый свод Просторные залы, сквозные галереи С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ… ГОТИКА… • • Легкий высокий стрельчатый свод Просторные залы, сквозные галереи Множество окон Стрельчатые арки Церковь аббатства СЕН-ДЕНИ- 1137 г.

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГОТИЧЕСКИХ СОБОРОВ КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГОТИЧЕСКИХ СОБОРОВ

ГОТИЧЕСКАЯ ЕВРОПА. «КЛАССИЧЕСКАЯ» ФРАНЦИЯ. Нотрдам-де-Пари «СЕЛЬСКАЯ» АНГЛИЯ. Собор в Солсбери Собор в Уэльсе « ГОТИЧЕСКАЯ ЕВРОПА. «КЛАССИЧЕСКАЯ» ФРАНЦИЯ. Нотрдам-де-Пари «СЕЛЬСКАЯ» АНГЛИЯ. Собор в Солсбери Собор в Уэльсе « КИРПИЧНАЯ» ГЕРМАНИЯ. «НЕГОТИЧНАЯ» ГОТИКА ИТАЛИИ. Ц. Санта-Кроче во Флоренции Кельнский собор Ц. Санта Мария Новелла во Флоренции Миланский собор

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ГОТИКИ ЖИВОПИСЬ Витраж, как усиление эмоциональности и зрелищности архитектуры. Книжная миниатюра, как ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ГОТИКИ ЖИВОПИСЬ Витраж, как усиление эмоциональности и зрелищности архитектуры. Книжная миниатюра, как «энциклопедия средневекового уклада жизни» . СКУЛЬПТУРА. Тесная связь с архитектурой. Эмоциональность, драматизм, экспрессия. Самостоятельность скульптурных композиций. Определенное местоположение скульптурных сюжетов согласно церковному канону. S – образный изгиб фигуры.

ИЗЯЩЕСТВО СРЕДНЕВЕКОВОЙ МИНИАТЮРЫ. Миниатюра- от латин. - minium-» красивый. • • • «Роскошный часослов ИЗЯЩЕСТВО СРЕДНЕВЕКОВОЙ МИНИАТЮРЫ. Миниатюра- от латин. - minium-» красивый. • • • «Роскошный часослов Герцога Баррийского» Братья Лимбург. • Миниатюра- произведение искусства малых размеров, отличающееся особо тонкой манерой рисунка. Насыщенность реалистическими деталями и бытовыми подробностями. Завершенность композиции, усиление жанровости( эффект картинности) Многофункциональность композиции, правильная перспектива. Особый выразительный язык: Четкость контуров, пестрота красок, тонкость извилистых линий, филигранность ажурного узора. Мастерство в передаче механики человеческого тела и световоздушной среды.

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ТЕАТР. РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ТЕАТР IX-Xвв. Жонглеры, акробаты, фокусники дрессировщики, канатоходцы ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ДРАМА XI век. СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ТЕАТР. РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ТЕАТР IX-Xвв. Жонглеры, акробаты, фокусники дрессировщики, канатоходцы ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ДРАМА XI век. МИСТЕРИЯ -XIII век. ( от греч- тайна. Жанр религиозного театра. Изысканное развлекательное зрелище) Эпическая широта и размах. ( богослужебная инсценировка) Темы: религия, история, современная жизнь. Песнопение на латыни. Скромность бутафории. « Актеры» - духовные лица «Сцена» - алтарь. Применение технических трюков, костюмерия. МИРАКЛЬ -XIIв. ( от франц. - чудо. Костюмированное представление о чудодействах Богоматери и святых). Тема борьбы Неба и ада за душу грешника. Назидательность. « Актеры» - горожане. « Сцена» - городская площадь Массовость( около 300 актеров, около 6000 зрителей) СВЕТСКИЙ ТЕАТР XIV-XV веков. Комические пьесы. comen- от фр. - «дурачество Фарсы- от франц. – « фарш» , «начинка» . Инсценировка бытовых ситуаций Постоянство амплуа( монах- плут, крестьянин – простак, врач – шарлатан и др. ) Особое устройство сцены. Совершенствование актерской игры.