Скачать презентацию Тематическое направле ПУТЬ Сделай шаг и дорога появится Скачать презентацию Тематическое направле ПУТЬ Сделай шаг и дорога появится

ПУТЬ.pptx

  • Количество слайдов: 27

Тематическое направле «ПУТЬ» Сделай шаг, и дорога появится сам Ст Тематическое направле «ПУТЬ» Сделай шаг, и дорога появится сам Ст

Формулировка задания Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение Формулировка задания Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов (примерно 2 -2, 5 листа размера А 4). Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал). Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности. Сочинение пишите чётко и разборчиво. При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

Критерии оценивания сочинения Критерий 1. Соответствие теме Критерий 2. Аргументация. Привлечение литературного материала Критерий Критерии оценивания сочинения Критерий 1. Соответствие теме Критерий 2. Аргументация. Привлечение литературного материала Критерий 3. Композиция и логика рассуждения Критерий 4. Качество письменной речи Критерий 5. Грамотность

Короткая характеристика направления Направление «Путь» актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь» , нацеливая Короткая характеристика направления Направление «Путь» актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь» , нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств её достижения. (Путь к успеху, к себе, в никуда; любовь к путешествию, странничество; духовные искания).

Художественные произведения А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» . Н. М. Карамзин Художественные произведения А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» . Н. М. Карамзин «Письма русского путешественника» . И. А. Гончаров «Фрегат ”Паллада“» . А. С. Пушкин «Капитанская дочка» , лирика. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» , лирика. Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» . Л. Н. Толстой «Война и мир» . Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» . А. М. Горький «Макар Чудра» , «Старуха Изергиль» . М. А. «Судьба человека» . В. Быков «Сотников» , «Альпийская баллада» , «Дожить В. до рассвета» Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие» , «В списках не значился» .

Тема-вопрос (вопросительное предложение) Зачем люди отправляются в путь? • О чём писать: путешествующий герой. Тема-вопрос (вопросительное предложение) Зачем люди отправляются в путь? • О чём писать: путешествующий герой. • Конкретизация вопроса: каковы мотивы путешествия, какой путь проходит герой чего достигает герой? • Объем темы, выбор автора(-ов), выбор произведений и художественных образов для анализа: Гринёв из романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» , Евгений Онегин из одноимённого романа А. С. Пушкина, Герои романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Герои романа И. А. Гончарова «Обломов» и т. д. .

Осторожно: метафоры! О чём рассказала дорога? • О чём писать: путешествие героя. • Конкретизация Осторожно: метафоры! О чём рассказала дорога? • О чём писать: путешествие героя. • Конкретизация вопроса: что происходит с героем в дороге, каким герой видит мир, что открывает для себя герой?

Зачем пишется вступление? Разъяснение ключевого понятия темы (эмоциональное , на уровне понятия и т. Зачем пишется вступление? Разъяснение ключевого понятия темы (эмоциональное , на уровне понятия и т. д. ) Формулировка основной мысли. Если пишешь по одному произведению, то указать его.

Вступление 1 Истолкование значения слова Слово путь, помимо своего прямого значения дорога, место, линия Вступление 1 Истолкование значения слова Слово путь, помимо своего прямого значения дорога, место, линия в пространстве, где происходит передвижение, наделено множеством метафорических: жизненный путь, последний путь; встретить препятствия на своём пути, идти окольным путём, сойти со своего пути; пробить себе путь, встать на путь — начать действовать или развиваться в какомл. направлении. А сколько определений можно подобрать к этому слову! Боевой, большой, великий, короткий, лёгкий, крутой, окольный, скользкий, собственный, порочный, проверенный, прямой, роковой, тернистый, трудовой. Каждый человек проходит и осмысляет свой путь.

Вступление 2. Перечисление фактов «Долго ль мне гулять на свете то в коляске, то Вступление 2. Перечисление фактов «Долго ль мне гулять на свете то в коляске, то верхом. . ? » – задавался вопросом А. С. Пушкин. «Просёлочным путём люблю скакать в телеге» , – признавался лирический герой М. Ю. Лермонтова. В странствие по Руси в поисках счастливого отправил своих героев Н. А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» . Н. В. Гоголь в поэме «Мёртвые души» создал незабываемый образ птицы-тройки, несущейся через время и пространство… Почему мотив путешествия так притягателен для поэтов и писателей? Почему литературные герои снова отправляются в путь? Вводим основную мысль

Вступление 3 Жизненные впечатления Почти все сказки, которые мы даже не читали, а слушали Вступление 3 Жизненные впечатления Почти все сказки, которые мы даже не читали, а слушали в детстве, начинаются с того, что герой отправляется в путь-дороженьку. Это самый древний и самый распространённый сюжет в фольклоре и литературе. Очевидно, в представлении людей познание жизни, окружающего мира, своей судьбы неразрывно связано с образом дороги. Мотив пути звучит и в романе _____ «____» . Основная мысль.

Вступление 4 Литературное Слово «путь» многозначное. Это не только отрезок пространства между какими-либо пунктами, Вступление 4 Литературное Слово «путь» многозначное. Это не только отрезок пространства между какими-либо пунктами, но и этапы жизни как одного человека, так и целой нации. Проходя свой путь, герой романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Пётр Гринёв становится личностью.

Вступление 5 Философское размышление В литературе образ пути стал ёмкой метафорой жизни. Дорога обостряет Вступление 5 Философское размышление В литературе образ пути стал ёмкой метафорой жизни. Дорога обостряет внимание к миру, заставляет по-новому взглянуть на вещи, даёт возможность ощутить себя частицей бытия, задуматься о смысле существования, погрузиться в размышления.

Вступление 6 Цитатное Фрэнсису Бэкону принадлежит интересная мысль: «Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, Вступление 6 Цитатное Фрэнсису Бэкону принадлежит интересная мысль: «Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути» . Понять метафору несложно, но как трудно воплотить в жизнь истину о том, что … • Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу О Генри • У каждого из нас есть только одно истинное призвание – найти путь к самому себе Герман Гессе • Когда достигаешь цели, понимаешь, что путь и был целью Поль Валери • Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно Данте Алигьери

Общий план 2. (виды) Для чего герой отправляется в путь? Вступление: каждый должен пройти Общий план 2. (виды) Для чего герой отправляется в путь? Вступление: каждый должен пройти свой путь. Основная часть. 1. Герой осваивает новые жизненные горизонты, познаёт мир. 2. Герой проходит путь самопознания. 3. Герой проходит путь самосовершенствования, взросления Заключение: дорога – это путь к самому себе.

Образ дороги Внешний план Жизнь героя Начало пути. Порог. Распутье Встречи Препятствия Бездорожье Конечная Образ дороги Внешний план Жизнь героя Начало пути. Порог. Распутье Встречи Препятствия Бездорожье Конечная точка • • • Мотивы Выбор пути Обогащение опыта Испытание, укрепление Утрата нравственных ориентиров Обретения/тупик

Общий план 1. (этапы) В соответствии с сюжетом. Основная часть 1. Что побуждает героя Общий план 1. (этапы) В соответствии с сюжетом. Основная часть 1. Что побуждает героя отправиться в путь: неудовлетворённость жизнью, он изгнан, Что у него есть мечта, цель. при 2. Что происходит в пути. этом герой движется по намеченному плану, герой сбивается с пути, переживает ходит по замкнутому кругу, делает неожиданные открытия, заходит в тупик.

Основная часть Мотив путешествия характерен и для произведений XIX века. Вспомним, как возмутил спокойствие Основная часть Мотив путешествия характерен и для произведений XIX века. Вспомним, как возмутил спокойствие фамусовской Москвы приезд из-за границы Чацкого, который “три года не писал двух слов и грянул вдруг, как с облаков”. Не пробыв и суток в Москве, герой вынужден вновь уехать из старой столицы со словами: “Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, где оскорблённому есть чувству уголок…”

Основная часть Знакомство читателя с главным героем пушкинского романа «Евгений Онегин» происходит именно тогда, Основная часть Знакомство читателя с главным героем пушкинского романа «Евгений Онегин» происходит именно тогда, когда “молодой повеса” летит “в пыли на почтовых” в деревню к умирающему дяде. “Забав и роскоши дитя” бежит от высшего света в деревню. А через некоторое время, пресытившись помещичьей жизнью и испытывая угрызения совести от печального финала дуэли с Ленским, Онегин вновь отправляется в дорогу…

Основная часть Лермонтовский герой Григорий Александрович Печорин (роман «Герой нашего времени» ), метко названный Основная часть Лермонтовский герой Григорий Александрович Печорин (роман «Герой нашего времени» ), метко названный В. Г. Белинским “младшим братом Онегина”, не только путешествует (судьба заносит этого столичного аристократа то в Пятигорск, то в Кисловодск, то в казачью станицу, то “в скверный городишко” Тамань, то даже в Персию), но и умирает в дороге, “возвращаясь из Персии”.

Основная часть “Гений копейки” Павел Иванович Чичиков в первом томе поэмы Н. В. Гоголя Основная часть “Гений копейки” Павел Иванович Чичиков в первом томе поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» представлен как энергичный путешественник, совершающий сугубо меркантильную поездку по одной из российских губерний. В разрешённом цензурой издании даже название изменено “в дорожную сторону” — «Похождения Чичикова, или Мёртвые души» . А каким величественным представляется читателям поэмы «Мёртвые души» образ дороги, по которой, “что бойкая, необгонимая тройка”, несётся Русь! “…Грозно объемлет меня могучее пространство, — восклицает писатель. — … Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далёка тебя вижу…”

Основная часть Можно вспомнить, что с путешествия Аркадия Кирсанова из Петербурга в родовое имение Основная часть Можно вспомнить, что с путешествия Аркадия Кирсанова из Петербурга в родовое имение Марьино и с его поездки по родным местам (вместе с ним приезжает университетский товарищ Евгений Базаров) начинается роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» . Да и в течение всего действия произведения друзья недолго остаются на одном месте: едут то в губернский город, то в имение Анны Сергеевны Одинцовой, то в гости к старикам Базаровым, а затем вновь возвращаются в поместье Николая Петровича Кирсанова. Этим писатель словно подчёркивает их неуёмную молодую энергию, жажду узнавания нового, в отличие от поколения “отцов”, которые, в силу возраста и привычки к размеренному укладу жизни, по меткому выражению Арины Власьевны Базаровой, “как опёнки на дупле, сидят рядком и ни с места”.

Основная часть С выхода из тесной каморки и бесцельного блуждания по “серединным” петербургским улицам, Основная часть С выхода из тесной каморки и бесцельного блуждания по “серединным” петербургским улицам, на которых сосредоточены доходные дома и грязные распивочные, героя Достоевского Родиона Раскольникова берёт начало роман «Преступление и наказание» . И вообще писатель, болеющий душой за “униженных и оскорблённых”, нередко разворачивает действие на фоне городского пейзажа летнего Петербурга, где “жара стоит невыносимая… пыль, кирпич, известняк… вонь из лавочек и распивочных” и где “люди так и кишат”, словно “чувство глубочайшего омерзения” толкает их покинуть свои убогие, нищие “углы” и, выйдя в город, слиться с толпой “всякого сорта промышленников и лохмотников”.

Основная часть Для многих героев русской литературы XIX века дорога, путешествия являются неотъемлемой частью Основная часть Для многих героев русской литературы XIX века дорога, путешествия являются неотъемлемой частью жизни, и, может быть, именно поэтому умный, добрый, но вялый и бездеятельный Илья Ильич Обломов в одноимённом романе И. А. Гончарова выглядит атипично (не случайно в произведении показан его антипод — энергичный, постоянно находящийся в движении Андрей Штольц), а критики называют Обломова “лишним человеком среди лишних людей”.

Заключение Куда бы и зачем бы мы ни шли, мы всегда идём к себе. Заключение Куда бы и зачем бы мы ни шли, мы всегда идём к себе. Ведь даже охота к перемене мест, страсть к путешествиям вызваны не только и не всегда любознательностью путешественника, азартом следопыта, тягой к скитаниям странника и набожностью богомольца. Всё это, разумеется, есть, но за всей этой неусидчивостью на одном месте, внешней неугомонностью кроется ещё и внутренняя неуспокоенность — поиск себя, испытание своих возможностей, забрасывание лота внутрь себя и измерение своей собственной глубины. . .

Путь поиска, познания, духовных исканий Каковы цель и смысл жизни человека? Как достичь цели Путь поиска, познания, духовных исканий Каковы цель и смысл жизни человека? Как достичь цели своей жизни? Какую жизнь можно считать прожитой не зря? Как противостоять ударам судьбы? Подлинные и мнимые ценности в жизни человека. Всегда ли цель оправдывает средства? Проблема ложной цели в жизни. «Жизнь скучна без нравственной цели…» (Ф. М. Достоевский). «Жить нужно не для себя и не для других, а со всеми и для всех…» (Н. Фёдоров). Поиски нравственного идеала в литературе.

Чем отличается путь в одиночку и путь вместе с кем-то? В жизни каждого человека Чем отличается путь в одиночку и путь вместе с кем-то? В жизни каждого человека бывают такие мгновения, когда хочется выйти на простор и отправиться в «прекрасное далеко» …